«Согласовано» Руководитель МО начальных классов __________ Бычкова Е.А.. Протокол № 1от 28. 08.2018 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______________ Жанаева Т.З. 29.08.2018 г. | «Утверждено» Директор МБОУ « Хоронхойская СОШ» __________________Красикова Н.Г. Приказ №1 от 02.09.2018г. |
Рабочая программа
по окружающему миру
4 класс
(базовый уровень)
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Ваганова Н.М.
Хоронхой
2018-2019 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета окружающий мир
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
Выпускник научится:
знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка
распознавать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;.
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
по году определять век, место события в прошлом;
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
Выпускник получит возможность научиться:
объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;
проводить наблюдения природных тел и явлений;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Содержание учебного предмета
Земля и человечество
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает истерия. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.
Природа России
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёр реки нашей страны.
Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.
Родной край - часть большой страны
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.
Экскурсия: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы Всемирной истории
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХШ-ХУ вв.
Наше Отечество в 15- 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в 15- 17 вв.
Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа День Победы - всенародный праздник.
Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села),
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь. Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование разделов, основных тем | Количество часов |
1 | Земля и человечество | 9 часов |
2 | Природа России | 10 часов |
3 | Родной край – часть большой страны | 15 часов |
4 | Страницы всемирной истории | 5 часов |
5 | Страницы истории России | 20 часов |
6 | Современная Россия | 9 часов |
Итого: 68 часов |
Приложение
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
Земля и человечество – 9 часов |
1 | Мир глазами астронома. | | |
2 | Планеты Солнечной системы. | | |
3 | Звёздное небо- Великая книга природы | | |
4 | Мир глазами географа. | | |
5 | Мир глазами историка | | |
6 | Когда и где? | | |
7 | Мир глазами эколога | | |
8,9 | Сокровища Земли под охраной человечества. | | |
Природа России – 10 часов |
10 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество» Равнины и горы России | | |
11 | Моря, озёра и реки России | | |
12 | Природные зоны России | | |
13 | Зона Арктических пустынь | | |
14 | Тундра | | |
15 | Леса России | | |
16 | Лес и человек | | |
|
17 | Зона степей | | |
18 | Пустыни | | |
19 | У Черного моря | | |
20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России» | | |
Родной край – часть большой страны – 15 часов |
21 | Наш край | | |
22 | Поверхность нашего края | | |
23 | Поверхность нашего края(экскурсия) | | |
24 | Водные богатства нашего края | | |
25 | Наши подземные богатства | | |
26 | Земля - кормилица | | |
27 | Экскурсия в лес и на луг | | |
28 | Жизнь леса | | |
29 | Жизнь луга | | |
30 | Жизнь в пресных водах | | |
31 | Экскурсия к водоему | | |
32 | Растениеводство в нашем крае | | |
|
33 | Животноводство в нашем крае | | |
34 | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Родной край - часть большой страны» | | |
Страницы всемирной истории – 5 часов |
35 | Начало истории человечества | | |
36 | Мир древности: далекий и близкий | | |
37 | Средние века: время рыцарей и замков | | |
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | | |
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня | | |
Страницы истории России – 20 часов |
40 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории» Жизнь древних славян | | |
41 | Во времена Древней Руси | | |
42 | Страна городов | | |
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | | |
44 | Трудные времена на Русской земле | | |
45 | Русь расправляет крылья | | |
46 | Куликовская битва | | |
47 | Иван Третий | | |
48 | Мастера печатных дел | | |
49 | Патриоты России | | |
50 | Петр Великий | | |
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | | |
52 | Екатерина Великая | | |
|
53 | Отечественная война 1812 | | |
54 | Страницы истории хiх века | | |
55 | Россия вступает в хх век | | |
56 | Страницы истории 1920-1930-х годов | | |
57,58 | Великая Отечественная война и Великая Победа | | |
59 | Страна , открывшая путь в космос | | |
Современная Россия – 9 часов |
60 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России».Основной закон России и права человека | | |
61 | Мы - граждане России | | |
62 | Славные символы России | | |
63 | Такие разные праздники | | |
64-66 | Путешествие по России | | |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие | | |
68 | Презентация проектов | | |
Итого: 68 часов |
11