муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 7 г. Ярцева
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ________/Аленькина Т. Г. Протокол № __ от «___» августа 2022 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СШ № 7 г. Ярцева __________/ Зубрилова Е.Ю. «___» августа 2022 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 7 г. Ярцева _________/ Кузнецова И. В. Приказ № ___ от «____» августа 2022 г. |
«Принята»
педагогическим советом
протокол № 1 от 30.08.2022 г.
Рабочая программа
учебного предмета
начального общего образования
по окружающему миру
для обучающихся 2 а, б классов
Аленькиной Татьяны Геннадьевны,
учителя высшей квалификационной категории
Осяниной Веры Александровны,
учителя высшей квалификационной категории
2022 – 2023 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507, от 31.12.2015 N 1576, Приказа Минпросвещения РФ от 11.12.2020 N 712)
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ № 7 г. Ярцева;
Программы по учебному предмету: Окружающий мир. Рабочие программы 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /А.А. Плешаков - М.: Просвещение, 2019.
Положения о рабочей программе.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
17) формирование знаний и навыков по соблюдению правил безопасности в современной цифровой среде.
Предметные результаты
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов,
от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Обучающийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водные объекты, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
УМК
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 2 класса. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2019.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Где мы живём? (4 ч) | |
| Родная страна. Наша Родина – Россия. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: герб, флаг, гимн; правила поведения при прослушивании гимна. |
| Город и село. Проект «Родной город». Представление о жизни города и села. Достопримечательности родного края. |
| Природа и рукотворный мир. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки предметов. |
| Проверим себя по разделу «Где мы живём?» |
Природа (20 ч) | |
| Неживая и живая природа. Связь между живой и неживой природой. |
| Явления природы. Примеры явлений природы. Измерение температуры воздуха термометром. |
| Что такое погода? Знакомство с условными знаками обозначения погоды. |
| В гости к осени (экскурсия). Наблюдение за осенними изменениями в природе. Правила безопасного поведения в природе. |
| В гости к осени. Осенние изменения в живой и неживой природе (по результатам экскурсии). |
| Звёздное небо. Звезды и созвездия. |
| Заглянем в кладовые земли. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края |
| Про воздух. Значение воздуха для растений, животных, человека. |
| Про воздух и про воду. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Бережное отношение к воде. |
| Какие бывают растения. Классификация растений, их разнообразие. Растения родного края. Бережное отношение к растениям. |
| Какие бывают животные. Классификация животных, их разнообразие. Бережное отношение к животным. Животные родного края. |
| Невидимые нити. Экологические связи между природой и человеком. |
| Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей. |
| Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. |
| Комнатные растения. Многообразие комнатных растений и правила ухода за ними. |
| Животные живого уголка. Правила ухода за домашними питомцами. Бережное отношение к ним. |
| Про кошек и собак. Разнообразие пород кошек и собак. Бережное отношение к ним. |
| Красная книга. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Меры по их сохранению. |
| Будь природе другом! Проект «Красная книга». Правила поведения в природе. Посильное участие в охране природы. |
| Проверим себя по разделу «Природа». |
Жизнь города и села (10 ч) | |
| Что такое экономика. Её составные части (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля) и связи между ними. |
| Из чего что сделано. Природные материалы, их использование в хозяйстве человеком. |
| Как построить дом. Представление о технологии строительства сельского и городского домов. Виды строительной техники. |
| Какой бывает транспорт. Виды транспорта и история его развития. |
| Культура и образование. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. |
| Все профессии важны. Проект «Профессии». Разнообразие профессий и их роль в экономике и жизни человека. |
| В гости к зиме (экскурсия). Наблюдение за зимними изменениями в природе. Правила безопасного поведения в природе. |
| В гости к зиме. Зимние изменения в живой и неживой природе (по результатам экскурсии). |
| Проверим себя по разделу «Жизнь города и села». |
| Презентация проектов « Родной город», «Красная книга», «Профессии». |
Здоровье и безопасность (9 ч) | |
| Строение тела человека. Общее представление о внутреннем и внешнем строении тела человека. |
| Если хочешь быть здоров. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. |
| Берегись автомобиля! Безопасное поведение на улицах и дорогах. |
| Школа пешехода. Безопасное поведение на улицах и дорогах. |
| Домашние опасности. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). |
| Пожар! Правила пожарной безопасности в доме, в школе. Номера телефонов экстренной помощи. |
| На воде и в лесу. Правила безопасного поведения в природе. |
| Опасные незнакомцы. Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Номера телефонов экстренной помощи. |
| Проверим себя по разделу «Здоровье и безопасность». |
Общение (7 ч) | |
| Наша дружная семья. Имена и фамилии членов семьи. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье. Оказание посильной помощи взрослым. |
| Проект «Родословная». Составление схемы родословного древа, истории семьи. |
| В школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. |
| Правила вежливости. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. |
| Ты и твои друзья. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. |
| Мы – зрители и пассажиры. Культура поведения в общественных местах и безопасное поведение в транспорте. |
| Проверим себя по разделу «Общение». |
Путешествие (18 ч) | |
| Посмотри вокруг. Горизонт. Линия горизонта. |
| Ориентирование на местности. Компас – прибор для определения сторон горизонта. |
| Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по местным признакам. |
| Формы земной поверхности. Общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте. Особенности поверхности родного края. |
| Водные богатства. Разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Части реки. Водоемы родного края. |
| В гости к весне (экскурсия). Наблюдение за весенними изменениями в природе. Правила безопасного поведения в природе. |
| В гости к весне. Весенние изменения в живой и неживой природе (по результатам экскурсии). |
| Россия на карте. Географическая карта. Условные обозначения. |
| Проект «Города России». |
| Путешествие по Москве. Достопримечательности Москвы. |
| Московский Кремль. История Московского Кремля и его достопримечательности. |
| Город на Неве. История Санкт-Петербурга и его достопримечательности. |
| Путешествие по планете. Глобус и физическая карта мира. Их сравнение. |
| Путешествие по материкам. Понятие «материк». Особенности природы и жизни людей на разных материках. |
| Страны мира. Проект «Страны мира». |
| Впереди лето. Летние явления природы. Правила безопасного поведения в природе. |
| Проверим себя по разделу «Путешествия». |
| Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». |
Содержание рабочей программы составлено в соответствии с формами учета Рабочей программы воспитания (Приложение 1).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Где мы живём | 4ч |
2 | Природа | 20ч |
3 | Жизнь города и села | 10ч |
4 | Здоровье и безопасность | 9 ч |
5 | Обобщение | 7ч |
6 | Путешествие | 18 ч |
Итого | 68ч |
Приложение 1
к рабочей программе
по окружающему миру
Формы учета Рабочей программы воспитания
в рабочей программе учебного предмета
Рабочая программа по окружающему миру во 2 а, б классах реализуется в соответствии с Рабочей программой воспитания.
Содержание рабочей программы составлено в соответствии с формами учета Рабочей программы воспитания, а именно:
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины самоорганизации:
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через: демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия добросердечности;
обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;
использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
инициирование и поддержка исследовательской и проектной, творческой деятельности обучающихся в форме включения в урок различных исследовательских, проектных, творческих заданий и задач, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию другими обучающимися;
выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.