Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Ивотская средняя общеобразовательная школа
Дятьковского района Брянской области
Рассмотрено на МО «Утверждаю»
и рекомендовано к утверждению Директор МАОУ Ивотской СОШ
Руководитель ШМО___________/Вдовина О.В./ _____________________/Л.В.Ефремова/
Протокол №___ от «__»_________2016г. Приказ №____ от «___»_________2016 г.
ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 3 класса
учителя начальных классов
Составитель
Шелахова
Юлия Яковлевна
п. Ивот
2016 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У обучающегося будут сформированы: — овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру; — проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО; — представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома; — доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ; — целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир; — представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций; — представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье); — внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); — интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.; — готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям; — личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России; — эстетические чувства, впечатления через восприятие при роды в символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами; — понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни; — представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики; — представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием; — потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; — соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности; — установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока); выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); планировать свои действия в течение урока; фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам / неуспехам; оценивать правильность выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем; соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации; выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной); использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц; — анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков; — классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; — сравнивать объекты по различным признакам; осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок; — моделировать различные ситуации и явления природы. Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока; проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении; признавать свои ошибки, озвучивать их; употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых; составлять рассказ на заданную тему; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование); определять тип справочной и научно-познавательной литературы; работать с планом местности и его видами, с масштабом; ориентироваться относительно сторон света; показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам; перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой; перечислять правила ответственного туризма; перечислять правила пользования личным и
общественным транспортом; определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», полиции, пожарной части; приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;
характеризовать строение Солнечной системы и названия планет; характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере; показывать на карте водные объекты; характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе; характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека; характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве; приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения; перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека; различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных; характеризовать природные сообщества на примере леса; характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого; характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей; определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах; перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми; определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учётом разных культурных традиций); перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях; определять терминологию родства в применении к членам своей семьи; определять значение своего имени; характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; характеризовать основные правила гигиены; характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире; оказывать себе и другим людям первую помощь; перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье; определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности; толковать смысл эмблемы Всемирного наследия; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца; определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России; определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы; характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных городов и стран, узнавать их на фотографиях; составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.
.
Содержание учебного предмета
Радость познания (13ч)
Свет знания. Как изучают окружающий мир. Книга – источник знаний. План. Карта. Путешествуя, познаём мир. Транспорт. Средства информации и связи.
Мир как дом (22ч)
Мир природы в народном творчестве. Из чего состоит всё. Мир небесных тел. Невидимое сокровище. Самое главное вещество. Свойство воды Круговорот воды в природе. Природные стихии в народном творчестве. Кладовые Земли. Чудо под ногами. Мир растений. Плодородная земля и растения в народном творчестве. Мир животных. Животные в народном творчестве. Невидимые нити в живой природе. Лес. Луг. Водоём. Как сохранить богатство природы. Охрана природы в культуре народов России и мира.
Дом как мир (24ч)
Родной дом – уголок отчизны. Свой дом – свой простор. В красном углу сесть – великая честь. Побываем в гостях. На свет появился – с людьми породнился. Родословное древо. Муж и жена – одна душа. Святость отцовства и материнства. Добрые дети – дому венец. Детские игры – школа здоровья. Строение тела человека. Как работает наш организм. Что такое гигиена. Наши органы чувств. Школа первой помощи. Здоровью цены нет. Дом велик, а стоять не велит. Семейный бюджет. Мудрость старости. Путешествие к А.С.Пушкину
В поисках Всемирного наследения (9ч)
Всемирное наследие. Московский Кремль. Озеро Байкал. Путешествие в Египет, в Грецию, в Иерусалим, в Китай. Всемирные духовные сокровища.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3класс (68 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |
Радость познания (11ч + 2ч(резерв) = 13ч) | |
1 | Свет знания. | 1 | | | |
2 | Как изучают окружающий мир. Практическая работа «Наблюдение», «Опыт» | 1 | | | |
3 | Как изучают окружающий мир. Практическая работа «Измерение массы», «Измерение длины» | 1 | | | |
4 | Книга – источник знаний. | 1 | | | |
5 | Отправимся на экскурсию. | 1 | | | |
6 | О чём расскажет план? | 1 | | | |
7 | О чём рассказывает план? Практическая работа «Туристические планы» | 1 | | | |
8 | Планета на листе бумаги. | 1 | | | |
9 | Страны и народы на политической карте мира. | 1 | | | |
10 | Путешествуя, познаём мир. | 1 | | | |
11 | Транспорт. Практическая работа «Любознательный пассажир» | 1 | | | |
12 | Средства информации и связи. | 1 | | | |
13 | Систематизация и обобщение знаний. | 1 | | | |
Мир как дом (19ч + 3ч(резерв) = 22ч) | |
1/14 | Мир природы в народном творчестве. | 1 | | | |
2/15 | Из чего состоит всё. | 1 | | | |
3/16 | Из чего состоит всё. Практическая работа (опыт) «Вода –растворитель». | 1 | | | |
4/17 | Мир небесных тел. | 1 | | | |
5/18 | Невидимое сокровище. | 1 | | | |
6/19 | Самое главное вещество. Практическая работа «Исследование свойств воды» | 1 | | | |
7/20 | Свойства воды, круговорот воды в природе. | 1 | | | |
8/21 | Природные стихии в народном творчестве | 1 | | | |
9/22 | Кладовые земли. Практическая работа «Состав гранита» | 1 | | | |
10/23 | Чудо под ногами. Практическая работа «Исследование состава почвы» | 1 | | | |
11/24 | Систематизация и обобщение знаний. | 1 | | | |
12/25 | Мир растений | 1 | | | |
13/26 | Плодородная земля и растения в народном творчестве. | 1 | | | |
14/27 | Мир животных | 1 | | | |
15/28 | Животные в народном творчестве | 1 | | | |
16/29 | Невидимые нити в живой природе. | 1 | | | |
17/30 | Лес – волшебный дворец. | 1 | | | |
18/31 | Луг – царство цветов и насекомых. | 1 | | | |
19/32 | Водоём – дом из воды. Проект: фоторассказ о жизни животных родного края. | 1 | | | |
20/33 | Как сохранить богатства природы | 1 | | | |
21/34 | Охрана природы в культуре народов России и мира. Проект: «Ботанический сад» | 1 | | | |
22/35 | Систематизация и обобщение знаний. | 1 | | | |
Дом как мир (20ч + 4ч(резерв) = 24ч) |
1/36 | Родной дом – уголок Отчизны. | 1 | | | |
2/37 | Свой дом – свой простор. | 1 | | | |
3/38 | В красном углу сесть — великая честь. | 1 | | | |
4/39 | Побываем в гостях. Проект: «Юный краевед» | 1 | | | |
5/40 | На свет появился — с людьми породнился. | 1 | | | |
6/41 | Родословное древо. | 1 | | | |
7/42 | Муж и жена — одна душа. | 1 | | | |
8/43 | Святость отцовства и материнства. | 1 | | | |
9/44 | Моё имя – моя честь. | 1 | | | |
10/45 | Добрые дети – дому венец. | 1 | | | |
11/46 | Детские игры – школа здоровья. | 1 | | | |
12/47 | Систематизация и обобщение знаний. | 1 | | | |
13/48 | Строение тела человека. | 1 | | | |
14/49 | Как работает наш организм. Практическая работа «Измерение пульса». | 1 | | | |
15/50 | Что такое гигиена. Практическая работа «Уход за зубами». | 1 | | | |
16/51 | Наши органы чувств. | 1 | | | |
17/52 | Школа первой помощи. Практическая работа «Измерение температуры тела» Проект: «Что мы делаем для здоровья». | 1 | | | |
18/53 | Систематизация и обобщение знаний. | 1 | | | |
19/54 | Здоровью цены нет. | 1 | | | |
20/55 | Дом не велик, а стоять не велит. | 1 | | | |
21/56 | Семейный бюджет. | 1 | | | |
22/57 | Мудрость старости. | 1 | | | |
23/58 | Путешествие к А.С.Пушкину. | 1 | | | |
24/59 | Систематизация и обобщение знаний. | 1 | | | |
В поисках Всемирного наследения (8ч + 1ч(резерв) = 9ч) | |
1/60 | Всемирное наследие. | 1 | | | |
2/61 | Московский Кремль. | 1 | | | |
3/62 | Озеро Байкал. | 1 | | | |
4/63 | Путешествие в Египет. | 1 | | | |
5/64 | Путешествие в Грецию. | 1 | | | |
6/65 | Путешествие в Иерусалим. | 1 | | | |
7/66 | Путешествие в Китай. | 1 | | | |
8/67 | Всемирные духовные сокровища. | 1 | | | |
9/68 | Итоговая проверочная работа за 3 класс. | 1 | | | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
• Сборник программ. «Перспектива». 1 – 4 классы. Москва «Просвещение», 2011г.
• Плешаков А.А., Новицкая М.Ю Окружающий мир. Учебник. 3 кл., в двух частях. М. «Просвещение», 2012г.
• ПлешаковА.А., Новицкая М.Ю Окружающий мир. Рабочая тетрадь.3 класс в двух частях. Москва «Просвещение», 2014г.
Интернет-ресурсы.
Электронное приложение к учебнику
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: www. festival.lseptember.ru
Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. - Режим доступа: www.uroki.ru
Официальный сайт УМК «Перспектива». - Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/
Мультипортал.www.km.ru/education
Технические средства обучения
1.Компьютер;
2.Мультимедийный проектор;
3.Экспозиционный экран;
4.Многофункциональное устройство
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
Оборудование класса
1.Стол ученический двухместный – 15 штук
2.Стул ученический – 30 штук
3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования – 4шт.
4.Стол учительский
5.Стул учительский