СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России" 2022-23 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 2 класс»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 7 г. Ярцева




«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________/Аленькина Т. Г.


Протокол № __

от «___» августа 2022 г.



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ СШ № 7 г. Ярцева

__________/ Зубрилова Е.Ю.


«___» августа 2022 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ СШ № 7 г. Ярцева

_________/ Кузнецова И. В.


Приказ № ___

от «____» августа 2022 г.


«Принята»

педагогическим советом

протокол № 1 от 30.08.2022 г.







Рабочая программа

учебного предмета

начального общего образования

по окружающему миру

для обучающихся 2 а, б классов

Аленькиной Татьяны Геннадьевны,

учителя высшей квалификационной категории

Осяниной Веры Александровны,

учителя высшей квалификационной категории








2022 – 2023 уч. год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241от 22.09.2011 N 2357от 18.12.2012 N 1060от 29.12.2014 N 1643от 18.05.2015 N 507от 31.12.2015 N 1576, Приказа Минпросвещения РФ от 11.12.2020 N 712)

  2. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ № 7 г. Ярцева;

  3. Программы по учебному предмету: Окружающий мир. Рабочие программы 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /А.А. Плешаков - М.: Просвещение, 2019.

  4. Положения о рабочей программе.


Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА


Личностные:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

17) формирование знаний и навыков по соблюдению правил безопасности в современной цифровой среде.


Предметные результаты

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов,

от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Обучающийся научится:

  • находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

  • называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

  • различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

  • приводить примеры народов России;

  • сравнивать город и село, городской и сельский дома;

  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

  • оценивать отношение людей к окружающему миру;

  • различать объекты и явления неживой и живой природы;

  • находить связи в природе, между природой и человеком;

  • проводить наблюдения и ставить опыты;

  • измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

  • определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

  • сравнивать объекты природы, делить их на группы;

  • ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

  • находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

  • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

  • различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

  • прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

  • узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

  • различать виды транспорта;

  • приводить примеры учреждений культуры и образования;

  • определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

  • различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

  • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

  • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

  • соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

  • правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

  • приводить примеры семейных традиций;

  • соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

  • ориентироваться на местности разными способами;

  • различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

  • различать водные объекты, узнавать их по описанию;

  • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

  • находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

  • различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.


УМК


Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 2 класса. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2019.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Где мы живём? (4 ч)


Родная страна. Наша Родина – Россия. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: герб, флаг, гимн; правила поведения при прослушивании гимна.

Город и село. Проект «Родной город». Представление о жизни города и села. Достопримечательности родного края.

Природа и рукотворный мир. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки предметов.

Проверим себя по разделу «Где мы живём?»

Природа (20 ч)


Неживая и живая природа. Связь между живой и неживой природой.

Явления природы. Примеры явлений природы. Измерение температуры воздуха термометром.

Что такое погода? Знакомство с условными знаками обозначения погоды.

В гости к осени (экскурсия). Наблюдение за осенними изменениями в природе. Правила безопасного поведения в природе.

В гости к осени. Осенние изменения в живой и неживой природе (по результатам экскурсии).


Звёздное небо. Звезды и созвездия.


Заглянем в кладовые земли. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края


Про воздух. Значение воздуха для растений, животных, человека.


Про воздух и про воду. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Бережное отношение к воде.


Какие бывают растения. Классификация растений, их разнообразие. Растения родного края. Бережное отношение к растениям.


Какие бывают животные. Классификация животных, их разнообразие. Бережное отношение к животным. Животные родного края.


Невидимые нити. Экологические связи между природой и человеком.


Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей.


Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.


Комнатные растения. Многообразие комнатных растений и правила ухода за ними.


Животные живого уголка. Правила ухода за домашними питомцами. Бережное отношение к ним.


Про кошек и собак. Разнообразие пород кошек и собак. Бережное отношение к ним.


Красная книга. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Меры по их сохранению.


Будь природе другом! Проект «Красная книга». Правила поведения в природе. Посильное участие в охране природы.


Проверим себя по разделу «Природа».

Жизнь города и села (10 ч)



Что такое экономика. Её составные части (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля) и связи между ними.


Из чего что сделано. Природные материалы, их использование в хозяйстве человеком.


Как построить дом. Представление о технологии строительства сельского и городского домов. Виды строительной техники.


Какой бывает транспорт. Виды транспорта и история его развития.


Культура и образование. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.


Все профессии важны. Проект «Профессии». Разнообразие профессий и их роль в экономике и жизни человека.


В гости к зиме (экскурсия). Наблюдение за зимними изменениями в природе. Правила безопасного поведения в природе.


В гости к зиме. Зимние изменения в живой и неживой природе (по результатам экскурсии).


Проверим себя по разделу «Жизнь города и села».


Презентация проектов « Родной город», «Красная книга», «Профессии».

Здоровье и безопасность (9 ч)



Строение тела человека. Общее представление о внутреннем и внешнем строении тела человека.


Если хочешь быть здоров. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.


Берегись автомобиля! Безопасное поведение на улицах и дорогах.


Школа пешехода. Безопасное поведение на улицах и дорогах.


Домашние опасности. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.).


Пожар! Правила пожарной безопасности в доме, в школе. Номера телефонов экстренной помощи.


На воде и в лесу. Правила безопасного поведения в природе.


Опасные незнакомцы. Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Номера телефонов экстренной помощи.


Проверим себя по разделу «Здоровье и безопасность».

Общение (7 ч)



Наша дружная семья. Имена и фамилии членов семьи. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье. Оказание посильной помощи взрослым.


Проект «Родословная». Составление схемы родословного древа, истории семьи.


В школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.


Правила вежливости. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.


Ты и твои друзья. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.


Мы – зрители и пассажиры. Культура поведения в общественных местах и безопасное поведение в транспорте.


Проверим себя по разделу «Общение».

Путешествие (18 ч)



Посмотри вокруг. Горизонт. Линия горизонта.


Ориентирование на местности. Компас – прибор для определения сторон горизонта.


Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по местным признакам.


Формы земной поверхности. Общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте. Особенности поверхности родного края.


Водные богатства. Разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Части реки. Водоемы родного края.


В гости к весне (экскурсия). Наблюдение за весенними изменениями в природе. Правила безопасного поведения в природе.


В гости к весне. Весенние изменения в живой и неживой природе (по результатам экскурсии).


Россия на карте. Географическая карта. Условные обозначения.


Проект «Города России».


Путешествие по Москве. Достопримечательности Москвы.


Московский Кремль. История Московского Кремля и его достопримечательности.


Город на Неве. История Санкт-Петербурга и его достопримечательности.


Путешествие по планете. Глобус и физическая карта мира. Их сравнение.


Путешествие по материкам. Понятие «материк». Особенности природы и жизни людей на разных материках.


Страны мира. Проект «Страны мира».


Впереди лето. Летние явления природы. Правила безопасного поведения в природе.


Проверим себя по разделу «Путешествия».


Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».


Содержание рабочей программы составлено в соответствии с формами учета Рабочей программы воспитания (Приложение 1).


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Где мы живём

2

Природа

20ч

3

Жизнь города и села

10ч

4

Здоровье и безопасность

9 ч

5

Обобщение

6

Путешествие

18 ч

Итого

68ч























Приложение 1

к рабочей программе

по окружающему миру



Формы учета Рабочей программы воспитания

в рабочей программе учебного предмета

Рабочая программа по окружающему миру во 2 а, б классах реализуется в соответствии с Рабочей программой воспитания.

Содержание рабочей программы составлено в соответствии с формами учета Рабочей программы воспитания, а именно:

  • побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины самоорганизации:

  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через: демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия добросердечности;

  • обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;

  • использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  • инициирование и поддержка исследовательской и проектной, творческой деятельности обучающихся в форме включения в урок различных исследовательских, проектных, творческих заданий и задач, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;

  • инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;

  • применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию другими обучающимися;

  • выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;

  • установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!