СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС. В программу добавлен кадификатор.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс»

Аннотация

к рабочей программе по окружающему миру, 4 класс

 

Нормативная база программы и УМК

Программа составлена на основе:

-  авторской программы «Окружающий мир» (А.А.Плешаков );

- федерального государственного об­разовательного стандарта начального общего  образования, 2009;

- концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос­сии;

-планируемых результатов начального общего образования;

-федерального перечня учебников на 2021-2022 учебный год;

-учебного плана МБОУ Комаричской СОШ №1;

 -положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС МБОУ Комаричской СОШ №1;

- примерной программы начального общего образования (автор –А.А.Плешаков), составленной в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта.

Программа реализуется по УМК «Школа России»

1 Плешаков А. А. Учебник «Окружающий мир» 4 класс,в 2-х частях. М.: Просвещение.

2.Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» в 2-х частях: 4

класс. - М.: Просвещение.

3. Электронное приложение к учебнику Плешакова А.А.  «Окружающий мир».

Количество часов на изучение дисциплины

Количество часов: в неделю - 2 часа; в год - 68 часов.

По учебному плану: в неделю - 2 часа, в год - 68 часов.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Структура программы

Программа включает в себя :

- титульный лист;

-пояснительную записку;

-планируемые результаты изучения учебного предмета;

-содержание учебного предмета;

-тематическое планирование.




















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Комаричская средняя общеобразовательная школа №1


Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании МО

учителей - предметников

протокол №___от __________ г. Руководитель МО учителей-предметников __________(Звонникова Е.Н.)

Согласовано

И.о. заведующей филиалом МБОУ Комаричской СОШ №1 в с. Быхово

___________(Кочевых Т.К.)

Утверждена

приказом по МБОУ Комаричской СОШ №1

от ________г. №_____














Рабочая программа


по окружающему миру




4 класс



на 2021– 2022 учебный год








Учитель:

Шамшурина Ольга Петровна

I категория








2021 г.







  1. Пояснительная записка

Программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в 4 классе обучаются дети 10–11 лет, которые владеют разными видами речевой деятельности и на разных уровнях. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. Для учащихся, которые будут осваивать учебный материал на репродуктивном уровне, предусматриваются подсказки, алгоритмы действий, инструкции, зрительные опоры. Для продуктивного уровня освоения – задания, требующие осуществления поиска необходимой информации в дополнительных источниках (словарях, энциклопедиях, статьях учебника «Дополнительный материал для любознательных»). учащиеся проводят исследования различных видов, активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу.





































  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений:

– Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

– Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или как плохие.

– Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

– В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения предмета является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные:

– Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

– Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

– Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

– Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

– В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные:

– Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

– Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

– Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

– Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

– Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

– Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

– Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные:

– Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

– Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

– Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

– Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

– Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

– Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения учебного предмета является формирование следующих умений:

– Знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

– Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

– Понимать особую роль России в мировой истории; проявлять чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы.

– Иметь первоначальное представление об уникальности России как единого неделимого многонационального и многоконфессионального государства, об исторической роли многонационального народа России как народа-созидателя, хранителя российской государственности. Приводить примеры народов России.

– Знать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.

– Знать, что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты.

– Уметь соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий.

– Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории.

– Знать важнейшие события и великих людей отечественной истории.

– Понимать суть исторических побед России, сыгравших решающую роль в мировой истории: борьба с монгольским нашествием и спасение Европы, борьба с нашествием Наполеона, заграничный поход русской армии и влияние этого события на судьбу Европы, Великая Отечественная война и решающий вклад нашей страны в разгром фашизма. Иметь представление о вкладе России в развитие мировой культуры и науки.

– Выявлять причинно-следственные связи между различными историческими событиями, явлениями социальной действительности (например, принятие Русью христианства и расцвет культуры, монгольское нашествие и потери в культуре и хозяйстве, Вторая мировая война и создание ООН).

– Проявлять уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

– Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.

– Осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

– Владеть основами экологической грамотности. Выявлять экологические связи в окружающем мире, моделировать эти связи, применять знания о них при объяснении необходимости бережного отношения к природе – знать некоторые современные экологические проблемы.

– Уметь в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе, необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу.

– Приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги.

– Владеть доступными способами изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

– Иметь представление о Земле – планете Солнечной системы, причинах смены дня и ночи и времен года.

– Знать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта.

– Иметь представление о природных зонах России, уметь устанавливать причины смены природных зон в нашей стране.

– Иметь представление об особенностях природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества.

– Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края.

– Проводить наблюдения природных тел и явлений.

– Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа.

– Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.

– Владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

– Знать и соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).

– Уметь адекватно оценивать ситуацию на проезжей части, тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста; прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей).

– Объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека.

– Применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т. д.).

– Оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

Раздел «Человек и природа».

Обучающийся научится:

·узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

·описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

·сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

·проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

·использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

·использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

·использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

·обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

·определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

·понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающийся получит возможность научиться:

·использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон

и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

·моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

·осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

·пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

·выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

·планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Раздел «Человек и общество».

Обучающийся научится:

·узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

·различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

·используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

·оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

·использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Обучающийся получит возможность научиться:

·осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

·ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

·наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

·проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

·определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Перечень проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и элементов содержания

по учебному предмету «Окружающий мир» 4 класс



Мета- предмет- ный резуль- тат

Код прове- ряемого требова- ния



Проверяемые предметные требования к результатам обучения

1

Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий

и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

1.1

Соблюдать правила безопасного поведения велосипедиста

1.2

Определять возможные последствия вредных привычек по их

характерным признакам

1.3

Соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры города, в театрах,

кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха


2

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

2.1

Проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения

в социуме

3

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные

связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы

3.1

Знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации

3.2

Соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России

3.3

Группировать изученные объекты живой и неживой природы,

самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации

3.4

Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков или известных характерных свойств

3.5

Называть наиболее значимые природные объекты Списка

всемирного наследия в России и за рубежом

3.6

Называть экологические проблемы и определять пути их решения

4

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

4.1

Показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озера, моря, омывающие территорию России)

4.2

Показывать на исторической карте места изученных исторических событий

4.3

Находить место изученных событий на «ленте времени»

4.4

Распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире

5

Смысловое чтение

5.1

Использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы

6

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

6.1

Проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и следуя инструкциям и правилам безопасного труда

7

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью



7.1

Рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края

7.2

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную

символику России и своего региона

7.3

Использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов (в том числе связь сезонных изменений в природе своей местности с движением Земли вокруг

Солнца, связь возникновения природных зон с шарообразной формой Земли)

7.4

Создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе

8

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами

8.1

Осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов

и достоверной информации в сети Интернет

9

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

9.1

Соблюдать правила нравственного поведения на природе

Код раз- дела

Код прове- ряемого элемента


Проверяемые элементы содержания

1

Человек и природа

1.1

Солнце – ближайшая к Земле звезда

1.2

Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет

1.3

Причины смены дня и ночи и времён года

1.4

Наиболее значимые природные объекты Списка всемирного наследия в России и за рубежом

1.5

Международная Красная книга. Экологические проблемы и пути их

решения

1.6

Формы земной поверхности. Равнины и горы России

1.7

Крупнейшие реки и озёра России; моря, омывающие её берега, океаны

1.8

Природные зоны России. Причины смены природных зон.

Экологические связи в природных зонах

2

Человек и общество

2.1

Общая характеристика родного края, важнейшие

достопримечательности, знаменитые соотечественники

2.2

Наиболее значимые объекты Списка всемирного культурного наследия в России и за рубежом

2.3

Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации

2.4

Президент Российской Федерации – глава государства

2.5

Политико-административная карта России

2.6

Города России

2.7

Государственные праздники России

2.8

«Лента времени» и историческая карта. Основные периоды истории,

наиболее важные события, известные российские исторические деятели

3

Правила безопасной жизни

3.1

Транспортная безопасность: правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста)

3.2

Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек

3.3

Безопасность в сети Интернет: поиск достоверной информации (поиск и опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов)

3.4

Безопасность повседневной жизни: в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения в театрах, кинотеатрах, торговых центрах,

парках и зонах отдыха)












3.Содержание учебного предмета

Земля и человечество (9 ч).

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа россии (10 ч).

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край – часть большой страны (15 ч).

Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (5 ч).

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории отечества (20 ч).

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII–XV веках.

Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках.

Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.

Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.

Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.

Современная россия (9 ч).

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.




































4. Тематическое планирование

№ п/п

Раздел


Тема урока

Количест

во

часов

Дата

план

факт

1

Земля и человечество (9ч)

Мир глазами астронома



2

Планеты Солнечной системы



3

Звездное небо – великая книга природы



4

Мир глазами географа



5

Мир глазами историка



6

Когда и где?



7

Мир глазами эколога



8

Сокровища Земли под охраной человека



9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество».

Презентация проектов (по выбору)



10

Природа России (10 ч)

Равнины и горы России



11

Моря, озера и реки России



12

Природные зоны России



13

Зона арктических пустынь



14

Тундра



15

Леса России



16

Лес и человек



17

Зона степей



18

Пустыни



19

У Чёрного моря



20

Родной край – часть большой страны (15 ч)

Наш край

1 ч



21

Поверхность нашего края

1 ч



22

Водные богатства нашего края

1 ч



23

Наши подземные богатства

1 ч



24

Земля – кормилица

1 ч



25

Жизнь леса

1 ч



26

Жизнь луга

1 ч



27

Жизнь в пресных водах

1 ч



28-30

природные сообщества родного края

3 ч



31

Растениеводство в нашем крае

1 ч



32

Животноводство в нашем крае

1 ч



33

Презентация проектов "Что мой край даёт стране"

1 ч



34

Обобщающий урок по разделам «Земля и человек», «Природа

России», «Родной край – часть большой страны»

1 ч



35

Страницы Всемирной истории (5ч)

Начало истории человечества

1 ч



36

Мир древности: далекий и близкий

1 ч



37

Средние века: время рыцарей и замков

1 ч



38

Новое время: встреча Европы и Америки

1 ч



39

Новейшее время: история продолжается сегодня

1 ч



40

Страницы истории России (20 ч)

Жизнь древних славян Язычество древних славян, принятие христианства на Руси

с.4-123(учебник"Культура родного края")

1 ч



41

Во времена Древней Руси

1 ч



42

Страна городов

1 ч



43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1 ч



44

Трудные времена на Русской земле

1 ч



45

Русь расправляет крылья

1 ч



46

Куликовская битва

1 ч



47

Иван Третий

1 ч



48

Мастера печатных дел

1 ч



49

Патриоты России

1 ч



50

Пётр Великий . Жители России

с. 82-87(учебник "Культура родного края")

1 ч



51

Михаил Васильевич Ломоносов

1 ч



52

Екатерина Великая

1 ч



53

Отечественная война 1812 года

1 ч



54

Страницы истории XIX века

1 ч



55

Россия вступает в ХХ век

1 ч



56

Страницы истории 20–30-х годов

1 ч



57

Великая война и великая Победа

1 ч



58

Страна, открывшая путь в космос

1 ч



59

Презентация проектов (по выбору)

1 ч



60

Современная Россия (9ч)

Основной закон России и права человека

1 ч



61

Мы – граждане России

1 ч



62

Славные символы России

1 ч



63

Такие разные праздники

1 ч



64-66

Путешествие по России. Памятные места Брянского

краяс.104-125 (учебник"Культура родного края")



67

Презентация проектов(по выбору)

1 ч



68

Обобщающий урок по историко-обществоведческим

темам

1 ч




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!