Комитет администрации Романовского района по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Закладинская средняя общеобразовательная школа »
Согласовано: РМО учителей начальных классов Протокол № ___ «____»____________2022года | Согласовано: ответственный по УВР __________ Михеева Е. В. «____»___________2022 года | Утверждаю: Директор школы: _______Галигузова И.М. Приказ № ____________ «__» ________2022 года |
Рабочая программа по окружающему миру
Предметная область: обществознание и естествознание
Начальное общее образование
2 класс
2022-2023 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Костенко О.В.
с. Грановка
2022г.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»2 КЛАСС (68 ч)
Человек и общество
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного трансп орта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
В младшем школьном возрасте многие психические и личностные новообразования находятся в стадии становления и не отражают завершённый этап их развития. Это происходит индивидуально в соответствии с возможностями ребёнка, темпом его обучаемости, особенностями социальной среды, в которой он живёт, поэтому выделять планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Окружающий мир» в области личностных и метапредметных достижений по годам обучения нецелесообразно. Исходя из этого, планируемые результаты начинаются с характеристики обобщённых достижений в становлении личностных и метапредметных способов действий и качеств субъекта учебной деятельности, которые могут быть сформированы у младших школьников к концу обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
-становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
-проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
- применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
-понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
-осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
- осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
- понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
- на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
- сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
- проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
- определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
- использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
- находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
- читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
- соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
- использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); - конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
- находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
- фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
- выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; 6 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
- находить Россию на карте мира, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
- узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;
- проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России;
- соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
- распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
- приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края;
- проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения;
- приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека;
- описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
- описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
- группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
- ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу;
- создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;
- использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
- соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней;
- соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро;
- соблюдать режим дня и питания;
- безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого доступа в Интернет; безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в случае необходимости.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Раздел 1. Человек и общество. |
1.1 | Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. | 1 | http://school- collection.edu.ru) |
1.2 | Государственные символы России, символика своего региона. | 1 | http://school- collection.edu.ru) |
1.3 | Москва — столица. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы. | 2 | http://school- collection.edu.ru) |
1.4 | Города России. Свой регион и его столица на карте РФ. | 1 | http://school- collection.edu.ru) |
1.5 | Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. | 2 | http://school- collection.edu.ru) |
1.6 | Родной край, его природные и культурные достопримечательности. | 1 | http://school- collection.edu.ru) |
1.7 | Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте. | 1 | http://school- collection.edu.ru) |
1.8 | Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. | 1 | http://school- collection.edu.ru) |
1.9 | Семья — коллектив. Семейное древо. Семейные ценности. и традиции. | 2 | http://school- collection.edu.ru) |
1.10 | Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи. | 1 | http://school- collection.edu.ru) |
1.11 | Правила культурного поведения в общественных местах. | 1 | http://school- collection.edu.ru) |
1.12 | Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества. | 2 | http://school- collection.edu.ru) |
| Итого по разделу | 16 | |
Раздел 2. Человек и природа. |
2.1 | Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. | 3 | http://school- collection.edu.ru) |
2.2 | Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. | 3 | http://school- collection.edu.ru) |
2.3 | Изображения Земли: глобус, карта, план. | 3 | http://school- collection.edu.ru) |
2.4 | Карта мира. Материки, океаны. | 3 | http://school- collection.edu.ru) |
2.5 | Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности. | 3 | http://school- collection.edu.ru) |
2.6 | Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. | 3 | http://school- collection.edu.ru) |
2.7 | Дикорастущие и культурные растения. | 3 | http://school- collection.edu.ru) |
2.8 | Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения. | 3 | http://school- collection.edu.ru) |
2.9 | Мир животных (фауна). | 3 | http://school- collection.edu.ru) |
2.10 | Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). | 3 | http://school- collection.edu.ru) |
2.11 | Сезонная жизнь животных. | 1 | http://school- collection.edu.ru) |
2.12 | Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. | 2 | http://school- collection.edu.ru) |
2.13 | Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. | 1 | http://school- collection.edu.ru) |
| Итого по разделу | 34 | |
Раздел 3. Правила безопасной жизни. |
3.1 | Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). | 2 | http://school- collection.edu.ru) |
3.2 | Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. | 2 | http://school- collection.edu.ru) |
3.3 | Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории). | 2 | http://school- collection.edu.ru) |
3.4 | Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи. | 3 | http://school- collection.edu.ru) |
3.5 | Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | 3 | http://school- collection.edu.ru) |
| Итого по разделу | 12 | |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | |