ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по экономике составлена на основе:
Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (статья 7).
Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (основное общее образование);
Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Учебного плана МОУ Орлинская СОШ на 2015-2016 учебный год.
Положения образовательного учреждения «О рабочих программах».
Примерной программы для учащихся, изучающих профильный курс экономики, и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования.
Цели и задачи курса:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Технологии:
- информационные и коммуникативные технологии;
- объяснительно-иллюстративные технологии;
- гуманно-личностная технология;
- личностно-ориентированные технологии.
Формы контроля:
- тесты;
- проблемные ситуации;
- срезовые работы;
- понятийный диктант.
Содержание
Введение в экономику
Построение понятия хозяйство как одна из подсистем общества». Установление связи хозяйства с другими сферами жизни общества (политической, социальной, правовой, духовной) Характеристика особенностей развития хозяйства в первобытном, древнем, средневековом, новом и новейших обществах.
Анализ исследовательской задачи. Определение методов ее решения. Постановка учебной задачи. Планирование решения учебной и исследовательской задачи.
Построение понятия «экономика». Характеристика развития экономической мысли в древности (Ксенофонт, Аристотель), в Новое время (меркантилизм, физиократия).
Характеристика основных идей классической политической экономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо), марксизма маржинализма (А. Маршалл, К. Менгер, У. Джевонс).
Характеристика основных идей институционализма (Т. Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл), кейнсианства, неолиберализма (В. Ойкен, Л. Эрхард), неоклассического синтеза (П. Самуэльсон), монетаризма (М. Фридман).
Характеристика современной экономики как экономической теории (микроэкономика, макроэкономика) и прикладных экономических дисциплин. Исследование методов, используемых в экономике (моделирование, анализ экономических источников, синтез, обобщение, дедукция, индукция, классификация). Разграничение понятий «номинальные» и «реальные величины».
Анализ поведения потребителя. Характеристика потребностей человека и способов их удовлетворения. Изучение закона убывающей предельной полезности и правила максимизации полезности. Построение кривых безразличия и бюджетного ограничения. Определение понятия «потребительское равновесие».
Выявление основных проблем экономики. Определение понятия «благо как способ удовлетворения потребностей». Характеристика факторов производства и факторных доходов. Характеристика проблемы рационального выбора. Построение понятий «альтернативная стоимость» и «кривая производственных возможностей».
Экономические системы
Виды собственности. Понятие собственности. Определение понятия «собственность как система отношений». Анализ исторического развития собственности и формирования различных её видов: общинной, частной, государственной, личной, муниципальной.
Типы экономической системы. Традиционная экономическая система. Построение понятия «экономическая система».
Выделение критериев, различающих типы экономических систем (ведущий тип собственности, роль государства, степень свободы конкуренции и предпринимательства, тип ценообразования). Характеристика традиционной экономической системы. Выявление особенностей развития традиционной экономической системы в различные исторические эпохи.
Рыночная экономическая система. Централизованная экономическая система. Анализ исторических условий формирования рыночной экономической системы. Характеристика рыночной экономической системы. Выделение особенностей поведения продавца, покупателя, производителя, потребителя. Анализ исторических условий внедрения централизованной экономической системы. Характеристика централизованной экономической системы. Рассмотрение опыта СССР.
Смешанная экономическая система. Анализ исторических условий формирования моделей смешанных экономических систем. Рассмотрение опыта стран Западной Европы, США, Китая, Индии.
Рынок
Спрос. Закон спроса. Детерминанты спроса. Построение понятия «рынок». Выявление функций рынка. Построение понятий «спрос», «величина спроса». Формулирование закона спроса. Построение графика спроса. Характеристика факторов, влияющих на спрос (величина денежных доходов, численность населения, вкусы и предпочтения потребителей, цена на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары, ожидание изменения цен).
Предложение. Закон предложения. Детерминанты предложения. Построение понятий «предложение», «величина предложения». Формулирование закона предложения. Построение графика предложения. Характеристика факторов, влияющих на предложение (цены на ресурсы, изменение технологий производства, изменение налогов и дотаций, ожидание изменений цен, цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары, количество продавцов). Решение практических задач.
Рыночное равновесие. Дефицит и избыток на рынке. Построение модели рыночного равновесия. Определение равновесной цены и равновесного количества. Изменение рыночного равновесия под воздействием детерминант спроса и предложения (анализ графиков). Анализ воздействия внешних сил на рыночное равновесие. Построение графика, иллюстрирующего дефицит и избыток на рынке.
Экономика фирмы. Предпринимательство.
Фирма как коммерческая организация. Экономическая составляющая в деятельности фирмы. Построение понятия «фирма как коммерческая организация». Определение причин появления коммерческой деятельности и роли предпринимательства в современном обществе. Построение понятий «общий продукт», «средний продукт», «предельный продукт». Характеристика издержек фирмы (общие издержки, переменные, постоянные; бухгалтерские и экономические издержки). Определение понятий «доход», «затраты», «прибыль». Характеристика закона убывающей эффективности.
Малый, средний и крупный бизнес: преимущества и недостатки. Определение оптимального размера фирмы. Выявление сути эффекта масштаба (положительного, отрицательного, неизменного). Определение роли малого бизнеса в экономике. Характеристика средних предприятий. Анализ преимуществ и недостатков крупных фирм.
Формы организации предпринимательства. Виды объединений бизнеса. Характеристика форм организации предпринимательства (индивидуальное предпринимательство, хозяйственные товарищества (полное и коммандитное) и общества (ООО, ОДО, ОАО), производственный кооператив, унитарное предприятие). Анализ причин объединения бизнеса. Характеристика горизонтальных, вертикальных и диверсифицированных объединений. Выделение особенностей холдинга и предпринимательских сетей.
Менеджмент и его функции. Организация предприятия. Определение понятия «менеджмент». Характеристика функций менеджмента. Выделение особенностей менеджмента в малом, среднем и крупном бизнесе. Характеристика различных видов организационных структур. Построение организационной структуры для своего предприятия. Описание оргмодели (структура, функциональные места и связи между ними).
Маркетинг. Маркетинговое исследование. Определение понятия «маркетинг». Характеристика функций маркетинга. Определение роли рекламы в деятельности фирмы. Построение алгоритма маркетингового исследования. Планирование простого маркетингового исследования. Анализ результатов исследования и определение вариантов его использования.
Характеристика современной экономики как экономической теории (микроэкономика, макроэкономика) и прикладных экономических дисциплин. Исследование методов, используемых в экономике (моделирование, анализ экономических источников, синтез, обобщение, дедукция, индукция, классификация). Разграничение понятий «номинальные» и «реальные величины».
Типы рыночной структуры
Понятие «тип рыночной структуры». Совершенная конкуренция. Определение понятия «тип рыночной структуры». Выделение критериев, определяющих тип рыночной структуры (тип товара, наличие барьеров на вхождение в рынок, количество фирм, возможность влиять на цену, размер фирм). Характеристика совершенной конкуренции. Выделение особенностей общего, среднего, предельного доходов фирмы, оптимального выпуска продукции и состояния равновесия конкурентной фирмы.
Монополистическая конкуренция. Олигополия. Характеристика монополистической конкуренции. Выделение особенностей производства фирм, действующих на рынке монополистической конкуренции. Характеристика олигополии и олигополистической взаимозависимости. Выделение особенностей поведения фирм, работающих на олигополистическом рынке (олигополистический сговор).
Монополия и её виды. Характеристика монополии и монопсонии. Определение сути и последствий ценовой дискриминации. Анализ деятельности естественных монополий в России.
Рынки факторов производства
Особенности рынков факторов производства. Рынок труда. Определение особенностей рынков факторов производства. Формулирование понятия «производный спрос». Анализ рынка труда. Определение факторов, влияющих на заработную плату. Характеристика роли государства на рынке труда.
Рынок земли. Рынок капитала. Выявление особенностей рынка земли (спрос на землю, предложение земли). Определение понятия «экономическая рента» и её видов. Построение графика рыночного равновесия на рынке земли. Анализ рынка капитала (денежный и реальный капитал). Определение понятия «процент» и его видов. Характеристика процесса инвестирования.
Особенности человеческого капитала. Выявление особенностей человеческого капитала.
Учебно-тематический план
№ п/п | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ТЕОРИЯ |
1 | Раздел 1. Главные вопросы экономики. | 4 | 3 |
2 | Раздел 2. Типы экономических систем. | 5 | 4 |
3 | Раздел 3. Силы, которые управляют рынком. | 2 | 2 |
4 | Раздел 4. Как работает рынок. | 2 | 2 |
5 | Раздел 5. Мир денег. | 3 | 2 |
6 | Раздел 6. Законы денежного обращения. | 1 | 1 |
7 | Раздел 7. Банковская система. | 3 | 3 |
8 | Раздел 8. Человек на рынке труда. | 4 | 3 |
9 | Раздел 9. Социальные проблемы рынка труда | 5 | 5 |
10 | Раздел 10. Экономические проблемы безработицы | 5 | 4 |
11 | Итоговое повторение | 1 | - |
Итого | 35 | 29 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
В результате изучения экономики на профильном уровне в 10 классе ученик должен
Знать/Понимать
смысл основных теоретических положений экономической науки;
основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства;
Уметь
приводить примеры: взаимодействия рынков;
описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы,
объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса;
сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов;
применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исполнения типичных экономических ролей;
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
Планируемый уровень подготовки учащихся.
Результаты освоения учебного предмета «Экономика»
Личностные:
1.Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню экономического знания, включающего знания истории экономической мысли, современной экономической теории и прикладных экономических наук.
2. Сформированность субъективной позиции учащегося (самоопределение и самореализация в сфере экономических отношений), а также умения оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам.
3. Сформированность гражданской позиции ученика как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои экономические права и обязанности, уважающего свою и чужую собственность.
Метапредметные:
Владение умения принимать рациональные решения в ситуациях экономического выбора (в качестве потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, налогоплательщика) в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;
Владение умением умение разрабатывать и реализовывать проекты экономического и междисциплинарного характера, в том числе исследовательские проекты;
Владение базовыми методами научного познания, используемыми в экономике, включая умения:
Осуществлять поиск актуальной экономической информации в различных источниках (оригинальные тексты, нормативные акты, интернет-ресурсы, научная и учебная литература);
Делать анализ, синтез, обобщение, классификацию, систематизацию экономических явлений и процессов;
Выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические связи между экономическими явлениями и процессами;
Прогнозировать развитие экономических процессов.
Владение умением понимать и раскрывать смысл суждений и высказываний авторов культурных текстов и приводить аргументы в подтверждение собственной позиции;
Владение умением осуществлять рефлексию собственной учебной и практической деятельности.
Предметные:
Сформированность социально-экономической картины мира (владение базовыми экономическими понятиями: рациональный выбор, экономическая система, собственность, фирма, домашнее хозяйство, рынок, финансы, налоги, банки, деньги, государственная экономическая политика, мировое хозяйство, глобализация, интеграция);
Владение знаниями специфики развития экономической сферы жизни современного российского общества, экономических институтов.
Владение знаниями устройства экономических институтов в современной российской практике: рынка товаров и услуг, рынка труда, рынка земли, банковской и налоговой систем.
Одним из важнейших результатов освоения образовательной программы является успешное выполнение единого государственного экзамена по обществознанию, включающего все два типа заданий в части вопросов, касающихся экономических знаний.
Нормы оценки знаний учащихся по экономике
Критерии | 5 | 4 | 3 | 2 |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить). | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов. | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя. | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы. |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями. | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются. | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются. | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий. |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами. | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами. | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу. | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия. |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений. | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений. | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними. | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы. |
5. Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание. | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание. | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно. | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания. |
6. Причинно-следственные связи | Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность. | Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности. | Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности. | Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел. Тема. Урок. | Кол-во часов | Дата | д/з |
| Раздел 1. Главные вопросы экономики. | 4 | | |
1 | Что такое экономика | 1 | | §1 |
2 | Что такое экономика. Основы хозяйственной жизни человечества. | 1 | | §2 |
3 | Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Главные вопросы экономической жизни общества | 1 | | §3 |
4 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Главные вопросы экономики» | 1 | | |
| Раздел 2. Типы экономических систем и различия между ними. | 5 | | |
5 | Понятие об экономических системах. Традиционная экономическая система. | 1 | | §4 |
6 | Рыночная экономическая система. | 1 | | §5 |
7 | Командная экономическая система | 1 | | §6 |
8 | Причины возникновения смешанной экономической системы. | 1 | | §7 |
9 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Типы экономических систем и различия между ними». | 1 | | |
| Раздел 3. Силы, которые управляют рынком. | 2 | | |
10 | Что такое спрос. | 1 | | §8 |
11 | От чего зависит предложение товаров. | 1 | | §9 |
| Раздел 4. Как работает рынок. | 2 | | |
12 | Формирование рыночных цен. Как достигается рыночное равновесие. | 1 | | §10 |
13 | Рынок на практике, или как реально организована торговля. | 1 | | §11 |
| Раздел 5. Мир денег. | 3 | | |
14 | Причины возникновения, формы и функции денег. Роль денег как средства обмена. | 1 | | §12 |
15 | Функции денег в современной экономике | 1 | | §13 |
16 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Мир денег». | 1 | | §14 |
| Раздел 6. Законы денежного обращения. | 1 | | |
17 | Факторы формирования величины денежной массы. Причины и виды инфляции. | 1 | | §15 |
| Раздел 7. Банковская система | 3 | | |
18 | Причины появления и виды банков. | 1 | | §16 |
19 | Принципы кредитования. | 1 | | §17 |
20 | Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны. | 1 | | §18 |
| Раздел 8. Человек на рынке труда. | 4 | | |
21 | Экономическая природа рынка труда. | 1 | | §19 |
22 | От чего зависит спрос на рынке труда. Факторы формирования заработной платы. | 1 | | §20 |
23 | Что такое заработная плата и отчего она зависит. | 1 | | §21 |
24 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Человек на рынке труда». | 1 | | |
| Раздел 9. Социальные проблемы рынка труда. | 5 | | |
25 | Профсоюзы и трудовые конфликты. | 1 | | §22 |
26 | За что борются профсоюзы. | 1 | | §23 |
27 | Что такое прожиточный минимум и минимальная зарплата. | 1 | | §24 |
28 | Договоры и контракты на рынке труда. | 1 | | §25 |
29 | Как добиться, чтобы человек работал хорошо. | 1 | | §26 |
| Раздел 10. Экономические проблемы безработицы. | 5 | | |
30 | Что такое безработица. | 1 | | §27 |
31 | Виды безработицы. | 1 | | §28 |
32 | Что такое полная занятость. | 1 | | §29 |
33 | Как можно сократить безработицу. | 1 | | §30 |
34 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Экономические проблемы безработицы». | 1 | | |
35 | Итоговое повторение по курсу «Экономикав 10классе». | 1 | | |
Литература
1.Программа И.В. Липсица. Экономика, 2011.
2.Липсиц И.В. Экономика .Базовый курс: Учебник для 10-11 классов. Общеобразовательных учреждений - М.:Вита-пресс,2011.
3.Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. - М.: Вита-пресс, 2010.
4.Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2011.
18