СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП СОО.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.

Изучение русского языка способствует усвоению обучающимися традиционных российских духовно-нравственных ценностей; воспитанию нравственности, любви к Родине, ценностного отношения к русскому языку; формированию интереса и уважения к языкам и культурам народов России и мира; развитию эмоционального интеллекта, способности понимать и уважать мнение других людей.

 Русский язык, обеспечивая коммуникативное развитие обучающихся, является в школе не только предметом изучения, но и средством овладения другими учебными дисциплинами в сфере гуманитарных, естественных, математических и других наук. Владение русским языком оказывает непосредственное воздействие на качество усвоения других учебных предметов, на процессы формирования универсальных интеллектуальных умений, навыков самоорганизации и самоконтроля.

Свободное владение русским языком является основой социализации личности, способной к успешному речевому взаимодействию и социальному сотрудничеству в повседневной и профессиональной деятельности в условиях многонационального государства.

Программа по русскому языку реализуется на уровне среднего общего образования, когда на предыдущем уровне общего образования освоены основные теоретические знания о языке и речи, сформированы соответствующие умения и навыки, направлен в большей степени на совершенствование умений эффективно пользоваться языком в разных условиях общения, повышение речевой культуры обучающихся, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка.

Системообразующей доминантой содержания программы по русскому языку является направленность на полноценное овладение культурой речи во всех её аспектах (нормативном, коммуникативном и этическом), на развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебно-научной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности.

Важнейшей составляющей учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования являются элементы содержания, ориентированные на формирование и развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся – способности свободно использовать навыки чтения с целью извлечения информации из текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.) для их понимания, сжатия, трансформации, интерпретации и использования в практической деятельности.

В соответствии с принципом преемственности изучение русского языка на уровне среднего общего образования основывается на тех знаниях и компетенциях, которые сформированы на начальном общем и основном общем уровнях общего образования, и предусматривает систематизацию знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях; знаний о тексте, включая тексты новых форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.).

В содержании программы выделяются три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная стилистика. Культура речи».

Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего образования обеспечивает общекультурный уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего образования.



ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»



Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

  • осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения на основе расширения представлений о функциях русского языка в России и мире; о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; формирование ценностного отношения к русскому языку;

  • овладение русским языком как инструментом личностного развития и формирования социальных взаимоотношений; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации;

  • совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики, формирование навыков нормативного употребления языковых единиц и расширение круга используемых языковых средств; совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;

  • развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.); совершенствование умений трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в практической деятельности;

  • обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней, умений применять правила орфографии и пунктуации, умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте;

  • обеспечение поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации, недопущения использования нецензурной лексики и иностранных слов, за исключением тех, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень которых содержится в нормативных словарях.






МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


На изучение русского языка в 10 классе среднего общего образования в учебном плане отводится – 34 часа (1 час в неделю).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»



Общие сведения о языке

Язык как знаковая система. Основные функции языка.

Лингвистика как наука.

Язык и культура.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, национальный язык русского народа, один из мировых языков.

Формы существования русского национального языка. Литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго. Роль литературного языка в обществе.

Язык и речь. Культура речи

Система языка. Культура речи

Система языка, её устройство, функционирование.

Культура речи как раздел лингвистики.

Языковая норма, её основные признаки и функции.

Виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические). Орфографические и пунктуационные правила (обзор, общее представление). Стилистические нормы современного русского литературного языка (общее представление).

Качества хорошей речи.

Основные виды словарей (обзор). Толковый словарь. Словарь омонимов. Словарь иностранных слов. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Словарь паронимов. Этимологический словарь. Диалектный словарь. Фразеологический словарь. Словообразовательный словарь. Орфографический словарь. Орфоэпический словарь. Словарь грамматических трудностей. Комплексный словарь.

Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы

Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Фонетический анализ слова. Изобразительно-выразительные средства фонетики (повторение, обобщение).

Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов. Нормы ударения в современном литературном русском языке.

Лексикология и фразеология. Лексические нормы

Лексикология и фразеология как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Лексический анализ слова. Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение (повторение, обобщение).

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Многозначные слова и омонимы, их уотребление. Синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Иноязычные слова и их употребление. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм.

Функционально-стилистическая окраска слова. Лексика общеупотребительная, разговорная и книжная. Особенности употребления.

Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Лексика нейтральная, высокая, сниженная. Эмоционально-оценочная окраска слова (неодобрительное, ласкательное, шутливое и пр.). Особенности употребления.

Фразеология русского языка (повторение, обобщение). Крылатые слова.

Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы

Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Морфемный и словообразовательный анализ слова. Словообразовательные трудности (обзор). Особенности употребления сложносокращённых слов (аббревиатур).

Морфология. Морфологические нормы

Морфология как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Морфологический анализ слова. Особенности употребления в тексте слов разных частей речи.

Морфологические нормы современного русского литературного языка (общее представление).

Основные нормы употребления имён существительных: форм рода, числа, падежа.

Основные нормы употребления имён прилагательных: форм степеней сравнения, краткой формы.

Основные нормы употребления количественных, порядковых и собирательных числительных.

Основные нормы употребления местоимений: формы 3-го лица личных местоимений, возвратного местоимения себя.

Основные нормы употребления глаголов: некоторых личных форм (типа победить, убедить, выздороветь), возвратных и невозвратных глаголов; образования некоторых глагольных форм: форм прошедшего времени с суффиксом -ну-, форм повелительного наклонения.

Орфография. Основные правила орфографии

Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Принципы и разделы русской орфографии. Правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов.

Орфографические правила. Правописание гласных и согласных в корне.

Употребление разделительных ъ и ь.

Правописание приставок. Буквы ы – и после приставок.

Правописание суффиксов.

Правописание н и нн в словах различных частей речи.

Правописание не и ни.

Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов.

Слитное, дефисное и раздельное написание слов.


Речь. Речевое общение

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности (повторение, обобщение).

Речевое общение и его виды. Основные сферы речевого общения. Речевая ситуация и её компоненты (адресант и адресат; мотивы и цели, предмет и тема речи; условия общения).

Речевой этикет. Основные функции речевого этикета (установление и поддержание контакта, демонстрация доброжелательности и вежливости, уважительного отношения говорящего к партнёру и др.). Устойчивые формулы русского речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и т. п.

Публичное выступление и его особенности. Тема, цель, основной тезис (основная мысль), план и композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учётом его цели, особенностей адресата, ситуации общения.

Текст. Информационно-смысловая переработка текста

Текст, его основные признаки (повторение, обобщение).

Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее представление).

Информативность текста. Виды информации в тексте. Информационно-смысловая переработка прочитанного текста, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанного текста.

План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Личностные результаты освоения обучающимися программы по русскому языку на уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения; взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

  • сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

  • осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

  • принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке;

  • готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

  • готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;

  • умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

  • готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.

2) патриотического воспитания:

  • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;

  • идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу.

3) духовно-нравственного воспитания:

  • осознание духовных ценностей российского народа;

  • сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;

  • способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

  • осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

  • ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.

4) эстетического воспитания:

  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

  • способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

  • убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;

  • готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку.

5) физического воспитания:

  • сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

  • потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

  • активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.

6) трудового воспитания:

  • готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

  • готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка;

  • интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

  • готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.

7) экологического воспитания:

  • сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

  • планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;

  • расширение опыта деятельности экологической направленности.

8) ценности научного познания:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

  • совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

  • осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально и в группе.

В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы по русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

  • самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

  • саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;

  • внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

  • эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;

  • социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.

В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;

  • устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров;

  • определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

  • выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;

  • разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;

  • вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому языку;

  • развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

  • формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях;

  • выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;

  • анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

  • давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;

  • уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

  • уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия — в профессиональную среду;

  • выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

  • создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие);

  • оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;

  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.

У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

  • осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;

  • пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

  • владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог;

  • развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

  • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

  • расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

  • делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;

  • оценивать приобретённый опыт;

  • стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

  • давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

  • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

  • уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;

  • принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

  • принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

  • признавать своё право и право других на ошибку;

  • развивать способность видеть мир с позиции другого человека.

У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

  • выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

  • принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

  • оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

  • предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.





ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по русскому языку:

Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о лингвистике как науке.

Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику, отражающую традиционные российские духовно-нравственные ценности в художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других); комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры народа (в рамках изученного).

Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, одного из мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 1 июня 2005 г.№ 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»» от 28.02.2023 № 52-ФЗ, Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»).

Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго), знать и характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти знания в речевой практике.

Язык и речь. Культура речи

Система языка. Культура речи

Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и уровни языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней языковой системы.

Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики.

Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи, приводить соответствующие примеры.

Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам современного русского литературного языка.

Иметь представление о языковой норме, её видах.

Использовать словари русского языка в учебной деятельности.

Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы

Выполнять фонетический анализ слова.

Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте.

Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, иноязычных слов.

Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка.

Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка.

Использовать орфоэпический словарь.

Лексикология и фразеология. Лексические нормы

Выполнять лексический анализ слова.

Определять изобразительно-выразительные средства лексики.

Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка.

Соблюдать лексические нормы.

Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики.

Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов; словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь.

Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы

Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова.

Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения особенностей употребления сложносокращённых слов (аббревиатур).

Использовать словообразовательный словарь.

Морфология. Морфологические нормы

Выполнять морфологический анализ слова.

Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи.

Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения морфологических норм современного русского литературного языка.

Соблюдать морфологические нормы.

Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев употребления имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного).

Использовать словарь грамматических трудностей, справочники.

Орфография. Основные правила орфографии

Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии.

Выполнять орфографический анализ слова.

Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в рамках изученного).

Соблюдать правила орфографии.

Использовать орфографические словари.

Речь. Речевое общение

Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объём устных монологических высказываний — не менее 100 слов; объём диалогического высказывания — не менее 7—8 реплик).

Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач.

Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов).

Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов).

Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другим; использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, повседневном общении, интернет-коммуникации.

Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации.

Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка.

Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Текст. Информационно-смысловая переработка текста

Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной в нём информации в речевой практике.

Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух.

Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.

Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов).

Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов).

Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия и другие).

Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические, грамматические и речевые ошибки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Дополнительная информация


Всего


Контрольные работы


Практические работы


Раздел 1. Общие сведения о языке

1.1

Слово о русском языке.

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc



1.2

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Работа с толковыми словарями. Изобразительно- выразительные средства языка. Входной контроль

1

1


Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc



1.3

Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Работа со словарями

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc



1.4

Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Работа со словарями.

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc



1.5

Происхождение лексики современного русского языка. Роль старославянизмов в создании текстов высокого стиля. Лингвистический анализ текста А.С.Пушкина “Пророк” или “Воспоминания в Царском Селе”.

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc



1.6.

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Окказиональные слова (индивидуально- авторские неологизмы). Анализ произведений Н.В.Гоголя, М. Е. Салтыкова - Щедрина, писателей - символистов.

1






Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc



1.7

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеологические словари.

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc



1.8

Диктант или лингвистический анализ текста

1

1




Итого по разделу

8


Раздел 2. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы

2.1

Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Орфоэпия.

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc



2.2

Ударение. Типы ударения. Словесное ударение.

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc



Итого по разделу

2


Раздел 3. Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы

3.1

Состав слова. Морфемный разбор слова. Словообразование. Словообразовательный разбор слова.

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bac




3.2

Р/р Изложение с творческим заданием.

1

1


Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


Итого по разделу

2


РАЗДЕЛ 4. Морфология. Орфография.

4.1

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова.

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


4.2

Употребление гласных после шипящих: в корне,в окончании и в суффиксе слова. Употребление гласных после Ц: в корне слова, в окончании, в суффиксе. Употребление буквыЭ, Ё,Е и окончания ЙО в различных морфемах.

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


4.3

Контрольная работа по теме «Морфемика. Словообразование»

1

1




4.4

Правописание звонких и глухих согласных.Правописание непроизносимых согласных. Правописание двойных согласных.

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


4.5

Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок на согласную.Употребление Ъ и Ь знаков. Употребление прописных букв. Правила переноса.

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


4.6

Контрольная работа по теме «Орфографические нормы»

1

1


Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


4.7

Имя существительное как часть речи.Морфологический разбор имени существительного.

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


4.8

Правописание падежных окончаний имён существительных. Гласные в суффиксах имён существительных.

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


4.9

Правописание сложных имён существительных.

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


4.10

Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного. Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных. Правописание сложных имён прилагательных.

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


4.11

Диктант по теме «Пунктуация»

1

1




4.12

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор.

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


4.13

Склонение имён числительных и их правописание. Употребление имён числительных в речи

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


4.14

Контрольная работа по теме «Грамматика»

1

1




4.15

Местоимение как часть речи. Морфологический разбор и правописание местоимений.

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


4.16

Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов. Причастие как глагольная форма. Образование причастий. Морфологический разбор причастий. Правописание суффиксов причастий. Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных.

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


4.17

Комплексный анализ текста

1

1




4.18

Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий.

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


4.19

Наречие как часть речи. Слова категории состояния. Морфологический разбор. Правописание наречий.

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


4.20

Предлог и союз как служебная часть речи. Правописание предлогов. Правописание союзов. Морфологический разбор Частицы. Правописание частиц. Морфологический разбор.

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


4.21

Административный контрольный диктант

1

1




4.22

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий.

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


Итого по разделу

22





Общее количество по программе

34





















ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Слово о русском языке.

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


2

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Работа с толковыми словарями. Изобразительно- выразительные средства языка. Входной контроль

1

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


3

Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Работа со словарями

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


4

Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Работа со словарями.

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


5

Происхождение лексики современного русского языка. Роль старославянизмов в создании текстов высокого стиля. Лингвистический анализ текста А.С.Пушкина “Пророк” или “Воспоминания в Царском Селе”.

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


6

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Окказиональные слова (индивидуально- авторские неологизмы). Анализ произведений Н.В.Гоголя, М. Е. Салтыкова - Щедрина, писателей - символистов.

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


7

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеологические словари.

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


8

Диктант или лингвистический анализ текста

1

1




9

Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Орфоэпия.

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


10

Ударение. Типы ударения. Словесное ударение.

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc


11

Состав слова. Морфемный разбор слова. Словообразование. Словообразовательный разбор слова.

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bac



12

Р/р Изложение с творческим заданием.

1

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

13

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова.

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

14

Употребление гласных после шипящих: в корне,в окончании и в суффиксе слова. Употребление гласных после Ц: в корне слова, в окончании, в суффиксе. Употребление буквыЭ, Ё,Е и окончания ЙО в различных морфемах.

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

15

Контрольная работа по теме «Морфемика. Словообразование»

1

1




16

Правописание звонких и глухих согласных.Правописание непроизносимых согласных. Правописание двойных согласных.

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

17

Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок на согласную.Употребление Ъ и Ь знаков. Употребление прописных букв. Правила переноса.

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

18

Контрольная работа по теме «Орфографические нормы»

1

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

19

Имя существительное как часть речи.Морфологический разбор имени существительного.

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

20

Правописание падежных окончаний имён существительных. Гласные в суффиксах имён существительных.

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

21

Правописание сложных имён существительных.

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

22

Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного. Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных. Правописание сложных имён прилагательных.

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

23

Диктант по теме «Пунктуация»

1

1




24

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор.

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

25

Склонение имён числительных и их правописание. Употребление имён числительных в речи

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

26

Контрольная работа по теме «Грамматика»

1

1




27

Местоимение как часть речи. Морфологический разбор и правописание местоимений.

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

28

Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов. Причастие как глагольная форма. Образование причастий. Морфологический разбор причастий. Правописание суффиксов причастий. Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных.

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

29

Комплексный анализ текста

1

1




30

Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий.

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

31

Наречие как часть речи. Слова категории состояния. Морфологический разбор. Правописание наречий.

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

32

Предлог и союз как служебная часть речи. Правописание предлогов. Правописание союзов. Морфологический разбор Частицы. Правописание частиц. Морфологический разбор.

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

33

Административный контрольный диктант

1

1




34

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий.

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41bacc



















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌• Русский язык (в 2 частях), 10-11 класс/ Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А., Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово - учебник»‌​

​​

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  • ​‌Методическое пособие к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной «Русский язык». 10-11 класс. Базовый уровень

  • Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах 10-11 классы.- М.: Русское слово, 2019

  • Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя.- М.: Русское слово, 2019‌​



ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

  • ​​‌Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!