СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету экономика для _10-11_ класса на 2021 - 2022 учебный год

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету экономика для _10-11_ класса на 2021 - 2022 учебный год»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Гимназия № 3» г. Кудымкара


Рассмотрена на заседании ШМО

протокол №__

от «__»_______________20___г.

Руководитель ШМО __________

Дата:


Введена в действие приказом

МОБУ «Гимназия №3» №_239_

от «__»_______________20___г.


Соответствует требованиям

ФГОС СОО

Заместитель директора по УВР________

Дата:






Рабочая программа по предмету

экономика

для _10-11_ класса

на 2021 - 2022 учебный год





Составитель:

Жильцова Татьяна Николаевна,

учитель истории и обществознания











2021

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями)

Рабочая программа разработана на основе примерной программы ООО по экономике, авторской программы «Экономика» (Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011 г.).

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Порядковый номер учебника в Федеральном перечне

Автор/Авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издатель учебника

Нормативный документ

1.2.3.1.1.4


Автономов В. С.


Экономика

10-11 классы

М.: ВИТА- ПРЕСС, 2020.

приказМинобрнауки РФ от 28 декабря 2018 г. № 345


Учебный предмет «Экономика» знакомит обучающихся с экономическими понятиями, с комплексом знаний по экономике, минимально необходимых современному человеку России. Учебный предмет «Экономика» является интегрированным, включает достижения различных наук (обществознания, математики, истории, правоведения, социологии), что позволяет обучающимся освоить ключевые компетенции, необходимые для социализации в экономической сфере. Экономическое образование помогает понимать исторические и современные социально-экономические процессы и вносит вклад в формирование компетенций, необходимых современному человеку для продолжения образования.

Задачами реализации учебного предмета «Экономика» на базовом уровне среднего общего образования являются:

– понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; формирование уважительного отношения к чужой собственности;

– формирование системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

– формирование экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

– овладение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

– формирование навыков проектной деятельности: умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

– умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

– способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

– понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и мире.

Место предмета, курса в учебном плане

В X классе Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для изучения учебного предмета «Экономика» на этапе основного общего образования из расчета 1 учебный час в неделю.

Результаты освоения курса

Установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Планируемые метапредметныерезультатыосвоения ООП Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

  1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. 2. Познавательные универсальные учебные действияВыпускник научится:

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты

В результате изучения учебного предмета «Экономика» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится:

Основные концепции экономики

– Выявлять ограниченность ресурсов по отношению к потребностям;

– различать свободное и экономическое благо;

– характеризовать в виде графика кривую производственных возможностей;

– выявлять факторы производства;

– различать типы экономических систем.

Микроэкономика

– Анализировать и планировать структуру семейного бюджета собственной семьи;

– принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;

– выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;

– различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

– приводить примеры российских предприятий разных организационноправовых форм;

– выявлять виды ценных бумаг;

– определять разницу между постоянными и переменными издержками;

– объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;

– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;

– объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

– решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические задачи по микроэкономике.

Макроэкономика

– Приводить примеры влияния государства на экономику;

– выявлять общественно-полезные блага в собственном окружении;

– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;

– определять назначение различных видов налогов;

– анализировать результаты и действия монетарной и фискальной политики государства;

– выявлять сферы применения показателя ВВП;

– приводить примеры сфер расходования (статей) государственного бюджета России;

– приводить примеры макроэкономических последствий инфляции;

– различать факторы, влияющие на экономический рост;

– приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;

– различать сферы применения различных форм денег;

– определять практическое назначение основных элементов банковской системы;

– решать прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту;

– объяснять причины неравенства доходов; – различать меры государственной политики по снижению безработицы;

приводить примеры социальных последствий безработицы.

Международная экономика

– Приводить примеры глобальных проблем в современных международных экономических отношениях;

– объяснять назначение международной торговли;

– обосновывать выбор использования видов валют в различных условиях; – приводить примеры глобализации мировой экономики;

– анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

– определять формы и последствия существующих экономических институтов на социально-экономическом развитии общества.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

Основные концепции экономики

– Проводить анализ достоинств и недостатков типов экономических систем;

– анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

– применять теоретические знания по экономике для практической деятельности и повседневной жизни;

– использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

– использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении учебно-исследовательских проектов, нацеленных на решение основных экономических проблем; – находить информацию по предмету экономической теории из источников различного типа;

– отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников по экономической теории.

Микроэкономика

– Применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;

– использовать приобретенные знания для экономически грамотного поведения в современном мире;

– сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;

– грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;

– объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;

– проводить анализ организационно-правовых форм крупного и малого бизнеса;

– объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;

– выявлять и сопоставлять различия между менеджментом и предпринимательством;

– определять практическое назначение основных функций менеджмента;

определять место маркетинга в деятельности организации;

– определять эффективность рекламы на основе ключевых принципов ее создания;

– сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;

– понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке и в трудовых договорах;

– использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

– использовать знания о формах предпринимательства в реальной жизни;

выявлять предпринимательские способности;

– анализировать и извлекать информацию по микроэкономике из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

– объективно оценивать и критически относиться к недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

– применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера.

Макроэкономика

– Преобразовывать и использовать экономическую информацию по макроэкономике для решения практических вопросов в учебной деятельности;

– применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;

– объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации по макроэкономическим вопросам;

– анализировать события общественной и политической мировой жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

– определять на основе различных параметров возможные уровни оплаты труда;

– на примерах объяснять разницу между основными формами заработной платы и стимулирования труда;

– применять теоретические знания по макроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;

– оценивать влияние инфляции и безработицы на экономическое развитие государства; – анализировать и извлекать информацию по заданной теме из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах;

– грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

– решать с опорой на полученные знания познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические задачи по макроэкономике;

– отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников по макроэкономике;

– использовать экономические понятия по макроэкономике в проектной деятельности;

– разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров. Международная экономика

– Объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации по международной торговле;

– применять теоретические знания по международной экономике для практической деятельности и повседневной жизни;

– использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;

– отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников по глобальным экономическим проблемам;

– использовать экономические понятия в проектной деятельности; – определять влияние факторов, влияющих на валютный курс;

– приводить примеры использования различных форм международных расчетов;

– разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров, связанных с описанием состояния российской экономики в современном мире;

– анализировать текст экономического содержания по международной экономике.

Содержание тем учебного курса

Базовый уровень Основные концепции экономики Экономика как наука и сфера деятельности человека. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы производства. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Собственность. 321 Микроэкономика Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники семейных доходов. Реальные и номинальные доходы семьи. Основные виды расходов семьи. Потребительский кредит. Ипотечный кредит. Страхование Рыночный спрос. Рыночное предложение. Рыночное равновесие. Последствия введения фиксированных цен. Равновесная цена. Эластичность спроса. Эластичность предложения. Фирма и ее цели. Экономические цели фирмы. Организационно-правовые формы предприятий. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Франчайзинг. Предпринимательство. Источники финансирования бизнеса. Факторы производства. Издержки, выручка, прибыль. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Основные принципы менеджмента. Основные элементы маркетинга. Бизнесплан. Реклама. Конкуренция. Рынки с интенсивной конкуренцией. Рынки с ослабленной конкуренцией. Рынок капитала. Рынок земли. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Прожиточный минимум. Занятость. Безработица. Виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Профсоюзы. Макроэкономика Роль государства в экономике. Общественные блага. Необходимость регулирования степени социального неравенства. Государственный бюджет. Государственный долг. Налоги. Виды налогов. Фискальная политика государства. Основные макроэкономические проблемы. Валовой внутренний продукт. Макроэкономическое равновесие. Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный рост. Факторы экономического роста. Экономические циклы. 322 Деньги. Функции денег. Банки. Банковская система. Финансовые институты. Вклады. Денежные агрегаты. Монетарная политика Банка России. Инфляция. Социальные последствия инфляции. Международная экономика Международная торговля. Внешнеторговая политика. Международное разделение руда. Валютный рынок. Обменные курсы валют. Международные.расчеты. Государственная политика в области международной торговли. Международные экономические организации. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России.







УМК


  1. Экономика /под ред. В.С. Автономова — М.: ВИТА - ПРЕСС, 2020.

Дополнительная литература


  1. Архипов А.П. Азбука страхования: учеб, пособие для 10-11 кл. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005. — 288 с.

  2. Берзон Н.И. Основы финансовой экономики: учеб, пособ. для 10-11 кл. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. — 240 с.

  3. Гудырин С.Н. Основы маркетинга: учеб, пособие для 10-11 кл. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005. — 240 с.

  4. Киреев А.П. Экономика в графиках. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. — 96 с.

  5. Липсиц И.В. Экономика: учеб. Базовый курс. — М.: ВИТА- ПРЕСС, 2012. — 272 с.

  6. Налоги России. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005. — 192 с.







Календарно-тематический план


Плановые сроки прохождения

Наименование тем

Кол-во часов

Планируемые результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Формы контроля



1

2

3

4

5





1-2

сентябрь

Экономическая наука. Экономические блага. Производство

2

Личностные:Понимают необхо­димость учения, выраженного в преобладании учебно-познава­тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки зна­ний; определяют грани­цы собственного знания и незна­ния.

Познавательные:устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами; дополняют и расширяют имею­щиеся знания и представления о экономике как науке; строят логические цепочки рассуждений; осуществляют поиск необходимой информации (из ма­териалов учебника, по воспроизве­дению в памяти).

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное

учебное сотрудничество.

Регулятивные:

удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.

Научатся: Выявлять ограниченность ресурсов по отношению к потребностям;

различать свободное и экономическое благо; характеризовать в виде графика кривую производственных возможностей;

выявлять факторы производства; различать типы экономических систем;

выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;

определять разницу между постоянными и переменными издержками;

приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;

различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

приводить примеры российских предприятий разных организационноправовых форм;

объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;

приводить примеры влияния государства на экономику;

объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;

– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;


Фронтальный опрос

3-4

сентябрь

Экономическая система и ее функции

2

Сравнительная таблица

5

октябрь

Практическая работа по теме «Экономическая система и ее функции»

1

Тест

6-7

октябрь

Спрос

2

Беседа

8-9

ноябрь

Предложение. Равновесная цена

2

Фронтальный опрос

10-11

ноябрь

Практическая работа по теме «Спрос. Предложение. Равновесная цена»

2

Тест

12

декабрь

Контрольная работа №1

1

Задания в формате ЕГЭ

13-14

декабрь

Потребители

2

Фронтальный опрос

15-16

декабрь-январь

Потребление: доходы, расходы, сбережения, кредит

2

Решение задач

17

январь

Лабораторная работа по теме «Потребление: доходы, расходы, сбережения, кредит»

1

Решение задач

18-19

январь-февраль

Фирмы, капитал, прибыль

2

Беседа

20-21

февраль

Конкуренция. Основные типы рынков

2

Семинар

22-23

февраль-март

Практическая работа по теме «Конкуренция. Основные типы рынков»

2

Тест

24

март

Контрольная работа №2

1

Задания в формате ЕГЭ

25-26

март

Различные виды фирм

3

Сравнительная таблица

27

апрель

Практическая работа по теме «Различные виды фирм»

1

Тест

28-29

апрель

Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа

2

Фронтальный опрос

30

май

Практическая работа по теме «Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа»


Тест

31-32

май

Деньги и банки

2

Семинар





Фронтальный опрос

33-34

май

Резерв



35-36

сентябрь

Государство и экономика

2

Фронтальный опрос

37-38

сентябрь

Налоги и бюджет

2

Фронтальный опрос

39

октябрь

Практическая работа по теме «Налоги и бюджет»

1

Тест

40-41

октябрь

Макроэкономика. Валовой внутренний продукт

2

Фронтальный опрос

42-43

ноябрь

Благосостояние и экономический рост

2

Фронтальный опрос

44-45

ноябрь

Экономические циклы

2

Фронтальный опрос

46

декабрь

Практическая работа по теме «Благосостояние и экономический рост. Экономические циклы»

1

Тест

47

декабрь

Контрольная работа №1

1

Задания в формате ЕГЭ

48-49

декабрь

Рынок труда, безработица и профсоюзы

2

Семинар

50

январь

Практическая работа по теме «Рынок труда, безработица и профсоюзы»


Тест

51-52

январь

Денежная масса. Инфляция

2

Фронтальный опрос

53-54

февраль

Государственная макроэкономическая политика

2

Фронтальный опрос

55

февраль

Контрольная работа №2

1

Задания в формате ЕГЭ

56-57

февраль-март

Международное разделение труда. Внешняя торговля

2

Фронтальный опрос

58-59

март

Международное разделение труда: межнациональные корпорации

2

Фронтальный опрос

60-61

март-апрель

Валютные курсы

2

Фронтальный опрос

62-63

апрель

Международное экономическое сотрудничество и интеграция

2

Беседа

64

апрель

Контрольная работа №3

1

Задания в формате ЕГЭ

65

май

Итоговое повторение


Фронтальный опрос

66-67

май

Резерв





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!