Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа с.Белоярск
РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей начальных классов Протокол №7 От 26.05.2020 г. Руководитель ШМО _________/ | СОГЛАСОВАНО: на методическом совете Протокол № 1 От 29.08.2020 г. Заместитель директора по УР ______ | УТВЕРЖДЕНО: Приказ №233 от 29.08.2020 г. Директор _________/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету Окружающий мир
для 3 класса
Составитель программы:
ЯмзинаЕ.Ф.
учитель начальных классов
2022
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие предметные результаты освоения программы
название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся;
родного города (села); государственную символику России: флаг, герб, гимн; государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
вести наблюдения в природе. различать объекты природы и изделия;
объекты неживой и живой природы;
называть их роль в жизни человека;
называть окружающие предметы и их взаимосвязи; называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру;
знать названия дней недели;
вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;
выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;
объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;
группы растений и животных;
деревья, кустарники, травы;
насекомых, рыб, птиц, зверей;
различать основные части растения:
корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);
различать овощи и фрукты;
выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);
особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
оценивать правильность поведения в быту (правила общения);
правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы;
знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы;
знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;
назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход; правила сохранения и укрепления здоровья.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
«Человек и природа» Учащиеся научатся:
узнавать изученные объекты живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе;
использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Учащиеся получат возможность научиться:
Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
Пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
«Человек и общество» Учащиеся научатся:
различать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
описывать достопримечательности столицы и родного края;
находить на карте мира Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;
на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Учащиеся получат возможность научиться:
неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
«Правил безопасной жизни» Учащиеся научаться:
осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
составлять и выполнять режим дня.
Учащиеся получат возможность научиться:
сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
следовать правилам здорового образа жизни;
соблюдать правила противопожарной безопасности;
оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природа и культур сообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки, и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рациональному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
3 класс
Содержание предмета | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
Как устроен мир (8 ч.) Это удивительная природа (18 ч.) Наше здоровье (9 ч.) Наша безопасность (7 ч.) Чему учит экономика (11 ч.) Путешествие по городам и странам (15 ч.) Итого: 68 ч. | Фронтальная и самостоятельная работа; Практические, проверочные работы; Работа в парах, малых группах; Индивидуальная работа. Экскурсии, моделирование объектов живой и неживой природы. | познакомить с разнообразием природы и ее классификацией; научить разделять объекты живой и неживой природы; формировать представления о взаимосвязи в природе и ценности природы для людей; находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека; определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; систематизировать знания детей о родной стране; расширить знания детей о странах (государствах), символах государства, многообразии народов земли, понятие об экологии – как науке о связях между живыми существами и окружающей средой; строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков; различать тела, вещества и частицы, определять растения с помощью атласа-определителя; воспитывать бережное отношение к растениям; показать роль растений в поддержании жизни на Земле; расширить знания о жизни растений, дать представление о размножении и развитии растений из семени; познакомить с классификацией животных по группам и видами животных; развивать умения работать с терминологическим словариком; различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их; моделировать круговорот веществ и использовать модель для объяснения необходимости бережного отношения к природе; актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма; характеризовать системы органов человека (их части и назначение); раскрыть роль экономики в нашей жизни. познакомить с древними городами, которые образуют Золотое кольцо России, страны центральной и южной Европы. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Дорогие третьеклассники! | 1 | | |
2 | «Как устроен мир» (7 часов) Природа. | 1 | | |
3 | Человек. | 1 | | |
4 | Общество. | 1 | | |
5 | Российская Федерация | 1 | | |
6 | О чем расскажет план | 1 | | |
7 | Что такое экология | 1 | | |
8 | Проверим себя и свои достижения по разделу « Как устроен мир» | 1 | | |
9 | «Эта удивительная природа» (18 часов) Звездное небо - Великая книга Природы. | 1 | | |
11 | Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы». | 1 | | |
12 | Разнообразие веществ. Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания». | 1 | | |
12 | Воздух и его охрана. Практическая работа № 3 «Свойства воздуха». | 1 | | |
13 | Вода. Практическая работа № 4 «Свойства воды». | 1 | | |
14 | Превращения и круговорот воды. Практическая работа № 5 «Круговорот воды в природе». | 1 | | |
15 | Берегите воду! | 1 | | |
16 | Что такое почва. Практическая работа № 6 «Состав почвы». | 1 | | |
17 | Разнообразие растений. | 1 | | |
18 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | | |
19 | Размножение и развитие растений. Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений». | 1 | | |
20 | Охрана растений. | 1 | | |
21 | Разнообразие животных. | 1 | | |
22 | Кто есть кто? | 1 | | |
23 | Размножение и развитие животных. | 1 | | |
24 | Охрана животных. | 1 | | |
25 | В царстве грибов. | 1 | | |
26 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу | 1 | | |
27 | «Мы и наше здоровье» (9 часов) Организм человека. | 1 | | |
28 | Органы чувств. | 1 | | |
29 | Надёжная защита организма. Практическая работа № 8 «Знакомство с внешним строением кожи». | 1 | | |
30 | Опора тела и движение. | 1 | | |
31 | Наше питание. | 1 | | |
32 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 9 «Подсчет ударов пульса». | 1 | | |
33 | Умей предупреждать болезни. | 1 | | |
34 | Здоровый образ жизни. | 1 | | |
35 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу | 1 | | |
36 | «Наша безопасность» (7 часов) Огонь, вода и газ. | 1 | | |
37 | Чтобы путь был счастливым. | 1 | | |
38 | Дорожные знаки. | 1 | | |
39 | Опасные места. | 1 | | |
40 | Природа и наша безопасность. | 1 | | |
41 | Экологическая безопасность. Практическая работа № 10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды». | 1 | | |
42 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу | 1 | | |
43 | «Чему учит экономика» (11 часов) Для чего нужна экономика. | 1 | | |
44 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | | |
45 | Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые». | 1 | | |
46 | Растениеводство Практическая работа № 12 «Знакомство с культурными растениями». | 1 | | |
47 | Животноводство. | 1 | | |
48 | Какая бывает промышленность. | 1 | | |
49 | Что такое деньги. Практическая работа № 13 «Знакомство с различными монетами». | 1 | | |
50 | Государственный бюджет. | 1 | | |
51 | Семейный бюджет. | 1 | | |
52 | Экономика и экология. | 1 | | |
53 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу | 1 | | |
54 | «Путешествия по городам и странам» (15 часов) Золотое кольцо России. | 1 | | |
55 | Золотое кольцо России. | 1 | | |
56 | Золотое кольцо России. | 1 | | |
57 | Наши ближайшие соседи. | 1 | | |
58 | На севере Европы. | 1 | | |
59 | Что такое Бенилюкс. | 1 | | |
60 | В центре Европы. | 1 | | |
61 | По Франции и Великобритании (Франция). | 1 | | |
62 | По Франции и Великобритании (Великобритания). | 1 | | |
63 | На юге Европы. | 1 | | |
64 | Всемирное наследие | 1 | | |
65 | Проверим себя и оценим свои достижения по итогам года | 1 | | |
66 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | 1 | | |
67 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | 1 | | |
68 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу | 1 | | |
ЦИКЛОГРАММА ПРОВЕРОЧНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
3 класс
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Проверочные работы | Практические работы |
1 | Как устроен мир | 8 | 1 | - |
2 | Это удивительная природа | 18 | 1 | 7 |
3 | Мы и наше здоровье | 9 | 1 | 2 |
4 | Наша безопасность | 7 | 1 | 1 |
5 | Чему учит экономика | 12 | 1 | 3 |
6 | Путешествие по городам и странам | 15 | 2 | - |
Итого: | 68 | 7 | 13 |
УМК
Реализация данной программы предусмотрена на основе системы учебников «Школа России»:
3 класс:
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 3 класса начальной школы. 2 части. 6-е издание М.: «Просвещение» 2020 г.
Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 13-е издание, М.: «Просвещение», 2012 г
Плешаков А.А., Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. 15-е издание, М.: «Просвещение», 2012 г.
Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас». 3 класс. 2 части. 7-е издание, М.: «Просвещение» 2021 г.
Поурочные разработки для 3 класса Н.Ю Васильева, Просвещение.
Интернет-ресурсы