Рабочая программа
Окружающий мир, 4 класс
(наименование учебного предмета)
Начальное общее образование
(уровень образования)
Базовый
2022-2023учебный год
(срок реализации программы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа для 4 класса МБОУ СОШ ….по окружающему миру составлена в соответствии:
с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015г.);
с федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённым Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями в соответствии с Приказом от 23.12.2020г. № 766 Министерства просвещения Российской Федерации, вступившим в силу с 13.03.2021г.);
с Основной Образовательной Программой начального общего образования МБОУ СОШ …, утверждённой приказом № …г.;
с учебным планом МБОУ СОШ …на 2022 -2023 уч. г., утверждённым приказом № … от 31.08.2022 г.;
на основе предметной программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» УМК «Школа России».
Программа рассчитана на уровень начального общего образования и конкретизирует содержание предметных тем Федерального компонента государственного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности обучающихся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности обучающихся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Окружающий мир». 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В двух частях. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2019.
На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы, составление схем, проверочные и проектные работы.
Изучение предмета в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
2.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует предметной программе. Изменение общего количества учебных часов обусловлено учебным графиком школы на 2022 – 2023 учебный год.
№ п/п | Модуль (глава) | Количество часов | Экскурсии | Проекты | Контроль |
по предметной программе | по рабочей программе |
1 | Земля и человечество | 9 | 10 | | | 1 |
2 | Природа России | 10 | 11 | 2 | 1 | |
3 | Родной край – часть большой страны | 15 | 12 | | 1 | 1 |
4 | Страницы всемирной истории | 5 | 6 | | | |
5 | Страницы истории России | 20 | 21 | | 1 | |
6 | Современная Россия | 9 | 6 | | | 1 |
| Итого | 68 | 66 | 2 | 3 | 3 |
3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Планируемые результаты обучения
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка. О государственном устройстве Российской Федерации;
чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное культурное наследие»;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личный смысл учения;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
этические чувства, доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость, понимание других людей и сопереживание их чувствам в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природными и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовных ценностей родной страны и родного края.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
сохранять учебную задачу в течение всего урока;
ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
планировать свои действия;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно – следственные связи;
строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастным нормами;
проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
аргументировать свою позицию;
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Предметные
Обучающийся научится:
понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них – Конституция Российской Федерации – защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
проводить несложные астрономические наблюдения;
использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;
находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России – основные природные зоны;
объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
давать краткую характеристику своего края;
различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом – определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
рассказывать об охране природы в своём крае;
различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
читать историческую карту;
перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
с помощью глобуса рассказывать, как человек открыл планету Земля;
описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
описывать облик Москвы и Санкт – Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
раскрывать связь современной России с её историей;
использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по окр.
№ урока | Содержание и тип урока | Дата | Коррек-тировка |
год | трим |
I триместр (21 ч) |
Земля и человечество (10 ч) |
1 | 1 | Знакомство с учебником. Мир глазами астронома (урок открытия нового знания) | 01.09 | |
2 | 2 | Планеты Солнечной системы (урок открытия нового знания) | 05.09 | |
3 | 3 | Звёздное небо - Великая книга Природы (урок открытия нового знания) | 08.09 | |
4 | 4 | Мир глазами географа (урок открытия нового знания) | 12.09 | |
5 | 5 | Мир глазами историка (урок открытия нового знания) | 15.09 | |
6 | 6 | Когда и где? «Карта-помощница» (урок открытия нового знания) | 19.09 | |
7 | 7 | Стартовая контрольная работа (ВШК) (урок развивающего контроля) | 22.09 | |
8 | 8 | Анализ контрольной работы. Мир глазами эколога (урок открытия нового знания) | 26.09 | |
9 | 9 | Сокровища Земли под охраной человечества (урок общеметодологической направленности) | 29.09 | |
10 | 10 | Обобщение знаний по разделу «Земля и человечество» Проверочная работа (урок развивающего контроля) | 03.10 | |
Природа России (11 ч) |
11 | 11 | Равнины и горы России (урок открытия нового знания) | 06.10 | |
12 | 12 | Моря, озёра и реки России. Экскурсия (урок открытия нового знания) | 17.10 | |
13 | 13 | Природные зоны России (урок открытия нового знания) | 20.10 | |
14 | 14 | Зона арктических пустынь (урок открытия нового знания) | 24.10 | |
15 | 15 | Тундра (урок открытия нового знания) | 27.10 | |
16 | 16 | Леса России. Экскурсия (урок открытия нового знания) | 31.10 | |
17 | 17 | Лес и человек (урок открытия нового знания) | 03.11 | |
18 | 18 | Зона степей (урок открытия нового знания) | 07.11 | |
19 | 19 | Пустыни (урок открытия нового знания) | 10.11 | |
20 | 20 | Обобщение знаний по разделу «Природа России» Проверочная работа (урок развивающего контроля) | 14.11 | |
21 | 21 | У Чёрного моря. Проект «Защита природы» (урок открытия нового знания) | 17.11 | |
II триместр (22 ч) |
Родной край – часть большой страны (12 ч) |
22 | 1 | Наш край. Поверхность нашего края (урок открытия нового знания) | 28.11 | |
23 | 2 | Водные богатства нашего края (урок открытия нового знания) | 01.12 | |
24 | 3 | Наши подземные богатства (урок открытия нового знания) | 05.12 | |
25 | 4 | Земля - кормилица (урок открытия нового знания) | 08.12 | |
26 | 5 | Контрольная работа «Итоги I полугодия» (ВШК) (урок развивающего контроля) | 12.12 | |
27 | 6 | Анализ контрольной работы. Жизнь леса (урок открытия нового знания) | 15.12 | |
28 | 7 | Жизнь луга (урок открытия нового знания) | 19.12 | |
29 | 8 | Жизнь в пресных водах (урок открытия нового знания) | 22.12 | |
30 | 9 | Растениеводство в нашем крае (урок открытия нового знания) | 26.12 | |
31 | 10 | Животноводство в нашем крае (урок открытия нового знания) | 29.12 | |
32 | 11 | Проект «Заповедники и национальные памятники нашего края» (урок творческой направленности) | 09.01 | |
33 | 12 | Обобщение знаний по разделу «Родной край – часть большой страны» Проверочная работа (урок развивающего контроля) | 12.01 | |
Страницы всемирной истории (6 ч) |
34 | 13 | Начало истории человечества (урок открытия нового знания) | 16.01 | |
35 | 14 | Мир древности: далекий и близкий (урок открытия нового знания) | 19.01 | |
36 | 15 | Средние века: время рыцарей и замков (урок открытия нового знания) | 23.01 | |
37 | 16 | Новое время: встреча Европы и Америки (урок открытия нового знания) | 26.01 | |
38 | 17 | Новейшее время: история продолжается сегодня (урок открытия нового знания) | 30.01 | |
39 | 18 | Обобщение знаний по разделу «Страницы всемирной истории» Проверочная работа (урок развивающего контроля) | 02.02 | |
Страницы истории России (21 ч) |
40 | 19 | Жизнь древних славян (урок общеметодологической направленности) | 06.02 | |
41 | 20 | Во времена Древней Руси (урок открытия нового знания) | 09.02 | |
42 | 21 | Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси (урок открытия нового знания) | 13.02 | |
43 | 22 | Трудные времена на Русской земле (урок открытия нового знания) | 16.02 | |
III триместр (23 ч) |
44 | 1 | Русь расправляет крылья. Проект «Патриоты России» (урок открытия нового знания) | 27.02 | |
45 | 2 | Куликовская битва (урок открытия нового знания) | 02.03 | |
46 | 3 | Иван Третий (урок открытия нового знания) | 06.03 | |
47 | 4 | Мастера печатных дел (урок открытия нового знания) | 09.03 | |
48 | 5 | Патриоты России (урок открытия нового знания) | 13.03 | |
49 | 6 | Пётр Великий (урок открытия нового знания) | 16.03 | |
50 | 7 | Михаил Васильевич Ломоносов (урок открытия нового знания) | 20.03 | |
51 | 8 | Екатерина Великая (урок открытия нового знания) | 23.03 | |
52 | 9 | Отечественная война 1812 года (урок открытия нового знания) | 27.03 | |
53 | 10 | Страницы истории XIX века (урок открытия нового знания) | 30.03 | |
54 | 11 | Россия вступает в XX век (урок открытия нового знания) | 10.04 | |
55 | 12 | Страницы истории 1920-1930-х годов (урок открытия нового знания) | 13.04 | |
56 | 13 | Великая Отечественная война и Великая Победа (урок открытия нового знания) | 17.04 | |
57 | 14 | Великая Отечественная война и Великая Победа (урок открытия нового знания) | 20.04 | |
58 | 15 | Великая Отечественная война и Великая Победа (урок открытия нового знания) | 24.04 | |
59 | 16 | Страна, открывшая путь в космос. Обобщение знаний по разделу «Страницы истории России» (урок отработки умений и рефлексии) | 27.04 | |
60 | 17 | Итоговая контрольная работа (ВШК) (урок развивающего контроля) | 04.05 | |
Современная Россия (6 ч) |
61 | 18 | Анализ контрольной работы. Основной закон России и права человека (урок развивающего контроля и открытия нового знания) | 11.05 | |
62 | 19 | Мы – граждане России (урок открытия нового знания) | 15.05 | |
63 | 20 | Славные символы России (урок открытия нового знания) | 18.05 | |
64 | 21 | Такие разные праздники (урок открытия нового знания) | 22.05 | |
65 | 22 | Путешествие по России (урок открытия нового знания) | 25.05 | |
66 | 23 | Путешествие по России (урок открытия нового знания) | 29.05 | |
5. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература
Окружающий мир. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2019.
А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2019.
Дополнительная литература
А.А. Плешаков. «От земли до неба». Атлас – определитель для начальной школы. – М.: Просвещение, 2016.
Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" к УМК А.А. Плешакова ("Школа России") – М.: ВАКО, 2019.
Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой.
И.Ф. Яценко. КИМ. Окружающий мир. 4 класс. – М: ВАКО, 2022.
Интернет-ресурсы
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов //http://school-collection.edu.ru
Учитель // http://new.teacher.fio.ru/15
Федеральный портал «Российское образование» // http://www.edu.ru
Сообщество учителей //http://www.openclass.ru/
Министерство образования РФ // http://www.ed.gov.ru/prof-edu/
Объединение педагогических изданий "Первое сентября" // http://www.1september.ru