СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс (Школа России)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы, составление схем, проверочные и проектные работы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс (Школа России)»



Рабочая программа


Окружающий мир, 4 класс

(наименование учебного предмета)


Начальное общее образование

(уровень образования)


Базовый



2022-2023учебный год

(срок реализации программы)





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа для 4 класса МБОУ СОШ ….по окружающему миру составлена в соответствии:

    • с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015г.);

    • с федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённым Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями в соответствии с Приказом от 23.12.2020г. № 766  Министерства просвещения Российской Федерации, вступившим в силу с 13.03.2021г.);

    • с Основной Образовательной Программой начального общего образования МБОУ СОШ …, утверждённой приказом № …г.;

    • с учебным планом МБОУ СОШ …на 2022 -2023 уч. г., утверждённым приказом № … от 31.08.2022 г.;

    • на основе предметной программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» УМК «Школа России».

Программа рассчитана на уровень начального общего образования и конкретизирует содержание предметных тем Федерального компонента государственного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности обучающихся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.

Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности обучающихся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Окружающий мир». 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В двух частях. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2019.

На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы, составление схем, проверочные и проектные работы.

Изучение предмета в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

  • Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.



2.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует предметной программе. Изменение общего количества учебных часов обусловлено учебным графиком школы на 2022 – 2023 учебный год.


№ п/п

Модуль (глава)

Количество часов

Экскурсии

Проекты

Контроль

по предметной программе

по рабочей программе

1

Земля и человечество

9

10



1

2

Природа России

10

11

2

1


3

Родной край – часть большой страны

15

12


1

1

4

Страницы всемирной истории

5

6




5

Страницы истории России

20

21


1


6

Современная Россия

9

6



1


Итого

68

66

2

3

3



3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Планируемые результаты обучения

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

  • умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка. О государственном устройстве Российской Федерации;

  • чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;

  • осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;

  • понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное культурное наследие»;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

  • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;

  • осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личный смысл учения;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;

  • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;

  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость, понимание других людей и сопереживание их чувствам в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;

  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природными и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовных ценностей родной страны и родного края.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

  • сохранять учебную задачу в течение всего урока;

  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

  • планировать свои действия;

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

  • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

  • использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно – следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастным нормами;

  • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;

  • моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

  • аргументировать свою позицию;

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

Предметные

Обучающийся научится:

  • понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

  • находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;

  • называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;

  • называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;

  • понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;

  • объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них – Конституция Российской Федерации – защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;

  • раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;

  • называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;

  • рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

  • проводить несложные астрономические наблюдения;

  • использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;

  • анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

  • приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;

  • находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России – основные природные зоны;

  • объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;

  • приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;

  • выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;

  • оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;

  • давать краткую характеристику своего края;

  • различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом – определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;

  • давать краткую характеристику природных сообществ своего края;

  • выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;

  • оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

  • рассказывать об охране природы в своём крае;

  • различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;

  • приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;

  • соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;

  • читать историческую карту;

  • перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;

  • с помощью глобуса рассказывать, как человек открыл планету Земля;

  • описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

  • показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;

  • рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;

  • соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;

  • составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;

  • описывать облик Москвы и Санкт – Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;

  • называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;

  • находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

  • раскрывать связь современной России с её историей;

  • использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.

  • КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по окр.

№ урока

Содержание и тип урока

Дата

Коррек-тировка

год

трим

I триместр (21 ч)

Земля и человечество (10 ч)

1

1

Знакомство с учебником. Мир глазами астронома (урок открытия нового знания)

01.09


2

2

Планеты Солнечной системы (урок открытия нового знания)

05.09


3

3

Звёздное небо - Великая книга Природы (урок открытия нового знания)

08.09


4

4

Мир глазами географа (урок открытия нового знания)

12.09


5

5

Мир глазами историка (урок открытия нового знания)

15.09


6

6

Когда и где? «Карта-помощница» (урок открытия нового знания)

19.09


7

7

Стартовая контрольная работа (ВШК) (урок развивающего контроля)

22.09


8

8

Анализ контрольной работы. Мир глазами эколога (урок открытия нового знания)

26.09


9

9

Сокровища Земли под охраной человечества (урок общеметодологической направленности)

29.09


10

10

Обобщение знаний по разделу «Земля и человечество» Проверочная работа (урок развивающего контроля)

03.10



Природа России (11 ч)

11

11

Равнины и горы России (урок открытия нового знания)

06.10


12

12

Моря, озёра и реки России. Экскурсия (урок открытия нового знания)

17.10


13

13

Природные зоны России (урок открытия нового знания)

20.10


14

14

Зона арктических пустынь (урок открытия нового знания)

24.10


15

15

Тундра (урок открытия нового знания)

27.10


16

16

Леса России. Экскурсия (урок открытия нового знания)

31.10


17

17

Лес и человек (урок открытия нового знания)

03.11


18

18

Зона степей (урок открытия нового знания)

07.11


19

19

Пустыни (урок открытия нового знания)

10.11


20

20

Обобщение знаний по разделу «Природа России» Проверочная работа (урок развивающего контроля)

14.11


21

21

У Чёрного моря. Проект «Защита природы» (урок открытия нового знания)

17.11


II триместр (22 ч)

Родной край – часть большой страны (12 ч)

22

1

Наш край. Поверхность нашего края (урок открытия нового знания)

28.11


23

2

Водные богатства нашего края (урок открытия нового знания)

01.12


24

3

Наши подземные богатства (урок открытия нового знания)

05.12


25

4

Земля - кормилица (урок открытия нового знания)

08.12


26

5

Контрольная работа «Итоги I полугодия» (ВШК) (урок развивающего контроля)

12.12


27

6

Анализ контрольной работы. Жизнь леса (урок открытия нового знания)

15.12


28

7

Жизнь луга (урок открытия нового знания)

19.12


29

8

Жизнь в пресных водах (урок открытия нового знания)

22.12


30

9

Растениеводство в нашем крае (урок открытия нового знания)

26.12


31

10

Животноводство в нашем крае (урок открытия нового знания)

29.12


32

11

Проект «Заповедники и национальные памятники нашего края» (урок творческой направленности)

09.01


33

12

Обобщение знаний по разделу «Родной край – часть большой страны» Проверочная работа (урок развивающего контроля)

12.01


Страницы всемирной истории (6 ч)

34

13

Начало истории человечества (урок открытия нового знания)

16.01


35

14

Мир древности: далекий и близкий (урок открытия нового знания)

19.01


36

15

Средние века: время рыцарей и замков (урок открытия нового знания)

23.01


37

16

Новое время: встреча Европы и Америки (урок открытия нового знания)

26.01


38

17

Новейшее время: история продолжается сегодня (урок открытия нового знания)

30.01


39

18

Обобщение знаний по разделу «Страницы всемирной истории» Проверочная работа (урок развивающего контроля)

02.02


Страницы истории России (21 ч)

40

19

Жизнь древних славян (урок общеметодологической направленности)

06.02


41

20

Во времена Древней Руси (урок открытия нового знания)

09.02


42

21

Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси (урок открытия нового знания)

13.02


43

22

Трудные времена на Русской земле (урок открытия нового знания)

16.02


III триместр (23 ч)

44

1

Русь расправляет крылья. Проект «Патриоты России» (урок открытия нового знания)

27.02


45

2

Куликовская битва (урок открытия нового знания)

02.03


46

3

Иван Третий (урок открытия нового знания)

06.03


47

4

Мастера печатных дел (урок открытия нового знания)

09.03


48

5

Патриоты России (урок открытия нового знания)

13.03


49

6

Пётр Великий (урок открытия нового знания)

16.03


50

7

Михаил Васильевич Ломоносов (урок открытия нового знания)

20.03


51

8

Екатерина Великая (урок открытия нового знания)

23.03


52

9

Отечественная война 1812 года (урок открытия нового знания)

27.03


53

10

Страницы истории XIX века (урок открытия нового знания)

30.03


54

11

Россия вступает в XX век (урок открытия нового знания)

10.04


55

12

Страницы истории 1920-1930-х годов (урок открытия нового знания)

13.04


56

13

Великая Отечественная война и Великая Победа (урок открытия нового знания)

17.04


57

14

Великая Отечественная война и Великая Победа (урок открытия нового знания)

20.04


58

15

Великая Отечественная война и Великая Победа (урок открытия нового знания)

24.04


59

16

Страна, открывшая путь в космос. Обобщение знаний по разделу «Страницы истории России» (урок отработки умений и рефлексии)

27.04


60

17

Итоговая контрольная работа (ВШК) (урок развивающего контроля)

04.05


Современная Россия (6 ч)

61

18

Анализ контрольной работы. Основной закон России и права человека (урок развивающего контроля и открытия нового знания)

11.05


62

19

Мы – граждане России (урок открытия нового знания)

15.05


63

20

Славные символы России (урок открытия нового знания)

18.05


64

21

Такие разные праздники (урок открытия нового знания)

22.05


65

22

Путешествие по России (урок открытия нового знания)

25.05


66

23

Путешествие по России (урок открытия нового знания)

29.05




5. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература

  1. Окружающий мир. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2019.

  2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2019.

Дополнительная литература

  1. А.А. Плешаков. «От земли до неба». Атлас – определитель для начальной школы. – М.: Просвещение, 2016.

  2. Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" к УМК А.А. Плешакова ("Школа России") – М.: ВАКО, 2019.

  3. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой.

  4. И.Ф. Яценко. КИМ. Окружающий мир. 4 класс. – М: ВАКО, 2022.


Интернет-ресурсы

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов //http://school-collection.edu.ru

  2. Учитель // http://new.teacher.fio.ru/15

  3. Федеральный портал «Российское образование» // http://www.edu.ru

  4. Сообщество учителей //http://www.openclass.ru/

  5. Министерство образования РФ // http://www.ed.gov.ru/prof-edu/

  6. Объединение педагогических изданий "Первое сентября" // http://www.1september.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!