МБОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа № 2 с УИОП»
Хангаласский улус РС (Я)
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании МО учителей гуманитарных наук ___________________________________
Протокол № _________ директор МБОУ «Покровская СОШ № 2 с УИОП»
___________________________________2016 г. Владимиров С.С.
«Согласовано»
_________________________________________
Иванова Е.В.
Заместитель директора по НМР
МБОУ «Покровская СОШ № 2 с УИОП»
__________________________________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Автономов В.С. Экономика
Певцова Е.А. Право
10 КЛАСС
Предмет: Экономика и право
Класс: 10
Образовательная область: общественно-научные предметы
Учебный год: 2016-2017
Учитель: Лукин Геннадий Янославович
г. Покровск
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы среднего (полного) общего образования по праву Певцовой Е.А. и экономике Автономова В.С.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Содержание курса экономика включает в себя такие теоретические положения как экономическая наука, экономические блага, производство, экономическая система и ее функции, спрос, предложение, равновесная цена, потребители, потребление: доходы, расходы, сбережения, кредит, фирма, капитал, прибыль, конкуренция, основные типы рынков, различные виды фирм, рынок ценных бумаг, фондовая биржа, деньги и банки, государство и экономика, налоги и бюджет.
Содержание курса права учитывает современные взгляды ученых на самые актуальные вопросы правоведения и государствоведения, обеспечивая адекватное уровню подростков познание характера эволюции важных общественных институтов, осуществление исследовательской, проектной и иной творческой деятельности в рамках позитивного преобразования мира.
Учебный курс «Основы правовой культуры» позволяет изучить не только нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права. К ведущим темам курса относятся те, которые более всего ориентированы на правовую жизнь несовершеннолетних в настоящем и будущем. Однако при выстраивании логики правового обучения обращено внимание на мировой опыт правовой подготовки граждан, а потому признано целесообразным включить в программу обучения теоретические вопросы, ставшие основой для понимания норм права: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; юридическое образование.
Обучение праву в рамках курса формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Так, например, школьники знакомятся со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта. Это обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.
Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
В этой связи содержание курса ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры, а также порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом.
Цели и задачи курса экономика:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Цели и задачи курса права:
Изучение курса – «Право. Основы правовой культуры» направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
• воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
• освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
• овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
• формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Формирование умений:
Курс направлен на формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...». В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Владение основными навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Общеобязательными по курсу являются следующие виды деятельности:
• работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
• анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
• выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;
• изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
• решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
Содержание курса:
№ | Раздел, тема | Кол-во часов |
1 | Экономика | 12 |
2 | Право | 21 |
3 | Итоговое повторение | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся:
• характеризовать право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
• объяснять происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом; решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические ситуации;
• различать формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
• приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики; применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действия в конкретных ситуациях;
Перечень учебно-методического обеспечения:
Автономов В.С. Экономика. – М., «ВИТА-ПРЕСС», 2015.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10 класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ.2008;
Кожин Ю.А.Практикум по праву: К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC», 2007.
Корнева Т.А. Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву. – М., «Глобус», 2008.
Список литературы:
Автономов В.С. Экономика. – М., «ВИТА-ПРЕСС», 2015.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10 класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ.2008;
Певцова Е.А. Козленко И.В.. «ПРАВО. Основы правовой культуры». Программа курса для 10—11 классов общеобразовательных учреждений; М;«Русское слово»; 2008;
Кожин Ю.А.Практикум по праву: К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC», 2007.
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. «Права человека»10—11 класс, методическое пособие для учителя, М, «Русское слово» 2008;
Информационно-методические материалы по использованию УМК «ПРАВО.ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ» издательства «РУССКОЕ СЛОВО» ;М; «Русское слово» ; 2008.
Календарно-тематический план. Экономика и право – 10 класс
№ урока | Тема урока | Дата | Д/З | Примечания |
План | Факт |
1 | Экономическая наука. Экономические блага. Производство | | | § 1 | |
2 | Экономическая система и ее функции | | | § 2 | |
3 | Спрос. Предложение. Равновесная цена | | | § 3-4 | |
4 | Потребители. Потребление: доходы, расходы, сбережения, кредит | | | § 5-6 | |
5 | Фирма, капитал, прибыль | | | § 7 | |
6 | Конкуренция. Основные типы рынков | | | § 8 | |
7 | Различные виды фирм | | | § 9 | |
8 | Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа | | | § 10 | |
9 | Деньги и банки | | | § 11 | |
10 | Государство и экономика | | | § 12 | |
11 | Налоги и бюджет | | | § 13 | |
12 | Зачет № 1. Экономика | | | § 1-13 | |
13 | Роль права в жизни человека и общества | | | § 1-4 | |
14 | Система права | | | § 5 | |
15 | Правотворчество и процесс формирования права | | | § 6 | |
16 | Формы права | | | § 7-8 | |
17 | Действие норм права по времени, в пространстве и по кругу лиц | | | § 9 | |
18 | Реализация права. Толкование права: задачи и особенности | | | § 10-11 | |
19 | Правоотношения и их виды | | | § 12-13 | |
20 | Правонарушения и их характеристика | | | § 14 | |
21 | Юридическая ответственность | | | § 15 | |
22 | Правосознание и правовая культура | | | § 16 | |
23 | Правовые системы современности | | | § 17 | |
24 | Понятие государства и его признаки. Теории происхождения государства | | | § 18-19 | |
25 | Сущность и функции государства. Форма государства | | | § 20-21 | |
26 | Организация власти и управление в стране | | | § 22 | |
27 | Правовое государство и его сущность | | | § 23 | |
28 | Конституция РФ – основной закон страны | | | § 24-25 | |
29 | Гражданство как правовая категория | | | § 26 | |
30 | Правовой статус человека в демократическом правовом государстве | | | § 27-28 | |
31 | Избирательные системы и их виды | | | § 29-30 | |
32 | Правосудие и правоохранительные органы | | | § 31-33 | |
33 | Зачет № 2. Право | | | § 1-33 | |
34 | Итоговое повторение | | | | |