Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 10» Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы __________ Значков К.В.
Приказ № _________
от «____»______________ 2017 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По окружающему миру
Ступень обучения (класс) начальное общее образование
3 – б класс
Количество часов 68 Уровень базовый
Учитель Капустянская Татьяна Викторовна
Программа разработана в соответствии с рабочей авторской программой по окружающему миру А.А Плешакова М.: Просвещение, 2011 г.
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, примерной программой по окружающему миру начального общего образования, в соответствии с рабочей авторской программой А.А. Плешакова «Окружающий мир» (программа для 1-4 кл.) / «Образовательная система «Школа России»./ Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы - М.: Просвещение.2011.
Рабочая программа адресована учащимся 3 класса и рассчитана на 1 год обучения в начальной школе. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Реализует цели и задачи ООП НОО МБОУ СШ № 10 г. Чехова Московской области.
Цели обучения окружающему миру:
-формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
-формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
-осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
-формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
-формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Количество часов на год по программе - 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели), что соответствует учебному плану МБОУ СШ № 10 г. Чехова Московской области на 2017-2018 учебный год.
Основное содержание программы
Содержание и последовательность изучения всех разделов соответствует авторской программе в полном объеме.
№ п/п | Тема раздела | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1. | Как устроен мир | 6 | 6 |
2. | Эта удивительная природа | 18 | 18 |
3. | Мы и наше здоровье | 10 | 10 |
4. | Наша безопасность | 7 | 7 |
5. | Чему учит экономика | 12 | 12 |
6. | Путешествие по городам и странам | 15 | 15 |
| Итого: | 68 | 68 |
Требования к планируемым результатам изучения программы
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь для всех простые правила поведения, делать выбор , при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике ( на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять экологические рассказы и сказки на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем);
работать с текстом: осознанное чтение вслух небольших текстов, понимание их содержания; составлять небольшое монологическое высказывание на поставленный вопрос, логично выражать свои эмоции, чувства; приобретение первичных навыков работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения научно – познавательных текстов, инструкций.
Коммуникативные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
читать и пересказывать текст;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Календарно-тематическое планирование
№ п/ п | № в теме | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика | Дата план | Дата факт |
Как устроен мир – (6 часов). |
1. | 1. | Природа | Понимать учебную задачу и удерживать её. Работать в паре, анализировать текст учебника, предлагать задания к рисунку, классифицировать объекты живой природы, формулировать выводы. | 01.09 | |
2. | 2. | Человек | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр; формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке. | 06.09 | |
3. | 3. | Проект «Богатства, отданные людям» | Определять цель проекта, распределять обязанности в группе, собирать материал, презентовать проект, оценивать результаты работы. | 08.09 | |
4. | 4. | Общество | Определять место человека в мире, характеризовать семью, народ, государство, как части общества, работать в группе, анализировать таблицу, формулировать выводы. | 13.09 | |
5. | 5. | Что такое экология | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 15.09 | |
6. | 6. | Природа в опасности! | Понимать учебную задачу, устанавливать причинно – следственные связи, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу. | 20.09 | |
Эта удивительная природа – (18 часов). |
7. | 1. | Тела, вещества, частицы | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; оценивать достижения на уроке | 22.09 | |
8. | 2. | Разнообразие веществ. Практическая работа №1 | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам; формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения. | 27.09 | |
9. | 3. | Воздух и его охрана | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха; исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе; оценивать достижения на уроке | 29.09 | |
10. | 4. | Вода Практическая работа №2 | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради): работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию; работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 04.10 | |
11. | 5. | Превращения и круговорот воды | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды; наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя; работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 06.10 | |
12. | 6. | Берегите воду! | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника; работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды; работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе (селе); формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | 18.10 | |
13. | 7. | Как разрушаются камни | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить и использовать при ответе на вопрос данные из учебника; работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | 20.10 | |
14. | 8. | Что такое почва. Практическая работа №3 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их; практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез; анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений; обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого почве; характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. |
15. | 9. | Разнообразие растений | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны; работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений, подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 25.10 | |
16. | 10. | Солнце, растения и мы с вами | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы; выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений; доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 27.10 | |
17. | 11. | Размножение и развитие растений | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения; наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; выявлять роль животных в размножении и развитии растений; характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения | 01.11 | |
18. | 12. | Охрана растений. Итоговая проверочная работа за 1 триместр (тест). | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать сведения, полученные в 1—2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе; характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений; выяснить правила поведения человека в природе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 03.11 | |
19. | 13. | Разнообразие животных. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о животном мире, полученные в 1—2 классах; научиться классифицировать животных; приводить примеры животных разных групп; определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 08.11 | |
20. | 14. | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края». | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать животных по типу питания; приводить примеры животных по типу питания; анализировать схемы цепей питания; характеризовать защитные приспособления растений и животных; обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 10.11 | |
21. | 15. | Размножение и развитие животных | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать животных разных групп по способу размножения; моделировать стадии размножения животных разных групп; рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 15.11 | |
22. | 16. | Охрана животных | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Красной книге России, полученные в 1—2 классах; характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир; обсуждать меры по охране животных; формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе; с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 17.11 | |
23. | 17. | В царстве грибов | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать строение шляпочных грибов; различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; моделировать различие грибов-двойников; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 29.11 | |
24. | 18. | Великий круговорот жизни | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители; обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе; рассказывать о круговороте веществ на Земле | 01.12 | |
Мы и наше здоровье – (10 часов). |
25. | 1. | Организм человека. Практическая работа №4 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе; характеризовать системы органов человека (их части и назначение); обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены; анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника; практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 06.12 | |
26. | 2. | Органы чувств | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану; распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента; формулировать правила гигиены органов чувств; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 08.12 | |
27. | 3. | Надежная защита организма | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; практическая работа: изучить свойства кожи; характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи; работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи; подготовить рассказ об уходе за кожей; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 13.12 | |
28. | 4. | Опора тела и движение | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека; следить за правильной осанкой на уроке и вне его; выполнять физкультминутки; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. | 15.12 | |
29. | 5. | Наше питание Проект «Школа кулинаров». Практическая работа №5 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания; моделировать строение пищеварительной системы; характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания; обсуждать правила рационального питания; составлять меню здорового питания; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 20.12 | |
30. | 6. | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №6 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе; характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме; моделировать строение дыхательной системы; характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме; моделировать строение кровеносной системы; обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем; практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке; работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 22.12 | |
31. | 7. | Умей предупреждать болезни | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать факторы закаливания; формулировать правила закаливания; составлять памятку по закаливанию; составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке. | 27.12 | |
32. | 8. | Здоровый образ жизни | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы негативно на него влияющие; обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 29.12 | |
33. | 9. | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. | Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность; неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания. | 10.01 | |
34. | 10. | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | Готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров»; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других. | 12.01 | |
Наша безопасность – (7 часов). |
35. | 1. | Огонь, вода и газ | Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1—2 классах; характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей; анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 17.01 | |
36. | 2. | Чтобы путь был счастливым | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1—2 классах; работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения; обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; выполнять тесты с выбором ответа о правильном/ неправильном поведении на улице и в транспорте; моделировать свои действия в ходе ролевой игры; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 19.01 | |
37. | 3. | Дорожные знаки | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1—2 классах; анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам; выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков; моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 24.01 | |
38. | 4. | Проект «Кто нас защищает» | В ходе выполнения проекта дети учатся: находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС; оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т. д.; презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | 26.01 | |
39. | 5. | Опасные места | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах; обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его; работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 31.01 | |
40. | 6. | Природа и наша безопасность. Итоговая проверочная работа за 2 триместр (тест). | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать опасности природного характера; находить информацию о ядовитых растениях и грибах; характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 02.02 | |
41. | 7. | Экологическая безопасность. Практическая работа №7 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать по схеме цепь загрязнения; приводить примеры цепей загрязнения; моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм; обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды. | 07.02 | |
Чему учит экономика – (12 часов). |
42. | 1. | Для чего нужна экономика | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться её выполнить; раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг; характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 09.02 | |
43. | 2. | Природные богатства и труд людей - основа экономики | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров; прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий; раскрывать роль науки в экономическом развитии; работать с взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 14.02 | |
44. | 3. | Полезные ископаемые | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах; выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые; характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки); работать с взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 16.02 | |
45. | 4. | Растениеводство Практическая работа №8 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1—2 классах; практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану; обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; различать и классифицировать культурные растения; характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов; выявлять связь растениеводства и промышленности; исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня; | 28.02 | |
46. | 5. | Животноводство | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1—2 классах; классифицировать домашних сельскохозяйственных животных; характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов; выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 02.03 | |
47. | 6. | Какая бывает промышленность | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; соотносить продукцию и отрасли промышленности; выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; характеризовать труд работников отраслей промышленности; работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 07.03 | |
48. | 7. | Проект «Экономика родного края» | В ходе выполнения проекта дети учатся: собирать информацию об экономике своего края (города, села); оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т. д.; коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»; презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | 09.03 | |
49. | 8. | Что такое деньги. Практическая работа. №9 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля — продажа); раскрывать роль денег в экономике; различать денежные единицы разных стран; практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 14.03 | |
50. | 9. | Государственный бюджет | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 16.03 | |
51. | 10. | Семейный бюджет | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь; определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья; обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие — менее важными; моделировать семейный бюджет; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 21.03 | |
52-53 | 11-12. | Экономика и экология | Понимать учебную задачу урока и стремиться сё выполнить; актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1—2 классах; характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией; обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза; приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов; моделировать экологические прогнозы; оценивать достижения на уроке | 23.03 28.03 | |
Путешествие по городам и странам – (15 часов). |
54-56 | 1-3 | Золотое кольцо России | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; послеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д.; с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца; формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | 30.03 04.04 06.04 | |
57. | 4. | Проект «Музей путешествий» | В ходе выполнения проекта дети учатся: собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал); оформлять экспозицию музея; готовить сообщения (экскурсии по музею); презентовать свои сообщения. | 18.04 | |
58. | 5. | Наши ближайшие соседи | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения; с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 20.04 | |
59. | 6. | На севере Европы | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учащиеся должны знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте, работать в группе, самостоятельно изучать материал учебника, соотносить государства и их флаги. формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 25.04 | |
60. | 7. | Что такое Бенилюкс | Учащиеся должны знать страны Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте, составлять вопросы к викторине, описывать достопримечательности стран, формулировать выводы, оценивать свои достижения. | 27.04 | |
61. | 8. | В центре Европы | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учащиеся должны знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте, работать в группе, самостоятельно изучать материал учебника, соотносить государства и их флаги. формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 02.05 | |
62. | 9. | По Франции и Великобритании (Франция) Итоговая проверочная работа за 3 триместр (тест). | Учащиеся должны знать государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. страны, уметь показывать их на карте, работать в паре и группе. формулировать выводы, оценивать свои достижения. | 04.05 | |
63. | 10. | По Франции и Великобритании (Великобритания) | 11.05 | |
64. | 11. | На юге Европы Итоговая проверочная работа за год (тест). | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям; используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изучаемых странах; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 16.05 | |
65. | 12. | По знаменитым местам мира | Учащиеся должны соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. описывать достопримечательности, находить в дополнительной литературе и интернете материал о достопримечательностях разных стран мира. обсуждать цели международного туризма; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | 18.05 | |
66. | 13. | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. | Выполнять тесты с выбором ответов, оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов, адекватно оценивать свои знания. | 23.05 | |
67. | 14. | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края» | В ходе выполнения проекта дети учатся: собирать информацию; оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т. д.; презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | 25.05 | |
68. | 15. | Презентация проектов «Музей путешествий» | 30.05 | |
Учебно-методическое обеспечение
А.А. Плешаков Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 класс. – М., «Просвещение», 2011г. |
УМК Учебник А.А. Плешаков Окружающий мир. 3 класс. Часть 1, 2. М., «Просвещение», 2015. А.А. Плешаков От земли до неба. Атлас-определитель, М., «Просвещение», 2013. Рабочая тетрадь А.А. Плешаков Окружающий мир. 3 класс. Часть 1, 2. М., «Экзамен», 2016. Тесты Е.М. Тихомирова Тесты по предметы «Окружающий мир», 3 класс. Часть1,2 М.: Экзамен, 2016. Методические пособия. А.А. Плешаков Окружающий мир. Поурочные разработки 3 класс. – М., «Экзамен», 2016. |
Электронные учебные пособия Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс. – М.: «Просвещение» |
Технические средства обучения Аудиторная доска Экспозиционный экран. Персональный компьютер с принтером, сканером. Мультимедийный проектор. |
Электронные образовательные ресурсы
Название сайта | Электронный адрес |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | http://www.km.ru |
Образовательный портал «Учеба» | http://www.uroki.ru |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | http://festival.1september.ru |
ГРАФИК ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Вид работы | Тема |
27.09 | | Разнообразие веществ. Практическая работа №1 | Тела, вещества, частицы. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества. |
04.10 | | Вода Практическая работа №2 | Вода. Свойства воды. Значение воды для жизни на Земле. |
20.10 | | Что такое почва. Практическая работа №3 | Что такое почва. Состав почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. |
03.11 | | Итоговая проверочная работа за 1 триместр (тест). | Разнообразие животных. Классификация животных и их виды. Зоология- наука о животных |
06.12 | | Организм человека. Практическая работа №4 | Организм человека. Анатомия, физиология, гигиена как науки. Нервная, пищеварительная, кровеносная системы. |
20.12 | | Наше питание Практическая работа №5 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров». Белки, жиры, углеводы, витамины. |
22.12 | | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №6 | Дыхание и кровообращение. Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. |
02.02 | | Итоговая проверочная работа за 2 триместр (тест). | Природа и наша безопасность. Опасности природного характера. |
07.02 | | Экологическая безопасность. Практическая работа №7 | Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности. |
28.02 | | Растениеводство Практическая работа №8 | Сельское хозяйство как основная часть экономики. Классификация культурных растений. Труд растениеводов. |
14.03 | | Что такое деньги. Практическая работа.№9 | Что такое деньги. Обмен товарами. Роль денег в экономике. Зарплата и сбережения. |
16.05 | | Итоговая проверочная работа за год (тест). | Факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. |
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 от « » августа 2017г. Руководитель ШМО _______ /И. Е. Фролова / | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР _______ /Л. А. Левина/ « » августа 2017г. |