СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс»


Программа разработана на основе авторской программы А. А. Плешакова (М.: Просвещение, 2020) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2020.

  2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс [Текст] : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2021.

  3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс. Тесты [Текст] : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М.

: Просвещение, 2021.

  1. Плешаков, А. А. От земли до неба [Текст] : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2020.

  2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс [Текст] : науч. дневник : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2021.

Цели и задачи курса

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают обучающиеся, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;

  2. осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

  3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Программой определено проведение 2 часа в неделю (68 часов в год, 34 учебные недели).


РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:

  • Знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

  • Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребенка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

  • Понимать особую роль России в мировой истории; проявлять чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы.

  • Иметь первоначальное представление об уникальности России как единого неделимого многонационального и многоконфессионального государства, об исторической роли многонационального народа России как народа-созидателя, хранителя российской государственности. Приводить примеры народов России.

  • Знать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.

  • Знать, что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты.

  • Проявлять уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

  • Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.

  • Осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

  • Владеть основами экологической грамотности. Выявлять экологические связи в окружающем мире, моделировать эти связи, применять знания о них при объяснении необходимости бережного отношения к природе – знать некоторые современные экологические проблемы.

  • Уметь в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе, необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу.

  • Приводить примеры животных Красной книги России и Международной Красной книги.

  • Владеть доступными способами изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

  • Иметь представление о Земле – планете Солнечной системы, причинах смены дня и ночи и времен года.

  • Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края.

  • Проводить наблюдения природных тел и явлений.

  • Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа.

  • Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.

  • Владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

  • Знать и соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или как плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные:
  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные:
  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Земля и человечество (7 ч).

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы : знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.


Природа России (10 ч).

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы : поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край – часть большой страны (7 ч).

Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.).

Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Э к с к у р с и и : знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы : знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа- определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (4 ч).

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (19 ч).

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII– XV веках.

Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках.

Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.

Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Э к с к у р с и я : знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а : поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.

Современная Россия (5 ч).

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



урока


Тема урока

Домашн.

задание

Дата

Примечания

по плану

факт

1

Мир глазами астронома.

с. 6–9






2

Планеты Солнечной системы.


с. 10–15




3

Мир глазами географа.

С. 16–18




4

Мир глазами историка.

С. 19–24




5

Когда и где?

С. 25–28




6

Мир глазами эколога.

С. 29–33




7

Международная Красная книга.


С. 34–36




8

Обобщение по разделу «Земля и человечество»





9

Равнины и горы России.

С. 40–43




10

Моря, озера и реки России.

С. 44–46




11

Природные зоны России.

С. 47–51




12

Зона арктических пустынь.

С. 52–58




13

Тундра.

С. 59–67




14

Леса России.

С. 68–74




15

Лес и человек.

С. 75–79




16

Зона степей.

С. 80–86




17

Пустыни.

С. 87- 93




18

У Черного моря.

С. 94–102




19

Обобщение по разделу «Природа России»





20

Поверхность нашего края.

С. 104– 107




21

Водные богатства нашего края.


С. 108–110




22

Наши подземные богатства.

С. 111–119




23

Земля – кормилица.

С. 120–122




24

Жизнь леса.

С. 123–127




25

Жизнь луга.

С. 128–133




26

Жизнь в пресных водах.

С. 134–139




27

Наши проекты. Презентация проектов

С. 140 - 141





28

Странички для любознательных: Заповедники России.

С. 142 - 145




29

Обобщающий урок по разделу «Родной край – часть большой страны».

С. 152 - 155




30

Мир древности: далекий и близкий.


С. 4–9




31

Средние века: время рыцарей и замков.


С. 10–15




32

Новое время: встреча Европы и Америки.


С. 16–19




33

Новейшее время: история продолжается сегодня.

С. 20–22




34

Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории»





35

Государство Русь.

С. 24-28




36

Страна городов.

С. 29–34




37

Из книжной сокровищницы Руси.


С. 35–37




38

Трудные времена на Русской земле.

С. 38- 42




39

Русь расправляет крылья.

С. 43–46




40

Куликовская битва.

С. 47–50




41

Иван Третий.

С. 51–53





42

Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного.

С. 54–59




43

Патриоты России.

С. 60–62




44-

45

Петр Великий.

С. 63–67




46

Михаил Васильевич Ломоносов.

С. 68–70




47-

48

Екатерина Великая.

С. 71–75




49

Отечественная война 1812 года.

С. 76–79




50

Страницы истории XIX века.

С. 80–85




51

Россия вступает в ХХ век.

С. 86–90




52

Страницы истории 1920–1930-х годов.


С. 91–95




53

Великая Отечественная война и Великая Победа.

С. 96– 101




54

Страна, открывшая путь в космос.


С. 102–104




55

Обобщение по разделу «Страницы истории России»





56

Основной закон России и права человека.


С. 108–113




57

Мы – граждане России.


С. 114–116











58

Славные символы России.

С. 117–120




59

Такие разные праздники.

С. 121–124




60

Путешествие по России. По Дальнему Востоку и на просторах Сибири.


С. 121–124




61

Путешествие по России. По Уралу и по северу европейской части России.


С. 129-133




62

Путешествие по России. Драгоценное ожерелье старинных русских городов. По Волге. По югу России.

С. 133- 137




63

Презентация проектов (по выбору)






64

Странички для любознательных: Мир и люди прошлого на полотнах великих

мастеров.

С.140- 143




65

Обобщающий урок по разделу «Современная Россия».





66

Презентация проектов (по выбору)






67-68

Повторение пройденного за год.






Итого : 68 часов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!