Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Донецкая государственная музыкальная академия имени С. С. Прокофьева»
Музыкальная школа для одаренных детей
УТВЕРЖДАЮ
проректор по учебно-методической работе
________________Ю. В. Ляшенко
«____» _______ 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Ритмика»
4 класс
Образовательная программа: | Начальное общее образование |
Форма обучения: | очная |
Донецк 2023
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Ритмика» (предметная область «Музыка») для 4 класса включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов и к структуре тематического планирования.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в 4 классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в 4 классе завершается перечнем универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Ритмика» с учётом возрастных особенностей обучающихся на уровне начального общего образования. C учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных универсальных учебных действий (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения), их перечень дан в специальном разделе «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования, а также предметные достижения обучающегося за четвёртый год обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной программе воспитания.
Задачи:
дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;
привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;
гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;
дать представление о танцевальном образе;
развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;
воспитание культуры поведения и общения;
развитие творческих способностей;
воспитание умений работать в коллективе;
развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение; организация здорового и содержательного досуга.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом. Программа "Ритмика» нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания (например, коррекционных). Поэтому содержание программы, практический материал могут варьироваться с учетом условий ее использования. И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей — не только способных и одаренных, но и в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца и предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
В программу по предмету «Ритмика» включены упражнения и движения классического, народного и бального танца, доступные детям 6-10 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки обучающихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные обучающихся, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве. Занятия включают чередование различных видов деятельности:
упражнения под музыку и игры;
слушание музыки;
тренировочные упражнения у станка и в партере;
танцевальные упражнения.
Ценность искусства танца - как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.
Место учебного предмета «Ритмика» в учебно плане
В 4 классе – 34 часа в год, 1 час в неделю.
Содержание учебного предмета
4 класс .
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп.
Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном).
Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка).
УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Противопоставление одного пальца остальным. Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений.
Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии знакомой песни.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. Упражнения на различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание народных танцев.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с ритмикой и хореографией.
развитие мотивов танцевальной - учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) творчества.
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе танцевальных.
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
овладение способностью к творческой реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам танцевального искусства;
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к танцевальному искусству и различным видам танцевально - творческой деятельности;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов хореографических искусств, размышлять о танце и ритмике как о способе выражения духовных переживаний человека;
общее понятие о роли ритмики в жизни ребенка и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей хореографического искусства;
представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, религиозной самобытности танцевального искусства разных народов;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания танцевальных произведений в различных видах хореографической и учебно-творческой деятельности;
готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
участие в создании театрализованных и танцевально-пластических композиций, импровизаций, театральных спектаклей, танцевальных фестивалей, концертов, конкурсов и др.
Календарно – тематическое планирование для 4 класса
Ритмика (1 ч в неделю, 34 ч в год)
№ п/п | № п/п | Содержание | Дата |
План | Факт |
1 | | Введение в мир танца. Правила техники безопасности в танцевальном зале. Виды ходьбы | 06.09. 2023 | |
2 | | Элементы гимнастики | 13.09 | |
3 | | Разучивание разминки | 20.09 | |
4 | | Упражнения на развитие координации | 27.09 | |
5 | | ОРУ. Ходьба с координацией рук и ног. Тесты, позволяющие оценить эластичность мышц плечевого пояса | 04.10 | |
6 | | Азбука ритмической гимнастики | 11.10 | |
7 | | Позиции рук. Основные правила | 18.10 | |
8 | | Позиции ног. Основные правила | 25.10 | |
9 | | Позиции в паре. Основные правила | 08.11 | |
10 | | Закрепление пройденного материала | 15.11 | |
11 | | Шаг польки | 22.11 | |
12 | | Галоп, подскоки в повороте | 29.11 | |
13 | | Партерная гимнастика | 06.12 | |
14 | | Складочка и перегибы корпуса сидя на полу | 13.12 | |
15 | | Упражнения для укрепления бр. пресса | 20.12 | |
16 | | Работа над растяжкой | 27.12 | |
17 | | Разучивание элементов в современных ритмах | 10.01. 2024 | |
18 | | Отработка движений | 17.01 | |
19 | | Понятие «линия танца» | 24.01 | |
20 | | Понятие «перестроение из линий в круг и обратно» | 31.01 | |
21 | | Закрепление | 07.02 | |
22 | | Прыжки с продвижение вперед, назад и из стороны в сторону | 14.02 | |
23 | | Элементы народного танца | 21.02 | |
24 | | Разучивание танцевальных связок | 28.02 | |
25 | | Отработка движений | 06.03 | |
26 | | Закрепление пройденного материала | 13.03 | |
27 | | Прыжки | 20.03 | |
28 | | Разучивание элементов вальса | 03.04 | |
29 | | Вальс. Повороты | 10.04 | |
30 | | Вальс в паре | 17.04 | |
31 | | Разучивание танцевальной композиции | 24.04 | |
32 | | Подвижные игры | 08.05 | |
33 | | Закрепление пройденного материала | 15.05 | |
34 | | Контрольный урок. | 22.05 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Рабочая тетрадь для 4 класса.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Научно – популярная литература по искусству.
Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984.
Уроки ритмики. 1-4 классы. Поурочные разработки, авт.: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М.:Просвещение, 2013 г.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 3ч.Ч.2, под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой.- М.:Просвещение,2016.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
2.Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
3.Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
4.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
5.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
6.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
7.CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».