Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новомирская средняя общеобразовательная школа Азовского района
РАССМОТРЕНО методическим советом _________ С.А.Ведерина Протокол №1 от 18.08.2022 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________С.А.Ведерина 26.08.2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _________Н.П.Тегляй Приказ от 30.08.2022 №136 М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 3 класса на 2022-2023 учебный год
Уровень общего образования начальное общее образование
Общее количество часов 68
Количество часов в неделю 2
Учитель: Маяцкая Инна Анатольевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория
п. Новомирский
Азовского района Ростовской области
2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 3 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.
Рабочие программы. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2017, ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу «Школа России»:
Плешаков А. А. «Окружающий мир» 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. М: Просвещение - 2020 г.
Нормативно-правовые документы, на основе которых разрабатывалась рабочая программа:
Приказ Минпросвещения России от 06.10.2009 г. № 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573)
Методические рекомендации – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278827/2a682f0091a7354a5b60bd9e8e699b237680585c/
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели). На реализацию программы в 2022-2023 учебном году по окружающему миру в 3 классе отводится 68 часов.
Структура курса
№ | Название темы | Количество часов |
1 | «Как устроен мир» | 8 |
2 | «Эта удивительная природа» | 17 |
3 | «Мы и наше здоровье» | 12 |
4 | «Наша безопасность» | 8 |
5 | «Чему учит экономика» | 11 |
6 | «Путешествия по городам и странам» | 12 |
всего | | 68 |
Содержание учебного предмета
3 класс (68 ч)
Как устроен мир (8 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (17ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (12 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (11 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (12 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
Предметные результаты
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.
Раздел «Человек и природа»
Обучающиеся 3 класса научатся:
- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня правила рационального питания и личной гигиены.
- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество»
Обучающийся научится:
- различать государственную символику Российской Федерации: описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.);
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
- соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Даты изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
| «Как устроен мир» | 8 | 1 | 1 | 01.09-23.09 | Выполняет упражнения, направленные на развитие умений при знакомстве с классификацией природы; - отличием человека от других объектов живой природы; -некоторыми видами растений и животных, занесённых в Красную книгу; -умении оперировать понятиями: «неживая природа», «живая природа» «организм» «биология», «царства», «бактерии», «микроскоп»; -различием понятий» государство», «территория»; -отличии экологии от других похожих наук; различии внешности человека и его внутреннего мира; -строит произвольные речевые высказывания с использованием научных терминов -«неживая природа», «живая природа» «организм», « биология», «царства» ; -участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками -осуществляет поиск информации в учебнике -участвует в постановке и решении проблемной ситуации. | Устный опрос. Практическая работа. Тестовая работа. Самооценка с использованием оценочного листа. | uchi.ru resh.edu.ru education.yandex.ru |
| Эта удивительная природа | 17 | 3 | 6 | 29.09-01.12 | Выполняет упражнения, направленные на развитие умений описывать изученные вещества; - классифицировать растения и животные; -моделировать круговорот воды в природе; - -выполнять правила бережного отношения к природе; -строит произвольные речевые высказывания с использованием научных терминов … тело», «вещество», «частица», «круговорот воды в природе», «испарение»; -участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при знакомстве с понятиями «тело», «вещество», «частица», «круговорот воды в природе», «испарение»; - описании изученных веществ; -участвует в дидактических играх: -«Кто больше назовёт животных»; -«Кто больше назовёт растений»; -осуществляет знаково-символическое моделирование при моделировании круговорота воды в природе. -анализирует, классифицирует, сравнивает; -осуществляет поиск информации в учебнике -ориентируется в содержании учебника -участвует в постановке и решении проблемной ситуации при | Устный опрос. Практическая работа. Тестовая работа. Самооценка с использованием оценочного листа. | uchi.ru resh.edu.ru education.yandex.ru |
| «Мы и наше здоровье» | 12 | 1 | 4 | 02.12-19.01 | Выполняет упражнения, направленные на развитие умений при знакомстве с внутренним строением человека; -пятью чувств; - дыханием и движением крови; -умении показывать внутренние органы на модели человека; - защищать свой организм; - оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; -правильно питаться; -предупреждать болезни; -строит произвольные речевые высказывания с использованием научных терминов … при знакомстве с внутренним строением человека; -участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при знакомстве с внутренним строением человека; -осуществляет знаково-символическое моделирование при умении показывать внутренние органы человека; -осуществляет поиск информации в учебнике; -ориентируется в содержании учебника «окружающий мир.» и его навигационной системе при изучении тем раздела; -участвует в постановке и решении проблемной ситуации при знакомстве с внутренним строением человека; -выполняет творческие задания | Устный опрос. Практическая работа. Контрольная работа. Тестовая работа. Самооценка с использованием оценочного листа. | uchi.ru resh.edu.ru education.yandex.ru |
| «Наша безопасность» | 8 | 1 | 2 | 20.01-16.02 | Выполняет упражнения, направленные на развитие умений при знакомстве с понятием «экологическая безопасность»; - правилами пожарной безопасности; обращения с газовыми приборами; -дорожными знаками; - опасными местами для человека; -правилами безопасности при обращении с природой; - умении выполнять правила пожарной безопасности; -правила обращения с газовыми приборами; - правила безопасного поведения на улицах и дорогах; -ориентироваться на дороге; - предвидеть опасность, избегать её; - выполнять правила личной экологической безопасности; -строит произвольные речевые высказывания с использованием научных терминов … при знакомстве с понятием «экологическая безопасность»; -участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при знакомстве с понятием «экологическая безопасность»; Правилами пожарной безопасности обращения с газовыми приборами; -дорожными знаками; - опасными местами для человека; -правилами безопасности при обращении с природой; - умении выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. - правила безопасного поведения на улицах и дорогах; -ориентироваться на дороге; - предвидеть опасность, избегать её; - выполнять правила личной экологической безопасности; | Устный опрос. Практическая работа. Тестовая работа. Самооценка с использованием оценочного листа. | uchi.ru resh.edu.ru education.yandex.ru |
| «Чему учит экономика» | 11 | 2 | 4 | 17.02-07.04 | Выполняет упражнения, направленные на развитие умений при знакомстве с понятиями «экономика» «бюджет «доходы», «налоги», «расходы; - отраслями экономики; - основными полезными ископаемыми и их значение в жизни человека; -основами семейного бюджета; - задачами экологии; -умении обнаруживать взаимосвязи между отраслями экономики; -различать денежные единицы некоторых стран; -объяснять, что такое государственный бюджет; -необходимость уплаты налогов гражданами страны; - обнаруживать связи между экономикой и экологией; - строить простейшие экологические прогнозы; -строит произвольные речевые высказывания с использованием научных терминов «экономика» «бюджет «доходы», «налоги», «расходы; -различать денежные единицы некоторых стран; -объяснять, что такое государственный бюджет; -необходимость уплаты налогов гражданами страны; - обнаруживать связи между экономикой и экологией; - строить простейшие экологические прогнозы; | Устный опрос. Практическая работа. Тестовая работа. Самооценка с использованием оценочного листа. | uchi.ru resh.edu.ru education.yandex.ru |
| «Путешествие по городам и странам» | 12 | 3 | 2 | 13.04-19.05 | Выполняет упражнения, направленные на … развитие умений, при знакомстве с городами Золотого кольца России; -государствами, ближайшими соседями России; - северными европейскими государствами; - странами Бенилюкса; -странами, расположенными в центре Европы; - памятниками архитектуры и искусства - своего города; -умении находить на карте города Золотого кольца; -страны – соседи России -строит произвольные речевые высказывания с использованием научных терминов при знакомстве с городами Золотого кольца России; -государствами, ближайшими соседями России; - северными европейскими государствами; - странами Бенилюкса; -странами, расположенными в центре Европы; - памятниками архитектуры и искусства - своего города; -умении находить на карте города Золотого кольца; -страны – соседи России; -участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками; -участвует в дидактических играх: «Я- экскурсовод»; -осуществляет знаково-символическое моделирование; -осуществляет поиск информации в учебнике, -ориентируется в содержании учебника «окружающий мир» и его навигационной системе при изучении тем раздела; -участвует в постановке и решении проблемной ситуации при знакомстве с городами Золотого кольца России; -государствами, ближайшими соседями России; - северными европейскими государствами; - странами Бенилюкса; -странами, расположенными в центре Европы; -выполняет творческие задания: - придумай свою подпись к фотографии; - придумай вопросы для викторины; | Устный опрос. Практическая работа. Контрольная работа. Тестовая работа. Самооценка с использованием оценочного листа. | uchi.ru resh.edu.ru education.yandex.ru |
Поурочное планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Дата изучения |
всего | контрольные работы | практические работы | план | факт |
1 | Природа. | 1 | | | 01.09 | |
2 | Человек. | 1 | | | 02.09 | |
3 | Общество. | 1 | | | 08.09 | |
4 | Российская Федерация. | 1 | | | 09.09 | |
5 | О чём расскажет план. | | | | 15.09 | |
6 | Что такое экология. Проект «Богатства, отданные людям» Подготовка к выполнению проекта. | 1 | | 1 | 16.09 | |
7 | Проверочная работа по теме «Как устроен мир» | 1 | 1 | | 22.09 | |
8 | Звёздное небо – Великая книга Природы. | 1 | | | 23.09 | |
9 | Тела, вещества, частицы. | | | 1 | 29.09 | |
10 | Разнообразие веществ. | 1 | | | 30.09 | |
11 | Воздух и его охрана. | 1 | | 1 | 06.10 | |
12 | Вода. Проверочный тест по теме «Тела, вещества, частицы». | 1 | 1 | | 07.10 | |
13 | Превращения и круговорот воды. | 1 | | 1 | 13.10 | |
14 | Берегите воду! | 1 | | | 14.10 | |
15 | Что такое почва. | 1 | | 1 | 20.10 | |
16 | Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. | 1 | | | 21.10 | |
17 | Тестовая проверочная работа по теме «Разнообразие растений». | 1 | 1 | | 27.10 | |
18 | Размножение и развитие растений | 1 | | 1 | 28.10 | |
19 | Охрана растений. | 1 | | | 10.11 | |
20 | Разнообразие животных. | 1 | | | 11.11 | |
21 | Кто что ест. Проект: «Разнообразие природы нашего края». | 1 | | 1 | 17.11 | |
22 | Размножение и развитие животных. | 1 | | | 18.11 | |
23 | Охрана животных. | 1 | | | 24.11 | |
24 | В царстве грибов. | 1 | | | 25.11 | |
25 | Великий круговорот жизни. Проверочная работа по теме «Эта удивительная природа». | 1 | 1 | | 01.12 | |
26 | Организм человека. | 1 | | | 02.12 | |
27 | Органы чувств. | 1 | | | 08.12 | |
28 | Надежная защита организма. | 1 | | 1 | 09.12 | |
29 | Опора тела и движение. | 1 | | | 15.12 | |
30 | Наше питание. | 1 | | | 16.12 | |
31 | Контрольная работа за 1 полугодие. | 1 | 1 | | 22.12 | |
32 | Анализ контрольной работы. | 1 | | | 23.12 | |
33 | Дыхание и кровообращение. | 1 | | 1 | 29.12 | |
34 | Умей побеждать болезни. | 1 | | | 30.12 | |
35 | Здоровый образ жизни. | 1 | | | 12.01 | |
36 | Проект «Школа кулинаров». Подготовка к выполнению проекта. | 1 | | 1 | 13.01 | |
37 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». | 1 | | 1 | 19.01 | |
38 | Огонь, вода и газ. | 1 | | | 20.01 | |
39 | Чтобы путь был счастливым. | 1 | | | 26.01 | |
40 | Дорожные знаки | 1 | | 1 | 27.01 | |
41 | Опасные места | 1 | | | 02.02 | |
42 | Природа и наша безопасность. | 1 | | | 03.02 | |
43 | Экологическая безопасность. | 1 | | | 09.02 | |
44 | Проект «Кто нас защищает». Подготовка к выполнению проекта. | 1 | | 1 | 10.02 | |
45 | Тестовая проверочная работа по теме «Наша безопасность». | 1 | 1 | | 16.02 | |
46 | Для чего нужна экономика | 1 | | | 17.02 | |
47 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | | | 02.03 | |
48 | Полезные ископаемые. | 1 | | 1 | 03.03 | |
49 | Растениеводство. Животноводство. | 1 | | 1 | 09.03 | |
50 | Какая бывает промышленность. | 1 | | | 10.03 | |
51 | Проверочная работа по теме «Для чего нужна экономика». | 1 | 1 | | 16.03 | |
52 | Что такое деньги. | 1 | | 1 | 17.03 | |
53 | Государственный бюджет. | 1 | | | 30.03 | |
54 | Семейный бюджет. Проверочная работа по теме «Чему учит экономика». | 1 | 1 | | 31.03 | |
55 | Экономика и экология. | 1 | | | 06.04 | |
56 | Проект «Экономика родного края». Подготовка к выполнению проекта. | 1 | | 1 | 07.04 | |
57 | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. | 1 | | | 13.04 | |
58 | Наши ближайшие соседи. Проверочная работа по теме «Золотое кольцо России». | 1 | 1 | | 14.04 | |
59 | На севере Европы | 1 | | | 20.04 | |
60 | Что такое Бенилюкс? | 1 | | | 21.04 | |
61 | В центре Европы. | 1 | | | 27.04 | |
62 | Комплексная контрольная работа за курс 3 класса. | 1 | 1 | | 28.04 | |
63 | Путешествие по Франции и Великобритании | 1 | | | 04.05 | |
64 | На юге Европы. | 1 | | | 05.05 | |
65 | Контрольная работа за курс 3 класса. | 1 | 1 | | 11.05 | |
66 | Всемирное наследие. | 1 | | | 12.05 | |
67 | Анализ контрольной работы. Проект «Музей путешествий», подготовка к выполнению. | 1 | | 1 | 18.05 | |
68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | 1 | | 1 | 19.05 | |