Программа соответствует учебнику «Основы мировых религиозных культур и светской этики » 4 класс, для общеобразовательных учреждений / А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева .- М.: Просвещение, 2012.
В данной рабочей программе на изучение истории в 4 классе отводится 1 час в неделю, из расчёта 34 учебные недели – 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Выпускник научится:
раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;
понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
II. Содержание учебного предмета
Россия – наша Родина. Культура и религия.
Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. История религии в России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Праздники и календари в религиях мира. Религия и мораль. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
III. Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Россия – наша Родина. | 1 |
2 | Культура и религия | 1 |
3 | Влияние религии на культуру. | 1 |
4 | Возникновение религий. Древнейшие верования | 1 |
5 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели | 1 |
6 | Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Типитака | 1 |
7 | Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. Проверочная работа №1 | 1 |
8 | Хранители предания в религиях мира | 1 |
9 | Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад | 1 |
10 | Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад | 1 |
11 | Человек в религиозных традициях мира | 1 |
12 | Для чего нужны священные сооружения. Храмы иудаизма и христианства. | 1 |
13 | Священные сооружения. Проверочная работа №2 | 1 |
14 | Искусство в религиозной культуре. | 1 |
15 | Искусство в религиозной культуре иудаизма и буддизма. | 1 |
16 | Творческие работы учащихся | 1 |
17 | Презентация творческих работ. | 1 |
18 | История религий в России. Выбор веры. | 1 |
19 | История религий в России. | 1 |
20 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | 1 |
21 | Религиозные ритуалы в искусстве. | 1 |
22 | Паломничества и святыни. | 1 |
23 | Праздники и календари иудаизма и христианства. | 1 |
24 | Праздники и календари | 1 |
25 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. | 1 |
26 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Проверочная работа №3 | 1 |
27 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | 1 |
28 | Семья. | 1 |
29 | Долг, свобода, ответственность, труд. | 1 |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 |
31 | Любовь и уважение к малой родине. | 1 |
32 | Религии нашего края. | 1 |
33 | Подготовка творческих проектов, презентаций. | 1 |
34 | Презентация творческих проектов на тему «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», и т. д. на выбор учащихся. | 1 |