Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
в 3 классе рассчитана на 170 часов.
Используемый УМК:
Авторская программа «Систематический курс русского языка»
М. Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской, Т. А. Байковой, Н. М. Лавровой. Проект «Перспективная начальная школа»
Каленчук М. Л., Чуракова Н. А., Байкова Т. А.: учебник для 3 класса в 2 частях – М.: Академкнига, 2012г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский язык» 3 класс
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:
• выполнять звукобуквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков).
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Выполнение звукобуквенного анализа слова (определение количество слогов, выполнение элементарной транскрипции, нахождение ударных и безударных слогов, соотношение количества и порядка расположения букв и звуков, характеристика согласных и гласных звуков).
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся научатся:
• правильно употреблять приставки на-и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
• правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы).
Раздел «Морфемика и словообразование»
Обучающиеся научатся:
• сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);
• мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
• обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме).
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Сравнение слов, связанных отношениями производности: объяснение, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Выполнение разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленение окончания и основы, в составе основы находить корень, приставку, суффикс).
Обнаружение регулярных исторических чередований (чередований, видимых на письме).
Раздел «Лексика»
Обучающиеся научатся:
• отличать прямое и переносное значения слова;
• находить в тексте синонимы и антонимы;
• отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Различение прямого и переносного значения слова; нахождение в тексте синонимов и антонимов; различение однокоренных слов от омонимов и синонимов.
Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений).
Развитие речи с элементами культуры речи:
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.
Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом.
Составление плана текста.
Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения.
Освоение изложения как жанра письменной речи.
Различение текста-описания и текста-повествования.
Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования.
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).
Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему.
Определение темы и основной мысли живописного произведения.
Сочинение по картине с использованием описания и повествования.
Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).
«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
• различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
• различать на письме приставки и предлоги;
• изменять существительные по числам и падежам; определять их род;
• различать названия падежей.
• изменять прилагательные по числам, падежам и родам;
• изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Различение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога.
Упражнения в различении на письме приставки и предлоги.
Изменение существительного по числам и падежам; определение их рода.
Различение названия падежей.
Изменение прилагательного по числам, падежам и родам.
Изменение глаголов по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
• находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос;
• находить в предложении основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятельство, определение);
• задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Упражнения в нахождении в составе предложения всех словосочетаний; умение в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос.
Нахождение в предложении основы (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения (дополнения, обстоятельства, определения).
Постановка смысловыхи падежных вопросов к разным членам предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
• определять орфограммы;
• использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использование словаря);
• писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
• писать о-ёпосле шипящих в окончаниях существительных;
• писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с-, приставками на -с, -з;
• писать слова с суффиксами -ек- и -ик-;
• писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;
• писать о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных;
• находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающиеся научатся:
• определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;
• членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
• грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания;
• владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (разговор по телефону; разговор с продавцом в магазине; конфликтная ситуация с одноклассником и пр.);
• работать со словарями;
• соблюдать орфоэпические нормы речи;
• устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
• писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Планируемые личностные результаты
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явление национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
овладение словами речевого этикета.
Планируемые метапредметные результаты
Развитие познавательных УУД
Обучающиеся научатся:
свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений, находить нужный текст по страницам "Содержание" и "Оглавление", быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте, находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги (в одной из которых - система словарей), "Рабочей тетрадью" и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам;
самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
составлять сложный план текста;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, модель, иллюстрация и др.)
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
Развитие регулятивных УУД
Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания через выполнение системы заданий, ориентированных на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образца решения и т.д.
Обучающиеся научатся:
самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
самостоятельно определять важность и необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях;
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов;
корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе;
оценка своего задания по следующим параметрам, заранее представленным;
понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;
проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.
Развитие коммуникативных УУД
Обучающиеся получат возможность научиться:
В рамках инициативного сотрудничества:
работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы и встраивать ее в общее рабочее поле.
В рамках коммуникации как взаимодействия:
понимать основание разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;
находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели;
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное;
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
.
II. Содержание учебного предмета «Русский язык»
Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:
система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
3 класс (170ч)
Фонетика и орфография (20 час*)
Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.
Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.
Правописание наиболее употребительных приставок, приставки с-, приставок на -с, -з.
Правописание предлогов.
Разграничение на письме приставок и предлогов.
Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом беглого гласного.
Написание суффикса -ок- после шипящих.
Звукобуквенный разбор слова.
Лексика (5 ч*)
Многозначность слова.
Прямое и переносное значение слова.
Омонимы.
Способы разграничения многозначных и омонимичных слов.
Синонимы.
Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.
Антонимы.
Происхождение слов.
Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Морфемика и словообразование (20 час*)
Образование слов с помощью суффиксов.
Образование слов с помощью приставок.
Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно.
Сложные слова с соединительными гласными.
Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования).
Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.
Разбор слова по составу.
Морфология (80ч*)
Понятие о частях речи
Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.
Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ёпосле шипящих и ц в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).
Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.
Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.
Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть(-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся(сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.
Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Различение написания -тьсяи -тсяв глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.
Синтаксис (15 ч*)
Понятие о главных и неглавных членах предложения.
Подлежащее и сказуемое как основа предложения.
Значение второстепенных членов предложения.
Понятие дополнения, обстоятельства, определения.
Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.
Формирование умения составлять схему предложения.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Развитие речи с элементами культуры речи (30 ч*)
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.
Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом.
Составление плана текста.
Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения.
Освоение изложения как жанра письменной речи.
Различение текста-описания и текста-повествования.
Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования.
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).
Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему.
Определение темы и основной мысли живописного произведения.
Сочинение по картине с использованием описания и повествования.
Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).
«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.
Лексикография** (изучается во всех разделах в течение года)
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.
Выполнение практической части программы по русскому языку
УМК «Перспективная начальная школа»
3 класс
Виды работ | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | итого |
Контрольный диктант с грамматическим заданием | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 |
Проверочный диктант | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Списывание | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Контрольный словарный диктант | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Общее кол-во работ за год | 5 | 4 | 4 | 5 | 18 |
III. Тематическое планирование
№п/п | Название темы | Количество часов на изучение | Страница учебника | Дата |
Фонетика и орфография(7ч) |
1 | Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм | 1 | Ч.1 с.6-8 | |
2 | Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм | 1 | Ч.1 с.9-11 | |
3 | Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм | 1 | Ч.1С.12-14 | |
4 | Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм | 1 | Ч.1 С.15-17 | |
5 | Развитие речи с элементами культуры речи. Для чего нужна речь. «Расскажи о родном городе.» | 1 | Ч.2 С.6-8 | |
6 | Звукобуквенный разбор слова | 1 | Ч.1С.18-20 | |
7 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №1 по теме "Изученные орфограммы" | 1 | | |
Морфология(10ч) |
8 | Работа над ошибками. Части речи. Имя существительное | 1 | Ч.1С.23-26 | |
9 | Части речи. Имя существительное. | 1 | Ч.1С.26-29 | |
10 | Развитие речи с элементами культуры речи. Какие бывают предложения | 1 | Ч.2 С.8-12 | |
11 | Части речи. Имя существительное | 1 | Ч.1С.30-31 | |
12 | Части речи. Имя прилагательное | 1 | Ч.1С.32-35 | |
13 | Части речи. Имя прилагательное | 1 | Ч.1С.36-37 | |
14 | Части речи. Глагол | 1 | Ч.1С.37-41 | |
15 | Развитие речи с элементами культуры речи. Какие бывают предложения | 1 | Ч.2С.12-14 | |
16 | Проверочный диктант №1 по теме «Орфография» | 1 | | |
17 | Работа над ошибками.Части речи. Глагол. | 1 | Ч.1С.41-42 | |
Лексика и лексикография (5ч) |
18 | Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова | 1 | Ч.1 С.44-47 | |
19 | Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова | 1 | Ч.1С.48-49 | |
20 | Развитие речи с элементами культуры речи. Текст, его тема и основная мысль | 1 | Ч.2С.14-16 | |
21 | Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова | 1 | Ч.1С.50-51 | |
22 | Контрольное списывание №1 | 1 | | |
Морфология(39ч) |
23 | Части речи. Местоимение . | 1 | Ч.1С.52-58 | |
24 | Предлоги и приставки | 1 | Ч.1С.58-60 | |
25 | Развитие речи с элементами культуры речи. Последовательность предложений в тексте | 1 | Ч.2 с.17-18 | |
26 | Научные названия главных членов предложения | 1 | Ч.1С.60-64 | |
27 | Словарный диктант №1 Синонимы | 1 | Ч.1С.64-67 | |
28 | Изменение существительных по числам | 1 | Ч.1С.68 | |
29 | Изменение существительных по падежам | 1 | Ч.1С.69-75 | |
30 | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Клода Моне «Прогулка». | 1 | Ч.2 С.19-20 | |
31 | Именительный падеж | 1 | Ч.1С.75-76 | |
32 | Родительный падеж | 1 | Ч.1С.76-79 | |
33 | Дательный падеж | 1 | Ч.1С.79-80 | |
34 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №2 по теме"Части речи" | 1 | | |
35 | Работа над ошибками .Винительный падеж | 1 | Ч.1С.82-85 | |
36 | .Винительный падеж | 1 | Ч.1С.82-85 | |
37 | Винительный падеж | 1 | Ч.1С.82-85 | |
38 | Творительный падеж | 1 | Ч.1С.86-89 | |
39 | Творительный падеж | 1 | Ч.1С.89-91 | |
40 | Развитие речи с элементами культуры речи. Главное переживание автора, выраженное в тексте. | 1 | Ч.2С.20-21 | |
41 | Предложный падеж | 1 | Ч.1С.91-93 | |
42 | Предложный падеж | 1 | Ч.1С.93-95 | |
43 | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Аркадия Рылова «Зеленый шум». Сравнительный анализ двух картин | 1 | Ч.2С.21-23 | |
44 | Изменение существительных по числам и падежам | 1 | | |
45 | Развитие речи с элементами культуры речи. План текста | 1 | Ч.2С.24-26 | |
46 | Антонимы | 1 | Ч.1С.95-98 | |
47 | Антонимы | 1 | Ч.1С.102-105 | |
48 | Различение падежей | 1 | Ч.1С.105-108 | |
49 | Развитие речи с элементами культуры речи. Порядок абзацев в тексте | 1 | Ч.2С.26-29 | |
50 | Различение падежей | 1 | Ч.1С.105-108 | |
51 | Проверочный диктант №2 «Различение падежей» | 1 | | |
52 | Работа над ошибками. Что такое устойчивые выражения | 1 | Ч.1С.112-114 | |
53 | Склонения имен существительных | 1 | Ч.1С.114-118 | |
54 | Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение | 1 | Ч.2С.30-31 | |
55 | Словарный диктант №2. Существительные первого склонения | 1 | Ч.1С.119-120 | |
56 | Существительные первого склонения | 1 | Ч.1С.121-122 | |
57 | Контрольное списывание №2 | 1 | | |
58 | Существительные второго склонения | 1 | Ч.1С.124-125 | |
59 | Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение (обучающее) | 1 | Ч.2С.32-35 | |
60 | Существительные третьего склонения | 1 | Ч.1 С.125-126 | |
61 | Существительные третьего склонения | 1 | Ч.1С.127-128 | |
Фонетика и орфография(5ч) |
62 | Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова | 1 | Ч.1С.128-130 | |
63 | Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова | 1 | Ч.1С.131-132 | |
64 | Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо | 1 | Ч.2С.36-39 | |
65 | Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова | 1 | Ч.1С.132-133 | |
66 | Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова | 1 | Ч.1С.132-133 | |
Морфология(5ч) |
67 | Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний | 1 | Ч.1С.135-137 | |
68 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №3 по теме "Имя существительное" | 1 | | |
69 | Работа над ошибками Развитие речи с элементами культуры речи. Текст-описание и текст-повествование | 1 | Ч.2С.40-45 | |
70 | Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний | 1 | Ч.1С.137-139 | |
71 | Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний | 1 | Ч.1С.140-143 | |
Синтаксис и пунктуация(10ч) |
72 | Второстепенные члены предложения. Обстоятельства | 1 | Ч.1С.147-150 | |
73 | Второстепенные члены предложения. Дополнения | 1 | Ч.1С.150-152 | |
75 | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Валентина Серова «Портрет Мики Морозова». Устное сочинение. | 1 | Ч.2С.46-51 | |
76 | Второстепенные члены предложения. Дополнения | 1 | Ч.1С.152-156 | |
77 | Второстепенные члены предложения. Дополнения | 1 | Ч.1С.157-158 | |
78 | Второстепенные члены предложения. Дополнения | 1 | Ч.1С.152-156 | |
79 | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Клода Моне «Лондон. Парламент». | 1 | Ч.2С.52-54 | |
80 | Повторение | 1 | | |
81 | Задание для членов клуба «Ключ и заря» | 1 | | |
Морфология (2ч) |
82 | Безударные окончания существительных в единственном числе | 1 | Ч.3 С.6-9 | |
83 | Безударные окончания существительных в единственном числе | 1 | Ч.3С.10 -12 | |
Фонетика и орфография(4ч) |
84 | Как пишутся приставки | 1 | Ч. 3 С.17-19 | |
85 | Развитие речи с элементами культуры речи. Текст-описание и текст-повествование | 1 | | |
86 | Как пишутся приставки | 1 | Ч3 С.20-22 | |
87 | Как пишутся приставки | 1 | Ч. 3 С.23-25 | |
Морфология (4ч) |
88 | Безударные окончания существительных в единственном числе | 1 | Ч3С.26 | |
89 | Безударные окончания существительных в единственном числе. | 1 | Ч3 С.28-30 | |
90 | Безударные окончания существительных в единственном числе | 1 | Ч. 3С.31-35 | |
91 | Проверочный диктант №3 по теме "Правописание безударных окончаний существительных"(контр.работа на стр.34) | 1 | Ч. стр.34 | |
Лексика и лексикография (2ч) |
92 | Работа над ошибками. Значения слов. Повторение старого и открытие нового. | 1 | Ч. 3С.38-40 | |
93 | Значения слов. Повторение старого и открытие нового | 1 | Ч. 3С.41-42 | |
Морфология (7ч) |
94 | Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1-го и 2-го склонения | 1 | Ч. 3С.43-46 | |
95 | Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1-го и 2-го склонения | 1 | Ч.3С.49-51 | |
96 | Развитие речи с элементами культуры речи. Составляем рассказ по рисунку. Обучающее изложение. | 1 | Ч. 3С.51-53 | |
97 | Слова с удвоенной согласной, пришедшие из других языков | 1 | Ч. 3С.54 | |
98 | Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 3-го склонения | 1 | | |
99 | Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 3-го склонения | 1 | | |
100 | Развитие речи с элементами культуры речи. Составляем рассказ по рисунку | 1 | | |
| Фонетика и орфография(10ч) |
101 | Слова с удвоенной согласной, пришедшие из других языков | 1 | Ч. 3С.54 | |
102 | Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных | 1 | Ч. 3С.55 | |
103 | Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных | 1 | Ч. 3С.55-56 | |
104 | Контрольное списывание №3 | 1 | | |
105 | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся писать сочинение | 1 | Ч. 3С.59-61 | |
106 | Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных | 1 | Ч. 3 С.57-58 | |
107 | Жизнь корня в составе слов разных частей речи | 1 | Ч. 3 С.58-61 | |
108 | Словарный диктант №3 Жизнь корня в составе слов разных частей речи | 1 | Ч. 3 С.62-63 | |
109 | Слова с удвоенной согласной, пришедшие из других языков | 1 | Ч. 3 С.64-65 | |
110 | Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости | 1 | Ч. 3 С.66 | |
Морфология (59ч) |
111 | Окончания существительных во множественном числе в именительном падеже | 1 | Ч. 3С.67 | |
112 | Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже | 1 | Ч. 3С.68 | |
113 | Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже | 1 | Ч. 3С.69 | |
114 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №4 по теме " Правописание окончаний существительных во множественном числе" | 1 | | |
115 | Развитие речи с элементами культуры речи. Научный текст | 1 | Ч. 3 С.73-76 | |
116 | Написание существительных с суффиксом -ищ- | 1 | Ч. 3 С.76-79 | |
117 | Написание существительных с суффиксом -ищ- | 1 | Ч. 3 с.76-79 | |
118 | Окончания существительных во множественном числе в разных падежах | 1 | Ч. 3 С.79-84 | |
119 | Окончания существительных во множественном числе в разных падежах | 1 | Ч. 3 С.85-90 | |
120 | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Ивана Шишкина «Дубовая роща». Устное сочинение | 1 | Ч. 3 С.95-96 | |
121 | Окончания существительных во множественном числе в разных падежах | 1 | Ч. 3 С.91-94 | |
122 | Проверочный диктант №4 по теме "Правописание окончаний существительных во множественном числе в разных падежах" | 1 | | |
123 | Работа над ошибками. Написание суффикса –ок после шипящих | 1 | | |
124 | Работа над ошибками. Написание суффикса -ок- после шипящих | 1 | | |
125 | Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение | 1 | Ч. 3 С.96-98 | |
126 | Изменение прилагательных по родам и числам | 1 | Ч. 3 С.98-99 | |
127 | Изменение прилагательных по падежам | 1 | Ч. 3 С.100-101 | |
128 | Изменение прилагательных по падежам | 1 | Ч. 3 С.102-103 | |
129 | Окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах | 1 | Ч. 3 С.104-106 | |
130 | Развитие речи с элементами культуры речи. Обучающее изложение | 1 | Ч. 3 С.107-108 | |
131 | Окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах | 1 | Ч. 3 С.108-111 | |
132 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №5 по теме "Изменения имен существительных" | 1 | | |
133 | Работа над ошибками.Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода | 1 | Ч. 3 С.112-113 | |
134 | Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода | 1 | Ч. 3 С.114-116 | |
135 | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Константина Коровина «Портрет Татьяны Любатович». Устное сочинение | 1 | Ч. 3 С.116-118 | |
136 | Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода | 1 | | |
137 | Контрольное списывание №4 | 1 | | |
138 | Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки | 1 | Ч. 3 С.124-125 | |
139 | Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки | 1 | Ч. 3 С.125-126 | |
140 | Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости | 1 | Ч. 3 С.127-129 | |
141 | Словарный диктант №4 Склонение прилагательных во множественном числе | 1 | Ч. 3 С.129-130 | |
142 | Окончания прилагательных во множественном числе в именительном и винительном падежах | 1 | Ч. 3 С.131-132 | |
143 | Окончания прилагательных во множественном числе в родительном, винительном и предложном падежах | 1 | Ч. 3 С.134-135 | |
144 | Окончания прилагательных во множественном числе в дательном и творительном | 1 | Ч. 3 С.136-139 | |
145 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №6 по теме "Имя прилагательное | 1 | | |
146 | Слова с удвоенной буквой согласного | 1 | Ч. 3 С.143-147 | |
147 | Начальная форма глагола. Суффикс -ть- (-ти-, -чь-) | 1 | | |
148 | Написание частицы -ся | 1 | | |
149 | Другие суффиксы глагола: -а-, -е-, -и-, -о-, -у-, -я- | 1 | | |
150 | Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение. Устный рассказ по серии рисунков Херлуфа Бидструпа | 1 | | |
151 | Времена глагола. Прошедшее время | 1 | | |
152 | Времена глагола. Настоящее время | 1 | | |
153 | Времена глагола. Настоящее время | 1 | | |
154 | Времена глагола. Будущее время | 1 | | |
155 | Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение | 1 | | |
156 | Времена глагола. Настоящее время | 1 | | |
157 | Времена глагола. Прошедшее время | 1 | | |
158 | Времена глагола . | 1 | | |
159 | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Дитца «Охота на редис». | 1 | | |
160 | | 1 | | |
161 | Работа над ошибками. Написание «ь» после шипящих во всех формах глагола | 1 | | |
162 | Написание «ь» после шипящих во всех формах глагола | 1 | | |
163 | Обобщение по теме «Фонетика и орфография» | 1 | | |
164 | Обобщение по теме «Морфемика и словообразование» | 1 | | |
165 | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Огюста Ренуара «Девочка с лейкой». Устное сочинение | 1 | | |
166 | Обобщение по теме «Лексика | 1 | | |
167 | Обобщение по теме «Синтаксис» | 1 | | |
168 | Обобщение по теме «Развитие речи» | 1 | | |
169 | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся писать сочинение по наблюдениям | 1 | | |
170 | Заседание для членов клуба «Ключ и заря» | 1 | | |
**Количество часов считается примерным.
*
**Количество часов считается примерным.
**