Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 2 класс разработана на основе примерной программы по окружающему миру, утвержденной приказом Министерства образования РФ 05.03.2004 г. № 1089 и авторской программы по окружающему миру, сборник «Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI века» (Вентана - Граф, 2012г. УМК Н.Ф.Виноградовой) и рабочей программе по предмету «Окружающий мир» МБОУ СОШ № 27.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
4. Название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения
1.Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: учебник для 2 класса- М.: Вентана - Граф, 2012. УМК Н.Ф.Виноградовой
2.Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» - рабочая тетрадь 1 и 2 для 2 класса,- М.: Вентана - Граф, 2020. УМК Н.Ф.Виноградовой
3.Виноградова Н.Ф. Сборник программ к комплекту "Начальная школа XXI века". – 4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012.
5. Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований
Согласно учебному плану на 2020-2021 год в начальной школе 34 учебные недели, поэтому календарно-тематическое планирование составлено на 68 часов в год (2 часа в неделю, в том числе 4 часа – контрольные работы, 5 часов- практические работы, 2 часа экскурсии).
По календарю на 2020-2021 учебный год - 66 часов. Уплотнение часов за счёт объединения следующих уроков:
Программа предусматривает проведение (комбинированных, контрольных, коррекционных) уроков с использованием фронтальной, групповой, индивидуальной работы, работы в парах. В основе уроков лежит системно-деятельностный подход. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.
1. устный опрос;
2. диагностические работы;
3. тестовые задания;
4. проверочные работы.
В конце учебного года проводится комплексная контрольная работа на межпредметной основе.
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения |
По плану | фактически |
1. | Введение. Что нас окружает | Окружающий нас мир. Бывают ли на свете чудеса? | Предметные: классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее | Познавательные: Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Регулятивные: Удерживать цель деятельности до получения ее результата, анализировать собственную работу Коммуникативные: Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; | 02.09 | |
2. | Кто ты такой? | Я, ты, он, она… Все мы – люди. | Предметные: сравнение портретов разных людей. Рассказ о себе, составление словесного портрета | Познавательные: Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Регулятивные: Удерживать цель деятельности до получения ее результата, анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Коммуникативные: Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации; умение работать в паре, группе Познавательные: Владение рассуждением, описанием, повествованием. Регулятивные: Удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («истинно», «существенно», «не существенно»); осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») анализировать собственную работу. Коммуникативные: Уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками), высказывать своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением, реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях. | 04.09 | |
3. | Наши помощники – органы чувств. | Предметные наблюдения: деятельность разных органов чувств. Характеризовать основные функции органов чувств | 09.09 | |
4. | Наши помощники – органы чувств. | Предметные : называние органов чувств (слух, зрение), понятие «внешние чувства (ощущения)». | 11.09 | |
5. | Поговорим о здоровье. | Предметные :моделирование ситуаций: здоровье и осторожность. Проверить свои знания по теме. | 16.09 | |
6. | Поговорим о здоровье. | Предметные: обсуждать правила здорового образа жизни, как способа проявления личной ответственности перед самим собой Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни | 18.09 | |
7. | Режим дня. | Предметные: понимание и воспроизведение правила организации труда и отдыха; правила посадки при письме, чтении, во время слушания. Понимание, что такое режим дня, и практическое выполнение его. | 23.09 | |
8. | Режим дня. Практическая работа. | Предметные: обсуждать в коллективе необходимость соблюдения режима дня и правил здорового образа жизни | 25.09 | |
9. | Физическая культура. | Предметные : понимание значения понятие «физическая культура». Понимание роли физической культуры для здоровья человека. | 30.09 | |
10. | Закаляться может каждый. | Предметные Обсуждать правила здорового образа жизни, как способа проявления личной ответственности перед самим собой. | 02.10 | |
11. | Почему нужно правильно питаться. | Предметные: Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. | 07.10 | |
12. | О витаминах. | Предметные Осознание, что такое гигиена и культура питания. | 09.10 | |
13. | Умеем ли мы есть? | Предметные: Умение объяснить понятие «рациональное питание (разумное питание)». | 14.10 | |
14. | Как управляем движением. | Предметные : Понимание и называние некоторых мер предосторожности и безопасности, которые нужно соблюдать на улице, дома, в школе, на природе. | 16.10 | |
15. | Чтобы избежать неприятностей. Можно ли изменить себя. Контрольная работа по теме «Кто ты такой?» | Предметные : Умение определять некоторые опасные предметы, объекты | 21.10 | |
16. | Кто живёт рядом с тобой | Анализ контрольной работы. Семья – коллектив близких людей. Практическая работа. Составление семейного древа. | Предметные : Осознание понятий «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение». Умение составить рассказ о своей семье. | Познавательные: Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Регулятивные: Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом. Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Коммуникативные: Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; составлять небольшие устные монологические высказывания (составление словесного портрета), «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства. Умение работать в малых группах, высказывать свою точку зрения на обсуждаемые вопросы. | 23.10 | |
17. | Кто занимается домашним хозяйством. | Предметные : Понимание понятий «помощь», «обязанность», их различия. Осознание понятия «традиции». | 06.11 | |
18. | Чем семья занимается в свободное время. | Предметные : Умение составить рассказ об отдыхе своей семьи. | 11.11 | |
19. | Какие бывают правила. | Предметные: Знание понятие «правило», виды правил, основные правила поведения | 13.11 | |
20. | О дружбе. | Предметные : Знание правила поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице | 18.11 | |
21. | Могут ли обидеть жесты и мимика. | Предметные: Знание понятие «правило», виды правил, основные правила поведения. Знание правила поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице. | 20.11 | |
22. | Россия — твоя Родина | Родина - что это значит? | Предметные : Понимание, что такое Родина. Составление небольшого рассказа по теме. | Познавательные: Собирать материал о достопримечательностях городов России. Собирать материал об исторических местах нашего города. Участвовать в экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым родного края Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); корректировать, прогнозировать и осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и по операциональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»). Коммуникативные: Составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства Познавательные: Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Регулятивные: Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом. Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Коммуникативные: Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; составлять небольшие устные монологические высказывания (составление словесного портрета), «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства. Умение работать в малых группах, высказывать свою точку зрения на обсуждаемые вопросы | 25.11 | |
23. | Прошлое, настоящее, будущее. Как можно узнать о прошлом? | Предметные: Обсуждать особенности символики России: государственного флага, герба, гимна. | 27.11 | |
24. | Как Русь начиналась. | Предметные : Понимание, что такое Русь. Составление небольшого рассказа по теме. | 02.12 | |
25. | Москва – столица России. Как Москва строилась. | Предметные: ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»; различать флаг и герб России, основные достопримечательности Узнают об истории возникновения Москвы; познакомятся с основателем Москвы – Юрием Долгоруким. | 04.12 | |
26. | Города России. | Предметные: Понимание и воспроизведение некоторых фактов из истории становления Москвы. Составление небольшого рассказа об основателе Москвы - Юрии Долгоруком. | 09.12 | |
27. | Родной край – частица Родины. | Предметные : Понимание и воспроизведение некоторых фактов из истории возникновения Владимира и Великого Новгорода. Составление небольшого рассказа по теме | 11.12 | |
28. | Зачем человек трудится? | Предметные : Понимание значения труда. Составление небольшого рассказа по теме | 16.12 | |
29. | О занятиях наших предков. | Предметные: Понимание значения хлеба в жизни человека; важности труда земледельца. Знание основных занятий наших предков: охота, рыболовство, земледелие, скотоводство. | 18.12 | |
30. | Контрольная работа по разделу «Россия – твоя Родина» | Предметные: Проверка знаний по разделу «Россия – твоя Родина» | 23.12 | |
31. | Все профессии нужны … | Предметные : Знание основных занятий наших предков: охота, рыболовство, земледелие, скотоводство | 25.12 | |
32. | Мы граждане России. | Предметные: Осознание понятия: «Конституция», «права граждан», «права детей», название нашей страны - Российская Федерация. Знание прав и обязанностей граждан. Государственная символика. Знание национальностей россиян. | 13.01 | |
33. | | Мы граждане России. | Предметные : Осознание понятия: «Конституция», «права граждан», «права детей», название нашей страны - Российская Федерация. | Познавательные: Умение действовать по заданной инструкции, исследовать предложенные задания, самостоятельное их выполнять. Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); Коммуникативные: Уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. | 15.01 | |
34. | Россия – многонациональная страна. | Предметные: Знание прав и обязанностей граждан. Государственная символика. Знание национальностей россиян. Составление небольшого рассказа по теме | 20.01 | |
35. | Мы — жители Земли | Анализ контрольной работы. Твоё первое знакомство со звёздами. | Предметные: Узнают понятия: звезда, планета, горизонт, глобус. Получат правильное представление о форме земной поверхности. | Познавательные: Характеризовать планету Земля. Кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью») Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и операциональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»). Коммуникативные: Составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства, воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения, работать в группе Познавательные: Умение действовать по заданной инструкции, исследовать предложенные задания, самостоятельное их выполнять. Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); Коммуникативные: Уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. Познавательные: Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Регулятивные: Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом. Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Коммуникативные: Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; составлять небольшие устные монологические высказывания (составление словесного портрета), «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства. Умение работать в малых группах, высказывать свою точку зрения на обсуждаемые вопросы. | 22.01 | |
36. | Твоё первое знакомство со звёздами. | Предметные: Узнают понятия: звезда, планета, горизонт, глобус. Получат правильное представление о форме земной поверхности. Научатся называть планеты Солнечной системы, различать звёзды по цвету и температуре. Составление небольшого рассказа по теме. | 27.01 | |
37. | Чем Земля отличается от других планет. | Предметные: Воспроизведение названий планет Солнечной системы, условий жизни на Земле. Составление небольшого рассказа по теме. Выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы | 29.01 | |
38. | Глобус – модель Земли. Практическая работа с глобусом. | Предметные: Осознание, что глобус является моделью Земли. Умение находить несколько географических объектов на глобусе. | 03.02 | |
39. | Царство природы. Бактерии. Грибы. | Предметные: Узнают общие условия, необходимые для жизни живых организмов, значение грибов и бактерий в природе и жизни человека, виды и среда обитания бактерий и грибов. Научатся отличать грибы от растений. Съедобные и несъедобные грибы | 05.02 | |
40. | Какие животные обитают на Земле. | Предметные: Узнают о разнообразии животного мира, роли животных в природе. | 10.02 | |
41. | Разнообразие растений. Практическая работа с гербарием растений. | Предметные: Узнают разнообразие растительности на Земле и возможность её существования в разной природной среде. | 12.02 | |
42. | Условия роста и развития растения. | Предметные: Узнают понятие: организмы, признаки живых организмов, понимать роль растений в жизни на Земле | 17.02 | |
43. | Контрольная работа по разделу «Мы – жители Земли» | Предметные: Проверка знаний по разделу «Мы – жители Земли» | 19.02 | |
44. | Природные сообщества | Среда обитания – что это такое. | Предметные: Понимание понятий « природное сообщество», «среда обитания». Составление небольшого рассказа по теме. | Познавательные: Составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество». Обсуждать тексты учебника. Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Регулятивные Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»). Коммуникативные: Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства. | 24.02 | |
45. | Экскурсия в лес. Лес и его обитатели. | Предметные: Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа | 26.02 | |
46. | Деревья леса. | 03.03 | |
47. | Кустарники леса. | Предметные: Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край). | 05.03 | |
48. | Травянистые растения леса. Практическая работа: работа с гербарием. | Предметные Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. | 10.03 | |
49. | Лесная аптека. | Предметные Различать понятия (без термина):сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения. | 12.03 | |
50. | Животные леса. | Предметные : Узнают о разнообразии животного мира, роли животных в природе. | 17.03 | |
51. | Птицы - лесные жители. | Предметные: Воспроизведение названий некоторых хищных животных и знание некоторых их повадок, лесных птиц, их голосов, некоторых особенностей поведения. | 19.03 | |
52. | Пресмыкающиеся – обитатели леса. | 02.04 | |
53. | Природные сообщества | Насекомые леса. | Предметные: Называние и узнавание нескольких насекомых, особенности внешнего вида, повадки. | Познавательные: Умение действовать по заданной инструкции, исследовать предложенные задания, самостоятельное их выполнять. Регулятивные: Контролировать правильность и аккуратность записи. Удерживать цель деятельности до получения ее результата; анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Коммуникативные: Уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; проявлять самостоятельность и способность при выполнении работы, не взаимодействуя с соседом по парте, предоставить ему возможность самостоятельной работы. Познавательные: Характеризовать роль животных и растений в природе. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного и растений Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»). Коммуникативные: Уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; эмоционально относиться к родной стране, её культуре и истории. | 07.04 | |
54. | Если ты пришёл в лес | Предметные: Понимание и воспроизведение нескольких правил поведения в лесу. Научатся принимать инструкцию учителя, самостоятельно выполнять задание, проверять собственные действия. | 09.04 | |
55. | Что мы знаем о воде. | Предметные : Узнают роль воды в природе и необходимость бережного отношения к ней; свойства воды. | 14.04 | |
56. | Путешествие капельки. | Предметные : Научатся объяснять влияние воды на условия жизни на Земле. Понимание и воспроизведение свойств воды, различные её состояния. |
57. | Какие бывают водоёмы. Болото – естественный водоём. | Предметные : Узнавание и называние нескольких видов водоёмов, знание некоторых особенностей их образования. | 16.04 | |
58. | Что такое река. Обитатели пресных вод. | Предметные : Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира рек и болот. Узнавание и называние нескольких обитателей пресных водоёмов, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к водной среде обитания. | 21.04 | |
59. | Животные, растения. | Предметные: Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира пресного водоема. | 23.04 | |
60. | Обитатели солёных водоёмов. | Предметные: Узнавание и называние нескольких обитателей пресных и солёных водоёмов, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к водной среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира пресного и солёного водоема. | 28.04 | |
61. | Экскурсия на луг. | Предметные : Узнавание и называние нескольких обитателей луга, поля и сада, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособление к среде обитания. | 30.04 | |
62. | Растения и животные луга. | Предметные: Узнавание и называние нескольких обитателей луга, поля и сада, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособление к среде обитания. | 05.05 | |
63. | Растения и животные поля. | 07.05 | |
64. | Растения и животные поля. | Предметные: Умение называть нескольких представителей растительного мира луга, поля и сада. |
65. | Растения и животные сада. | Предметные: Умение называть нескольких представителей растительного мира сада. | 12.05 | |
66 | | Контрольная работа по разделу «Природные сообщества» | Предметные: Проверка знаний по разделу «Мы – жители Земли» | 14.05 | |
67. | Природа и человек | Человек – часть природы. Комплексная работа. | Предметные : Правила взаимодействия с природой. Составление небольшого рассказа по теме. | Познавательные: Умение действовать по заданной инструкции, исследовать предложенные задания, самостоятельное их выполнять. Регулятивные: Контролировать правильность и аккуратность записи. Удерживать цель деятельности до получения ее результата; анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Коммуникативные: Уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; проявлять самостоятельность и способность при выполнении работы, не взаимодействуя с соседом по парте, предоставить ему возможность самостоятельной работы. | 19.05 | |
68. | Урок - повторение. | Предметные: Научатся принимать инструкцию учителя, самостоятельно выполнять задание, проверять собственные действия. | 21.05 | |
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учеников);
П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек).