СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новомирская средняя общеобразовательная школа Азовского района




РАССМОТРЕНО

методическим советом

_________ С.А.Ведерина

Протокол №1 от 18.08.2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________С.А.Ведерина

26.08.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

_________Н.П.Тегляй


Приказ от 30.08.2022 №136


М.П.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру



для 3 класса на 2022-2023 учебный год


Уровень общего образования начальное общее образование


Общее количество часов 68

Количество часов в неделю 2






Учитель: Маяцкая Инна Анатольевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория












п. Новомирский

Азовского района Ростовской области

2022 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 3 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта. 

Рабочие программы. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2017, ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу «Школа России»:

Плешаков А. А. «Окружающий мир» 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. М: Просвещение - 2020 г.

Нормативно-правовые документы, на основе которых разрабатывалась рабочая программа:

  1. Приказ Минпросвещения России от 06.10.2009 г. № 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785)

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573)

  3. Методические рекомендации – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278827/2a682f0091a7354a5b60bd9e8e699b237680585c/

Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета; 

  2. развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; 

  3. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся; 

  4. развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. 

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • раскрытие роли человека в природе и обществе; 

  • освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гума­нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде­лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар­монии с интересами природы и общества, тем самым обе­спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте­ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен­ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра­зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа­ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель­ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента­ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира.


Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчита­на на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 клас­сы — по 68ч (34 учебные недели). На реализацию программы в 2022-2023 учебном году по окружающему миру в 3 классе отводится 68 часов.


Структура курса

Название темы

Количество часов

1

«Как устроен мир»

8

2

«Эта удивительная природа»

17

3

«Мы и наше здоровье»

12

4

«Наша безопасность»

8

5

«Чему учит экономика»

11

6

«Путешествия по городам и странам»

12

всего


68












Содержание учебного предмета

3 класс (68 ч)

Как устроен мир (8 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (меж­ду неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутрен­ний мир человека. Восприятие, память, мышление, вообра­жение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Эко­логия – наука о связях между живыми существами и окру­жающей их средой. Роль экологии в сохранении природно­го дома человечества. Воздействие людей на природу (отри­цательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Эта удивительная природа (17ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для жи­вых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источни­ки загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо­мия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании поч­вы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непроду­манной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Ды­хание и питание растений. Размножение и развитие расте­ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насеко­мые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные жи­вотные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пира­мида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч­ных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (орга­низмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (12 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при неболь­ших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осан­ка. Значение физического труда и физкультуры для разви­тия скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витами­ны. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организ­ме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жиз­ни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (8 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Без­опасность при езде на велосипеде, автомобиле, в обществен­ном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении без­опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, инфор­мационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: бал­кон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на ули­це, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Пра­вила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загряз­ненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за­щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит экономика (11 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физи­ческий и умственный труд. Зависимость успеха труда от об­разования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономи­ке. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подзем­ных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электро­энергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш­ленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значе­ние. Построение безопасной экономики – одна из важней­ших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (12 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримеча­тельности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, располо­жение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися па­мятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человече­ства – долг всего общества и каждого человека.

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:


Гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; 

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; 

  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; 

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:

  • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; 

  • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; 

  • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

  • понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; 

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); 

  • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:

  • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

  • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира; 

  • осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств


Метапредметные результаты


Познавательные универсальные учебные действия:

1)  Базовые логические действия:

  • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; 

  • на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие; изменения во времени и в пространстве); 

  • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; 

  • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; 

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; 

  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; 

  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма

2)  Базовые исследовательские действия:

  • проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; 

  • определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; 

  • формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 

  • моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. ); 

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); 

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

3)  Работа с информацией:

  • использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; 

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; 

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; 

  • находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; 

  • читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); 

  • соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя); 

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; 

  • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; 

  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; 

  • использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; 

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); 

  • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; 

  • находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; 

  • готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:

1)  Самоорганизация:

  • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; 

  • выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

2)  Самоконтроль:

  • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; 

  • находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); 

  • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.

3)  Самооценка:

  • объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; 

  • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:

  • понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); 

  • коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; 

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; 

  • выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; 

  • ответственно выполнять свою часть работы.

Предметные результаты


К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

  • различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона; 

  • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; 

  • приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России; 

  • показывать на карте мира материки, изученные страны мира; 

  • различать расходы и доходы семейного бюджета; 

  • распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; 

  • проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов; 

  • группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; 

  • сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; 

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства; 

  • использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; 

  • использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека; 

  • фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы; 

  • создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией); 

  • соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта; 

  • соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний; 

  • соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома; 

  • соблюдать правила нравственного поведения на природе; 

  • безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.

Раздел «Человек и природа»

Обучающиеся 3 класса научатся:

- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

- использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

- использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации;

- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня правила рационального питания и личной гигиены.

- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.


Раздел «Человек и общество»

Обучающийся научится:

- различать государственную символику Российской Федерации: описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;

- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.);

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

- соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.













Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Даты изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

«Как устроен мир»

8

1

1

01.09-23.09

Выполняет упражнения, направленные на развитие умений при знакомстве с классификацией природы;

- отличием человека от других объектов живой природы;

-некоторыми видами растений и животных, занесённых в Красную книгу;

-умении оперировать понятиями: «неживая природа», «живая природа» «организм» «биология», «царства», «бактерии», «микроскоп»;

-различием понятий» государство», «территория»;

-отличии экологии от других похожих наук; различии внешности человека и его внутреннего мира;

-строит произвольные речевые высказывания с использованием научных терминов -«неживая природа», «живая природа» «организм», « биология», «царства» ;

-участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками

-осуществляет поиск информации в учебнике

-участвует в постановке и решении проблемной ситуации.

Устный опрос.

Практическая работа.

Тестовая работа.

Самооценка с использованием оценочного листа.

uchi.ru

resh.edu.ru

education.yandex.ru


Эта удивительная природа

17

3

6

29.09-01.12

Выполняет упражнения, направленные на развитие умений описывать изученные вещества;

- классифицировать растения и животные;

-моделировать круговорот воды в природе;

- -выполнять правила бережного отношения к природе;

-строит произвольные речевые высказывания с использованием научных терминов … тело», «вещество», «частица», «круговорот воды в природе», «испарение»;

-участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при знакомстве с понятиями «тело», «вещество», «частица», «круговорот воды в природе», «испарение»;

- описании изученных веществ;

-участвует в дидактических играх:

-«Кто больше назовёт животных»;

-«Кто больше назовёт растений»;

-осуществляет знаково-символическое моделирование при моделировании круговорота воды в природе.

-анализирует, классифицирует, сравнивает;

-осуществляет поиск информации в учебнике

-ориентируется в содержании учебника -участвует в постановке и решении проблемной ситуации при


Устный опрос.

Практическая работа.

Тестовая работа.

Самооценка с использованием оценочного листа.

uchi.ru

resh.edu.ru

education.yandex.ru


«Мы и наше здоровье»

12

1

4

02.12-19.01

Выполняет упражнения, направленные на развитие умений при знакомстве с внутренним строением человека;

-пятью чувств;

- дыханием и движением крови;

-умении показывать внутренние органы на модели человека;

- защищать свой организм;

- оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

-правильно питаться;

-предупреждать болезни;

-строит произвольные речевые высказывания с использованием научных терминов … при знакомстве с внутренним строением человека;

-участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при знакомстве с внутренним строением человека;

-осуществляет знаково-символическое моделирование при умении показывать внутренние органы человека;

-осуществляет поиск информации в учебнике;

-ориентируется в содержании учебника «окружающий мир.» и его навигационной системе при изучении тем раздела;

-участвует в постановке и решении проблемной ситуации при знакомстве с внутренним строением человека;


-выполняет творческие задания

Устный опрос.

Практическая работа.

Контрольная работа. Тестовая работа.

Самооценка с использованием оценочного листа.

uchi.ru

resh.edu.ru

education.yandex.ru



«Наша безопасность»

8

1

2

20.01-16.02

Выполняет упражнения, направленные на развитие умений при знакомстве с понятием «экологическая безопасность»;

- правилами пожарной безопасности; обращения с газовыми приборами;

-дорожными знаками;

- опасными местами для человека;

-правилами безопасности при обращении с природой;

- умении выполнять правила пожарной безопасности;

-правила обращения с газовыми приборами;

- правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

-ориентироваться на дороге;

- предвидеть опасность, избегать её;

- выполнять правила личной экологической безопасности;

-строит произвольные речевые высказывания с использованием научных терминов … при знакомстве с понятием «экологическая безопасность»;

-участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при знакомстве с понятием «экологическая безопасность»;

Правилами пожарной безопасности обращения с газовыми приборами;

-дорожными знаками;

- опасными местами для человека;

-правилами безопасности при обращении с природой;

- умении выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

- правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

-ориентироваться на дороге;

- предвидеть опасность, избегать её;

- выполнять правила личной экологической безопасности;

Устный опрос.

Практическая работа.

Тестовая работа.

Самооценка с использованием оценочного листа.

uchi.ru

resh.edu.ru

education.yandex.ru


«Чему учит экономика»

11

2

4

17.02-07.04

Выполняет упражнения, направленные на

развитие умений при знакомстве с понятиями

«экономика» «бюджет «доходы», «налоги», «расходы;

- отраслями экономики;

- основными полезными ископаемыми и их значение в жизни человека;

-основами семейного бюджета;

- задачами экологии;

-умении обнаруживать взаимосвязи между отраслями экономики;

-различать денежные единицы некоторых стран;

-объяснять, что такое государственный бюджет;

-необходимость уплаты налогов гражданами страны;

- обнаруживать связи между экономикой и экологией;

- строить простейшие экологические прогнозы;

-строит произвольные речевые высказывания с использованием научных терминов «экономика» «бюджет «доходы», «налоги», «расходы;

-различать денежные единицы некоторых стран;

-объяснять, что такое государственный бюджет;

-необходимость уплаты налогов гражданами страны;

- обнаруживать связи между экономикой и экологией;

- строить простейшие экологические прогнозы;

Устный опрос.

Практическая работа.

Тестовая работа.

Самооценка с использованием оценочного листа.

uchi.ru

resh.edu.ru

education.yandex.ru


«Путешествие по городам и странам»

12

3

2

13.04-19.05

Выполняет упражнения, направленные на … развитие умений, при знакомстве с городами Золотого кольца России;

-государствами, ближайшими соседями России;

- северными европейскими государствами;

- странами Бенилюкса;

-странами, расположенными в центре Европы;

- памятниками архитектуры и искусства - своего города;

-умении находить на карте города Золотого кольца;

-страны – соседи России

-строит произвольные речевые высказывания с использованием научных терминов при знакомстве с городами Золотого кольца России;

-государствами, ближайшими соседями России;

- северными европейскими государствами;

- странами Бенилюкса;

-странами, расположенными в центре Европы;

- памятниками архитектуры и искусства - своего города;

-умении находить на карте города Золотого кольца;

-страны – соседи России;

-участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками;

-участвует в дидактических играх: «Я- экскурсовод»;

-осуществляет знаково-символическое моделирование;

-осуществляет поиск информации в учебнике,

-ориентируется в содержании учебника «окружающий мир» и его навигационной системе при изучении тем раздела;

-участвует в постановке и решении проблемной ситуации при знакомстве с городами Золотого кольца России;

-государствами, ближайшими соседями России;

- северными европейскими государствами;

- странами Бенилюкса;

-странами, расположенными в центре Европы;

-выполняет творческие задания:

- придумай свою подпись к фотографии;

- придумай вопросы для викторины;


Устный опрос.

Практическая работа.

Контрольная работа. Тестовая работа.

Самооценка с использованием оценочного листа.

uchi.ru

resh.edu.ru

education.yandex.ru









Поурочное планирование

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

всего

контрольные работы

практические работы

план

факт

1

Природа.

1



01.09


2

Человек.

1



02.09


3

Общество.

1



08.09


4

Российская Федерация.

1



09.09


5

О чём расскажет план.




15.09


6

Что такое экология. Проект «Богатства, отданные людям»

Подготовка к выполнению проекта.

1


1

16.09


7

Проверочная работа по теме «Как устроен мир»

1

1


22.09


8

Звёздное небо – Великая книга Природы.

1



23.09


9

Тела, вещества, частицы.



1

29.09


10

Разнообразие веществ.

1



30.09


11

Воздух и его охрана.

1


1

06.10


12

Вода. Проверочный тест по теме «Тела, вещества, частицы».

1

1


07.10


13

Превращения и круговорот воды.

1


1

13.10


14

Берегите воду!

1



14.10


15

Что такое почва.

1


1

20.10


16

Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами.

1



21.10


17

Тестовая проверочная работа по теме «Разнообразие растений».

1

1


27.10


18

Размножение и развитие растений

1


1

28.10


19

Охрана растений.


1



10.11


20

Разнообразие животных.


1



11.11


21

Кто что ест.

Проект: «Разнообразие природы нашего края».


1


1

17.11


22

Размножение и развитие животных.

1



18.11


23

Охрана животных.

1



24.11


24

В царстве грибов.

1



25.11


25

Великий круговорот жизни.

Проверочная работа по теме «Эта удивительная природа».

1

1


01.12


26

Организм человека.

1



02.12


27

Органы чувств.

1



08.12


28

Надежная защита организма.

1


1

09.12


29

Опора тела и движение.

1



15.12


30

Наше питание.

1



16.12


31

Контрольная работа за 1 полугодие.

1

1


22.12


32

Анализ контрольной работы.

1



23.12


33

Дыхание и кровообращение.

1


1

29.12


34

Умей побеждать болезни.


1



30.12


35

Здоровый образ жизни.


1



12.01


36

Проект «Школа кулинаров».

Подготовка к выполнению проекта.

1


1

13.01


37

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края»,

«Школа кулинаров».

1


1

19.01


38

Огонь, вода и газ.

1



20.01


39

Чтобы путь был счастливым.

1



26.01


40

Дорожные знаки

1


1

27.01


41

Опасные места

1



02.02


42

Природа и наша безопасность.


1



03.02


43

Экологическая безопасность.


1



09.02


44

Проект «Кто нас защищает».

Подготовка к выполнению проекта.

1


1

10.02


45

Тестовая проверочная работа по теме «Наша безопасность».

1

1


16.02


46

Для чего нужна экономика


1



17.02


47

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1



02.03


48

Полезные ископаемые.

1


1

03.03


49

Растениеводство. Животноводство.

1


1

09.03


50

Какая бывает промышленность.

1



10.03


51

Проверочная работа по теме «Для чего нужна экономика».

1

1


16.03


52

Что такое деньги.


1


1

17.03


53

Государственный бюджет.


1



30.03


54

Семейный бюджет.

Проверочная работа по теме «Чему учит экономика».

1

1


31.03


55

Экономика и экология.

1



06.04


56

Проект «Экономика родного края».

Подготовка к выполнению проекта.

1


1

07.04


57

Золотое кольцо России – слава и гордость страны.

1



13.04


58

Наши ближайшие соседи. Проверочная работа по теме «Золотое кольцо России».

1

1


14.04


59

На севере Европы

1



20.04


60

Что такое Бенилюкс?


1



21.04


61

В центре Европы.


1



27.04


62

Комплексная контрольная работа за курс 3 класса.

1

1


28.04


63

Путешествие по Франции и Великобритании


1



04.05


64

На юге Европы.


1



05.05


65

Контрольная работа за курс 3 класса.

1

1


11.05


66

Всемирное наследие.

1



12.05


67

Анализ контрольной работы. Проект «Музей путешествий», подготовка к выполнению.

1


1

18.05


68

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

1


1

19.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!