Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена для учащихся 2 класса и разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МОН РФ от 06.10.2009г №373, Примерной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением ФУМО НПО общему образованию (протокол №1-15 от 08.04.2015г.) и Положения МКОУ «СОШ №1» г.п.Залукокоаже о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов.
Содержание программы отражает требования примерной программы по русскому языку составлено на основе программы курса «Русский язык» для учащихся 2 классов авторов В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, изд. Просвещение, 2020г.
В соответствии с учебным планом основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «СОШ №1» г.п. Залукокоаже на изучение данного курса отводится 170 часов в год (5 часов в неделю).
При обучении русскому языку во 2 классе ставят следующие цели и задачи:
Цели:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» во 2 классе является формирование следующих умений:
Раздел «Развитие речи»
Выпускник 2-го класса научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
- строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
- (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
- пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
- различать устную и письменную речь;
- различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
- отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
- анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
- понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
- читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
- составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Выпускник 2-гокласса получит возможность научиться:
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
- озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
- распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
- составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
- составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
- письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Раздел «Фонетика, орфоэпия, графика»
Выпускник 2-го класса научится:
- различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
- определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
- характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
- понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
- анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
- определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
- определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
- определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
- определять ударный и безударные слоги в слове;
- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
- использовать знание алфавита при работе со словарями;
- определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) – показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие – глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
Раздел «Лексика» (Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.)
Выпускник 2-го класса научится:
- осознавать слово как единство звучания и значения;
- выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
- различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
иметь представление о синонимах и антонимах;
- распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
- подбирать к предложенным словам 1 – 2 синонима или антонима;
- наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
- наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:
- выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
- на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник 2-го класса научится:
- осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
- владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
- распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
- определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).
Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
Раздел «Морфология»
Выпускник 2-го класса научится:
- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
- находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
- находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
- находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
- находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
- находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
- подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:
- различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
- выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
- различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
- выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
- использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник 2-го класса научится:
- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
- находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
- различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
- устанавливать связи слов между словами в предложении;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- восстанавливать деформированные предложения;
- составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:
- опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
- находить предложения с обращениями.
Раздел «Орфография и пунктуация»
Выпускник 2-го класса научится:
применять изученные правила правописания:
- раздельное написание слов в предложении;
- написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
- отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
- разделительный мягкий знак (ь);
- знаки препинания конца предложения (. ? !);
- раздельное написание предлогов с именами существительными;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
2) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
3) безошибочно списывать текст объёмом 40 – 50 слов с доски и из учебника;
4) писать под диктовку тексты объёмом 30 – 40 слов в соответствии с изученными правилами.
Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:
- осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
- разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» во 2 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).
В области регулятивных УУД выпускник 2-гокласса научится:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Выпускник 2-гокласса получит возможность научиться:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
В области познавательных УУД выпускник 2-гокласса научится:
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
- составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
-обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
-осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
В области коммуникативных УУД выпускник 2-го класса научится:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
Выпускник 2-гокласса получит возможность научиться:
- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Личностными результатами изучения курса «Русский язык» во 2 классе являются:
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
- осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
- восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
-понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Выпускник 2-го класса получит возможность для формирования:
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
-этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;
-навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
-развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
-установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Содержание учебного предмета
№ | Названия разделов | Кол-во часов |
1 | Наша речь Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи. | 3 |
2 | Текст Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте. | 4 |
3 | Предложение Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись. | 12 |
4 | Слова, слова, слова… Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника. Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём. Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов. | 21 |
5 | Звуки и буквы Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях. Основные признаки гласных звуков. Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём. Основные признаки согласных звуков. Их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук й, и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами. | 57 |
6 | Части речи Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами. Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста. Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста. Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения. Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными. | 56 |
7 | Повторение Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов. | 17 |
Словарных диктантов – 10
Контрольных списываний – 3
Диктантов – 12
Проверочных работ- 13
Изложений – 4
Сочинений_ 10
Итоговая комплексная работа - 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов | Дата по плану факт. |
НАША РЕЧЬ (3 Ч) |
1 | Знакомство с учебником. Виды речи. | 1 | | |
2 | Наша речь. Что можно узнать о человеке по его речи? | 1 | | |
3 | Диалог и монолог. | 1 | | |
ТЕКСТ (4 часа) |
4 | Что такое текст? | 1 | | |
5 | Что такое тема и главная мысль текста? | 1 | | |
6 | Части текста. | 1 | | |
7 | Входной контрольный диктант по теме «Повторение». | 1 | | |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (12часов) |
8 | Работа над ошибками. Предложение как единица речи, его назначение и признаки. | 1 | | |
9 | Знаки препинания в конце предложения. | 1 | | |
10 | Связь слов в предложении. | 1 | | |
11 | Логическое (смысловое) ударение в предложении. | 1 | | |
12 | Главные члены предложения (основа предложения). Словарный диктант. | 1 | | |
13 | Второстепенные члены предложения. | 1 | | |
14 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | 1 | | |
15 | Распространенные и нераспространенные члены предложения. | 1 | | |
16 | Связь слов в предложении. | 1 | | |
17 | Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень» | 11 | | |
18 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | | |
19 | Работа над ошибками. Обобщение и систематизация знаний по разделу «Предложение». Проверочная работа. | 11 | | |
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… (21 час) |
20 | Слово и его лексическое значение. | 1 | | |
21 | Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. | 1 | | |
22 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | | |
23 | Прямое и переносное значение слов. | 1 | | |
24 | Синонимы. Словарь синонимов русского языка. | 1 | | |
25 | Антонимы. Словарь антонимов русского языка.. | 1 | | |
26 | Синонимы и антонимы (обобщение знаний). Проверочная работа | 1 | | |
27 | Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам. | 1 | | |
28 | Родственные слова. Общая часть родственных слов. Словарный диктант. | 1 | | |
29 | Родственные слова и синонимы. Родственные слова с омонимичными корнями. | 1 | | |
30 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | | |
31 | Единообразное написание корня в однокоренных словах. | 1 | | |
32 | Однокоренные слова. Корень слова (обобщение знаний) | 1 | | |
33 | Слог как минимальная произносительная единица. | 1 | | |
34 | Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. | 1 | | |
35 | Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. | 1 | | |
36 | Перенос слов по слогам. | 1 | | |
37 | Перенос слов по слогам. Словарный диктант. | 1 | | |
38 | Сочинение по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | 1 | | |
39 | Контрольный диктант по теме «Однокоренные слова» | 1 | | |
40 | Работа над ошибками. Обобщение и систематизация знаний по разделу «Слова, слова, слова..» Проверочная работа. | 1 | | |
ЗВУКИ И БУКВЫ (57 часов) |
41 | Звуки и буквы. | 1 | | |
42 | Звуки и буквы. | 1 | | |
43 | Алфавит. Значение алфавита. | 1 | | |
44 | Использование алфавита при работе со словарями. | 1 | | |
45 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины З.Е. Серебряковой «За обедом». | 1 | | |
46 | Гласные звуки. Признаки гласного звука. | 1 | | |
47 | Гласные звуки. Слова с буквой э. | 1 | | |
48 | Ударные и безударные гласные звуки. | 1 | | |
49 | Правило обозначения буквой безударного гласного звука. | 1 | | |
50 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | 1 | | |
51 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | | |
52 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Составление текста из деформированных предложений. | 1 | | |
53 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. | | | |
54 | Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать. | 1 | | |
55 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 1 | | |
56 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | | |
57 | Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | 1 | | |
58 | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. | 1 | | |
59 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины С.А. Тутунова « Зима пришла. Детство». | 1 | | |
60 | Контрольный диктант по теме «Безударные гласные звуки» | 1 | | |
61 | Работа над ошибками, Обобщение и систематизация знаний. Проверочная работа. | 1 | | |
62 | Согласные звуки. | 1 | | |
63 | Согласный звук [Й] и буква Й ( и краткое). | 1 | | |
64 | Слова с удвоенными согласными. Словарный диктант. | 1 | | |
65 | Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси» по опорным словам. | 1 | | |
66 | Наш проект «И в шутку и всерьёз».Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | | |
67 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь | 1 | | |
68 | Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука на письме. | 1 | | |
69 | Контрольное списывание. | 1 | | |
70 | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. | 1 | | |
71 | Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам. | 1 | | |
72 | Контрольный диктант за 1 полугодие. | 1 | | |
73 | Работа над ошибками. Проверочная работа. | 1 | | |
74 | Наши проекты. «Пишем письмо». Правописание в словах буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | 1 | | |
75 | Правописание в словах буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ и других изученных орфограмм. Наши проекты. Рифма. | 1 | | |
76 | Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ. Словарный диктант. | 1 | | |
77 | Правописание слов с буквосочетаниями ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | 1 | | |
78 | Обобщение и систематизация знаний. Проверочная работа. | 1 | | |
79 | Контрольный диктант по теме « Правописание слов с шипящими звуками» | 1 | | |
80 | Звонкие и глухие согласные. | 1 | | |
81 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. | 1 | | |
82 | Особенности проверочного и проверяемого слов для слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. | 1 | | |
83 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным в корне. | 1 | | |
84 | Единообразное написание корня в формах одного и того же слова и в однокоренных словах. | 1 | | |
85 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. | 1 | | |
86 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. | 1 | | |
87 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным (обобщение и систематизация знаний) | 1 | | |
88 | Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста по вопросам. | 1 | | |
89 | Обобщение и систематизация знаний. Проверочная работа. | 1 | | |
90 | Контрольный диктант по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова» | 1 | | |
91 | Работа над ошибками. Разделительный мягкий знак (ь). | 1 | | |
92 | Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). | 1 | | |
93 | Разделительный мягкий знак (ь). Правило написания в словах | 1 | | |
94 | Правописание слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами. | 1 | | |
95 | Контрольное списывание с грамматическим заданием. | 1 | | |
96 | Развитие речи. Обучающее сочинение «Зимние забавы». | | | |
97 | Обобщение изученного материала Проверочная работа. | 1 | | |
ЧАСТИ РЕЧИ (56 часов) |
98 | Части речи. | 1 | | |
99 | Употребление частей речи в тексте. | 1 | | |
100 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 | | |
101 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 | | |
102 | Одушевлённые имена существительные. Словарный диктант. | 1 | | |
103 | Неодушевлённые имена существительные. | 1 | | |
104 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | | |
105 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | | |
106 | Правописание собственных имён существительных (имена, отчества, фамилии людей). | 1 | | |
107 | Правописание собственных имён существительных. Развитие речи. Составление устного рассказа по репродукции картины В.Васнецова « Богатыри». | 1 | | |
108 | Правописание собственных имён существительных (названия художественных произведений). | 1 | | |
109 | Правописание собственных имён существительных. Названия и клички животных. | 1 | | |
110 | Правописание собственных имён существительных. Развитие речи. Составление рассказа о домашнем животном по личным наблюдениям и вопросам. | 1 | | |
111 | Заглавная буква в именах собственных (географических названиях). | 1 | | |
112 | Единственное и множественное число имён существительных | 1 | | |
113 | Изменение имен существительных по числам. Словарный диктант. | 1 | | |
114 | Число имен существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в единственном или множественном числе. | | | |
115 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. | 1 | | |
116 | Проверочная работа по теме «Имя существительное». | 1 | | |
117 | .Контрольный диктант по теме «Собственные и нарицательные имена существительные» | 1 | | |
118 | Работа над ошибками. Глагол как часть речи. Значение глаголов в речи. | 1 | | |
119 | Значение глаголов в речи. | 1 | | |
120 | Признаки глагола (значение и вопрос). | 1 | | |
121 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». | 1 | | |
122 | Единственное и множественное число глаголов. Изменение глагола по числам. | 1 | | |
123 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 | | |
124 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». Словарный диктант. | 1 | | |
125 | Текст-повествование и роль в нём глаголов. | 1 | | |
126 | Текст-повествование. Составление текста-повествования на заданную тему. | 1 | | |
127 | Обобщение изученного материала. Проверочная работа по теме "Глагол" | 1 | | |
128 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 | | |
129 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 | | |
130 | Употребление в речи имён прилагательных. Прилагательные, близкие и противоположные по значению. | 1 | | |
131 | Связь имени прилагательного с именем существительным. Сравнение как одно из выразительных средств языка. | 1 | | |
132 | Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | | |
133 | Единственное и множественное число имён прилагательных. | 1 | | |
134 | Контрольный диктант по теме « Имя прилагательное» | | | |
135 | Работа над ошибками. Текст-описание и роль в нём имён прилагательных. | 1 | | |
136 | Развитие речи. Составление текста – описания предмета на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения). | 1 | | |
137 | Развитие речи. Составление текста – описания натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | 1 | | |
138 | Обобщение изученного материала Проверочная работа по теме "Имя прилагательное" | 1 | | |
139 | Контрольное списывание. | 1 | | |
140 | Местоимение (личное) как часть речи: его значение и употребление в речи (общее представление) | 1 | | |
141 | Местоимение как часть речи. Словарный диктант. | 1 | | |
142 | Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 | | |
143 | Текст – рассуждение. | 1 | | |
144 | Проверочная работа по теме «Местоимение» | 1 | | |
145 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 | | |
146 | Работа над ошибками. Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. | 1 | | |
147 | Правописание предлогов с именами существительными. | 1 | | |
148 | Правописание предлогов с именами существительными. | 1 | | |
149 | Правописание предлогов с именами существительными. Восстановление деформированного повествовательного текста. | 1 | | |
150 | Проверочная работа по теме "Предлог" | 1 | | |
151 | Контрольный диктант по теме «Предлог» | 1 | | |
152 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение и систематизация знаний по разделу «Части речи». Наши проекты «В словари – за частями речи!» | 1 | | |
153 | Контрольное списывание. | 1 | | |
ПОВТОРЕНИЕ (17часов) |
154 | Текст. Типы текстов. | | | |
155 | Развитие речи. Сочинение по картине И.И.Шишкина Утро в сосновом лесу». | 1 | | |
156 | Повторение по теме «Предложение. Члены предложения». | 1 | | |
157 | Повторение по теме «Предложение. Связь слов в предложении. Диалог». | 1 | | |
158 | Повторение по теме «Слово и его лексическое значение». | 1 | | |
159 | Повторение по теме «Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова». | 1 | | |
160 | Повторение по теме «Части речи». Словарный диктант. | 1 | | |
161 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | | |
162 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Части речи». | 1 | | |
163 | Повторение по теме «Части речи». | 1 | | |
164 | Повторение по теме «Звуки и буквы». | 1 | | |
165 | Повторение по теме «Правила правописания. Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами».». | 1 | | |
166 | Итоговая комплексная работа. | 1 | | |
167 | Повторение по теме «Правописание слов с мягким знаком». | 1 | | |
168 | Повторение по теме «Правописание слов с шипящими звуками» | 1 | | |
169 | Повторение по теме «Правописание слов с парным по глухости–звонкости согласным на конце слова или перед согласным» | 1 | | |
170 | Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс | 1 | | |