РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по праву
среднее общее образование 10-11 классы
Количество часов: 138 10 - 11 классы
Учитель: Тумасян Кристина Ивановна
Рабочая программа предмета «Право. Основы правовой культуры» для 10-11 классов разработана на основе рабочей программы к учебникам Е.А. Певцовой базовый и углубленный уровни, М.: Русское слово, 2015.
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Право. Основы правовой культуры» для 10-11 классов разработана на основе рабочей программы к учебникам Е.А. Певцовой, основной образовательной программы среднего общего образования и учебного плана МБОУ Самарской СШ №1, в соответствии с ФГОС.
Цель:
формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем, ориентироваться в правовом пространстве.
Задачи:
- формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- содействие развитию профессиональных склонностей;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
- овладение умениями, необходимыми для применения приобретённых знаний для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Общая характеристика учебного предмета
Реализация программы направлена на повышение правовой грамотности обучающихся, формирование высокого уровня их правовой воспитанности, чувства ответственности и социальной активности.
Изучив материал, представленный в содержании, отработав и закрепив соответствующие умения и навыки, старшеклассник на достойном уровне сможет решить жизненный правовой конфликт или предотвратить его, защитить свои права и законные интересы близких, не допустить произвола власти, конструктивно и успешно действовать в правовом пространстве в условиях рыночных отношений.
Учебный предмет «Право. Основы правовой культуры» носит системный характер и предполагает постепенное усложнение и расширение правовой подготовки на каждом этапе взросления подростка. В 10 классе обучающиеся изучают вопросы теории права и государства, конституционного права. В 11 классе они приобретают правовую компетентность в различных отраслях права (гражданском, уголовном, административном, семейном, трудовом и др.).
Освоение вариантов правомерного поведения осуществляется с использованием активных форм обучения, стимулирующих познавательную деятельность школьника, который выступает в роли самостоятельного субъекта образовательного процесса. В рамках курса предполагается использование различных видов индивидуальной, парной, групповой работы. Проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр, работа с источниками, участие в творческих проектах, мозговые штурмы и прочее позволят обеспечить серьёзную мотивацию на дальнейшее обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес школьника к праву. Особую значимость имеет системная работа с правовой информацией. Изучение курса предполагает использование ресурса сети Интернет, публикаций в средствах массовой информации, обучение в сотрудничестве, метод анализа конкретных ситуаций, метод проектов, «портфолио ученика», разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, а также возможности рефлексии, которые используются во всех перечисленных технологиях.
Учебный предмет «Право. Основы правовой культуры» ориентирован на формирование у школьников собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества, необходимых для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации своей гражданской позиции.
Результаты освоения учебного предмета «Право. Основы правовой культуры»
Личностные результаты
Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего сов- ременному уровню развития правовой науки и практики, а так- же различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полез- ной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное от- ношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к про- фессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции
других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
На базовом уровне
Сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
сформированность основ правового мышления;
сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
На углублённом уровне
Требования к предметным результатам освоения углублённого курса права включают требования к результатам освоения базового курса, а также дополнительно отражают:
сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества;
владение знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическом обществе;
сформированность представлений о системе и структуре права, правоотношениях, правонарушениях и юридической ответственности;
владение знаниями о российской правовой системе, особенностях её развития;
сформированность представлений о конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
сформированность правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
сформированность знаний об общих принципах и нормах, регулирующих государственное устройство Российской Феде- рации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц;
понимание юридической деятельности как формы реализации права; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации, выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
Место предмета «Право. Основы правовой культуры» в базисном учебном плане.
Учебный предмет «Право. Основы правовой культуры» в 10-11 классах входит в инвариантную часть ФГОС и согласно учебному плану МБОУ Самарской СШ №1 изучается 2 часа в неделю, всего 138 часов за год.
Последовательность изучения тем:
10 класс
Роль права в жизни человека и общества
Теоретические основы права как системы
Правоотношения и правовая культура
Государство и право
Правосудие и правоохранительные органы
11 класс
Гражданское право
Семейное право
Жилищное право
Трудовое право
Административное право и административный процесс
Уголовное право и уголовный процесс
Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни
Международное право
Содержание учебного предмета
10 КЛАСС (35 ч)
Тема 1. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА (4 ч)
Значение правовых знаний и умений для человека. Система юридических наук. Информация и право. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Система регулирования общественных отношений. Механизм правового регулирования.
Тема 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА КАК СИСТЕМЫ (6 ч)
Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристики. Классификация норм права, структура правовой нормы. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования.
Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс.
Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов.
Тема 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА (4 ч)
Юридические факты как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
Тема 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО (12 ч)
Понятие государства. Сущность государства. Функции государства. Виды функций государства. Форма государства и её элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти. Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Принципы местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации — основной закон государства. Структура Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя России. Эволюция понятия
«гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Личные права. Политические права и свободы. Социальные, экономические и культурные права. Обязанности граждан. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации.
Тема 5. ПРАВОСУДИЕ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ (6 ч)
Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Российской Федерации. Верховный суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Миро- вые судьи. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и её деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральная служба охраны, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом нар- котиков, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба.
11 КЛАСС (35 ч)
Тема 1. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО (10 ч)
Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права. Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные виды обязательств. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Авторское право. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданско-правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав.
Предпринимательство и предпринимательское право. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права потребителей. Защита прав потребителей. Понятие и сущность на- следования. Правила наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследование по закону.
Тема 2. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО (3 ч)
Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и личные неимущественные права супругов. Договор- ный режим имущества супругов. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства.
Тема 3. ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО (1 ч)
Жилищные правоотношения. Реализация гражданами права на жильё.
Тема 4. ТРУДОВОЕ ПРАВО (3 ч)
Понятие трудового права. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовой договор. Гарантии при приёме на работу. Порядок и условия расторжения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних.
Тема 5. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (2 ч)
Административное право. Понятие административного правонарушения. Административная ответственность. Меры ад- министративного наказания. Производство по делам об административных правонарушениях.
Тема 6. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС (6 ч)
Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие преступления. Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Защита от преступления. Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Уголовное судопроизводство.
Тема 7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (4 ч)
Пенсионная система и страхование. Экологическое право. Экологические правонарушения и юридическая ответственность. Правовое регулирование отношений в области образования. Принципы государственной политики в области образования. Права и обязанности субъектов образовательных правоотношений.
Тема 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО (3 ч)
Понятие международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав человека. Организация Объединённых Наций. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международные споры и международно-правовая ответственность. Международное гуманитарное право и права человека.
Тематическое планирование 10 класс
№ п\п | Раздел | часы | Тема | УУД |
1 | Роль права в жизни человека и общества | 10 | Юриспруденция как важная область человеческих знаний Особенности и закономерности возникновения права Принципы, аксиомы и презумпции права Система регулирования общественных отношений Повторительно-обобщающий урок по теме «Роль права в жизни человека и общества» | Личностные: готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; Регулятивные Выпускник научится: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные Выпускник научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. |
2 | Теоретические основы права как системы | 12 | Система права Правотворчество и процесс формирования права Формы права Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц Реализации права Толкования права: задачи и особенности Повторительно-обобщающий урок по теме «Теоретические основы права как системы» |
3 | Правоотношения и правовая культура | 12 | Правоотношения и их виды Правонарушения и их характеристика Юридическая ответственность Правосознание и правовая культура Правовые системы современности Повторительно-обобщающий урок по теме «Правоотношения и правовая культура» |
4 | Государство и право | 22 | Понятие государство и его признаки Теории происхождения государства Сущность и функции государства Форма государства Организация власти и управления в стране Правовое государство и его сущность Конституция Российской Федерации – основной закон государства Гражданство как правовая категория Правовой статус человека в демократическом правовом государстве Избирательные системы и их виды Повторительно-обобщающий урок по теме «Государство и право» |
5 | Правосудие и правоохранительные органы | 14 | Защита прав человека в государстве Правоохранительные органы в Российской Федерации Повторительно-обобщающий урок по теме «Правосудие и правоохранительные органы» Повторительно-обобщающий урок по теме Повторительно-обобщающий урок по теме Повторительно-обобщающий урок по теме Повторительно-обобщающий урок по теме Итоговая контрольная работа за курс 10 класса Итоговый урок за курс 10 класса Итоговое повторение Повторение по разделам курса |
Тематическое планирование 11 класс |
1 | Гражданское право | | Гражданское право как отрасль российского права Субъекты (участники) гражданско-правовых отношений Сделки и представительство Обязательственное право Понятие и сущность договора. Виды договоров Право собственности и его виды Общая собственность и порядок защиты права собственности Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав Предпринимательство и предпринимательское право Государство как субъект экономических отношений Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей Права предпринимателей Наследственное право |
2 | Семейное право | | Правовые нормы института брака Родители и дети: правовые основы взаимоотношений |
3 | Жилищное право | | Жилищные правоотношения |
4 | Трудовое право | | Трудовое право в жизни людей Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей Трудовые споры. Дисциплинарная ответственность Рабочее время и время отдыха Правовое регулирование труда несовершеннолетних Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством |
5 | Административное право и административный процесс | | Административное право и административные правоотношения Административные правонарушения и административная ответственность Как разрешить административный спор? Производство по делам об административных правонарушениях |
| Уголовное право и уголовный процесс | | Понятие и сущность уголовного права Основные виды преступлений Уголовная ответственность и наказание Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних |
| Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни | | Пенсионная система и страхование Правовое регулирование денежного обращения Экологическое право Правовое регулирование отношений в области образования Профессиональное юридическое образование Юридические профессии: судьи и адвокаты Юридические профессии: прокуроры, нотариусы, следователи Особенности профессиональной юридической деятельности |
| Международное право | | Международное право как основа взаимоотношений государств Международная защита прав человека Международное гуманитарное право и права человека Практикум Практикум Повторительно-обобщающий урок |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебники для 10-11 классов. Базовый и профильный уровни: В 2 ч.-М.: « Русское слово - РС», 2012.
Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
Ю. А. Кожин Практикум по праву К учебнику Е.А. Певцовой. «Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений М.: «РС», 2007.
Результаты освоения учебного предмета «Право. Основы правовой культуры» 10-11 классы и система их оценки.
Выпускник научится:
работать с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
анализировать нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбирать правомерные формы поведения и способы защиты прав и интересов личности;
излагать и аргументировать собственные суждения о правовых явлениях общественной жизни;
решать отдельные правовые споры с учетом социального опыта ученика.
Выпускник получит возможность научиться:
находить, анализировать, интерпретировать и использовать правовую информацию;
анализировать тексты законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
излагать и аргументировать собственные суждения о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
применять правила (нормы) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
осуществлять учебные исследования и проекты по правовой тематике;
выбирать соответствующие закону формы поведения и действия в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;
определять способы реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав, способов и порядка разрешения споров;
обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Критерии оценки ответов:
- ясность, точность ответа
- полнота ответа
- последовательность, логичность ответов
- обоснованность суждений
- использование конкретных примеров, карт (при необходимости)
- завершенность ответа (выводы по излагаемому вопросу)
Нормы оценок устных ответов применяются как при поурочном опросе, так и при устном ответе. Отметка («5», «4», «3») при поурочном опросе может ставиться не только за единовременный ответ, но и рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении всего урока (выводится поурочный балл).
Нормы оценок за письменные ответы применяются как при проведении письменных контрольных работ (за исключением тестовых), так и при выполнении самостоятельных письменных домашних заданий.
Оценка устных ответов
Отметка «5» ставится, если ученик: полно излагает материал; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и по дополнительным источникам, сделать выводы и провести сравнения с ранее пройденным материалом; излагает материал последовательно, логично.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и отметка «5», но допускает незначительные 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет с помощью преподавателя.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знания и понимание основных положений темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировки предложений; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры; излагает материал непоследовательно.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке основных понятий, искажает их смысл, беспорядочно излагает материал.
Оценка за письменные ответы
Отметка «5» ставится, если ученик полно отвечает на поставленные вопросы, обнаруживает понимание материала, умеет обосновать свои суждения, приводит примеры из дополнительных источников; делает выводы, основываясь не только на знании материала работы, но и на знании предыдущего материала.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и отметка «5», но допускает небольшие ошибки или неточности в излагаемом материале.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знания и понимание основных положений темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировки предложений; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры; излагает материал непоследовательно.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке основных понятий, искажает их смысл, не умеет рассуждать, доказывать, делать выводы.
При письменной работе оценка ставится:
«5» - 100 – 90% выполненных заданий
«4» - 89 – 70% выполненных заданий
«3» - 69 – 50% выполненных заданий
«2» - менее 50% выполненных заданий
Контрольно – измерительные материалы: