Рабочая программа
Предмет: основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики»)
Уровень обучения: 4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ № 27. Для реализации рабочей программы используется учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4 класс. А.И. Шемшуриной, г. Москва, «Просвещение»,2016г. Учебная программа соответствует учебному плану ОУ, федеральному перечню учебников, «Положению о рабочей программе».
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Предлагаемое содержание позволяет на методическом уровне реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности, и создать дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями. Логика построения содержания создаёт условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применятьУУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса. Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую сложность нашей страны и современного мира.
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики » в 4 классе отведено 34 часа в год (1 час в неделю).
Срок реализации программы – 1 год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основные результаты освоения предметного содержания курса
«Основы религиозных культур и светской этики »
Предметные, метапредметные и личностные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Выпускник научится:
раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Поурочное планирование
№ п/п | Тема урока |
1 | Россия - наша Родина |
2 | Этика – наука о нравственной жизни человека. |
3 | Добрым жить на белом свете веселей. |
4 | Правила общения для всех. |
5 | От добрых правил – добрые слова и поступки. |
6 | Каждый интересен. |
7 | Премудрости этикета. |
8 | Красота этикета |
9 | Простые школьные и домашние правила этикета. |
10 | Чистый ручеёк нашей речи. |
11 | В развитие добрых чувств – творение души. |
12 | Природа – волшебные двери к добру и доверию. |
13 | Чувство Родины |
14 | Жизнь протекает среди людей. |
15 | Чтобы быть коллективом. |
16 | Коллектив начинается с меня. |
17 | Мой класс – мои друзья. |
18 | Ежели душевны вы и к этике не глухи… | |
19 | Жизнь священна. |
20 | Человек рождён для добра. |
21 | Милосердие – закон жизни. |
22 | Жить во благо себе и другим. |
23 | Следовать нравственной установке. |
24 | Достойно жить среди людей |
25 | Уметь понять и простить |
26 | Простая этика поступков |
27 | Общение и источники преодоления обид. |
28 | Ростки нравственного опыта поведения. |
29 | Доброте сопутствует терпение. |
30 | Действия с приставкой «СО». |
31 | С чего начинается Родина. |
32 | В тебе рождается патриот и гражданин. |
33 | Человек – чело века. |
34 | Слово, обращённое к себе. |
Тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Количество контрольных часов |
1 | Этика общения | 6 | - |
2 | Этикет | 4 | - |
3 | Этика человеческих отношений | 4 | - |
4 | Этика отношений в коллективе | 3 | - |
5 | Простые нравственные истины | 5 | - |
6 | Душа обязана трудиться | 4 | - |
7 | Посеешь поступок – пожнёшь характер | 4 | - |
8 | Судьба и Родина едины | 4 | - |
| Итого: | 34 часа | |
Формы контроля знаний:
Для формирования личностных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий:
участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений;
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
«найди отличия» (можно задать их количество);
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
«лабиринты»;
упорядочивание;
«цепочки»;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями;
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
«преднамеренные ошибки»;
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль;
«ищу ошибки»
КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
составь задание партнеру;
отзыв на работу товарища;
групповая работа по составлению кроссворда;
«отгадай, о ком говорим»;
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
4 класс
Раздел или тема | Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Этика общения | -строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; -формировать первоначальные представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу; предвосхищать результат; П: использовать общие приёмы решения задач. К: доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | -развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |
Этикет | - определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим). | Р: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг. К: ставить вопросы, обращаться за помощью. | - оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого. | |
Этика человеческих отношений | - делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него. - договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций. | Р: совместно с учителем составлять план решения задачи. П: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. К: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения. | -развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |
Этика отношений в коллективе | - осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни. | Р: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя. П: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.). К: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения. | -самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях. | |
Простые нравственные истины | - знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. - осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни. | Р: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий. К: читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; | -чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки. -развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |
Душа обязана трудиться | -строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций. - делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него. - договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций. | Р: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг. К: ставить вопросы, обращаться за помощью. | -воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; - наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | |
Посеешь поступок – пожнёшь характер | -определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим). - строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций. - делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него. | Р: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя. П: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.). К: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения. | -развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний; - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | |
Судьба и Родина едины | -определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим). - строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций. - делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него. -формировать первоначальные представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России. | Р: совместно с учителем составлять план решения задачи. П: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. К: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения. | -формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; -развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; -воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; | |
Аннотация к рабочей программе
Полное наименование рабочей программы | Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») |
Уровень реализации программы | Начальное общее образование. 4 класс |
Основа для составления программы | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемые результаты начального общего образования, основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СШ №27, авторская программа «Основы светской этики» А.И. Шемшуриной. |
Срок реализации программы | 1 год |
УМК «Школа России» | Учебники. Шемшурина А.И. Основы светской этики. 4 класс. – М.: Просвещение, 2016; Методические пособия Справочные материалы для общеобразовательных учреждений: Основы религиозных культур и светской этики.- М.: Просвещение, 2016; Основы религиозных культур и светской этики Электронный ресурс:. http://www.orkce.ru/ Библия жизни. Вопросы духовной нравственности. Электронный ресурс: http://otvet-na-tvoi-son.ru/ |
Количество часов для реализации программы | 34 часа |
Цель реализации программы | формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений |
Задачи реализации программы | Основные задачи комплексного учебного курса: - знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; - развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; - обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; - развитие способностей младших школьников к общению многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. |
Результаты освоения курса, предмета, модуля | Предметные результаты Выпускник научится: раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.); на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества; излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Выпускник получит возможность научиться: развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики; устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями; Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей Выпускник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям; устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; устанавливать аналогии; владеть рядом общих приёмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия Выпускник получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; способность к оценке своей учебной деятельности; основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на здоровый образ жизни; Выпускник получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого учебно-познавательного интереса к новымобщим способам решения задач; адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; |