СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку  составлена для учащихся 2  класса  и разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МОН РФ от 06.10.2009г №373,  Примерной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением ФУМО НПО общему образованию (протокол №1-15 от 08.04.2015г.) и  Положения МКОУ «СОШ №1» г.п.Залукокоаже о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов.

Содержание программы отражает требования примерной программы по русскому языку составлено на основе программы курса «Русский язык» для учащихся 2 классов авторов В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, изд. Просвещение, 2020г.

В соответствии с учебным планом основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «СОШ №1» г.п. Залукокоаже на изучение данного курса отводится  170 часов  в год (5 часов в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»


Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена для учащихся 2 класса и разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МОН РФ от 06.10.2009г №373, Примерной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением ФУМО НПО общему образованию (протокол №1-15 от 08.04.2015г.) и Положения МКОУ «СОШ №1» г.п.Залукокоаже о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов.

Содержание программы отражает требования примерной программы по русскому языку составлено на основе программы курса «Русский язык» для учащихся 2 классов авторов В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, изд. Просвещение, 2020г.

В соответствии с учебным планом основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «СОШ №1» г.п. Залукокоаже на изучение данного курса отводится 170 часов в год (5 часов в неделю).

При обучении русскому языку во 2 классе ставят следующие цели и задачи:

Цели:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» во 2 классе является формирование следующих умений:

Раздел «Развитие речи»

Выпускник 2-го класса научится:

- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

- строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);

- (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);

- пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;

- различать устную и письменную речь;

- различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;

- отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

- анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

- понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

- читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;

- составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Выпускник 2-гокласса получит возможность научиться:

- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

- соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

- озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

- распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

- составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

- составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;

- составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);

- письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;

- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

Раздел «Фонетика, орфоэпия, графика»

Выпускник 2-го класса научится:

- различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;

- определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);

- характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

- понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);

- анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

- определять функции букв е, ё, ю, я в слове;

- определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];

- определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

- определять ударный и безударные слоги в слове;

- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

- использовать знание алфавита при работе со словарями;

- определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) – показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;

- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);

- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:

- осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;

- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие – глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);

- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Раздел «Лексика» (Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.)

Выпускник 2-го класса научится:

- осознавать слово как единство звучания и значения;

- выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

- различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);

иметь представление о синонимах и антонимах;

- распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;

- подбирать к предложенным словам 1 – 2 синонима или антонима;

- наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;

- наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:

- выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

- на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;

- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник 2-го класса научится:

- осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

- владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;

- распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;

- определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:

- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

- подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

Раздел «Морфология»

Выпускник 2-го класса научится:

- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

- находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

- находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;

- находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;

- находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;

- находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;

- подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.

Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:

- различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;

- выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;

- различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);

- выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;

- использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

- пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник 2-го класса научится:

- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;

- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;

- находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;

- различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);

- устанавливать связи слов между словами в предложении;

- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

- восстанавливать деформированные предложения;

- составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:

- опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;

- находить предложения с обращениями.

Раздел «Орфография и пунктуация»

Выпускник 2-го класса научится:

применять изученные правила правописания:

- раздельное написание слов в предложении;

- написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);

- отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;

- перенос слов;

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- проверяемые безударные гласные в корне слова;

- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;

- разделительный мягкий знак (ь);

- знаки препинания конца предложения (. ? !);

- раздельное написание предлогов с именами существительными;

- раздельное написание частицы не с глаголами;

2) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

3) безошибочно списывать текст объёмом 40 – 50 слов с доски и из учебника;

4) писать под диктовку тексты объёмом 30 – 40 слов в соответствии с изученными правилами.

Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:

- осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;

- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

- разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;

- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;

- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

- пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.


Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» во 2 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).

В области регулятивных УУД выпускник 2-гокласса научится:

- принимать и сохранять цель и учебную задачу;

- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;

- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);

- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;

- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Выпускник 2-гокласса получит возможность научиться:

- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;

- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;

- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

В области познавательных УУД выпускник 2-гокласса научится:

- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

- составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

- осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

-обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:

- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

-осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

В области коммуникативных УУД выпускник 2-го класса научится:

- слушать собеседника и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

Выпускник 2-гокласса получит возможность научиться:

- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и аргументировать его;

- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Личностными результатами изучения курса «Русский язык» во 2 классе являются:

- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;

- осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

- восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

-понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Выпускник 2-го класса получит возможность для формирования:

- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

-этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;

-навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

-развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;

-установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.



Содержание учебного предмета


Названия разделов

Кол-во часов

1

Наша речь

Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

3

2

Текст

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.

4

3

Предложение

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.

12

4

Слова, слова, слова…

Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.

Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

21

5

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков. Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.

Основные признаки согласных звуков. Их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук й, и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.

57

6

Части речи

Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.

Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.

Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

56

7

Повторение

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.


17


Словарных диктантов – 10

Контрольных списываний – 3

Диктантов – 12

Проверочных работ- 13

Изложений – 4

Сочинений_ 10

Итоговая комплексная работа - 1





























Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

Дата

по плану факт.

НАША РЕЧЬ (3 Ч)

1

Знакомство с учебником.  Виды речи.

1



2

Наша речь. Что можно узнать о человеке по его речи?

1



3

Диалог и монолог.

1



ТЕКСТ (4 часа)

4

Что такое текст?

1



5

Что такое тема и главная мысль текста?

1



6

Части текста.

1



7

Входной контрольный диктант по теме «Повторение».

1



ПРЕДЛОЖЕНИЕ (12часов)

8

Работа над ошибками. Предложение как единица речи, его назначение и признаки.

1



9

Знаки препинания в конце предложения.

1



10

Связь слов в предложении.

1



11

Логическое (смысловое) ударение в предложении.

1



12

Главные члены предложения (основа предложения). Словарный диктант.

1



13

Второстепенные члены предложения.

1



14

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

1



15

Распространенные и нераспространенные члены предложения.

1



16

Связь слов в предложении.

1



17

Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень»

11



18

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1



19

Работа над ошибками. Обобщение и систематизация знаний по разделу «Предложение». Проверочная работа.

11



СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… (21 час)

20

Слово и его лексическое значение.

1



21

Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов.

1



22

Однозначные и многозначные слова.

1



23

Прямое и переносное значение слов.

1



24

Синонимы. Словарь синонимов русского языка.

1



25

Антонимы. Словарь антонимов русского языка..

1



26

Синонимы и антонимы (обобщение знаний). Проверочная работа

1



27

Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам.

1



28

Родственные слова. Общая часть родственных слов. Словарный диктант.

1



29

Родственные слова и синонимы. Родственные слова с омонимичными корнями.

1



30

Корень слова. Однокоренные слова.

1



31

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

1



32

Однокоренные слова. Корень слова (обобщение знаний)

1



33

Слог как минимальная произносительная единица.

1



34

Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении.

1



35

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

1



36

Перенос слов по слогам.

1



37

Перенос слов по слогам. Словарный диктант.

1



38

Сочинение по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

1



39

Контрольный диктант по теме «Однокоренные слова»

1



40

Работа над ошибками. Обобщение и систематизация знаний по разделу «Слова, слова, слова..» Проверочная работа.

1



ЗВУКИ И БУКВЫ (57 часов)

41

Звуки и буквы.

1



42

Звуки и буквы.

1



43

Алфавит. Значение алфавита.

1



44

Использование алфавита при работе со словарями.

1



45

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины З.Е. Серебряковой «За обедом».

1



46

Гласные звуки. Признаки гласного звука.

1



47

Гласные звуки. Слова с буквой э.

1



48

Ударные и безударные гласные звуки.

1



49

Правило обозначения буквой безударного гласного звука.

1



50

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

1



51

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1



52

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Составление текста из деформированных предложений.

1



53

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.




54

Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать.

1



55

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

1



56

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1



57

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

1



58

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

1



59

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины С.А. Тутунова « Зима пришла. Детство».

1



60

Контрольный диктант по теме «Безударные гласные звуки»

1



61

Работа над ошибками, Обобщение и систематизация знаний. Проверочная работа.

1



62

Согласные звуки.

1



63

Согласный звук [Й] и буква Й ( и краткое).

1



64

Слова с удвоенными согласными. Словарный диктант.

1



65

Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси» по опорным словам.

1



66

Наш проект «И в шутку и всерьёз».Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1



67

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь

1



68

Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука на письме.

1



69

Контрольное списывание.

1



70

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

1



71

Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам.

1



72

Контрольный диктант за 1 полугодие.

1



73

Работа над ошибками. Проверочная работа.

1



74

Наши проекты. «Пишем письмо». Правописание в словах буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

1



75

Правописание в словах буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ и других изученных орфограмм. Наши проекты. Рифма.

1



76

Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ. Словарный диктант.

1



77

Правописание слов с буквосочетаниями ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

1



78

Обобщение и систематизация знаний. Проверочная работа.

1



79

Контрольный диктант по теме « Правописание слов с шипящими звуками»

1



80

Звонкие и глухие согласные.

1



81

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным.

1



82

Особенности проверочного и проверяемого слов для слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным.

1



83

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным в корне.

1



84

Единообразное написание корня в формах одного и того же слова и в однокоренных словах.

1



85

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным.

1



86

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным.

1



87

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным (обобщение и систематизация знаний)

1



88

Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста по вопросам.

1



89

Обобщение и систематизация знаний. Проверочная работа.

1



90

Контрольный диктант по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова»

1



91

Работа над ошибками. Разделительный мягкий знак (ь).

1



92

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

1



93

Разделительный мягкий знак (ь). Правило написания в словах

1



94

Правописание слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами.

1



95

Контрольное списывание с грамматическим заданием.

1



96

Развитие речи. Обучающее сочинение «Зимние забавы».




97

Обобщение изученного материала Проверочная работа.

1



ЧАСТИ РЕЧИ (56 часов)

98

Части речи.

1



99

Употребление частей речи в тексте.

1



100

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.

1



101

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.

1



102

Одушевлённые имена существительные. Словарный диктант.

1



103

Неодушевлённые имена существительные.

1



104

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1



105

Собственные и нарицательные имена существительные.

1



106

Правописание собственных имён существительных

(имена, отчества, фамилии людей).

1



107

Правописание собственных имён существительных. Развитие речи. Составление устного рассказа по репродукции картины В.Васнецова « Богатыри».

1



108

Правописание собственных имён существительных (названия художественных произведений).

1



109

Правописание собственных имён существительных. Названия и клички животных.

1



110

Правописание собственных имён существительных. Развитие речи. Составление рассказа о домашнем животном по личным наблюдениям и вопросам.

1



111

Заглавная буква в именах собственных (географических названиях).

1



112

Единственное и множественное число имён существительных

1



113

Изменение имен существительных по числам. Словарный диктант.

1



114

Число имен существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в единственном или множественном числе.




115

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам.

1



116

Проверочная работа по теме «Имя существительное».

1



117

.Контрольный диктант по теме «Собственные и нарицательные имена существительные»

1



118

Работа над ошибками. Глагол как часть речи. Значение глаголов в речи.

1



119

Значение глаголов в речи.

1



120

Признаки глагола (значение и вопрос).

1



121

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

1



122

Единственное и множественное число глаголов. Изменение глагола по числам.

1



123

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1



124

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».

Словарный диктант.

1



125

Текст-повествование и роль в нём глаголов.

1



126

Текст-повествование. Составление текста-повествования на заданную тему.

1



127

Обобщение изученного материала. Проверочная работа по теме "Глагол"

1



128

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.

1



129

Связь имени прилагательного с именем существительным.

1



130

Употребление в речи имён прилагательных. Прилагательные, близкие и противоположные по значению.

1



131

Связь имени прилагательного с именем существительным. Сравнение как одно из выразительных средств языка.

1



132

Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам.

1



133

Единственное и множественное число имён прилагательных.

1



134

Контрольный диктант по теме « Имя прилагательное»




135

Работа над ошибками. Текст-описание и роль в нём имён прилагательных.

1



136

Развитие речи. Составление текста – описания предмета на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения).

1



137

Развитие речи. Составление текста – описания натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

1



138

Обобщение изученного материала Проверочная работа по теме "Имя прилагательное"

1



139

Контрольное списывание.

1



140

Местоимение (личное) как часть речи: его значение и употребление в речи (общее представление)

1



141

Местоимение как часть речи. Словарный диктант.

1



142

Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи.

1



143

Текст – рассуждение.

1



144

Проверочная работа по теме «Местоимение»

1



145

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

1



146

Работа над ошибками. Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.

1



147

Правописание предлогов с именами существительными.

1



148

Правописание предлогов с именами существительными.

1



149

Правописание предлогов с именами существительными. Восстановление деформированного повествовательного текста.

1



150

Проверочная работа по теме "Предлог"

1



151

Контрольный диктант по теме «Предлог»

1



152

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение и систематизация знаний по разделу «Части речи». Наши проекты «В словари – за частями речи!»

1



153

Контрольное списывание.

1



ПОВТОРЕНИЕ (17часов)

154

Текст. Типы текстов.




155

Развитие речи. Сочинение по картине И.И.Шишкина Утро в сосновом лесу».

1



156

Повторение по теме «Предложение. Члены предложения».

1



157

Повторение по теме «Предложение. Связь слов в предложении. Диалог».

1



158

Повторение по теме «Слово и его лексическое значение».

1



159

Повторение по теме «Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова».

1



160

Повторение по теме «Части речи». Словарный диктант.

1



161

Итоговый контрольный диктант.

1



162

Работа над ошибками. Повторение по теме «Части речи».

1



163

Повторение по теме «Части речи».

1



164

Повторение по теме «Звуки и буквы».

1



165

Повторение по теме «Правила правописания. Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами».».

1



166

Итоговая комплексная работа.

1



167

Повторение по теме «Правописание слов с мягким знаком».

1



168

Повторение по теме «Правописание слов с шипящими звуками»

1



169

Повторение по теме «Правописание слов с парным по глухости–звонкости согласным на конце слова или перед согласным»

1



170

Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!