Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 83»
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов Пр. № 1 от 29.08.19 г. Руководитель МО ________ (Гаврилова Н.Н.) | «Согласовано» Зам.директора по УВР _____________( Седова А.Ю.) «02» 09.2019 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя школа № 83» _____________Н.Н.Соловьева Пр. № 140 от 02.09.19 г. |
Рабочая программа
по окружающему миру
2 класс
Уровень общего образования: начальное общее образование
Количество часов по учебному плану: 70 часов (2 ч. в неделю)
Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год
Учитель Гаврилова Н.Н., высшая кв. категория
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе программы общеобразовательных учреждений Начальная школа 1-4 классы УМК «Планета знаний», Москва, издательство «Астрель» 2012.
И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова, Е. В. Саплина, А. И. Саплин - Программа курса "Окружающий мир", 1-4 классы
Учебник: Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник в 2 ч., АСТ Астрель , 2018 г.
г. Ульяновск
2019
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;
понимание значения взаимопомощи в семье;
способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета;
могут быть сформированы:
понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;
понимание ценности семейных отношений;
способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
приводить примеры приборов и инструментов;
пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
различать тела природы и изделия;
приводить примеры тел и веществ;
приводить примеры источников энергии;
рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;
рассказывать об исследованиях космоса;
называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;
рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне;
рассказывать о значении камня в жизни человека;
называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);
сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.
Учащиеся получат возможность научиться:
рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;
приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;
рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;
называть планеты Солнечной системы;
отличать планету от звезды;
показывать на глобусе материки и океаны;
приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
рассказывать об использовании электрической энергии;
рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;
понимать, что такое окружающая среда;
приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;
понимать значение науки и труда в жизни общества;
рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать, что человек — часть общества и часть природы;
понимать значение общества в жизни человека;
осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;
рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);
понимать значение искусства как способа познания мира.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;
проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;
оценивать правильность выполнения заданий.
Учащиеся могут научиться:
развивать и тренировать свою наблюдательность;
ставить цели проведения наблюдений и опытов;
осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;
планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
Познавательные
Учащиеся научатся:
фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;
понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;
понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
пользоваться справочником, помещенным в учебнике;
понимать значение знаков и символов в жизни общества.
Учащиеся могут научиться:
пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;
осуществлять описание объектов природы;
сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам;
устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;
обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;
ставить вопросы друг другу.
Учащиеся могут научиться:
высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;
выполнять основные правила этикета (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять).
Содержание учебного предмета
Как люди познают мир(16ч)
Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.
Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.
Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.
Искусство как способ познания мира.
Мы живём на планете Земля(14ч)
Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.
Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.
Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.
Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.
Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.
Природа вокруг нас(24ч)
Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.
В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.
Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.
Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.
Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.
Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.
Люди вокруг нас(16ч)
Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.
Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.
Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.
Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.
Учебно-тематический план
№ | Тема блока | Количество часов |
1. | Как люди познают мир | 16 ч. |
2. | Мы живем на планете Земля | 14 ч. |
3. | Природа вокруг нас | 24 ч. |
4. | Люди вокруг нас | 16 ч. |
| Итого | 70 ч. |
Выполнение практической части
Основной формой организации учебно-воспитательной деятельности курса «Окружающий мир» является урок. В деле изучения курса используются уроки знакомства с новым материалом и закрепления изученного, уроки-презентации, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки-путешествия, комбинированные уроки, творческие уроки. Основными методами и формами контроля могут быть: индивидуальные, фронтальные и групповые оценивания, тесты и проверочные работы. Количество контрольных и проверочных работ за год
Вид контроля | Количество |
Проверочная работа | 5 |
Диагностический контроль | 3 |
Комплексная контрольная работа | 1 |
№ п/п | | Кол-во часов | Примечания |
1 | Экскурсии | 2 | |
2 | Проверочные работы | 5 | |
3 | Комплексная контрольная работа | 1 | |
Проверочные работы:
№ п/п | Сроки проведения |
Работа № 1. Проверочная работа по теме «Как люди познают мир» | октябрь |
Работа № 2. Проверочная работа по теме «Мы живём на планете Земля» | декабрь |
Работа № 3. . Проверочная работа по теме «Природа вокруг нас» | апрель |
Работа № 4. Проверочная работа по теме «Люди вокруг нас» | май |
Работа № 5. Итоговая | май |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
По плану | По факту |
| Как люди познают мир – 16 ч. | | | | | |
1. | Знакомство с учебником. О науке. | 1 | | | |
2. | Науки бывают разные. | 1 | | | |
3. | Ученые России. Человек – изобретатель. | 1 | | | |
4. | Экскурсия в лес и к водоему.Правила безопасного поведения в лесу и у водоема. | 1 | | | |
5. | Входной диагностический контроль. Тест. | 1 | | | |
6. | Анализ работ. Как учёные изучают мир. Опыт и наблюдение. Оказание первой медицинской помощи при царапинах, ссадинах. | 1 | | | |
7. | Как учёные изучают мир. Методы научного познания. | 1 | | | |
8. | Умей видеть Как уберечь глаза и зрение. | 1 | | | |
9. | Умей видеть Тренируй свою наблюдательность. Наблюдательность на дороге. | 1 | | | |
10. | Приборы и инструменты. | 1 | | | |
11. | Измерение температуры. Измерение времени Осторожно ртуть! | 1 | | | |
12. | Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей | 1 | | | |
13. | Справочники, словари, энциклопедии | 1 | | | |
14. | Знаки и символы Дорожные знаки. | 1 | | | |
15. | Об искусстве. Обобщение по теме: «Как люди познают мир». | 1 | | | |
16. | Проверочная работа по теме: «Как люди познают мир» | 1 | | | |
| Мы живём на планете Земля -14 ч | | | | | |
17. | Что такое космос. Звездное небо | 1 | | | |
18. | Что такое космос. Созвездия Инструктаж по правилам поведения на каникулах: ПДД, ППБ, ЧС | 1 | | | |
19. | Солнечная система.ЧС - природного происхождения | 1 | | | |
20. | Голубая планета Земля Сигнал «Внимание всем!». | 1 | | | |
21. | Спутник Земли — Луна | 1 | | | |
22. | Исследование космоса | 1 | | | |
23. | Что такое глобус. | 1 | | | |
24. | Почему день сменяет ночь. Режим дня | 1 | | | |
25. | Как изучали земной шар. Путешествия Чем опасны водоемы зимой.. | 1 | | | |
26. | Как изучали земной шар. Знаменитые путешественники. Дорожная азбука. | 1 | | | |
27. | Исследование глубин морей и океанов Меры предосторожности при движении по льду водоемов. | 1 | | | |
28. | Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей. | 1 | | | |
29. | Проверочная работа по теме: «Мы живем на планете Земля» | 1 | | | |
30. | Защита проектов по теме «Мы живем в космосе» | 1 | | | |
| Природа вокруг нас - 24 ч | | | | | |
31. | Тела и вещества Оказание первой медицинской помощи при обморожении | 1 | | | |
32. | Тела и вещества. Что такое вещество Инструктаж на каникулы . по ПДД, ППБ, гололед | 1 | | | |
33. | Об энергии. | 1 | | | |
34. | Об энергии. От костра до котла Оказание первой медицинской помощи при ожогах. | 1 | | | |
35 | Свет и цвет. | 1 | | | |
36 | Свет и цвет. Зеркала. Близорукость и дальнозоркость | 1 | | | |
37 | Свет и цвет. Цвета радуги Сигналы светофора | 1 | | | |
38 | В мире звука. О звуке | 1 | | | |
39. | В мире звука. Шум вредит здоровью. Слух и глухота. | 1 | | | |
40 | В мире камня. Коллекция камней | 1 | | | |
41 | В мире камня. Применения камней. Камни – самоцветы Оказание первой медицинской помощи при порезах | 1 | | | |
42 | На опушке. Ивана – чай. | 1 | | | |
43 | О насекомых. Бабочки и жуки Опасные животные и насекомые, меры защиты от них. | 1 | | | |
44 | В берёзовой роще. В лес за грибами и ягодами. | 1 | | | |
45 | В мире природы. В низине. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад... | 1 | | | |
46. | В ельнике. Лиственница. | 1 | | | |
47 | В мире живой природы. У лесного озера Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. | 1 | | | |
48 | В мире живой природы. Лягушка. Жаба. | 1 | | | |
49 | В мире живой природы. В сосновом лесу. | 1 | | | |
50 | Берегите лес! Как ориентироваться в лесу. | 1 | | | |
51 | Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей. | 1 | | | |
52. | Проверочная работа по теме «Природа вокруг нас» | 1 | | | |
53 | Защита проектов по теме «Жизнь леса» Инструктаж на каникулы по ПДД, ППБ, ЧС, сосульки. | 1 | | | |
54. | Человек в обществе. Опасности на дорогах. | 1 | | | |
| Люди вокруг нас - 16 ч | | | | | |
55. | Человек в обществе. Жизнь в первобытном обществе. | 1 | | | |
56. | Труд в жизни человека.Отчего зависит наше здоровье. | 1 | | | |
57. | Комплексная проверочная работа. | 1 | | | |
58. | Семья. Отец и сыновьяПричины отравлений. Признаки отравлений | 1 | | | |
59. | Бюджет семьи. О деньгах | 1 | | | |
60. | Бюджет семьи. Что такое бюджет? | 1 | | | |
61. | Будем вежливы. Кого называют вежливыми | 1 | | | |
62. | Будем вежливы. Книжка, которой двести лет | 1 | | | |
63 | Будем вежливы. Разговор по телефону. | 1 | | | |
64 | Проверочная работа по теме: «Люди вокруг нас» | 1 | | | |
65 | О друзьях-товарищах Опасность игр на дороге. | 1 | | | |
66 | О привычках. Как избавиться от плохих привычек. | 1 | | | |
67 | Итоговая диагностическая работа. | 1 | | | |
68. 69. | Обобщение наблюдений за летними изменениями в природе и труде людей Инструктаж по правилам поведения во время летних каникулах на водоемах и пляже. ПДД,ППБ, ЧС. | 2 | | | |
70. | Повторение по теме: «Люди вокруг нас» | 1 | | | |
Лист коррекции календарно-тематического планирования поокружающему миру на 2019-2020 г.
Учитель Гаврилова Н.Н.класс 2б
№ | Название раздела. Тема урока. (раздел и тема,которую корректирую) | Кол-во часов | Коррективы (Указание скорректированной темы вместе с проводимой темой в соответствии с журналом) | Дата проведения (дата записи в журнале того урока,с которым объединяю) |
По плану | По факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |