СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, входящей в состав укрупненной группы специальностей СПО 43.00.00 СЕРВИС И ТУРИЗМ.

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана в соответствии с требованиями:

  • федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016;
  • федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от «17» мая 2012г. № 413 с изменениями от 29.12.2014г. №1645 и 31.12.2015г. №1578;
  • федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело;
  • порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования с изменениями от 15 декабря 2014г., приказ Минобрнауки России № 1580;
  • рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) с уточнениями от 25.05.2017г. (Протокол №3 Научно-методического совета Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО»);
  • Примерной основной образовательной программы среднего общего образования. (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
  • примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (далее - ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол №3 от 21.07. 2015г.,  регистрационный номер рецензии 381 от 23.07.2015г. ФГАУ «ФИРО»).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

Приложение 01










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД 01. РУССКИЙ ЯЗЫК

образовательной программы среднего профессионального образования

по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
























Тольятти, 2018г.


ОДОБРЕНА


Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования

методическим объединением


преподавателей общеобразовательных дисциплин


Протокол № ___ от «_____» 2018г.






Председатель:


Зам.директора по УМР




_______________ / Н.А. Гончарова


___________________ / И.И. Уренева








Составитель(и):

В.П.Аксененко, преподаватель высшей квалификационной категории







Эксперты:


Внутренняя экспертиза:


Техническая экспертиза:

Н.А. Гончарова, методист



Содержательная экспертиза:

М.В.Тараскина, преподаватель высшей квалификационной категории









СОДЕРЖАНИЕ



Стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


18

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


20



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК»


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, входящей в состав укрупненной группы специальностей СПО 43.00.00 СЕРВИС И ТУРИЗМ.

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана в соответствии с требованиями:

  • федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016;

  • федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от «17» мая 2012г. № 413 с изменениями от 29.12.2014г. №1645 и 31.12.2015г. №1578;

  • федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело;

  • порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования с изменениями от 15 декабря 2014г., приказ Минобрнауки России № 1580;

  • рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) с уточнениями от 25.05.2017г. (Протокол №3 Научно-методического совета Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО»);

  • Примерной основной образовательной программы среднего общего образования. (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);

  • примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (далее - ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол №3 от 21.07. 2015г., регистрационный номер рецензии 381 от 23.07.2015г. ФГАУ «ФИРО»).

Программа учебной дисциплины «Русский язык» ориентирована на реализацию ФГОС среднего общего образования на базовом уровне в пределах освоения ППССЗ с учетом профиля получаемого профессионального образования, обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки студента с целью дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

Данная программа разработана для специальностей, относящихся к социально-экономическому профилю.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл (базовые общеобразовательные дисциплины) и является учебным предметом обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС среднего общего образования.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

  • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

  • осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью,

  • потребность речевого самосовершенствования;

метапредметных:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

  • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  • использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

  • применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изуче­ния русского языка;

предметных:

  • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

  • сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

  • владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.


Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.


Виды универсальных учебных действий

Общие компетенции

(в соответствии с ФГОС СПО)

Личностные - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях - внутренняя позиция обучающегося, самоуважение и самооценка, мотивация (учебная, социальная), ориентация на выполнение морально-нравственных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков.

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Регулятивные - обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка)

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

OK 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Познавательные - обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией (работа с учебными моделями, использование знакосимволических средств, общих схем решения), выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

Коммуникативные - обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми - речевая деятельность, навыки сотрудничества

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

OK 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

объём образовательной нагрузки обучающегося – 78 час., в том числе:

  • аудиторная нагрузка во взаимодействии с преподавателем - 78 час.;

  • самостоятельная учебная работа - не предусмотрено.













2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


  • лекции

41

  • практикум

24

  • практические занятия

12

  • контрольные занятия

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

0

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2 Тематический план


№ п/п

Наименование учебного элемента (УЭ)

количество часов

максимальная учебная нагрузка

самос-тоятель-ная работа

аудиторная учебная нагрузка:

всего

в т.ч. практикум

в т.ч.

ЛР и ПЗ

УМ 01

Русский язык

78

0

78

24

12


1 семестр

34

0

34

10

6

Тема 1.1.

Язык и речь. Функциональные стили

10

0

10

2

2

Тема 1.2.

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

10

0

10

4

2

Тема 1.3

Лексикология и фразеология

6

0

6

2

2

Тема 1.4.

Морфемика, словообразование, орфография

8

0

8

2



2 семестр

44

0

44

14

6

Тема 1.5.

Морфология и орфография

22

0

22

8

4

Тема 1.6.

Синтаксис и пунктуация

22

0

22

6

2

Всего

78

0

78

24

12





2.3. Содержание учебной дисциплины


Номер и наименование учебных модулей и тем

Содержание учебного материала, практикум, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Осваиваемые элементы компетенций

1

2

3

4

УМ 01.Русский язык


34


Тема 1.1. Язык и речь. Функциональные стили

1.

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении специальностей СПО. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

6

ОК 01, ОК 06,

ОК 03, ОК 10

2.

Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств.

3.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Лингвостилистический анализ текста.


1

2

3

4

Тема1.1. Язык и речь. Функциональные стили

Практикум:

2





1.

Работа над текстом функциональных стилей речи

Практические занятия:

2

1.

№1 Комплексная работа над текстом.

Тема 1.2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Лекции:

4

ОК06, ОК02,

ОК 09,

ОК 08,

ОК10,

1.

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза.

Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

2.

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок.

Практикум:

4

1.

Составление таблиц по теме «Чередующиеся гласные в корне слова»

2.

Орфографическая работа на тему: «Правописание приставок»

Практические занятия:

2

1.

№2. Решение фонетических задач


1

2

3

4

Тема 1.3. Лексикология и фразеология

Лекции:

2

ОК 02, ОК10,

ОК 05,

ОК 04,

ОК11

1.


Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы.

Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении

фразеологических единиц и их исправление.

Практикум:

2

1.

Лексико – орфографическая работа на тему: «Синонимы , антонимы и их изобразительные возможности»

Практические занятия:

2


1.

№3 Лексико – фразеологический разбор предложений.


1

2

3

4

Тема 1.4. Морфемика, словообразование, орфография

Лекции:


ОК 01, ОК 06, ОК 10,

ОК 04,

ОК 07

1.

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами. Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных

слов, слов одной структуры. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами.

5

2.

Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -

3.

Правописание сложных слов.

Практикум:

2

1.

Словообразовательный разбор

Тест по теме 1-4 (семестровый)

1

Практические занятия:

-



1

2

3

4

Тема 1.5. Морфология и орфография


Лекции:

10


ОК02, ОК10,

ОК 05,

ОК 04

ОК 08


1.

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

2.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний

имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Право-

писание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода. Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.

3.

Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи.

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание

не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.


1

2

3

4

Тема 1.5.Морфология и орфография



Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Особенности построения предложений с деепричастиями. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложений с деепричастиями.


ОК02, ОК10,

ОК 05,

ОК 04

ОК 08


4.

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи


5.

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных пред логов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, что бы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Употребление частиц в речи. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.


1

2

3

4

Тема 1.5.Морфология и орфография

Практикум:

8


1.

Составление таблицы: «Степени сравнения прилагательных»

2.

Тренировочные упражнения по теме: «Спряжение глаголов»

3.

Творческая работа по теме: « Причастие»

4.

Составление таблиц по разрядам предлогов

Практические занятия:

4


1

№4. Морфологический разбор частей речи

2

№5. Слитное и раздельное написание частицы НЕ с разными частями речи

Тема 1.6. Синтаксис и пунктуация

Лекции:

14

1.

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.

ОК 02, ОК10, ОК 05, ОК 04,

ОК 06,

ОК11

2.

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

3.

Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и

знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.

4.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.


1

2

3

4

Тема 1.6. Синтаксис и пунктуация


Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении.


ОК 02, ОК10, ОК 05, ОК 04,

ОК 06

5.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

6.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и

стилях речи.

7.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

Практикум:

6

1.

Составление таблицы: «Подлежащее и способы его выражения»

2.

Творческая работа по текстам: «Обособленные члены предложения»

3.

Пунктуационная работа. Прямая и косвенная речь, вводные слова и предложения, обращение, цитаты, диалог, междометия и звукоподражательные слова.

Практические занятия:

2

1.

№6.Синтаксический разбор простых и сложных предложений

Примерная тематика индивидуальных проектов:

  1. Учебно-исследовательский проект «Молодежный сленг и жаргон»

  2. Информационно-исследовательские проекты

      • «Языковой портрет современника» (проблемы речевой культуры современной молодежи),

      • «СМИ и культура речи»,

      • «Русское письмо и его эволюция».



Всего:

78



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к организации образовательного процесса:

Образовательный процесс организуется в соответствии с календарным учебным графиком образовательной деятельности по специальности.

Освоение учебной дисциплины происходит посредством организации следующих видов занятий: лекции, практикум, практические занятия (практические и творческие работы)

Лекция включает обзор основного теоретического материала учебного модуля, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение теории учебного модуля. Лекция - основа успешной организации самостоятельной работы студентов. Лекция, как правило, носит объяснительный характер, желательно с использованием демонстрационного материала. Преподаватель обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на имеющихся проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли знаний.

Практикум - вид учебных занятий, имеющих целью организацию образовательной деятельности обучающихся в активных и интерактивных формах: тренировочные упражнения работа над текстом, составление таблиц, лексико – орфографические работы, творческие работы.

Практические занятия (практические и творческие работы) — метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции, в ходе организации практикума и внеаудиторной самостоятельной работы. На практическом занятии каждый студент должен получить возможность «раскрыться», проявить способности, у каждого обучающегося должен быть выработан определенный профессиональный подход.

Практикум и практические занятия проводятся с применением соответствующего учебно-методического и программного обеспечения. При составлении практических заданий моделируются реальные ситуации, в задание включается анализ результатов и выводы.

Рабочей программой дисциплины предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) и выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской).

В процессе изучения дисциплины текущий контроль усвоения знаний обучающихся осуществляется в форме тестирования, контрольных работ, творческих заданий.

Формы проведения консультаций индивидуальные, групповые.

Обучающиеся, имеющие свободный график посещения учебных занятий или пропустившие занятия по уважительной причине, обучаются по индивидуальному учебному плану.


3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий

  • учебная литература;

  • методическая литература;

  • многофункциональный комплекс преподавателя;

  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов и др.);

  • библиотечный фонд.

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • мультимедиапроектор;


3.3. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2016.

  2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2016.

  3. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: электронный учебно-методический комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017.

  4. Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.

Дополнительные источники:

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014.

  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 кл. М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС», 2008.

  3. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.

  4. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.

  5. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.

  6. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.

  7. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.

  8. Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.

  9. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.

  10. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.

  11. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.

  12. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.

  13. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.

  14. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.

  15. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.

  16. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.

  17. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

  18. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

  19. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.


Интернет –ресурс:

  1. www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).

  2. www.krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).

  3. www.school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресур­сов»).

  4. www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»).


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, практикума, а также выполнения обучающимися творческих работ, проектов.


Результаты обучения (предметные)

Критерии оценки

Методы оценки

УМ 01. Русский язык

- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и при­менение знаний о них в речевой практике;

-сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

-владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

-владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

-владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота­ций, рефератов, сочинений различных жанров;

сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

-способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

-способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргумен­тированных устных и письменных высказываниях;

-владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово- родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

-сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

-выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов;

-вычитывать разные виды информации;

-выполнять лингвостилистический анализ текста; определять

авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста;

-характеризовать изобразительно-выразительные средства языка,

-указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;

-определять эмоциональный настрой текста;

-анализировать речь с точки зрения правильности, точности, вы-

разительности, уместности употребления языковых средств;

- проводить фонетический разбор; извлекать необходимую ин-

формацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

-извлекать необходимую информацию из мультимедийных

орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности;

-строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;

-определять круг орфографических и пунктуационных правил,

по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

-аргументировать различие лексического и грамматического

значения слова; опознавать основные выразительные средства

лексики и фразеологии в публицистической и художественной

речи и оценивать их;

-объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

- извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа

(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных;

-опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста;

-проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ;

-извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

-характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную

связь однокоренных слов;

-опознавать основные выразительные средства

-познавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;

-проводить орфографический;

-извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа

проделанной работы;

-определять круг орфографических,

по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

познавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообра

зующей роли;

-проводить морфологический;

-извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа

проделанной работы;

-опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения тексто- образующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный);

- составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы;

- определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры; составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия;

- производить синонимическую замену синтаксических конструкций;

- составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме;

- пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;

Оценка результатов выполнения практических занятий


Оценка в рамках текущего контроля (тестирование, работа над текстом, фонетический разбор слов)


Оценка в рамках текущего контроля (лексико – орфографическая работа над текстом)


Оценка в рамках текущего контроля (словообразовательный разбор слов)


Оценка в рамках текущего контроля (тестирование, составление таблицы, орфографическая работа)



Оценка в рамках текущего контроля (работа над таблицей, творческая работа, тренировочные упражнения)


Критерии оценки обучающихся

Оценка письменных ответов обучающихся:

  • оценка «5» ставится в случае, если указаны все грамматические формы современного русского литературного языка и их современные нормативные варианты; точно сформулирована основная мысль текста; выполнена информационная переработка текста; объяснены знаки препинания в предложениях; выделены изобразительно-выразительные средства языка

  • оценка «4» ставится в случае, если не всегда верно указаны грамматические формы современного русского литературного языка; верно проведен лексический , пунктуационный ; не точно сформулирована основная мысль текста; выполнена информационная переработка текста

  • оценка «3» ставится в случае, если мало указано лексических пластов слов; не совсем верно проведен лексический , пунктуационный ; точно выделены изобразительно-выразительные средства языка

  • оценка «2» ставится в случае, если много допущено лексических, синтаксических ошибок; слабо выполнена информационная переработка текста; не выделены изобразительно-выразительные средства языка

Оценка тестовых заданий производится в соответствии с универсальной шкалой.


Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно


Критерии оценки и форма представления индивидуального проекта:

Индивидуальный проект представляется в форме презентации и оценивается баллами.

Примерные критерии оценки индивидуального проекта:

  1. Самостоятельность работы над проектом.

  2. Актуальность и значимость темы.

  3. Полнота раскрытия темы.

  4. Оригинальность решения проблемы.

  5. Артистизм и выразительность выступления.

  6. Как раскрыто содержание проекта в презентации.

  7. Использование средств наглядности, технических средств.

  8. Ответы на вопросы.

После проведения презентации проводится оценка полученного продукта по каждому критерию по следующей шкале:

  • 1 балл – не отвечает критерию;

  • 2 балла – частично отвечает критерию;

  • 3 балла - в основном отвечает критерию;

  • 4 балла – полностью отвечает критерию или превосходит его.

Оценка «5» - 29 – 32 баллов; оценка «4» - 20 – 28 баллов; оценка «3» - 9 – 19 баллов; оценка «2» - 8 и менее баллов;




ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ



БЫЛО:

СТАЛО:



Основание:






Протокол № ___ от «_______» 201_г.



Председатель: ____________________ / __________________________________

подпись И.О.Фамилия



8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!