СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторской программы курса Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой «Окружающий мир» 1-4 классы (Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ужурская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза А. К. Харченко»




«Рассмотрено» на «Согласовано» «Утверждаю»

ШМО учителей начальных классов Заместитель директора по УВР Директор школы

МБОУ «Ужурская СОШ №1

им А. К. Харченко» _____________/ Л.В. Головач ___________ /Т.Г. Агеева

Протокол № _____

от «____» ___________ 2021г. «____» ___________ 2021 г. «____» _________2021 г.

_____________________




Рабочая программа


по


окружающему миру

(учебный предмет)



для 2 класса Б





Минабутдинова И.В.

Ф.И.О. и должность педагога, разработавшего рабочую программу








2021 - 2022 учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе:

  • Авторской программы курса Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой «Окружающий мир» 1-4 классы (Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2013.)

  • Примерной программы по учебным предметам. (Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. — 5"е изд., перераб. — М. :Просвещение, 2011. — 400 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978"5"09"025230"0.)

  • Положения о рабочей программе от 01.09.2016г. приказ № 01-04-171

Данная программа соответствует образовательным станадартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России. Направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.


Общая характеристика учебного предмета

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.


Место учебного предмета в учебном плане

Программа учебного курса «Окружающий мир» рассчитана на обучение с 1 по 4 класс. В связи с тем, что в авторской программе в первом классе отводится 66 часов при проведении в неделю 2 часов. Во 2- 4 классах программа рассчитана на 2 час в неделю, 34 недели(68 часа в год).

В авторскую программу изменения не внесены.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса окружающий мир

Изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовывать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников. В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:

-получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

-приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;

-получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

-примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики содержания предметной области «Обществознание и естествознание», по окружающему миру отражают:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Человек и природа

Выпускник научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям

  • и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

  • использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Планируемые результаты обучения во 2 классе

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

-Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

-Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

-Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

-Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

-Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

-Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

-Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

-Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

-Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

-Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

-Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Выразительно читать и пересказывать текст.

-Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:

- составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

- называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;

- оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

- различать (соотносить) прошлое, настоящее, будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;

- характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;

-называть царства природы;

- описывать признаки животного и растения как живого

существа;

- моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

—различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

- устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

-описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

-сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.

К концу обучения во 2 классе учащиеся могут научиться.

-«читать» информацию, представленную в виде схемы;

- воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;

-ориентироваться в понятиях: «Солнечная система»; «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения»; «плодовые культуры», «ягодные культуры»;

-проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

-приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);

2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную карти-ну определенного исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох: «Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия».


2 класс (68 ч)

Введение. Что тебя окружает (2 ч)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Универсальные учебные действия:

«читать» информацию, представленную в виде схемы;

сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

Кто ты такой (10 ч)

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники — органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

Универсальные учебные действия:

описывать кратко особенности разных органов чувств;

сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией;

анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника;

различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты;

характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания;

реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

Кто живет рядом с тобой (11 ч)

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению – правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Универсальные учебные действия.

составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими;

реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Россия — твоя Родина (20 ч)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V–IХ веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

Универсальные учебные действия:

ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»;

различать флаг и герб России.основные достопримечательности. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их;

ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси.

Мы — жители Земли (25 ч)

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Животное и растение — живые существа.

Природные сообщества.

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.

Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Природа и человек.

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).

Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

Универсальные учебные действия:

кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы;

называть царства природы, описывать признаки животного и растения как живого существа;

различать этажи леса: называть особенности каждого этажа;

узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край);

различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения;

составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество»;

моделировать на примере цепи питания жизнь леса;

конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу;

отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности;

различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

проводить несложные опыты по определению свойств воды;

отличать водоем от реки как водного потока;

описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада);

приводить примеры лекарственных растений луга;

узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения;

отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы;

описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры;

составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека;

приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе;

приводить примеры из Красной книги России (своей местности).


ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности обучающихся

2 класс

Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее

Введение.

Что окружает человека

«Читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина).

Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание

Кто ты такой

Описывать кратко особенности разных органов чувств. Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения

Кто живёт рядом с тобой

Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране

Россия — твоя Родина

Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина». Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их. Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»; называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.

Солнечная «семья». Земля как планета жизни

Мы — жители Земли

Характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа.

Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители

Природные сообщества

Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса(с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Составлять небольшое описание на тему «Лес – сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса.

Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Отличать водоёмы как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях.

«Читать» информацию, представленную в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведённым наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры.

Человек — часть природы. Правила поведения в природе

Природа и человек

Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека.

Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе.

Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).












урока

Дата

Тема урока

Характеристика учебной деятельности учащихся

Планируемые образовательные результаты и универсальные учебные действия

План

Факт

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

(универсальные учебные действия)

Личностные

результаты

Введение. Что окружает человека.

1

01.09

Экскурсия.

Что окружает человека?

Бывают ли на свете чудеса?

Сравнение понятий «объект природы (живой, неживой)», «изделие». Работа с учебником: нахождение ошибки в высказываниях. Упражнение на классификацию объектов природы.

Беседа с использованием

фотографий «Бывают ли на свете чудеса». Работа с рубрикой «Обсудим вместе». Рассказ учителя: «Чудеса света». Чтение и обсуждение фрагмента стихотворения Н. Юрковой "Чудо".

Знать предметы живой и неживой природы, различать предметы природы и предметы, сделанные человеком.

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.


Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.


Кто ты такой.

2

07.09

Я, ты, он, она…

Все мы люди.

Рассказ учителя: «Что человеку дает природа».

Чтение и обсуждение текста «На кого похожи дети?». Обсуждение проблемной ситуации: «Если бы все люди были одинаковые». Работа с рубрикой «Картинная

галерея».

Знать, что человек – живое

существо, организм; внешние отличия одного человека от других. Уметь составлять словесный портрет человека.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Гуманистические ценности многонационального российского общества.

3

08.09

Наши помощники – органы чувств.

Речевая разминка «Расскажу о себе двумя словами». Дидактические игры «Кто быстрее найдет похожие предметы?», «Кто позвал?», «Чудесный мешочек». Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа с текстом учебника. Опыты на оживление ощущений.

Знать органы чувств, дыхания, пищеварения.


Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

4

14.09

Поговорим о здоровье. Чтобы меньше болеть.

Обсуждение проблемной задачи: «Какого человека можно назвать здоровым?». Работа с иллюстративным материалом: причины заболеваний. Обсуждение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь». Ролевая игра «Мальчик заболел».

Знать, что такое здоровье. Почему человек должен заботиться о своем здоровье и как это делать. Причины некоторых болезней.

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

5

15.09

Режим дня. Чтобы не уставать.

Входная проверочная работа

Работа в группах: коллективное составление памятки «Режим дня второклассника». Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника.

Знать режим дня школьника, правила гигиены.

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

6

21.09

Физическая культура. Быть сильным и выносливым.

Обсуждение вопроса «Что такое физическая куль-тура». Работа с иллюстрациями. Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Знать комплекс ОРУ.

Познавательные:

контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

прогнозировать, вести устный диалог.

Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.

7

22.09

Закаляться может каждый.

Обсуждение проблемы: «Почему говорят: солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья?». Составление памятки «Как нужно закаляться». Творческое рассказывание по картинке. Опыты с термометром: определение температуры воздуха и воды.


Знать и уметь применять на практике виды процедур.

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.

8

28.09

Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища?

Мультимедиа урок.

Работа со схемой «Почему нужно правильно питаться». Проведение опытов по определению состава продуктов.

Знать, что человек должен правильно питаться, чтобы организм мог нормально расти и развиваться, был вынослив и активен, боролся с болезнями. Неправильное питание влияет на здоровье. Знать, то наша пища состоит из белков, жиров, углеводов.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

9

29.09

Почему нужно правильно питаться. О витаминах.

Составление схемы «Ка-кие витамины нужны организму?». Работа с рубрикой «Этот удивительный мир». Обсуждение проблемы «Полезен ли сахар?». Составление памятки «Что полезно для организма, что вредно».

Знать продукты и содержащиеся в них витамины.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

10

05.10

Умеем ли мы есть?

Игра «Приглашаем в гости». Рассматривание и обсуждение иллюстраций и текста в учебнике. Составление памятки «Как вести себя за столом».

Знать и применять на практике полученные знания.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам.

11

06.10

Почему нужно быть осторожным?

Игра «Минутка почемучек».

Чтение и обсуждение те-кста «Кого называют осторожным человеком».

Создание плаката «О чем

рассказывают дорожные знаки». Игра «Пешеходы и водители». Составление памятки «Чтобы избежать неприятностей».

Знать основы оказания первой помощи.

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.

12

12.10

Можно ли изменить себя?

Проверочная работа по разделу «Кто ты такой?»

Беседа «Дадим друг другу советы». Обсуждение проблемы «Почемучка-это хорошо или плохо?». Игра «Минутка почемучек».

Знать правила поведения в различных ситуациях.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

строить высказывания, аргументировать свои ответы.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Кто живет рядом с тобой.

13

13.10

Что такое семья?


Обсуждение вопроса: «Что такое семья?». Работа с рисунком – схемой. Выполнение заданий «Соображалки» и «Смешинки».

Знать родственные связи в семье.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

14

19.10

Кто занимается домашним хозяйством.

Обсуждение проблемной ситуации «Может ли мальчик испечь пирог?». Решение логических и творческих задач. Работа с учебником. Конкурс кулинаров.

Знать профессии родителей, уметь трудиться.

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.

15

20.10

Чем семья занимается в свободное время.

Рисуем плакат «Интересы нашей классной семьи»

Работа с иллюстрациями и текстом учебника. Рассказы детей: «Как моя семья проводит свободное время?». Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Знать места проведения досуга.

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

16

26.10

Правила поведения. Какие бывают правила.

Ролевые игры: «Театр»

Обсуждение проблемной ситуации. Работа со схемой «Какие бывают правила». Сочинение: «Три истории о Васятке». Ролевые игры: «Театр», «Библиотека».

Знать правила культурного поведения, которые позволяют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.

17

27.10

Умеешь ли ты дружить?

Чтение и обсуждение историй о детях. Составление памятки «Правила

дружбы».

Уметь дружить, общаться с людьми.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

18

09.11

Могут ли обидеть жесты и мимика.

Проверочная работа по разделу «Кто живет рядом с тобой?»

Обсуждение текста учебника. Разыгрывание ситуаций: мимика и жесты. Моделирование: «Какими бывают жесты».

Знать и применять на практике полученные знания.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Россия – твоя Родина.

19

10.11

Родина – что это значит?

Беседа на тему «Наша Родина - Россия». Обсуждение текста учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Знать и понимать значение Родины в жизни человека.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

20

16.11

Прошлое, настоящее, будущее.

Работа с текстом учебника. Рассказы детей: случай (история) из моей жизни. Работа с форзацем учебника: как мы узнаем о прошлом.

Знать о том, что история изучает прошлое. Уметь отличать события истории от случая.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

21

17.11

Как Русь начиналась?

Беседа на тему «Славянское поселение». Чтение и обсуждение текста «Первые русские князья». Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Знать историю родного края.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

22

23.11

Москва – столица России.

Работа с рубрикой «Картинная галерея». Игра – путешествие по Москве.

Знать основные достопримечательности Москвы.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

23

24.11

Как Москва строилась.

Чтение и обсуждение текста учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Составление плана рассказа «Как изменялся со временем внешний вид Московского Кремля».

Знать основные этапы становления Москвы, как столицы России.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

24

30.11

Игра - путешествие

Города России.

Игра-путешествие по городам России.

Знать основные достопримечательности городов России.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

25

01.12

Родной край – частица Родины.

Беседа на тему «Наша Родина - Россия». Обсуждение текста учебника. Работа с рубрикой «Кар-тинная галерея».

Знать историю города, родного края.

Познавательные:

самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

26

07.12

Зачем человек трудится?

Решение проблемной ситуации: «Зачем человек трудится?». Работа со схемой «Зачем человек

трудится». Беседа на тему «Хлеб – всему голова».

Знать пословицы о хлебе, поговорки, уметь составлять рассказ о хлебе, знать процесс получения хлебных изделий.

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

27

08.12

О занятиях наших предков.

Изготовление – книжки- малышки «Профессия»

Чтение и обсуждение текста учебника. Игровая минутка. Беседа «Русская трапеза». Работа с иллюстративным материалом.

Знать основные занятия славян, элементарные сведения об истории развития земледелия.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

28

14.12

Все профессии важны.

Беседа «Какие существуют профессии»., В чем особенность профессий

Знать профессии, рассказывать про профессию (книжка-малышка) уметь трудиться.

Регулятивные: коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

29

15.12

Мы – граждане России. Права граждан России.

Рассказ учителя о нашем государстве. Рассматривание государственной символики России. Рассказ учителя (с использованием иллюстративного материала) о правах граждан страны. Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Знать о том, что каждый человек – гражданин какого-нибудь государства, оно предоставляет ему права.

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

30

21.12

Мы граждане России. Права детей – граждан России.

Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в России».

Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в России».

Знать о том, что у каждого ребёнка в России есть права и обязанности.

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

31

22.12

Россия – многонациональная страна.

Проверочная работа по разделу «Россия – твоя Родина».

Рассказы детей о своей национальности. Рассматривание и обсуждение рисунков и текста учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Знать народности, обычаи и традиции своего народа.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Мы – жители Земли.

32

28.12

Твоё первое знакомство со звёздами.

Учебный диалог «Почему люди смотрят на звезды?». Работа с текстом и схемами учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Знать названия планет, порядок их расположения в солнечной системе.

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам.

33

29.12

Чем земля отличается от других планет?

Беседа «Что мы знаем о нашей Земле?». Обсуждение результатов наблюдений Луны. Опыт «Солнце-Луна-Земля».

Знать, чем Земля отличается от других планет Солнечной системы, условия жизни на Земле. Луна – спутник Земли.

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам.

34

11.01

Глобус – модель земли.

Практическая работа с глобусом.

Знать, о чем рассказывают цвета глобуса? Чего больше на Земле – суши или воды?

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам.

35

12.01

Царства природы. Бактерии.

Дидактическая игра «Царства живой природы».

Дидактическая игра «Царства живой природы». Рассказ учителя «Бактерии».

Знать царства живой природы, называть отдельных представителей.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

36

18.01

Царства природы. Грибы.

Дидактическая игра: «Кто

больше». Учебный диалог: работа с текстом и иллюстративным материалом учебника. Рисование схемы «Строение гриба». Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Знать ответы на следующие вопросы: «Что такое грибы? Какие бывают грибы? Все ли грибы съедобны для человека?

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

37

19.01

Какие животные живут на Земле.

Игра-путешествие «Какие животные живут на Земле?» (презентация, работа с иллюстративным материалом). Описательный рассказ «Расскажу о животном».

Знать представителей животного мира.

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам.

38

25.01

Разнообразие растений.

Игра-путешествие «Растения планеты Земля»

Игра-путешествие «Растения планеты Земля» (презентация). Подготовка схем: «Какие бывают растения» и «Части растения».

Знать разновидности растительного мира, называть отдельные виды, уметь составлять гербарий.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

39

26.01

Условия роста и развития растений.

Проверочная работа по разделу «Мы - жители Земли».

Опыт с семенами бобовых. Наблюдения и фиксация их результатов в рисунке-схеме.

Знать, при каких условиях растение развивается благоприятно.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Природные сообщества.

40

01.02

Среда обитания – что это такое?


Беседа на тему «Каждое живое существо на Земле привыкает к определенному месту обитания (к природной среде). Работа с текстом и иллюстративным материалом.

Знать, что природное сообщество – это живые организмы, обитающие в одном месте и связанные между собой.

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести диалог.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

41

02.02

Лес и его обитатели.

Сравнение «жителей» раз-ных этажей леса. Работа с иллюстративным мате-риалом и текстами учеб-ника. Создание рисунка-

схемы. Работа с рубрикой

«Картинная галерея».

Иметь представление о том, что лес – многоэтажный дом. Уметь отличать внешний вид и особенности деревьев, кустарников, трав.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

42

08.02

Деревья леса.

Проектная деятельность. Обсуждение проблемы «Что даёт человеку лес?». Беседа с использованием иллюстративного мате-риала «Обитатели леса». Описание травянистых растений.

Знать яруса леса, правила поведения в лесу.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести диалог.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

43

09.02

Кустарники леса.

Наблюдение: рассматривание веточки сирени (черемухи, жасмина). Проектная деятельность. Работа с текстами и иллюстрациями учебника.

Иметь представление о том, что кустарники – это обычно второй ярус леса. Чем кустарники отличаются от деревьев и трав.

Регулятивные :

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

44

15.02

Практическая работа

Работа с гербарием

Работа с гербарием и иллюстративным материалом. Чтение и обсуждение текста учебника.

Знать где располагаются в лесу травянистые растения, чем они отличаются от деревьев и кустарников.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

45

16.02

Лесная аптека.

Учебный диалог: «Лесная

аптека» (работа с таблицей). Презентация «Лекарственные растения леса».

Знать названия лекарственных растений и их применение.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

46

22.02

Животные леса.

Презентация «Животные леса». Дидактическая игра «Кто больше?». Сюжетная игра «Расскажу вам о себе» (с использованием иллюстраций). Рассказ учителя «Белка и бурундук». Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Называть обитателей леса, знать цепь питания каждого животного.

Регулятивные :

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

47

01.03

Птицы – лесные жители.

Презентация «Птицы леса». Беседа о лесных птицах. Слушание голосов птиц (звукозапись). Игра «Заселим лес птицами».

Называть птиц, выделять главные особенности, знать роль птиц в природе.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

48

02.03

Пресмыкающиеся леса.

Рассказ учителя «Ужиное

семейство». Учебный диалог: сравнение рисунков (чучел) разных видов рептилий. Ролевая игра «Неожиданная встреча»

Особенности внешнего вида и повадок змей. Правила поведения при встрече со змеей.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

49

09.03

Насекомые леса.

Презентация «Насекомые леса». Рассказывание: насекомые, какие они. Классификация рисунков: полезные и вредные насекомые леса.

Называть, выделять особенности, знать значение насекомых леса.

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

50

15.03

Правила поведения в лесу.

Мини проект

Проверочная работа по разделу «Природные сообщества - лес».

Составление коллективной

памятки «Правила поведения в лесу» (работа в группах).

Знать правила поведения в лесу.

Регулятивные :

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

51

16.03

Что мы знаем о воде.

Учебный диалог «Поговорим о воде». Построение рисунка-схемы «Вода и ее состояния». Опыты: определение свойств воды.

Знать свойства воды, приводить различные примеры.

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

52

29.03

Путешествие капельки. Мультимедиа-урок

Презентация «Круговорот воды в природе». Чтение и обсуждение текста «Путешествие капельки».

Знать о том, что вода в природе совершает круговорот.

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

53

30.03

Какие бывают водоёмы? Болото – естественный водоем.

Рассказ учителя: «Какие бывают водоемы»; «Болото-водоем». Работа с иллюстрациями: «Растения и животные болот» (презентация). Обсуждение проблемного вопроса «Почему природе нужны все?».

Знать классификацию водоёмов, отличительные признаки болота, его обитателей.

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

54

05.04

Что такое река.

Обсуждение текста «Что такое река». Обсуждение «Правильно ли дана характеристика реки как водного потока».

Знать название частей реки.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

55-56

06.04

12.04

Обитатели пресных вод. Животные и растения.

Учебный диалог «Обитатели водоемов» (презентация). Работа с текстами и иллюстративным материалом. «Минутка любознательных». Работа в группах: растения пресных водоемов.

Называть животных и растения пресных водоёмов, знать их роль в экологической цепи.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

57

13.04

Обитатели солёных водоёмов.

Проверочная работа по разделу

Работа в группах. Плакат:

«Природные сообщества – водоем».

Презентация «Обитатели морей и океанов». Работа с текстом учебника и иллюстративным материалом «Животные морей и океанов».

Называть жителей морских водоёмов, знать их роль в экологической цепи.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

58-59

19.04

20.04

Растения и животные луга.

Сравнение двух сообществ леса и луга (сходство, различия). Презентация «Растения и животные луга». Работа с текстами учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Знать названия животных и растений луга.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

60

26.04

Растения и животные поля.

Презентация «Растения и животные поля». Обсуждение проблемных вопросов: правильны ли высказывания? Работа с текстами учебника и рубрикой «Картинная галерея».

Знать названия животных и растений поля.

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

61

27.04

Растения и животные сада.

Презентация «Растения и животные сада». Работа с текстами и иллюстративным материалом.

Знать названия садовых деревьев и их плодов, способы высадки.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Природа и человек.

62

04.05

Человек – часть природы.

Презентация «Красная книга России». Рассказ учителя «Человек – часть природы». Составление памятки «Правила поведения в природе». Обсуждение ситуации «Дядя, купи котенка!».

Владеть простейшими знаниями экологической культуры.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

63

11.05

Животные – друзья человека. Составление книжки малышки.

Рассказ о своем любимом домашнем питомце.

Презентация «Интересные факты о животных»

Знать необычные факты в животном мире.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

64

17.05

Насекомые.

Презентация «Насекомые»

Знать условия проживания и место обитания насекомых.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

65

18.05

Дикие животные.

Презентация «Дикие животные»

Знать отличия диких от домашних животных. Уметь различать диких от домашних животных.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

66

24.05

Домашние животные.

Подготовка к контрольной работе.

Презентация «Домашние животные». Рассказ о своем любимом домашнем питомце.

Знать домашних животных. Уметь работать самостоятельно и оценивать свои знания.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

67

26.05

Итоговая проверочная работа

Тестовая работа по изученным темам.

Владеть изученными знаниями.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Смысловое чтение.

Регулятивные: Коррекция.

Мотивация учебной деятельности, готовность и способность к саморазвитию. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний.

68

27.05

Мультимедиа урок. Работа над ошибками. Повторение.

Повторение по разделам: «Кто ты такой», «Кто живет рядом с тобой», «Россия - твоя Родина», «Мы жители Земли», «Природные сообщества», «Животные»

Уметь использовать изученные знания.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Мотивация учебной деятельности, готовность и способность к саморазвитию. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний.












Приложение

Контрольные работы по окружающему миру


Дата

Название контрольной работы

1

15.09

Входная проверочная работа


2

12.10

Проверочная работа по разделу «Кто ты такой?»


3

09.11

Проверочная работа по разделу «Кто живет рядом с тобой?»


4

22.12

Проверочная работа по разделу «Россия – твоя Родина».


5

26.01

Проверочная работа по разделу «Мы – жители Земли».


6

15.03

Проверочная работа по разделу «Природные сообщества - лес».


7

13.04

Проверочная работа по разделу «Природные сообщества – водоем».


8

26.05

Итоговая проверочная работа




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!