Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32
имени 177 истребительного авиационного московского полка»
Г.о. Подольск
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей начальной школы Руководитель ШМО ________ Рыжкова Н. А. Протокол №___ от «____» _____________ 2018 г. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ Шевченко Л. Б. «_____» _____________ 2018 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ №32 ________С.И. Тухватулина Приказ №_____ от «___» ____ 2018 г. |
Рабочая программа
по технологии
(УМК «Школа России»)
4 В, 4Г, 4Д, 4Е, 4Ж, 4З , 4И классы
Учебных недель: 34
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 34
Составители:
учителя начальных классов
Ильменейкина Надежда Сергеевна,
Завьялова Мария Андреевна,
Сергеева Людмила Григорьевна,
Смирнова Вита Васильевна,
Твёрдая Валентина Николаевна,
Фефелова Ксения Олеговна,
Щеглова Ирина Ивановна.
2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Содержание
1 | Общие цели и задачи предмета «Технология» на начальной ступени образования. | 3 |
2 | Планируемые результаты изучения предмета «Технология». | 5 |
3 | Содержание учебного предмета «Технология». | 9 |
4 | Тематическое планирование с указанием количества часов, отведённых на освоение каждой темы. | 11 |
Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана на основе ООП НОО МОУ СОШ №32 и программы по предмету «Технология» УМК «Школа России» 1-4 класс: сборник рабочих программ «Школа России» / Лутцевой Е. А., Зуевой Т. П. — М.: Просвещение, 2016 г.
В 4 классе на изучение технологии отводится 34 часа в год из расчёта 1 час в неделю.
Общие цели и задачи предмета «Технология» на начальной ступени образования.
Основные цели изучения технологии в школе:
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Задачами изучения технологии являются:
духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку:
- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места:
- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
- творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Технология»
Данная программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные:
деятельности, приёмами поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные:
получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности;
использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Обучающийся научится:
называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность – и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, ос4уществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно – художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовок, формообразовании, сборке и отделке изделия), экономно расходовать используемые материалы;
применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными(линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), и колющими (швейная игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
изготавливать несложные конструкции по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям;
соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера, программы Word и PowerPoint.
Обучающийся получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги);
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно – художественной задачей;
соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями разверток этих форм;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно- эстетической информации, воплощать этот образ в материале;
пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами ее получения, хранения, переработки.
Содержание учебного предмета «Технология»
Раздел 1.
Информационный центр. 4 ч
Вспомним и обсудим!
Информация. Интернет.
Создание текста на компьютере.
Создание презентаций. Программа Power Pоint.
Проверим себя.
Раздел 2.
Проект «Дружный класс». 5 ч
Презентация класса (проект). Эмблема класса.
Папка «Мои достижения».
Проверим себя.
Раздел 3.
Студия «Реклама». 4 ч
Реклама и маркетинг.
Упаковка для мелочей. Коробочка для подарка. Упаковка для сюрприза.
Проверим себя.
Раздел 4.
Студия «Декор интерьера». 5 ч
Интерьеры разных времён.
Художественная техника «декупаж».
Плетёные салфетки.
Цветы из креповой бумаги.
Сувениры на проволочных кольцах.
Изделия из полимеров.
Проверим себя.
Раздел 5.
Новогодняя студия. 3 ч
Новогодние традиции.
Игрушки из зубочисток.
Игрушки из трубочек для коктейля.
Проверим себя.
Раздел 6.
Студия «Мода». 6 ч
История одежды и текстильных материалов. Исторический костюм. Одежда народов России.
Синтетические ткани.
Твоя школьная форма.
Объёмные рамки.
Аксессуары одежды.
Вышивка лентами.
Проверим себя.
Раздел 7.
Студия «Подарки». 3 ч
Плетёная открытка.
День защитника Отечества.
Весенние цветы.
Проверим себя.
Раздел 8.
Студия «Игрушки». 4 ч
История игрушек. Игрушка-попрыгушка. Качающиеся игрушки.
Подвижная игрушка «Щелкунчик». Игрушка с рычажным механизмом.
Подготовка портфолио.
Проверим себя.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отведённых на освоение каждой темы.
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов на изучение |
1. | Информационный центр | 4 |
2. | Проект «Дружный класс» | 5 |
3. | Студия «Реклама» | 4 |
4. | Студия «Декор интерьера» | 5 |
5. | Новогодняя студия | 3 |
6. | Студия «Мода» | 6 |
7. | Студия «Подарки» | 3 |
8. | Студия «Игрушки» | 4 |
| Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока п/п | Тема урока | Дата |
План | Факт |
1. Информационный центр - 4 ч |
1 | 1 четверть ИОТ-016-2017 Вспомним и обсудим! | 07.09 | |
2 | Информация. Интернет. | 14.09 | |
3 | Создание текста на компьютере. | 21.09 | |
4 | Создание презентаций. Программа Power Point. Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме. | 28.09 | |
2. Проект «Дружный класс» - 3 ч |
5 | Презентация класса (проект). | 05.10 | |
6 | Эмблема класса. | 12.10 | |
7 | Папка «Мои достижения». Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме. | 19.10 | |
3. Студия «Реклама» - 5 ч |
8 | Реклама. | 26.10 | |
9 | 2 четверть ИОТ-016-2017 Реклама и маркетинг. Создание проекта на тему: «Осенняя ярмарка». | 09.11 | |
10 | Упаковка для мелочей. | 16.11 | |
11 | Коробочка для подарка. | 23.11 | |
12 | Упаковка для сюрприза. Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме. | 30.11 | |
4. Студия «Декор интерьера» - 5 ч |
13 | Интерьеры разных времён. | 07.12 | |
14 | Плетёные салфетки. | 14.12 | |
15 | Цветы из креповой бумаги. | 21.12 | |
16 | Сувениры на проволочных кольцах. | 28.12 | |
17 | 3 четверть ИОТ-016-2017 Изделия из полимеров. Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме. | 18.01 | |
5. Новогодняя студия - 3 ч |
18 | Новогодние традиции. | 25.01 | |
19 | Игрушки из зубочисток. | 01.02 | |
20 | Игрушки из трубочек для коктейля. Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме. | 08.02 | |
6. Студия «Мода» - 6 ч |
21 | История одежды и текстильных материалов. | 15.02 | |
22 | Исторический костюм. Проектная работа «Составление туристического рекламного буклета в одну из стран». | 22.02 | |
23 | Одежда народов России. | 01.03 | |
24 | Синтетические ткани. | 15.03 | |
25 | Твоя школьная форма. | | |
26 | Объёмные рамки. Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме. | 22.03 | |
7. Студия «Подарки» - 3 ч |
27 | 4 четверть ИОТ-016-2017 Плетёная открытка. | 05.04 | |
28 | День защитника Отечества. Разработка проекта памятника героям войны. | 12.04 | |
29 | Весенние цветы. Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме. | 19.04 | |
8. Студия «Игрушки» - 4 ч |
30 | История игрушек. Игрушка-попрыгушка. | 26.04 | |
31 | Качающиеся игрушки. | 03.05 | |
32 | Подвижная игрушка «Щелкунчик». Игрушка с рычажным механизмом. | 10.05 | |
33 | Подготовка портфолио. Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме. | 17.05 | |
34 | Коллективный проект «Здравствуй, лето!» | 24.05 | |
Материально-техническое обеспечение
Классная доска с креплениями для таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер с принтером.
Ксерокс.
Аудиомагнитофон.
Телевизор с диагональю не менее 72 см.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.
21