Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе ФГОС НОО, образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №3 и программы УМК А.А. Плешакова.
УМК: «Школа России».
В учебном плане МБОУ СОШ №3 на 2020-2021 учебный год отведено на изучение предмета 68 часов (2 часа в неделю). Из них 34 часа (1 час в неделю) добавлено из части, формируемой участниками образовательных отношений. Добавленные часы будут использоваться для формирования уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного безопасного взаимодействия в социуме сознания ценности, целостности и многообразия окружающего мира.
Методы работы: рассказ, объяснение, беседа, демонстрация, иллюстрация, практические методы, видеометоды, наблюдения.
Промежуточная аттестация будет проведена в форме тестирования.
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения курса «Окружающий мир» по данной программе у четвероклассника будут сформированы предметные знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) УУД, как основа умения учиться:
Предметные результаты:
Ученик научится:
понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Ученик получит возможность научиться:
осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Личностные результаты:
Формирование чувства гордости за свою Родину, народ и историю России;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств, доброжелательности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Содержание программы
Земля и человечество
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.
Природа России
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.
Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России.
Родной край - часть большой страны
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.
Практические работы: знакомство с картой края; знакомство с культурными растениями края.
Страницы Всемирной истории
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХШ-Х\/ вв.
Наше Отечество в ХУ1-Х\/11 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в Х\/1-Х\/11 вв.
Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний 'ператор России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.
Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.
Современная Россия
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в ременной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1. | Земля и человечество | 10 часов |
2. | Природа России | 11 часов |
3. | Родной край - часть большой страны | 12 часов |
4. | Страницы Всемирной истории | 5 часов |
5. | Страницы истории Отечества | 21 час |
6. | Современная Россия | 9 часов |
Итого: | 68 часов |
Календарно-тематическое планирование
по окружающему миру
№ п/п | Тема урока | Дата |
План | Факт |
Раздел «Земля и человечество» (10 часов) |
1 | Мир глазами астронома. | | |
2 | Планеты Солнечной системы. Пр. р.№ 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» | | |
3 | Звёздное небо – Великая книга Природы. Пр. р. №2 «Знакомство с картой звёздного мира» | | |
4 | Мир глазами географа. Пр. р. №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» | | |
5 | Мир глазами историка. АСК. Вводный урок раздел «Мир истории. | | |
6 | Входная контрольная работа | | |
7 | Когда и где? Пр. р.№4 «Знакомство с историческими картами» АСК. Письменность | | |
8 | Мир глазами эколога | | |
9 | Природное сообщество «Водоем» | | |
10 | Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие | | |
Раздел «Природа России» (11 часов) |
11 | Равнины и горы России. Пр. р. №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России». | | |
12 | Моря, озёра и реки России. Пр.р. № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» | | |
13 | Природные зоны России. Пр. р.№ 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России» | | |
14 | Зона арктических пустынь. | | |
15 | Тундра. | | |
16 | Леса России. | | |
17 | Растения и животные леса. | | |
18 | Лес и человек. | | |
19 | Зона степей. | | |
20 | Пустыни. | | |
21 | У Чёрного моря. | | |
Раздел «Родной край – часть большой страны» (12 часов) |
22 | Родной край – часть большой страны. | | |
23 | Наш край. Пр. р.№8 «Знакомство с картой родного края». АСК. Смоленщина на карте России. | | |
24 | Поверхность нашего края. АСК. Поверхность нашего края. | | |
25 | Водные богатства нашего края. АСК. Реки и озера Смоленской области. | | |
26 | Наши подземные богатства. АСК. Важнейшие полезные ископаемые Смоленского края. | | |
27 | Земля – кормилица. АСК. Почвы Смоленщины. | | |
28 | Жизнь леса. | | |
29 | Жизнь луга. Пр. р. №9 «Знакомство с культурными растениями края» | | |
30 | Жизнь в пресных водах. | | |
31 | Растениеводство в нашем крае. АСК. Смоленский лен. Выращивание льна. | | |
32 | Проверим себя и оценим свои достижения. | | |
33 | Животноводство в нашем крае | | |
Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов) |
34 | Начало истории человечества | | |
35 | Мир древности: далёкий и близкий | | |
36 | Средние века: время рыцарей и замков | | |
37 | Новое время: встреча Европы и Америки | | |
38 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | | |
Раздел «Страницы истории России» (21 час) |
39 | Жизнь древних славян. АСК. Наши предки. | | |
40 | Во времена Древней Руси. АСК. Письменность. Жилище, предметы быта, праздники. | | |
41 | Страна городов | | |
42 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | | |
43 | Трудные времена на Русской земле. АСК. Военное прошлое Смоленщины. | | |
44 | Русь расправляет крылья | | |
45 | Куликовская битва | | |
46 | Иван Третий | | |
47 | Мастера печатных дел | | |
48 | Патриоты России | | |
49 | Пётр Великий | | |
50 | Михаил Васильевич Ломоносов | | |
51 | Екатерина Великая. | | |
52 | Отечественная война 1812 года | | |
53 | Страницы истории XIX века | | |
54 | Россия вступает в XX век | | |
55 | Промежуточная аттестация | | |
56 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов | | |
57 | Великая война и великая Победа | | |
58 | Великая война и великая Победа | | |
59 | Страна, открывшая путь в космос. АСК. Наши земляки. | | |
Раздел «Современная Россия» (9 часов) |
60 | Основной закон России и права человека | | |
61 | Мы – граждане России. Путешествие по России (по Волге, по югу России) | | |
62 | Славные символы России. АСК. Герб и флаг области. | | |
63 | Такие разные праздники . Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) | | |
64 | Проверим себя и оценим свои достижения. | | |
65 66 67 | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири). АСК. Памятники Смоленщины | | |
68 | Итоговое занятие | | |