Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Абатской средней общеобразовательной школы №2
Тушнолобовская средняя общеобразовательная школа
«ПРИНЯТО» на педагогическом совете протокол №1 от 31.08.2021 г. | «СОГЛАСОВАНО» «31» августа 2021 г. ________методист | «УТВЕРЖДАЮ» «31» августа 2021 г. приказ №122 Заведующая ФМАОУ Абатская СОШ№2 Тушнолобовская СОШ _________ |
Рабочая программа по предмету «Индивидуальный проект»
на 2021-2022 учебный год
10 класс
УМК ПОЛОВКОВА М.В.
Общеобразовательная программа
Составитель: учитель истории
Е.А. Мастерских
с. Тушнолобово, 2021 г.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Требования к личностным результатам освоения базового курса «Индивидуальный проект» должны отражать:
- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Требования к метапредметным результатам освоения базового курса «Индивидуальный проект» должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Результаты выполнения базового курса «Индивидуальный проект» согласно п. 11 ФГОС СОО должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
10 класс
Личностные результаты освоения курса:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе науки, осознание своего места в поликультурном мире;
осознавать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества;
осуществлять навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
выстраивать собственное целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
осознавать потребность и готовность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности;
осознавать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принимать и реализовывать ценности здорового и безопасного образа жизни, оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
умение оценивать свою деятельность и поступки других людей исходя из сложившейся ситуации.
Метапредметные результаты освоения курса:
Регулятивные УУД:
определять и ставить цели деятельности, осуществлять их контроль и корректировку;
выдвигать версии решения проблем, составлять планы решения проблем, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки в диалоге общения с учителем;
самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
составлять план решения проблемы, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, конкретизировать свои действия в соответствии с меняющейся ситуацией;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность, согласно установленным правилам работы;
понимать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из сложившейся ситуации.
Познавательные УУД:
осуществлять анализ, сравнение, классификацию и обобщение информации, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логичные рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, выявлять следствия и причины явлений, законов;
составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объекта, тезисы, различные виды планов, преобразовывать информацию из одного вида в другой;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Коммуникативные УУД:
соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии, пользоваться адекватными речевыми высказываниями в монологе, диалоге, дискуссии, формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;
координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
доказывать и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, самостоятельно организовывать и планировать учебное взаимодействие в группе;
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
В результате изучения курса «Индивидуальный проект» обучающийся научится:
планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;
создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами;
- формулировать гипотезу, ставить цель в рамках проектирования, исследования, исходя из культурной нормы и требований работы;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида учебной деятельности, определяя место своего исследования или проекта
в общем культурном пространстве;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, необходимые для достижения поставленной цели;
- осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов;
самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования;
развивать способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
обеспечение профессиональной ориентации обучающихся
осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и задачами и конечным результатом;
использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и задач образования;
осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности.
В результате изучения курса «Индивидуальный проект» обучающийся получит возможность научится:
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
- самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков.
- использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач;
- устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе полученных знаний.
- рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу.
Содержание учебного курса «Индивидуальный проект»
10 класс
Модуль 1. Культура исследования и проектирования
Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов.
Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования: проект; технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты.
Анализ проекта. Самостоятельная работа обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых источников и содержания школьных предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии).
Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других профессиональных занятий.
«Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной идеи с системой аргументации до полной его реализации.
Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектно-конструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование.
Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся.
Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов: социокультурные, информационно-консультативные, экологические.
Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником.
Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей IT-технологий для решения практических задач в разных сферах деятель-ности человека.
Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом.
Формируем отношение к проблемам.
Знакомимся с проектными движениями.
Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта
Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Выдвижение и формулировка цели проекта.
Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта.
Роль акции в реализации проектов.
Ресурсы и бюджет проекта.
Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных предметных дисциплин.
Планирование действий. Освоение понятий: планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель.
Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.
Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада каждого участника. Особенности работы команды над проектом, проектная команда, роли и функции в проекте.
Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта
Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация.
Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления.
Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по переработке пластика».
Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по туризму и краеведению.
Модуль 6. Дополнительные возможности улучшения проекта
Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии.
Видим за проектом инфраструктуру.
Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка респондентов.
Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях.
Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта.
Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности.
Модуль 7. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ
Позиция эксперта.
Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами.
Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка.
Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению.
Календарно-тематическое планирование курса
10 класс
Номера уроков. | Темы | Количество часов | Дата проведения |
План | Факт |
Модуль 1. Культура исследования и проектирования. (11 часов) |
1 | 1.Что такое проект и почему реализация проекта — это сложно, но интересно | 1 | 2.09.21 | |
2 | Учимся анализировать проекты | 1 | 3.09.21 | |
3 | Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего | 1 | 9.09.21 | |
4 | «Сто двадцать лет на службе стране» — проект П. А. Столыпина | 1 | 10.09.21 | |
5 | Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности | 1 | 16.09.21 | |
6 | Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём | 1 | 17.09.21 | |
7 | Волонтёрские проекты и сообщества | 1 | 23.09.21 | |
8 | Анализируем проекты сверстников: Социальный проект «Дети одного солнца» | 1 | 24.09.21 | |
9 | Анализируем проекты сверстников: возможности IT-технологий для междисциплинарных проектов | 1 | 30.09.21 | |
10-11 | Исследование как элемент проекта и как тип деятельности | 2 | 1.10.21 7.10.21 | |
Модуль 2. Самоопределение. (8 часов) |
12-13 | Приоритетные направления развития: правовая сфера, социология, транспорт, связь, новые материалы, здоровое питание, «умные дома» и «умные города» | 2 | 8.10.21 14.10.21 | |
14 | Понятие качества жизни. Позитивный образ будущего для себя и для других. | 1 | 15.10.21 | |
15-16 | Проблемы практические, научные, мировоззренческие. Проблемы глобальные, национальные, региональные, локальные. Комплексные проблемы | 2 | 21.10.21 22.10.21 | |
17 | Президентский форум «Месторождение талантов», молодёжные программы «Шаг в будущее», «Билет в будущее», «Большая перемена» | 1 | 28.10.21 | |
18-19 | Варианты самоопределения при выборе темы: актуальность, желание осуществить изменения, стремление обеспечить развитие, получение новых знаний | 2 | 29.10.21 11.11.21 | |
Модуль 3. Замысел проекта. (10 часов) |
20 | Проблемная ситуация. Позиции конструктора, учёного, управленца, финансиста | 1 | 12.11.21 | |
21 | Цели и ценности проекта. Личное отношение к ситуации. Соотнесение прогноза и идеала. Постановка цели и принятие цели. Заказчик проекта | 1 | 18.11.21 | |
22-23 | Перевод проблемы и цели в задачи. Соотношение имеющихся и отсутствующих знаний и ресурсов | 2 | 19.11.21 25.11.21 | |
24 | Понятие и сущность акции. Отличие акции от проекта. Роль акции в реализации проекта | 1 | 26.11.21 | |
25 | Ресурс для реализации проекта. Средства достижения цели проекта. Участники проекта. Интересанты проекта | 1 | 2.12.21 | |
26-29 | Информационный ресурс. Объективность информации. Экспертное знание. Совпадающие и различающиеся позиции. Выявление оснований расхождения мнений. Работа с каталогами. | 4 | 3.12.21 9.12.21 10.12.21 16.12.21 | |
Модуль 4. Условия реализации проекта. (6 часов) |
30-31 | Понятие планирования. Основная функция планирования. Инструменты планирования. Контрольные точки планируемых работ | 2 | 17.12.21 23.12.21 | |
32-33 | Понятие бюджета проекта. Собственные средства. Привлечённые средства. Источники финансирования. Венчурные фонды. Кредитование | 2 | 24.12.21 13.01.22 | |
34 | Работа с разными позициями. Противники проекта. Сторонники проекта. Команда проекта | 1 | 14.01.22 | |
35 | Контрольная точка. Ленточная диаграмма. Дорожная карта | 1 | 20.01.22 | |
Модуль 5. Трудности реализации проекта. (10 часов) |
36-37 | Жизненный цикл проекта. Жизненный цикл продукта. Переосмысление замысла. Несовпадение замысла и его реализации | 2 | 21.01.22 27.01.22 | |
38-39 | Возможные риски проекта. Способы предупреждения рисков | 2 | 28.01.22 3.02.22 | |
40-41 | Проблема. Цель проекта. Задачи проекта. План реализации проекта. Результаты проекта. Средства реализации проекта. Вариативность. «Доверие» средств. Прорывные технологии и фундаментальные знания | 2 | 4.02.22 10.02.22 | |
42-43 | Сравнение проектных замыслов Анализ ситуации. Критерии сравнения проектных замыслов | 2 | 11.02.22 17.02.22 | |
44-45 | Анализ ситуации. Образ желаемого будущего. Оригинальность идеи проекта. Бизнес-план. Маркетинговые риски | 2 | 18.02.22 24.02.22 | |
Модуль 6. Дополнительные возможности улучшения проекта. (14 часов) |
46-47 | Изобретения. Технологии. Технологические долины. Наукограды. Использование технологий для решения проблем | 2 | 25.02.22 3.03.22 | |
48-49 | Инфраструктура. Базовый производственный процесс. Вспомогательные процессы и структуры. Свойства инфраструктуры | 2 | 4.03.22 10.03.22 | |
50-51 | Социологический опрос как метод исследования. Использование опроса при проектировании и реализации проекта. Интернет-опросы. Понятие генеральной совокупности | 2 | 11.03.22 17.03.22 | |
52 | Возможности сетей для поиска единомышленников и продвижения проектов | 1 | 18.03.22 | |
53-55 | Создание видеоролика как средство продвижения проекта. Создание «эффекта присутствия». Сценарий. Съёмка. Монтаж | 3 | 24.03.22 25.03.22 | |
56-59 | Выстраивание структуры текста для защиты. Основные пункты и тезисы выступления. Наглядность, ёмкость, информативность выступления | 4 | 7.04.22 8.04.22 14.04.22 15.04.22 | |
Модуль 7. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ. (7 часа) |
60 | Экспертная позиция. Экспертное мнение и суждение. Разные подходы к проблематике проектов. Запрос на ноу-хау и иные вопросы эксперту | 1 | 21.04.22 | |
61-64 | Презентация промежуточных результатов | 4 | 22.04.22 28.04.22 29.04.22 5.05.22 | |
65 | Описание ситуации для постановки проблемы и задач на примере проектно-исследовательской работы. Цель проекта. Дорожная карта проекта | 1 | 6.05.22 | |
66 | Актуальность темы исследования. Масштаб постановки цели. Методики исследования. Ход проведения исследования. Обзор научной литературы. Достоверность выводов | 1 | 12.05.22 | |
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (4 ч) |
67-70 | Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований. | 4 | 13.05.22 19.05.22 20.05.22 26.05.22 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к рабочей программе по «Индивидуальный проект 10 класс»
№ | Тема урока | Кол-во часов | Содержание | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Модуль 1. Культура исследования и проектирования. (11 часов) |
1 | 1.Что такое проект и почему реализация проекта — это сложно, но интересно | 1 | Понятие проекта. Происхождение понятия. Цели проектов. Проекты, оказавшие влияние на жизнь большей части человечества. Отечественные и зарубежные масштабные проекты. Непредсказуемые последствия проектов | Характеризовать проект, проектную деятельность. Описывать особенности проекта и проектной деятельности. Называть требования, предъявляемые к проекту. |
2 | Учимся анализировать проекты | 1 | Замысел проекта. Реализация проекта. Основные видимые признаки проекта. Сложности понимания и осуществления проектных идей | Раскрывать замысел проекта, ход реализации проекта. Определять основные видимые признаки проекта, сложности понимания и осуществления проектных идей. |
3 | Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего | 1 | Конечный результат проекта. Логика работы проектировщика. Отличие проектирования от занятий искусством, математикой и других профессиональных занятий. Реальное и воображаемое в проектировании | Характеризовать конечный результат проекта. Раскрывать логику работы проектировщика. Определять отличие проектирования от других профессиональных занятий. Различать реальное и воображаемое в проектировании |
4 | «Сто двадцать лет на службе стране» — проект П. А. Столыпина | 1 | Понятие о сторонниках и противниках проекта. Необходимость аргументации своей позиции при проектировании. Сопоставление различных аргументов. | Характеризовать понятия о сторонниках и противниках проекта. Понятия о необходимости аргументации своей позиции при проектировании. Приводить и сопоставлять различные аргументы. |
5 | Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности | 1 | Понятие «техносфера». Искусственная среда. Конструирование и конструкции. Анализ и синтез вариантов конструкции. Функция конструкции. Личное действие в проекте. Отчуждаемый продукт | Характеризовать понятия: «техносфера», «искусственная среда», «конструирование и конструкции», «отчуждаемый продукт». Осуществлять анализ и синтез вариантов конструкции. Определять функции конструкции, личное действие в проекте. |
6 | Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём | 1 | Отличие проекта от дела. Социальное проектирование. Старт социального проекта. Отношения, ценности и нормы в социальном проекте. Проектирование ценности. Проектирование способов деятельности. Мероприятия проекта | Определять отличие проекта от дела. Описывать социальное проектирование, старт социального проекта, отношения, ценности и нормы в социальном проекте. Осуществлять проектирование ценности. Проектировать способы деятельности. Называть мероприятия социального проекта |
7 | Волонтёрские проекты и сообщества | 1 | Типология проектов: волонтерские, социальной направленности , бизнес- планы, проекты – прорывы. Личная ответственность за происходящее вокруг нас | Сравнивать различные типологии проектов. Делать выводы. Определять личную ответственность за происходящее вокруг нас. |
8 | Анализируем проекты сверстников: Социальный проект «Дети одного солнца» | 1 | Проблема. Цель проекта. Задачи проекта. План реализации проекта. Результаты проекта | Анализировать и определять проблему и цель проекта, задачи проекта, план реализации проекта и результаты правового проекта сверстников. |
9 | Анализируем проекты сверстников: возможности IT-технологий для междисциплинарных проектов | 1 | Математическое моделирование, компьютерное моделирование, программное обеспечение | Определять понятия «математическое моделирование», «компьютерное моделирование», «программное обеспечение» на основе анализа проекта сверстников в области IT-технологий. |
10-11 | Исследование как элемент проекта и как тип деятельности | 2 | Цель и результат исследования. Исследования фундаментальные и прикладные. Моно дисциплинарные и междисциплинарные исследования. Гипотеза и метод исследования. Способ и методика исследования | Определять понятия «цель и результат исследования», «гипотеза и методы исследования». Сравнивать исследования фундаментальные и прикладные, моно дисциплинарные и междисциплинарные исследования. Раскрывать способы и методики исследования |
Модуль 2. Самоопределение. (8 часов) |
12-13 | Проекты и технологии: выбор сферы деятельности. | 2 | Приоритетные направления развития: правовая сфера, социология, транспорт, связь, новые материалы, здоровое питание, «умные дома» и «умные города» | Анализировать и определять для себя приоритетные направления развития: правовая сфера, социология, транспорт, связь, новые материалы, здоровое питание, «умные дома» и «умные города» и дают обоснования. |
14 | Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. | 1 | Понятие качества жизни. Позитивный образ будущего для себя и для других. | Объяснять понятие качества жизни. Проектировать позитивный образ будущего для себя и для других. |
15-16 | Формируем отношение к проблемам. Препятствие или побуждение к действию. | 2 | Проблемы практические, научные, мировоззренческие. Проблемы глобальные, национальные, региональные, локальные. Комплексные проблемы | Определять и анализировать проблемы практические, научные, мировоззренческие. Проблемы глобальные, национальные, региональные, локальные. Комплексные проблемы |
17 | Знакомимся с проектными движениями | 1 | Президентский форум «Месторождение талантов», молодёжные программы «Шаг в будущее», «Билет в будущее», «Большая перемена» | Объяснять понятия «проектное движение». Называть проектные движения. |
18-19 | Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта исследования. | 2 | Варианты самоопределения при выборе темы: актуальность, желание осуществить изменения, стремление обеспечить развитие, получение новых знаний | Объяснять первичное самоопределение выбора темы, актуальности темы для проекта. Изучать варианты самоопределения при выборе темы: актуальность, желание осуществить изменения, стремление обеспечить развитие, получение новых знаний. |
Модуль 3. Замысел проекта. (10 часов) |
20 | Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом. | 1 | Проблемная ситуация. Позиции конструктора, учёного, управленца, финансиста | Описывать проблему, позицию, проблемную ситуацию в работе над проектом. Рассматривать замысел проекта с разных позиций. |
21 | Формулирование цели проекта. | 1 | Цели и ценности проекта. Личное отношение к ситуации. Соотнесение прогноза и идеала. Постановка цели и принятие цели. Заказчик проекта | Описывать цели и ценности проекта. Объяснять личное отношение к ситуации. Осуществлять соотнесение прогноза и идеала, остановку цели и принятие цели. Характеризовать заказчика проекта |
22-23 | 3.Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта. | 2 | Перевод проблемы и цели в задачи. Соотношение имеющихся и отсутствующих знаний и ресурсов | Осуществлять перевод проблемы и цели в задачи. Определять соотношение имеющихся и отсутствующих знаний и ресурсов. |
24 | Роль акции в реализации проектов. | 1 | Понятие и сущность акции. Отличие акции от проекта. Роль акции в реализации проекта | Объяснять понятие и сущность акции. Раскрывать отличие акции от проекта. Характеризовать роль акции в реализации проекта |
25 | Ресурсы и бюджет проекта. | 1 | Ресурс для реализации проекта. Средства достижения цели проекта. Участники проекта. Интересанты проекта | Называть ресурсы для реализации проекта, участников проекта, интересантов проекта. Определять средства достижения цели проекта. |
26-29 | Поиск недостающей информации, её обработка и анализ. | 4 | Информационный ресурс. Объективность информации. Экспертное знание. Совпадающие и различающиеся позиции. Выявление оснований расхождения мнений. Работа с каталогами. | Характеризовать информационные ресурсы. Анализировать объективность информации. Составлять алгоритмы. Оформлять библиографический список в соответствии с требованиями. Описывать экспертные знания, совпадающие и различающиеся позиции. Выявлять основания расхождения мнений. Учатся работать с каталогами. Готовят каталог справочной литературы. |
Модуль 4. Условия реализации проекта. (6 часов) |
30-31 | Планирование действий — шаг за шагом по пути к реализации проекта | 2 | Понятие планирования. Основная функция планирования. Инструменты планирования. Контрольные точки планируемых работ | Объяснять понятия планирования, основные функции планирования. Называть инструменты планирования, контрольные точки планируемых работ. |
32-33 | Источники финансирования проекта. | 2 | Понятие бюджета проекта. Собственные средства. Привлечённые средства. Источники финансирования. Венчурные фонды. Кредитование | Анализировать бюджет проекта. Определять и исследовать источники финансирования проекта. |
34 | Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада каждого участника. | 1 | Работа с разными позициями. Противники проекта. Сторонники проекта. Команда проекта | Осуществлять работу над проектом с разных позиций: противники проекта, сторонники проекта, команда проекта. |
35 | Модели и способы управления проектами. | 1 | Контрольная точка. Ленточная диаграмма. Дорожная карта | Описывать и характеризовать модели и способы управления проектами: контрольная точка, ленточная диаграмма, дорожная карта. |
Модуль 5. Трудности реализации проекта. (10 часов) |
36-37 | Переход от замысла к реализации проекта. | 2 | Жизненный цикл проекта. Жизненный цикл продукта. Переосмысление замысла. Несовпадение замысла и его реализации | Описывать и характеризовать жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта. Пояснять переосмысление замысла, несовпадение замысла и его реализации. |
38-39 | Риски проектов | 2 | Возможные риски проекта. Способы предупреждения рисков | Анализировать возможные риски проекта. Приводить способы предупреждения рисков. |
40-41 | Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по переработке пластика». | 2 | Проблема. Цель проекта. Задачи проекта. План реализации проекта. Результаты проекта. Средства реализации проекта. Вариативность. «Доверие» средств. Прорывные технологии и фундаментальные знания | Определять и характеризовать проблему и способы ее решения. Определять цель проекта, задачи проекта. Составлять план реализации проекта. Представлять результаты проекта. Выбирать средства реализации проекта. Называть вариативность средств: «доверие» средств. Приводить примеры прорывных технологий и фундаментальных знаний. |
42-43 | Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов. | 2 | Сравнение проектных замыслов Анализ ситуации. Критерии сравнения проектных замыслов | Определять и характеризовать проблему и способы ее решения. Определять цель проекта, задачи проекта. Составлять план реализации проекта. Представлять результаты проекта. Выбирать средства реализации проекта. Осуществлять сравнение проектных замыслов и анализ ситуации. Называть критерии сравнения проектных замыслов. |
44-45 | Практическое занятие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение. | 2 | Анализ ситуации. Образ желаемого будущего. Оригинальность идеи проекта. Бизнес-план. Маркетинговые риски | Определять и характеризовать проблему и способы ее решения. Определять цель проекта, задачи проекта. Составлять план реализации проекта. Представлять результаты проекта. Выбирать средства реализации проекта. Осуществлять сравнение проектных замыслов и анализ ситуации. Составлять бизнес-план. Называть маркетинговые риски. |
Модуль 6. Дополнительные возможности улучшения проекта. (14 часов) |
46-47 | Технология как мост от идеи к продукту. | 2 | Изобретения. Технологии. Технологические долины. Наукограды. Использование технологий для решения проблем | Характеризовать и классифицировать изобретения, технологии. Приводить примеры использования технологий для решения проблем. |
48-49 | Видим за проектом инфраструктуру. | 2 | Инфраструктура. Базовый производственный процесс. Вспомогательные процессы и структуры. Свойства инфраструктуры | Описывать инфраструктуры и их свойства, базовые производственные процессы, вспомогательные процессы и их структуры. |
50-51 | Опросы как эффективный инструмент проектирования. | 2 | Социологический опрос как метод исследования. Использование опроса при проектировании и реализации проекта. Интернет-опросы. Понятие генеральной совокупности | Характеризовать социологический опрос как метод исследования. Использовать опрос при проектировании и реализации проекта. Проводить интернет-опросы. Характеризовать понятие генеральной совокупности. |
52 | Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. | 1 | Возможности сетей для поиска единомышленников и продвижения проектов | Описывать и применять возможности сетей для поиска единомышленников и продвижения проектов. Анализировать преимущества и опасности работы в сети Интернет. Составлять памятку по безопасности работы в Интернете. |
53-55 | Использование видеоролика в продвижении проекта | 3 | Создание видеоролика как средство продвижения проекта. Создание «эффекта присутствия». Сценарий. Съёмка. Монтаж | Осуществлять создание видеоролика, как средства продвижения проекта. Выполнять «эффект присутствия», сценарий, съёмку, монтаж. |
56-59 | Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности. | 2 | Выстраивание структуры текста для защиты. Основные пункты и тезисы выступления. Наглядность, ёмкость, информативность выступления | Осуществлять выстраивание структуры текста для защиты. Представлять основные пункты и тезисы выступления. Применять наглядность, ёмкость, информативность при выступлении. |
Модуль 7. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ. (7 часа) |
60 | Позиция эксперта. | 1 | Экспертная позиция. Экспертное мнение и суждение. Разные подходы к проблематике проектов. Запрос на ноу-хау и иные вопросы эксперту | Применять экспертную позицию, экспертное мнение и суждение в отношении проекта. Применять разные подходы к проблематике проектов. Осуществлять запросы на ноу-хау и иные вопросы эксперту. |
61-64 | Предварительная защита проектов и исследовательских работ | 4 | Презентация промежуточных результатов | Оформлять промежуточные результаты собственной работы. Составлять памятку по преодолению коммуникативных барьеров при публичной защите результатов проекта. Участвовать в тренинге публичного выступления. Отбирать наиболее адекватные и выигрышные модели технического сопровождения Знакомится со способами и формами представления данных |
65 | Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». | 1 | Описание ситуации для постановки проблемы и задач на примере проектно-исследовательской работы. Цель проекта. Дорожная карта проекта | Описывать ситуации для постановки проблемы и задач на примере конкретной проектно-исследовательской работы. Ставить цель проекта. Составлять дорожную карту проекта |
66 | Оценка начального этапа исследования. | 1 | Актуальность темы исследования. Масштаб постановки цели. Методики исследования. Ход проведения исследования. Обзор научной литературы. Достоверность выводов | Определять актуальность темы исследования, масштаб постановки цели. Подбирать методики исследования. Планировать ход проведения исследования. Проводить обзор научной литературы. Проверять достоверность выводов |
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (4 ч) |
67-70 | Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований. | 4 | Презентация и защита индивидуального проекта | Осуществлять защиту индивидуального проекта в соответствии с требованиями. Представлять продукт проекта. Знакомятся с результатами объективной экспертизы, сравнивают с результатами самооценки. Осуществлять самоанализ своего проекта. |