СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Музыка" для обучающихся 5-8 классов общеобразовательного учреждения

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-8 классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными программами по   музыкальному искусству для основного общего образования и с учетом возможностей авторской программы «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Музыка" для обучающихся 5-8 классов общеобразовательного учреждения»









Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-8 классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными программами по музыкальному искусству для основного общего образования и с учетом возможностей авторской программы «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской.

Также программа основана на требованиях к результатам освоения основной образовательной программы общего образования МАОУ «Саган-Нурская СОШ», с учетом примерной программы общего образования по Музыке, программы общеобразовательных учреждений и следующих нормативных документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказа Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения до 1 сентября 2021 года);

  • приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;

  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;

  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;

  • Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Саган-Нурская СОШ»:

  • Приказа Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 года № 254 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Устава школы;

  • Положения о рабочей программе МАОУ «Саган-Нурская СОШ»;

  • Программы воспитания МАОУ «Саган-Нурская СОШ»;

  • Авторской программы Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.

Преподавание предмета реализуется на базовом уровне.


Цели и задачи музыкального образования

Цель музыкального образования – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры – наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Задачи:

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.


Личностные результаты освоения программы
  1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

  2. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

  3. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

  4. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

  5. Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении.

  6. Сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

  7. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные результаты освоения программы

Обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения предмета, обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

На практическом уровне обучающиеся овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Предметные результаты

Выпускник научится:

  • понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

  • анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;

  • определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

  • различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;

  • различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  • производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

  • понимать основной принцип построения и развития музыки;

  • анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;

  • понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

  • определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

  • понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;

  • понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;

  • распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;

  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;

  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;

  • узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;

  • различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;

  • называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);

  • узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);

  • определять тембры музыкальных инструментов;

  • называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;

  • определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;

  • владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • определять характерные особенности музыкального языка;

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;

  • анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;

  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;

  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;

  • определять характерные признаки современной популярной музыки;

  • называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;

  • анализировать творчество исполнителей авторской песни;

  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

  • сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;

  • понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;

  • понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;

  • называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;

  • определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;

  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;

  • применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;

  • понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;

  • эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;

  • приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей, и исполнительских коллективов;

  • применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;

  • обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

  • понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

  • понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;

  • определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;

  • распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;

  • различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;

  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

  • активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).

  • Содержание курса

  • 5 класс.

  • Музыка и литература. Музыка как вид искусства. Интонация как носитель образного смысла. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в театре. Программная музыка. Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа.

  • Музыка и изобразительное искусство. Музыка как вид искусства. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Круг музыкальных образов. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и в изобразительном искусстве.

  • 6 класс.

  • Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Народное музыкальное творчество. Характерные черты русской народной песни. Основные жанры русской народной песни. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Музыка как вид искусства. Портрет в музыке и живописи. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX вв. Древнерусская духовная музыка. Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX вв. Средневековая духовная музыка. Хорал. Полифония.

  • Мир образов камерной и симфонической музыки. Музыка как вид искусства. Программная музыка. Мир музыкального театра. Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов. Джаз. Авторская песня.

  • 7 класс.

  • Особенности музыкальной драматургии. Музыка как вид искусства. Мир музыкального театра. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, эпические и др.). Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX вв. Формирование русской классической школы. Обращение композиторов к народным истокам. Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX вв. Оперный жанр в творчестве композиторов XIX в.

  • Основные направления музыкальной культуры. Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка). Развитие жанров светской музыки. Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке XX в.

  • 8 класс.

  • Классика и современность. Мир музыкального театра. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, эпические и др.). Музыка в кино. Симфоническая музыка

  • Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Развитие традиций оперного спектакля. Портреты современных исполнителей: Елена Образцова и Майя Плисецкая. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители. Классическая музыка в современных обработках. Мюзиклы мира.



Тематическое планирование



Тема раздела

Кол-во

часов

Кол-во

часов

в неделю

Кол-во к/работ

5 класс

1 четверть

Музыка и литература


9

1

1

2 четверть

Музыка и литература

7

1

1

3 четверть

Музыка и изобразительное искусство

10

1

1

4 четверть

Музыка и изобразительное искусство

9

1

1

За год


35



6 класс

1 четверть

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

9

1

1

2 четверть

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

7

1

1

3 четверть

Мир образов камерной и симфонической музыки

10

1

1

4 четверть

Мир образов камерной и симфонической музыки

9

1

1

За год


35



7 класс

1 четверть

Особенности музыкальной драматургии

9

1

1

2 четверть

Особенности музыкальной драматургии

7

1

1

3 четверть

Мир образов камерной и симфонической музыки

10

1

1

4 четверть

Мир образов камерной и симфонической музыки

9

1

1

За год


35



8 класс

1 четверть

Классика и современность

9

1

1

2 четверть

Традиции и новаторство в музыке

7

1

1

3 четверть

Основные направления музыкальной культуры

10

1

1

4 четверть

Основные направления музыкальной культуры

9

1

1

За год


35





Календарно-тематическое планирование

5 класс (1 час в неделю, всего 35 часов)


Глава/Раздел

Тема занятия

Воспит. потенциал урока

Музыка и литература

  1. Что роднит музыку с литературой

получение навыков индивидуальной и командной работы, взаимопомощи, работа в парах или групповая; анализировать, интерпретировать данные и делать выводы; умение понимать чувства, мотивы, характеры героев и проецировать на современное общество; анализировать, интерпретировать данные и делать выводы.


  1. Вокальная музыка. Звучащие картины


  1. Фольклор в музыке русских композиторов.


  1. Жанры инструментальной и вокальной музыки.


  1. Вторая жизнь песни


  1. Всю жизнь несу Родину в душе…


  1. Писатели и поэты о музыке и музыкантах.


  1. Обобщение по теме: «Музыка и литература». Контрольное тестирование


  1. Анализ контрольного тестирования. Заключительный концерт.

Музыка и литература

  1. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

умение понимать чувства, мотивы, характеры героев и проецировать на современное общество; анализировать, интерпретировать данные и делать выводы;

получение навыков индивидуальной и командной работы, взаимопомощи, работа в парах или групповая; анализировать, интерпретировать данные и делать выводы.


  1. Опера-былина «Садко»


  1. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.


  1. Музыка в театре, в кино, на телевидении


  1. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.


  1. Обобщение по теме: «Музыка и литература». Контрольное тестирование


  1. Анализ контрольной работы. Заключительный концерт.

Музыка и изобразительное искусство

  1. Что роднит музыку с изобразительным искусством

установление доброжелательной атмосферы во время урока;

инициирование ситуаций, обсуждения, высказывания учащимися своего мнения с аргументацией позиции по поводу предмета обсуждения устно и письменно;

инициирование для формирования опыта ведения конструктивного диалога.


  1. Небесное и земное в звуках и красках.


  1. Звать через прошлое к настоящему.


  1. Музыкальная живопись и живописная музыка.


  1. Фореллен-квинтет


  1. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.


  1. Портрет в музыке и изобразительном искусстве.


  1. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.


  1. Обобщение по теме: «Музыка и изобразительное искусство». Контрольное тестирование


  1. Анализ контрольного тестирования. Заключительный концерт.

Музыка и изобразительное искусство

  1. Застывшая музыка.

инициирование для формирования опыта ведения конструктивного диалога;

установление доброжелательной атмосферы во время урока;

инициирование ситуаций, обсуждения, высказывания учащимися своего мнения с аргументацией позиции по поводу предмета обсуждения устно и письменно.


  1. Полифония в музыке и в живописи.


  1. Музыка на мольберте.


  1. Импрессионизм в музыке и в живописи.


  1. О подвигах, о доблести, о славе…


  1. В каждой мимолетности вижу я миры…


  1. Обобщение по теме: «Музыка и изобразительное искусство». Итоговое тестирование


34-35. Анализ итогового тестирования. Заключительный концерт.


Календарно-тематическое планирование

6 класс (1 час в неделю, всего 35 часов)


Глава/Раздел

Тема занятия

Воспит. потенциал урока

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

  1. Образы романсов и песен русских композиторов

получение навыков индивидуальной и командной работы, взаимопомощи, работа в парах или групповая; анализировать, интерпретировать данные и делать выводы;

умение понимать чувства, мотивы, характеры героев и проецировать на современное общество; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих музыкальных произведений.


  1. Песни-романсы


  1. Романсы М. Глинки на стихи А. Пушкина


  1. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве русских композиторов


  1. Образы песен зарубежных композиторов


  1. Баллада «Лесной царь»


  1. Образы русской народной музыки


  1. Обобщение по теме: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». Тестирование


  1. Анализ тестирования. Заключительный концерт.

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

  1. Образы русской духовной музыки

умение понимать чувства, мотивы, характеры героев и проецировать на современное общество; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих музыкальных произведений;

получение навыков индивидуальной и командной работы, взаимопомощи, работа в парах или групповая; анализировать, интерпретировать данные и делать выводы.


  1. Образы духовной музыки Западной Европы


  1. Авторская песня: прошлое и настоящее


  1. Авторская песня: прошлое и настоящее


  1. Джаз - искусство 20 века


  1. Обобщение по теме: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». Контрольное тестирование


  1. Анализ контрольного тестирования. Заключительный концерт.

Мир образов камерной и симфонической музыки

  1. Могучее царство Шопена

оказание содействия эстетическому и нравственному воспитанию учащихся посредством ознакомления с произведениями искусства и литературы;

умение понимать чувства, мотивы, характеры героев;

объяснять сходства и различия в оценке явления, действия, взаимодействия, обусловленные культурными особенностями и иными традициями.


  1. Вдали от Родины


  1. Ночной пейзаж


  1. Инструментальный концерт


  1. Космический пейзаж


  1. «Мозаика». Э. Артемьев


  1. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина


  1. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина


  1. Обобщение по теме: «Мир образов камерной и симфонической музыки». Тестирование


  1. Анализ тестирования. Заключительный концерт.

Мир образов камерной и симфонической музыки

  1. Симфоническое развитие музыкальных образов.

объяснять сходства и различия в оценке явления, действия, взаимодействия, обусловленные культурными особенностями и иными традициями;

умение понимать чувства, мотивы, характеры героев;

оказание содействия эстетическому и нравственному воспитанию учащихся посредством ознакомления с произведениями искусства и литературы.


  1. Программная увертюра


  1. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»


  1. Балет «Ромео и Джульетта»


  1. Мюзикл «Вестсайдская история»


  1. Образы киномузыки.


  1. Обобщение по теме: «Мир образов камерной и симфонической музыки». Итоговое тестирование


34,35. Анализ итогового тестирования. Заключительный концерт.


Календарно-тематическое планирование

7 класс (1 час в неделю, всего 35 часов)


Глава/Раздел

Тема занятия

Воспит. потенциал урока

Особенности музыкальной драматургии

  1. Классика и современность

получение навыков индивидуальной и командной работы, взаимопомощи, работа в парах или групповая;

умение понимать чувства, мотивы, характеры героев и проецировать на современное общество;

умение понимать чувства, мотивы, характеры героев и проецировать на современное общество.


  1. Музыкальная драматургия – развитие музыки


  1. В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин»


  1. В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин»


  1. В концертном зале. Симфония № 40 Моцарта


  1. В концертном зале. Симфония № 5 Бетховена


  1. Героическая тема в музыке


  1. Обобщение по теме: «Особенности музыкальной драматургии».Тестирование


  1. Анализ контрольной работы. Заключительный концерт.

Особенности музыкальной драматургии

  1. В музыкальном театре. Балет

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих музыкальных произведений;

анализировать, интерпретировать данные и делать выводы;

получение навыков индивидуальной и командной работы, взаимопомощи, работа в парах или групповая.


  1. Камерная музыка. Ф. Шопен


  1. Транскрипция


  1. «Кончерто гроссо». А. Шнитке


  1. «Сюита в старинном стиле». А. Шнитке


  1. Обобщение по теме: «Особенности музыкальной драматургии». Контрольное тестирование


  1. Анализ контрольного тестирования. Заключительный концерт.

Основные направления музыкальной культуры

  1. Сюжеты и образы религиозной музыки

объяснять сходства и различия в оценке явления, действия, взаимодействия, обусловленные культурными особенностями и иными традициями; инициирование для формирования опыта ведения конструктивного диалога;

получение навыков индивидуальной и командной работы, взаимопомощи, работа в парах или групповая.


  1. «Высокая месса»


  1. «Всенощное бдение»


  1. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»


  1. Соната


  1. Соната № 8 «Патетическая» Л. Бетховен


  1. Соната № 2 С. Прокофьев


  1. Соната № 11 В.-А. Моцарт


  1. Обобщение по теме: «Основные направления музыкальной культуры». Тестирование


  1. Анализ тестирования. Заключительный концерт.

Основные направления музыкальной культуры

  1. Инструментальный концерт

умение понимать чувства, мотивы, характеры героев и проецировать на современное общество;

анализировать, интерпретировать данные и делать выводы;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих музыкальных произведений.


  1. Концерт для скрипки с оркестром. А. Хачатурян


  1. «Рапсодия в стиле блюз». Д. Гершвин


  1. Музыка народов мира


  1. Популярные хиты


  1. Рок-опера «Юнона и Авось»


  1. Обобщение по теме: «Основные направления музыкальной культуры». Итоговое тестирование


34,35. Анализ итогового тестирования. Заключительный концерт


Календарно-тематическое планирование

8 класс (1 час в неделю, всего 35 часов)


Глава/Раздел

Тема занятия

Воспит. потенциал урока

Классика и современность

  1. Классика в нашей жизни

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих музыкальных произведений;

объяснять сходства и различия в оценке явления, действия, взаимодействия, обусловленные культурными особенностями и иными традициями; инициирование для формирования опыта ведения конструктивного диалога.


  1. В музыкальном театре. Опера


  1. В музыкальном театре. Опера «Князь Игорь».


  1. Опера «Князь Игорь».


  1. Балет «Ярославна»


  1. Мюзикл. Рок-опера


  1. Музыка к драматическому спектаклю


  1. Обобщение по теме: «Классика и современность». Тестирование


  1. Анализ тестирования. Заключительный концерт.

Классика и современность

  1. «Пер Гюнт». Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена

получение навыков индивидуальной и командной работы, взаимопомощи, работа в парах или групповая;

анализировать, интерпретировать данные и делать выводы;

умение понимать чувства, мотивы, характеры героев и проецировать на современное общество.


  1. Музыка в кино


  1. «Неоконченная симфония» Ф. Шуберта


  1. Симфония № 5 П.И. Чайковского


  1. Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева


  1. Обобщение по теме: «Классика и современность». Контрольное тестирование


  1. Анализ контрольного тестирования. Заключительный концерт.

Традиции и новаторство в музыке

  1. И снова в музыкальном театре… Опера

получение навыков индивидуальной и командной работы, взаимопомощи, работа в парах или групповая;

умение понимать чувства, мотивы, характеры героев и проецировать на современное общество;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих музыкальных произведений.


  1. «Порги и Бесс»


  1. «Порги и Бесс»


  1. Опера «Кармен»


  1. Опера «Кармен»


  1. Портреты великих исполнителей. Е. Образцова


  1. Балет «Кармен-сюита»


  1. Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая


  1. Обобщение по теме: «Традиции и новаторство в музыке». Тестирование


  1. Анализ тестирования. Заключительный концерт.

Традиции и новаторство в музыке

  1. Современный музыкальный театр

объяснять сходства и различия в оценке явления, действия, взаимодействия, обусловленные культурными особенностями и иными традициями; инициирование для формирования опыта ведения конструктивного диалога;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих музыкальных произведений; анализировать, интерпретировать данные и делать выводы.


  1. Великие мюзиклы мира


  1. Классика в современной обработке


  1. В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская»)


  1. В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская»)


  1. Музыка в храмовом синтезе искусств


  1. Обобщение по теме: «Классика и современность». Итоговое тестирование


34,35. Анализ итогового тестирования. Заключительный концерт



















Лист корректировки календарно-тематического планирования


Предмет: музыка

Учитель: Закревская О.Ю.

Учебный год: 2021-2022


урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

факт

















































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!