СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по окружающему миру для моего класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»


«Рассмотрено»

на заседании ШПК

____________________


Протокол №________


от «___»______202__  г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М.»


________/___________________/


«___» ___________202__  г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М.»


__________/М.Г. Вильмова/


Приказ №____от «___»_______202__г.







Рабочая программа

по предмету:

«Окружающий мир»

4 класс

2022 – 2023 учебный год




Всего часов на учебный год: 68 часов

Количество часов в неделю: 2 часа


Составлена в соответствии с программой по окружающему миру к учебнику для 4 классов общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова.


Учебник: Окружающий мир. 4 класс - М.: Просвещение, 2015
















п. Усть-Баргузин

2022 г



Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру на 2022-2023 учебный год для обучающихся 4-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»  разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказа Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения до 1 сентября 2021 года);

  • приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);

  • приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;

  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28;

  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;

  • учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом от 31.08.2021 № 175 «О внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования».

Программа разработана во исполнение пункта 1 Цели № 1 из распоряжения Минпросвещения России от 15.02.2019 № Р-8 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования"».

Данная рабочая программа разработана и реализуется на основе авторской программы А.А.Плешакова. УМК «Школа России» Москва «Просвещение» 2018 г. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Для педагога:

  1. А.А.Плешакова. Окружающий мир 4 класс. : учеб. для общеобразовательных учреждений : в 2 ч./ М. : Просвещение, 2018.

  2. Методическое пособие «Окружающий мир »

Для обучающихся:

1.Учебник Окружающий мир 4 класс

2. А.А.Плешакова. Окружающий мир 4 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч./ А.А.Плешакова.– М. : Просвещение, 2015.

Для реализации программы необходимо следующее оборудование, имеющееся в кабинете.

Интерактивный комплекс, планшет для проведения тестирования, комплект демонстрационных пособий,  комплекс «Умный дом» и «Умная теплица».

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы по окружающему миру: А.А.Плешакова разработана на основе УМК «Школа России» Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.


Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-науч­ного познания и эмоционально-ценностного осмысления ре­бёнком личного опыта общения с людьми и природой; духов­но-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многооб­разия российского общества.

Задачи курса:

  1. формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  2. осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

  3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

  5. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.



В соответствии с учебным планом МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» в 2021-2022 учебном году на изучение предмета Окружающий мир в 4 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение в объёме 2 часа в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне.


Программой предусмотрено проведение:

1) контрольных работ: 4

2) практических работ: 20

3) лабораторных работ: 2

4) проектов: 4



Раздел 1. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета.


Личностным результатом изучения предмета является формирование

следующих умений и качеств:

-оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

-бъяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-амостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.





Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.


Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

-отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.


Коммуникативные УУД:

-доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

-оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;

-создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их:

- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.


Предметным результатом

1.Земля и человечество

Обучающиеся должны знать:

-что изучает астрономия, география, история, экология;

-небесные тела: звезды, планеты и спутники планет;

-Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

-способы изображения Земли с помощью глобуса и географической карты;

-как ведется счет лет в истории;

-исторические источники;

-особенности исторической карты;

-некоторые современные экологические проблемы планеты;

-меры, принимаемые для охраны природы;

-2-3 названия исчезнувших животных;

-некоторых представителей растений и животных, занесенных в Красную книгу России.

Обучающиеся должны понимать:

-причины смены дня и ночи;

-причины смены времен года;

-счет лет в истории;

-распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу;

-значение природы для человека;

-основные экологические проблемы природы и современного общества.

Обучающиеся должны уметь:

-соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

-проводить наблюдения природных тел и явлений;

-самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

-в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости;

-определять возможные причины отрицательных изменений в природе;

-предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;

-определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

-применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

-владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты;

-приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

-приводить примеры экологических связей;

-объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

-соблюдать правила поведения в природе и обосновывать их необходимость;

-в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы.

2.Природа России

Обучающиеся должны знать:

-природные зоны России;

-особенности природы каждой из зон;

-важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны;

-признаки приспособленности организмов к условиям обитания в разных природных зонах;

-особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями;

-виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России;

-причины уменьшения диких животных: вырубка лесов, загрязнение воды, неумеренная охота, неправильное поведение человека в природе, хозяйственная деятельность людей;

-некоторые современные экологические проблемы;

-правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Обучающиеся должны понимать:

-экологические проблемы каждой из природных зон;

-взаимосвязи в природе;

-значение природы для человека;

-основные экологические проблемы природы и современного общества;

-необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения.

Обучающиеся должны уметь:

-показывать на физической карте изучаемые географические объекты;

-показывать изучаемые объекты на карте природных зон России;

-выявлять признаки приспособленности растений различных природных зон к условиям жизни;

-в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости;

-определять возможные причины отрицательных изменений в природе;

-предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;

-определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

-самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

-применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

-приводить примеры экологических связей;

-объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

-соблюдать правила поведения в природе и обосновывать их необходимость;

-в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;

-использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

3.Родной край – часть большой страны

Обучающиеся должны знать:

-карту родного края;

-изучаемые водоемы края;

-разнообразие растений и животных различных сообществ;

-основные свойства изучаемых полезных ископаемых, практическое значение, места и способы добычи;

-растениеводство и животноводство в нашем крае, их отрасли; - сорта культурных растений, породы домашних животных;

-особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества.

Обучающиеся должны понимать:

-экологические связи в сообществах;

-экологические проблемы каждой из природных зон;

-взаимосвязи в природе;

-необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения.

Обучающиеся должны уметь:

-показывать на физической карте изучаемые географические объекты;

-распознавать природные объекты;

-различать важнейшие полезные ископаемые своего края, определять их свойства;

-распознавать растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема;

-различать основные сельскохозяйственные растения, сельскохозяйственных животных своего края;

-самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

-применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

-приводить примеры экологических связей;

-соблюдать правила поведения в природе.

4.Страницы всемирной истории

Обучающиеся должны знать:

-основные периоды развития человечества: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

-важнейшие события и великих людей разных исторических периодов;

-великие географические открытия;

-достижения науки и техники в разные исторические времена.

Обучающиеся должны понимать:

-значение понятия «лента времени»;

-какую ответственность несёт человечество за сохранение мира на планете.

Обучающиеся должны уметь:

-самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

-применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

-использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

5.Страницы истории Отечества

Обучающиеся должны знать:

-кто такие славяне, их быт, нравы, верования;

-культуру, быт и нравы Древней Руси;

-культуру, быт и нравы страны в XIII —XX вв;

-прошлое родного края;

-историю страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи;

-наиболее важные исторические события;

-великих людей отечественной истории;

-достижения науки и техники.

Обучающиеся должны понимать:

-причастность к истории каждого человека, каждой семьи;

-связь времен и поколений;

Обучающиеся должны уметь:

-приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

-находить и показывать изучаемые объекты на исторических картах;

-самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

-применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

-использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

6. Современная Россия

обучающиеся должны знать:

-государственную символику России;

-государственные праздники современной России;

-что такое Конституция;

-основные права ребенка;

-права и обязанности гражданина России;

-природу, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитых людей, памятники культуры в регионах;

-культуру, быт и нравы Древней Руси;

-культуру, быт и нравы страны в XIII —XX вв;

-прошлое родного края;

-историю страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи;

-наиболее важные исторические события;

-достижения науки и техники.

Обучающиеся должны понимать:

-государственное устройство России;

-многонациональный состав населения России.

Обучающиеся должны уметь:

-приводить примеры народов России;

-находить и показывать изучаемые объекты на исторических картах;

-самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа

-применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;




Раздел 2. Содержание учебного предмета, курса


п/п

Название раздела

Количество часов

1

Земля и человечество

8

2

Природа России

12

3

Родной край – часть большой страны

13

4

Страницы всемирной истории

5

5

Страницы истории Отечества

20

6

Современная Россия

10


Итого:

68


Национально-региональный компонент


урока

Тема урока

НРК


8

Сокровища Земли под охраной человечества.

Международная Красная книга.

(тест).


НРК: Байкал – жемчужина Сибири.

10

Моря, озёра и реки России.

Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России».

НРК: Реки и озера Бурятии.

15

Лес и человек.

НРК: Красная книга Бурятии.

22

Наш край.

Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края».

НРК: Карта Бурятии.

24

Водные богатства нашего края ( экскурсия).

НРК: Реки и озера Бурятии.

53

Страницы истории XIX века.

НРК: декабристы в Бурятии.

56

Великая война и великая Победа.

НРК: наши односельчане – участники ВОВ.

60

Мы – граждане России.

НРК: Родная сторона – Бурятия моя.

61

Славные символы России.

НРК: символы Бурятии.







































Раздел 3. Календарно - тематическое планирование.



№п/п

Тема урока

Дата проведения


План

Факт

1 четверть – 8 недель

П.р.- 10

Пр. д. р.-1

Раздел «Земля и человечество» -8 ч

1

Мир глазами астронома.

Стартовая диагностика

03.09.


2

Планеты Солнечной системы.

Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

06.09.


3

Звёздное небо – Великая книга Природы.

Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира»

08.09.


4

Мир глазами географа.

Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

13.09.


5

Мир глазами историка

15.09.


6

Когда и где?

Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами»

20.09.


7

Мир глазами эколога

22.09.


8

Сокровища Земли под охраной человечества.

Международная Красная книга.

(тест). НРК: Байкал – жемчужина Сибири.


27.09.


Раздел «Природа России» -12 ч

9

Равнины и горы России.

Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»

29.09.


10

Моря, озёра и реки России.

Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России». НРК: Реки и озера Бурятии.

04.10.


11

Природные зоны России.

Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России»

06.10.


12

Зона арктических пустынь.

Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике»

11.10.


13

Тундра.

Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре»

13.10.


14

Леса России.

Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов»

18.10.


15

Лес и человек. НРК: Красная книга Бурятии.

20.10.


2 четверть – 8 недель

П.р.- 9

Пр.д. р-2

Э-2

16

Проверим себя и оценим свои достижения.

Промежуточная диагностическая работа

01.11.



17

Зона степей.

Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей»  

03.11.


18

Пустыни.

Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь»

08.11.


19

У Чёрного моря.

Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков».

10.11.


20

Проверим себя и оценим свои достижения.

Промежуточная диагностическая работа

15.11.


Раздел «Родной край – часть большой страны» -13 ч

21

Родной край – часть большой страны.  Экскурсия

17.11.


22

Наш край.

Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края». НРК: Карта Бурятии.



23

Поверхность нашего края

22.11.


24

Водные богатства нашего края ( экскурсия). НРК: Реки и озера Бурятии.

24.11.


25

Наши подземные богатства.

Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

29.11.


26

Земля - кормилица

01.12.


27

Жизнь леса.

Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание»

06.12.


28

Жизнь луга.

Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание»

08.12.


29

Жизнь в пресных водах.

Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание»

13.12.


30

Растениеводство в нашем крае.

Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание»

15.12.


31

Проверим себя и оценим свои достижения.

Промежуточная диагностическая работа

20.12.



32

Животноводство в нашем крае

22.12.


33

Презентация проектов.

(Тест)

24.12


3 четверть – 8 недель

Пр.р.- 1

Раздел «Страницы Всемирной истории» -5 ч

34

Начало истории человечества

10.01.


35

Мир древности: далёкий и близкий

12.01.


36

Средние века: время рыцарей и замков

17.01.


37

Новое время: встреча Европы и Америки

19.01.


38

Новейшее время: история продолжается сегодня.

(Тест)

24.01.


Раздел «Страницы истории России» -20 ч

39

Жизнь древних славян

26.01.


40

Во времена Древней Руси

31.01.


41

Страна городов

02.02.


42

Из книжной сокровищницы Древней Руси

07.02.


43

Трудные времена на Русской земле

09.02.


44

Русь расправляет крылья

14.02.


45

Куликовская битва

16.02.


46

Иван Третий

21.02.


47

Мастера печатных дел

28.02.


48

Патриоты России

02.03.


49

Пётр Великий

07.03.


50

Михаил Васильевич Ломоносов

14.03.


51

Екатерина Великая.

Проверочная работа №2

16.03


4 четверть – 8 недель

П. д. р.- 2

52

Отечественная война 1812 года

28.03.


53

Страницы истории XIX века. НРК: декабристы в Бурятии.

30.03.


54

Россия вступает в XX век

04.04.


55

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

06.04.


56

Великая война и великая Победа. НРК: наши односельчане – участники ВОВ.

11.04.


57

Страна, открывшая путь в космос.

13.04.


58

Проверим себя и оценим свои достижения.

Промежуточная диагностическая работа

18.04.


Раздел «Современная Россия» -10 ч

59

Основной закон России и права человека

20.04.


60

Мы – граждане России. НРК: Родная сторона – Бурятия моя.

25.04.


61

Славные символы России. НРК: символы Бурятии.

27.04.


62

Такие разные праздники

04.05.


63

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. 

Итоговая диагностическая работа 

09.05.


64

Путешествие по России

(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

11.05.


65

Путешествие по России

(по Уралу, по северу европейской России)

16.05.


66

Путешествие по России

(по Волге, по югу России)

18.05.


67

Презентация проектов

23.05.


68

Урок - игра КВН

25.05.












































Приложение


Лист корректировки календарно-тематического планирования


Предмет: «Окружающий мир »

Класс: ___

Учитель: ________________



2022-2023 учебный год


урока

Тема

Количество

часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!