Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Отрадненская основная общеобразовательная школа» |
«Принято» Руководитель ШМО учителей начальных классов_____________ / Ямашкина А.А. Протокол № 1 от «27» августа 2021г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Отрадненская ООШ» _____________ / Худойкина М. Н./ Приказ № 80 от «31» августа 2021г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
во 2 классе
Составила:
учитель начальных классов
Бобина Мария Николаевна
с. Отрадное, 2021г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 2 класс МБОУ « Отрадненская основная общеобразовательная школа» составлена на основе:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г№373, в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020г №712
- Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями, приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766)
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Отрадненская ООШ», утвержденной приказом № 57 от 31 августа 2020г.
- «Школа России», авторская программа Плешаков А. А. «Окружающий мир» 2 класс, Москва «Просвещение». 2011год.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Отрадненская основная общеобразовательная школа»;
Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы. А. А. Плешаков. М. : Просвещение, 2020.
На изучение курса «Окружающий мир» во классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 68ч (34 учебные недели)
Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты
- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
- представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
- овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
- понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
- познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
- представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
- этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
- бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы); - планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
- моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
- составлять небольшие рассказы на заданную тему
Предметные результаты
- находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
- называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
- различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
- приводить примеры народов России;
- сравнивать город и село, городской и сельский дома;
- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
- оценивать отношение людей к окружающему миру;
- различать объекты и явления неживой и живой природы;
- находить связи в природе, между природой и человеком;
- проводить наблюдения и ставить опыты;
- измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
- определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
- сравнивать объекты природы, делить их на группы;
- ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
- находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
- соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
- различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
- прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
- узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
- различать виды транспорта;
- приводить примеры учреждений культуры и образования;
- определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
- различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
- правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
- различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название раздела | Экскурсии | Практические работы | Проекты | Контроль знаний |
Проверочные работы |
1 | Где мы живём - 4ч. | | | | 1 |
2 | Природа – 20 ч. | 1 | 3 | 1 | 1 |
3 | Жизнь города и села – 10 ч. | | | 1 | 1 |
4 | Здоровье и безопасность – 9 ч. | | 1 | | 1 |
5 | Общение – 7ч. | | | 1 | 1 |
6 | Путешествие - 18ч. | 2 | 1 | 2 | 1 |
Основное содержание курса.
Где мы живём - 4ч.
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа – 20 ч.
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях (по усмотрению учителя).
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Жизнь города и села – 10 ч.
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах (например, от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города. Ст роительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села .
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Здоровье и безопасность – 9 ч.
Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог и др.).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе и др. (по усмотрению учителя).
Общение – 7ч.
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте и т. д.).
Путешествие - 18ч.
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и друтие достопримечательсти.
Знакомство с другими городами нашей страны (по выбору учителя и учащихся).
Карта мира. Материки и океаны. Страны и народы мира. Земля — общий дом всех людей.
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира 2 класс 68 часов
№ п/п | Темы разделов и уроков | Кол-во часов | Из них | Дата проведения |
| |
| Пров/р | Прак/р | План. | Факт. |
I | ГДЕ МЫ ЖИВЁМ | 4ч | | | | |
1. | Родная страна. | 1 | | | | |
2. | Город и село. Проект «Родное село» | 1 | | 1 | | |
3. | Природе и рукотворный мир. | 1 | | | | |
4. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» | | 1 | | | |
II | ПРИРОДА | 20ч | | | | |
5. | Неживая и живая природа | 1 | | | | |
6 | Явления природы. Практическая работа. | 1 | | 1 | | |
7 | Что такое погода | 1 | | | | |
8. | В гости к осени (экскурсия) | 1 | | | | |
9. | В гости к осени | 1 | | | | |
10. | Звёздное небо | 1 | | | | |
11. | Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа. | 1 | | | | |
12. | Про воздух… | 1 | | | | |
13. | …И про воду | 1 | | | | |
14. | Какие бывают растения | 1 | | | | |
15. | Какие бывают животные | 1 | | | | |
16. | Невидимые нити | 1 | | | | |
17. | Дикорастущие и культурные растения | 1 | | | | |
18. | Дикие и домашние животные | 1 | | | | |
19. | Комнатные растения. Практическая работа. | 1 | | 1 | | |
20. | Животные живого уголка. | 1 | | | | |
21. | Про кошек и собак | 1 | | | | |
22. | Красная книга. | 1 | | | | |
23. | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту». | | | 1 | | |
24. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | | 1 | | | |
III | ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА | 10ч | | | | |
25. | Что такое экономика | 1 | | | | |
26. | Из чего что сделано | 1 | | | | |
27. | Как построить дом | 1 | | | | |
28. | Какой бывает транспорт | 1 | | | | |
29. | Культура и образование. | 1 | | | | |
30. | Все профессии важны. Проект «Профессии». | | | 1 | | |
31. | В гости к зиме (экскурсия). | 1 | | | | |
32. | В гости к зиме | 1 | | | | |
33. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 | | | | |
34. | Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». | | | 1 | | |
IV | ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ | 9ч | | | | |
35. | Строение тела человека. | 1 | | | | |
36 | Если хочешь быть здоров. | 1 | | | | |
37. | Берегись автомобиля! | 1 | | | | |
38 | Школа пешехода.Практическая работа. | 1 | | 1 | | |
39. | Домашние опасности | 1 | | | | |
40. | Пожар! | 1 | | | | |
41. | На воде и в лесу. | 1 | | | | |
42. | Опасные незнакомцы. | 1 | | | | |
43. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | | 1 | | | |
V | ОБЩЕНИЕ | 7ч | | | | |
44. | Наша дружная семья. | 1 | | | | |
45. | Проект «Родословная». | | | 1 | | |
46. | В школе. | 1 | | | | |
47. | Правила вежливости. | 1 | | | | |
48. | Ты и твои друзья. | 1 | | | | |
49. | Мы – зрители и пассажиры. | 1 | | | | |
50. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | | 1 | | | |
VI | ПУТЕШЕСТВИЯ | 18ч | | | | |
51. | Посмотри вокруг… | 1 | | | | |
52, 53 | Ориентирование на местности. Практическая работа | 1 | | 1 | | |
54. | Формы земной поверхности. Экскурсия, | 1 | | | | |
55. | Водные богатства. | 1 | | | | |
56. | В гости к весне (экскурсия). | 1 | | | | |
57. | В гости к весне. | 1 | | | | |
58. | Россия на карте. | 1 | | | | |
59. | Проект «Города России». | | | 1 | | |
60. | Путешествие по Москве. | 1 | | | | |
61. | Московский кремль | 1 | | | | |
62. | Город на Неве. | 1 | | | | |
63. | Путешествие по планете. | 1 | | | | |
64. | Путешествие по материкам. | 1 | | | | |
65. | Страны мира. Проект «Страны мира». | | | 1 | | |
66. | Впереди лето. | 1 | | | | |
67. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | | 1 | | | |
68. | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 | | | | |
| Всего | 68ч | 5ч | 12ч | | |