— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
На изучение курса «Окружающий мир» отводится 2ч в неделю - 68ч (34 учебные недели).
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Всего часов 68 ; в неделю 2 часа.
Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 2021 г. М., «Просвещение».
№ п/п | Тема раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | Характеристика деятельности обучающихся | Использование ИКТ |
| Где мы живём? Вводный урок Дом-машина для жилья. Учись управлять этой машиной. | 1 | | | Умение ориентироваться в учебнике. Рассуждать, делать выводы. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника и отвечать на вопросы учителя | Учебник, рабочая тетрадь |
2. | Твой адрес в мире. Край, в котором мы живём. Дорога в школу. | 1 | | | Знание названия нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где проживаем; умение называть свой адрес в мире. Давать устное описание объектов окружающего мира | Понимать учебные задачи урока. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями. Умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы | |
| Город и село. Проект «Родное село» | 1 | | | Знание символов России - герба, флага, гимна. Умение оценивать свои достижения на уроке Проверить остаточные знания второклассников по предмету. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями | Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации | |
| Природа и окружающий мир. Тест №1 по разделу «Где мы живём» Я-пассажир железнодорожного транспорта. | 1 | | | Знание, что нас окружают предметы живой и неживой природы; умение различать объекты живой и неживой природы Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос | Приводить примеры объектов; различать объекты природы и рукотворного мира | |
| Природа Неживая и живая природа | 1 | | | Знание названий времён года, основных свойств воздуха и воды, общих условий, необходимых для жизни растений и животных. Умение различать объекты живой и неживой | Классифицировать объекты по существенным признакам | |
| Явления природы. Светофор. | 1 | | | Знание понятия «явления природы», основных свойств воздуха и воды. Умение различать объекты природы и предметы, созданные человеком | Рассказывать о результатах своих наблюдений, определять сезон по характерным явлениям природы | |
| Что такое погода? | 1 | | | Знание понятия «погода», названий времён года, названий осенних месяцев. Умение отмечать погоду в дневнике наблюдений, определять признаки осенних изменений в природе, определять температуру воздуха, человека, воды | Наблюдать и описывать погоду за окном класса, характеризовать погоду, как сочетание температуры воздуха, осадков, облачности, ветра. Вести дневник наблюдений за погодой | |
| Как измеряют температуру? Практическая работа №1 Опасности повседневной жизни | 1 | | | Знание понятия «температура», правил измерения температуры, названий времён года. Умение определять температуру воздуха, человека, воды Умение читать и осваивать простые схемы | Знакомство с различными видами термометров, измерять и записывать температуру, работать в парах | |
| В гости к осени. Экскурсия №1 | 1 | | | Знание правил поведения на экскурсии. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе | Наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязи между ними, формулировать выводы | |
| Живая природа осенью. Перелётные птицы. Почему на улице опасно? | 1 | | | Знание признаков осени, названий осенних месяцев, основных свойств воздуха и воды, перелётных птиц. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе Умение давать аргументированный ответ на поставленный вопрос | Наблюдать изменения в живой природе осенью, формулировать выводы. Рассказывать об осенних явлениях в живой природе. Вести дневник наблюдений | |
| Звёздное небо | 1 | | | Знание понятий: «звёздное небо», «созвездие». Умение работать с картой звёздного неба, решать практические задачи с помощью наблюдения | Находить на рисунке знакомые созвездия, моделировать созвездие | |
| Заглянем в кладовые Земли, практическая работа №2. «Знакомство с горными породами и минералами» Какими бывают чрезвычайные ситуации | 1 | | | Знание понятий «горная порода» и «минерал», названий и отличие горных пород и минералов. Умение различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос | Исследовать с помощью лупы состав гранита, различать горные породы, формулировать выводы, работать в паре | |
| Про воздух. | 1 | | | Знание основных свойств воздуха и воды, общих условий, необходимых для жизни растений и животных. Умение определятъ свойства воздуха, температуру воздуха и воды Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | Рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие и созерцания неба на человека | |
| Вода в жизни человека. Правила поведения детей на железной дороге. | 1 | | | Знание, где используется вода, как и почему загрязняется. Умение называть свойства воды, роль воды в живой природе, называть очистительные сооружения Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие и созерцания водных просторов на человека. | |
| Какие бывают растения? Практическая работа №3. «Распознавание деревьев, кустарников и трав» | 1 | | | Знание, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы; лиственные и хвойные деревья; знание 2-3 растений, занесённые в Красную книгу. Умение определять растения, называть дикорастущие и культурные растения своего края Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | Устанавливать по схеме различия между группами растений, классифицировать растения и делать самопроверку, приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края | |
| Какие бывают животные? Проверочная работа Лицо. Части лица. Травма лица. | 1 | 2 чет | | Знание необходимых для жизни животных, особенности внешнего вида животных и растений, особенности ухода за домашними животными; знать 2-3 животных, занесённых в Красную книгу. Умение рассказывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера Осознанное и произволь ное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | Соотносить группы животных и их существенные признаки, знакомиться с разнообразием животных, находить и рассказывать новую информацию, выступать с сообщениями. Сравнивать животных. Выявлять зависимость между строением тела животного и местом его обитания | |
| Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира | 1 | | | Знание понятия «невидимые нити в природе». Умение устанавливать взаимосвязи Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей | |
| Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа №4. «Знакомство с представителями дикорастущих растений» Сигналы, даваемые водителем, световые сигналы | 1 | | | Знание дикорастущих и культурных растений. Умение делить растения на дикорастущие и культурные; различать части растений; отображать их на рисунке. Умение оценивать воздействие человека на природу Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; приводить примеры, находить и обсуждать новую информацию. Формулировать выводы. Работать в парах | |
| Дикие и домашние животные | 1 | | | Знание общих условий для жизни животных, особенности внешнего вида животных и растений, особенности ухода за домашними животными. Умение раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Сравнивать и различать диких и домашних животных; моделировать значение домашних животных для человека. Формулировать выводы. Работать в парах | |
| Комнатные растения. Практическая работа №5 «Отработка приёма ухода за комнатными растениями» Первая помощь при несчастных случаях | 1 | | | Знание особенностей выращивания комнатных растений. Умение выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений | Узнавать комнатные растения на рисунках; осуществлять самопроверку. Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. Работа в группе | |
| Животные живого уголка. Про кошек и собак. Практическая работа №6 «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка» | 1 | | | Знание представителей живого уголка, правила ухода за животными живого уголка. Умение называть редкие породы кошек и собак, характеризовать условия жизни кошек и собак Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | Рассказывать о животных живого уголка и особенностей ухода за ними. Определять породы кошек и собак; обсуждать роль кошек и собак в хозяйстве человека. Работа в группах | |
| Красная книга Заболевание ОРЗ. Лечение при простудных заболеваниях. | 1 | | | Знание истории создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу. Умение устанавливать взаимосвязи в природе Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране. Работа в группах | |
| Будь природе другом! Проект «Красная книга или возьмём под защиту» | 1 | | | Знание истории создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу. Умение объяснять экологический знак Умение декодировать условные знаки, выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации | Анализировать факты, угрожающие живой природе, знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил и предлагать свои правила. Работать в группах | |
| Обобщающий урок по теме: «Природа». Тест №2 Железная дорога-зона повышенной опасности. | 1 | | | Знание истории создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу. Умение объяснять экологический знак Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов | |
| Жизнь города и села. Город и село. Проект «Родной город» | 1 | | | Знание понятия «город» и «село», названий строительных машин, составных частей экономики, понятий «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». Умение отличить город от села Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | Сравнить с помощью фотографий и поличным наблюдениям город и село, формулировать вывод из изученного материала. Подбирать материал для проекта. Оформлять стенд, сделать презентацию | |
| Что такое экономика? Безопасность на воде | 1 | | | Знание понятия «экономика», названий строительных машин, составных частей экономики, названий товаров. Умение отличить город от села Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, моделировать взаимосвязи отраслей экономики, читать тексты, находить в них ответы на поставленные вопросы | |
| Что из чего сделано? За покупками | 1 | | | Знание материалов и объектов труда, составных частей экономики, названий товаров, названий профессий. Умение определять материалы, из которых сделаны товары. Умение классифицировать товары Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | Классифицировать предметы по характеру материала, прослеживать производственные цепочки, моделировать их и составлять рассказ | |
| Как построить дом? Места для катания на велосипедах | 1 | | | Знание материалов для строительства городских и сельских домов Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения. | Рассказывать о строительстве городского и сельского домов | |
| Какой бывает транспорт | 1 | | | Знание понятий «транспорт, видов транспорта, названий профессий. Умение приводить примеры видов транспорта Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Сравнивать и различать виды транспорта. Узнавать по фотографиям виды транспорта и классифицировать его | |
| Культура и образование. Все профессии важны. «Проект профессии» Бытовой травматизм, виды травм. | 1 | 3 чет | | Знание понятий: «культура», «образование», «культурное учреждение», «образовательное учреждение»; названия профессий. Умение называть профессии в сфере образования и культуры Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Различать учреждения культуры и образования, узнавать их и приводить примеры. Посещать музеи | |
| В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия №2 | 1 | | | Знание признаков сезонных изменений в природе зимой, названий зимующих птиц. Умение проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе Установление причинно- следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах и связях | Наблюдать за зимними природными явлениями. Обсуждать зимние явления за прошедший день, исследовать пласт снега и выявлять зависимость от чередования оттепелей, снегопадов и морозов | |
| Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц Шалости у дороги и их последствия | 1 | | | Знание признаков сезонных изменений в природе зимой, названий зимующих птиц. Умение проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе Установление причинно- следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах и связях | Обобщить наблюдения за зимними природными явлениями. Формулировать правила поведения на улице зимой. Работать с текстами учебника, делать выводы | |
| Невидимые нити в лесу. | 1 | | | Знание понятия «невидимые нити в лесу». Умение устанавливать взаимосвязи Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей | |
| Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села». Тест №3 Почему травматизм на железной дороге не уменьшается? | 1 | | | Знание понятий «город» и «село», названий строительных машин, составных частей экономики, понятий: «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». Умение отличить город от села Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос | Выполнять тестовые задания. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами | |
| Здоровье и безопасность. Строение тела человека . | 1 | 27.01 | | Знание основных систем органов человека, их роль в организме; правил сохранения и укрепления здоровья; понятия «здоровый образ жизни». Умение определять органы человека, рассказывать о функциях основных систем органов человека Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос | Называть и показывать внешние части тела человека, определять на страницах учебника или на муляже положение внутренних органов | |
| Если хочешь быть здоров. Поговорим о болезнях Соблюдение правил дорожного движения - залог безопасности | 1 | | | Знание основных органов человека. Знание понятия «болезнь», правила сохранения и укрепления здоровья. Умение проводить профилактику болезней Установление причинно- следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | Рассказывать о своём режиме дня, составлять рациональный режим. Формулировать правила личной гигиены. Обсудить проблему, что может повредить здоровью | |
|
| Берегись автомобиля! Правила дорожного движения. Практическая работа №7 «Отработка правил перехода улиц» | 1 | | | Знание правил поведения на дороге, в транспорте; дорожных знаков ПДД. Умение выполнять правила дорожного движения Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей | Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов, моделировать сигналы светофора. Практически учиться соблюдать правила дорожной безопасности |
| Домашние опасности. Чрезвычайные ситуации природного происхождения | 1 | | | Знание правил общения с электроприборами и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами. Умение выполнять правила безопасности дома | Объяснять с опорой на иллюстрацию учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций, формулировать правила безопасности в быту | |
| Пожар! | 1 | | | Знание правил безопасности, которые надо соблюдать дома; правил противопожарной безопасности, правил поведения в социальной среде. Умение выполнять правила безопасности дома Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей | Характеризовать пожароопасные предметы, запомнить правила предупреждения пожара, моделировать вызов пожарной охраны по мобильному и обычному телефону по номеру МЧС | |
| Лесные опасности. Как мы знаем ПДД | 1 | | | Знание правил безопасности, которые надо соблюдать в лесу, знать съедобные и ядовитые грибы, правил экологической безопасности. Умение правильно вести себя на природе Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей | Характеризовать потенциальные опасности в лесу, определять с помощью дополнительной литературы опасных насекомых | |
| Опасности на воде. Как нужно купаться? | 1 | | | Знание правил безопасности, которые надо соблюдать на воде, правил экологической безопасности. Умение правильно вести себя на природе Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей | Характеризовать потенциальные опасности на воде, запомнить правила поведения во время купания | |
| Опасные незнакомцы. «Очень подозрительный тип» Какими бывают наводнения. Причины наводнений | 1 | | | Знание правил безопасности, которые надо соблюдать в социальной среде, как вести себя с незнакомцами. Умение выполнять правила безопасности с незнакомыми людьми Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей | Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми, предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, моделировать звонок в полицию и МЧС | |
| Обобщающий урок по теме: «Здоровье и безопасность». Тест №4 | 1 | | | Знание правил безопасности в лесу, на воде, в социальной среде, дома, на дороге. Умение выполнять правила безопасности Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос | Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов | |
| Общение. Наша дружная семья. Скоростной транспорт. | 1 | | | Знание понятий: «культура общения», «семья». Умение выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе | Формировать понятие «культура общения», рассказывать о семейных взаимоотношениях, моделировать ситуации семейной трапезы | |
| Проект «Родословная». Защита проектов. | 1 | | | Составлять родословное древо семьи | Формировать понятие «родословная, рассказывать о традициях семьи | |
| В школе. Человек –часть природы. | 1 | | | Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах | Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, в школе. Обсуждать вопрос о культуре общения в школе, моделировать различные ситуации | |
| Правила вежливости | 1 | | | Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах | Обсуждать, какие правила вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения. Формировать правила поведения, моделировать ситуации общения в различных ситуациях | |
| Ты и твои друзья. День рождения. Практическая работа №8 «Отработка основных правил этикета» Перекрестки и их виды. Разметка проезжей части улиц и дорог. | 1 | | | Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах | Обсуждать морально- эстетические аспекты дружбы, правила поведения за столом. Формулировать правила этикета б гостях. Модулировать различные ситуации за столом | |
| Мы зрители и пассажиры. Проверочная работа | 1 | | | Знание понятий: «зрители», «пассажиры», «культура общения». Умение выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре | Обсуждать правила поведения в театре, в общественном транспорте, формулировать их на основе иллюстраций учебника | |
| Обобщающий урок по теме «Общение». Тест №5 Болезни, их причины, связь с образом жизни. | 1 | | | Знание понятий: «зрители», «пассажиры», «культура общения». Умение выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре | Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов | |
| Путешествия. Посмотри вокруг | 1 | 4 четверть | | Знание понятия «горизонт», условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира | Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; находить на схеме и называть указанные стороны горизонта | |
| Ориентирование на местности. Определение опасных и безопасных участков улиц, дорог в микрорайоне, городе | 1 | | | Знание понятия «горизонт», условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки | Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; находить на схеме и называть указанные стороны горизонта | |
| Для чего нужен компас? Практическая работа №9. «Определение сторон горизонта по компасу» | 1 | | | Знание правил определения сторон горизонта с помощью компаса, условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки | Находить ориентиры на рисунке учебника, на дороге от дома до школы, в своём городе. Знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним. Знакомиться со способами ориентирования по местным признакам | |
| Формы земной поверхности. Органы дыхания | 1 | | | Знание формы земной поверхности, условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки | Сопоставлять фотографии равнин и гор, анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Сравнивать по схеме гору и холм, описывать красоту гор | |
| Водные богатства | 1 | | | Знание понятия «водоём», правил поведения у водоёма. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы | Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения. Анализировать схему частей реки | |
| В гости к весне. Экскурсия №3 Перекрестки и их виды. Разметка проезжей части улиц и дорог | 1 | | | Знание признаков весны, названий весенних месяцев, три названия раннецветущих растений. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе | Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, появлением первых птиц и т.д., используя дополнительную литературу. Формулировать выводы о весенних явлениях природы | |
| Путешествие по родной стране. Россия на карте | 1 | | | Знание названия родной страны, условных обозначений сторон горизонта. Умение показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины | Сравнивать изображения России на глобусе и карте, осваивать приёмы чтения карты, учиться правильно показывать объекты на настенной карте | |
| Что такое карта и как её читать? Практическая работа №10 «Освоение основных приёмов чтения карты» Правила купания в оборудованных и необорудованных местах | 1 | | | Знание понятия «карта», условных обозначений на карте. Умение показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины. Показывать на карте город Москву, 1-2 города России | Учиться правильно показывать объекты на настенной карте, осваивать приёмы чтения карты | |
| Путешествие по Москве | 1 | | | Знание столицы России, правил работы с картой, достопримечательностей Москвы. Умение показывать на карте город Москву - столицу России, называть 2-3 достопримечательности | Находить Москву на карте России, знакомиться с планом Москвы, извлекать из дополнительной литературы сведения о достоп римечател ьн остях Москвы | |
| Московский Кремль. Сигналы регулировщика | | | | Знание столицы России, правил работы с картой, достопримечательностей Москвы. Умение показывать на карте города Московский Кремль | Обсуждать значение Московского Кремля для каждого россиянина, извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Кремля | |
| Город на Неве. | 1 | | | Знание правил работы с картой, достопримечательностей Санкт-Петербурга. Умение показывать на карте город Санкт- Петербург, называть 2-3 достопримечательности | Находить Санкт-Петербург на карте России, знакомиться с планом города. Извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Санкт- Петербурга | |
| Путешествие по Оке. Правила поведения на пляже | 1 | | | Знание правил работы с картой, достопримечательностей городов на Оке. Умение показать на карте города на Оке | Рассказать по фотографиям в учебнике о достопримечательностях городов на Оке. Моделировать в виде схемы, чем знаменит каждый из городов на Оке | |
| Проект «Города России». Защита проектов | 1 | | | Составлять презентацию своего исследования, снабдив фотографиями. | Распределять обязанности по выполнению проекта | |
| Путешествие по планете и материкам. Правила перехода улиц и дорог | 1 | | | Знание условных обозначений сторон горизонта. Умение показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины | Сравнивать глобус и карту мира, находить, называть и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны | |
| Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 | | | Знание стран мира. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, страны, столицу | Сравнивать политическую и географическую карты мира. Приводить примеры стран, расположенных на разных материках | |
| Путешествие в космос. Итоговый тест №5 за учебный год. Безопасное поведение на природе. | 1 | | | Знание фамилии первого космонавта, 2-3 созвездия. Знание материала, изученного во 2 классе. Умение работать с картой звёздного неба, ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, страны, столицу | Работать с готовыми моделями - глобусом и картой. Изучать дополнительную информацию о звёздах, планетах, метеоритах. Выявлять главные факторы жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Выполнять тестовые задания | |
| Итоговая диагностическая работа. Обобщающий урок по теме «Путешествие» | 1 | | | Знание материала, изученного во 2 классе. Умение применить свои знания при выполнении итоговой диагностической работы | Обобщить знания по теме «Путешествие». Выполнять тестовые задания | |
| Впереди лето. Экскурсия №4. Игры и соревнования по ПДД. | 1 | | | Знание признаков сезонных изменений в природе летом. Умение проводить наблюдения за летними изменениями в живой и неживой природе | Приводить примеры летних явлений в живой и неживой природе, определять цветущие травы с помощью дополнительной литературы | |