Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 год, с изменениями и дополнениями: приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010г. № 1241, от 22 сентября 2011г. № 2357, от 18 декабря 2012г. № 1060, от 29 декабря 2014г. №1643, от 31 декабря 2015г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
Примерная программа по окружающему миру, ФГОС. Сборник «Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа.» - в 2-х частях. Москва «Просвещение» 2010 г. Стандарты второго поколения».
Авторской программы курса «Окружающий мир» А. А. Плешакова (учебно-методический комплект «Школа России»), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, составленной в соответствии с требованиями ФГОС начального образования;
Программа интегрированного курса «Краеведение» - «Мы - дети природы» в1-4 классах четырехлетней начальной щколы (авторы Орлова Т.Д., Демус Л.Г., Богордаева Н.Г., Нечаева Л.Н.) Ханты – Мансийск: ГУ ИПП «Полиграфист», 2014г.;
Приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях»;
Основной образовательной программы начального общего образования СОШ № 2 г.Белоярский, ХМАО- Югры;
Учебного плана школы на 2020-2021 учебный год.
Планируемые результаты обучения по курсу «окружающий мир. 2 класс»
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков) по годам обучения разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России – флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водные объекты, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Содержание курса
2 класс(68 ч)
Человек и природа (40 ч)
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля – планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус – модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, название, их краткая характеристика на основе наблюдений.
Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водоемы. Материки.
Человек и общество (24 ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья – самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек – член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край – частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Наша Родина – Россия. Конституция России – основной закон страны. Важнейшие права граждан России – право на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн),узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила безопасного поведения (4 ч)
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Чистота – залог здоровья (чистые руки, кипяченая вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний; правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода, Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставленные вещи). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа | Рабочая программа 2 класса |
1. | Человек и природа | 178 | 178 | 40 |
2. | Человек и общество | 75 | 75 | 24 |
3. | Правила безопасной жизни | 17 | 17 | 4 |
В том числе практическая часть |
4. | Экскурсии | 12 | 12 | 3 |
5. | Практические работы | 44 | 44 | 10 |
6. | Проверочные работы | 22 | 22 | 6 |
7. | Проекты | 22 | 22 | 6 |
8. | Диагностические работы | 12 | 12 | 3 |
Итого | 270 | 270 | 68 |
2 КЛАСС
№ | Название темы | Кол-во часов |
Авторская программа | Рабочая программа |
1 | Вводный урок | 0 | 1 |
2 | «Где мы живём?» | 4 | 4 |
3 | «Природа» | 20 | 19 |
4 | «Жизнь города и села» | 10 | 10 |
5 | «Здоровье и безопасность» | 9 | 9 |
6 | «Общение» | 7 | 7 |
7 | «Путешествия» | 18 | 18 |
Итого | 68 | 68 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока |
план | факт |
I четверть (01.09.2020г. – 31.10.2020г.) |
Раздел «Где мы живём?» (5 ч.) |
| | | Родная страна. Мы – дети природы. Сезонные изменения в природе. с.4-7; р/т с.3-8 |
| | | Город и село. Проект «Родной город». Мы – дети природы. Народный календарь с.8-13; р/т с.9-13 |
| | | Стартовая диагностическая работа |
| | | Природа и рукотворный мир. Мы – дети природы. Экскурсия. с.14-17; р/т с.14-15 |
| | | Проверочная работа №1 по разделу «Где мы живём?» |
Раздел «Природа» (19ч) |
| | | Неживая и живая природа. Мы – дети природы. Природные сообщества края. с.24-27; р/т с.17-19 |
| | | Явления природы. Практическая работа № 1 «Учимся измерять температуру». с.28-31; р/т с.20-24 |
| | | Что такое погода. Мы – дети природы. Разнообразие условий жизни живых организмов. с.32-35; р/т с.24-27 |
| | | Экскурсия. В гости к осени. Мы – дети природы. Разнообразие условий жизни живых организмов. с.36-39; р/т с.27-30 |
| | | Звёздное небо. с.40-43; р/т с.31-32 |
| | | Заглянем в кладовые земли. Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами» с.44-47; р/т с.32-34 |
| | | Про воздух… Мы – дети природы. Влияние деятельности человека на растения и животных. с.48-51; р/т с.35-36 |
| | | …И про воду. с.52-55; р/т с.37-38 |
| | | Какие бывают растения. Практическая работа № 3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав». с.56-59; р/т с.39-41 |
| | | Какие бывают животные. Мы – дети природы. Типы поселений: традиционные и сезонные. с.60-63; р/т с.42-45 |
| | | Невидимые нити. Мы – дети природы. Охотничья избушка, шалаш. с.64-67; р/т с.45-47 |
II четверть (09.11.2020г. – 26.12.2020г.) |
| | | Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений». с.68-71; р/т с.48-50 |
| | | Дикие и домашние животные. Мы – дети природы. Виды жилищ: стационарные и переносные. с.72-75; р/т с.50-53 |
| | | Комнатные растения. Практическая работа № 5 «Учимся ухаживать за комнатными растениями». с.76-79; р/т с.53-55 |
| | | Животные живого уголка. Практическая работа № 6 «Учимся ухаживать за животными». с.80-83; р/т с.55-57 |
| | | Про кошек и собак. Мы – дети природы. Древнее жилище обских угров. с.84-87; р/т с.58-59 |
| | | Красная книга. Мы – дети природы. Красная книга родного края. с.88-91; р/т с.60-61 |
| | | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». с.92-97; р/т с.62-65 |
| | | Проверочная работа № 2 по разделу «Природа». |
Раздел «Жизнь города и села» (10ч) |
| | | Что такое экономика. Мы – дети природы. Срубные дома, их размещение. с.104-107; р/т с.67-69 |
| | | Из чего что сделано. Мы – дети природы. Чум – жилище кочевых народов Югры. с.108-111; р/т с.70-71 |
| | | Как построить дом. Мы – дети природы. Очаг и его размещение в жилищах. с.112-115; р/т с.72-73 |
| | | Какой бывает транспорт. Мы – дети природы. Хозяйственные постройки. с.116-119; р/т с.73-77 |
| | | Культура и образование. с.120-123; р/т с.78-80 |
| | | Диагностическая работа за I полугодие. |
| | | Все профессии важны. Проект «Профессии». с.124-129; р/т с.80-83 |
III четверть (11.01.2021г. – 27.03.2021г.) |
| | | Экскурсия. В гости к зиме. Мы – дети природы. Экскурсия в краеведческий музей. с.130-133; р/т с.84-87 |
| | | Проверочная работа № 3 по разделу «Жизнь города и села». |
| | | Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». |
Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч.) |
| | | Строение тела человека. с.4-7; р/т с.3-5 |
| | | Если хочешь быть здоров. с.8-11; р/т с.5-8 |
| | | Берегись автомобиля! с.12-13; р/т с.8-9 |
| | | Школа пешехода. Практическая работа № 7«Отработка правил перехода улицы». с.14-17; р/т с.9-11 |
| | | Домашние опасности. с.18-21; р/т с.12-14 |
| | | Пожар. Мы – дети природы. Береста - основной материал для изготовления посуды. с.22-25; р/т с.15-17 |
| | | На воде и в лесу. Мы – дети природы. Берестяные короба, плетёные коробки. с.26-29; р/т с.17-20 |
| | | Опасные незнакомцы. Практическая работа № 8«Отработка основных правил поведения при контакте с незнакомцами». с.30-35; р/т с.21 |
| | | Проверочная работа № 4 по разделу «Здоровье и безопасность». |
Раздел «Общение» (7 ч.) |
| | | Наша дружная семья. Мы – дети природы. Югорская семья. с.42-45; р/т с.23-25 |
| | | Проект «Родословная». Мы – дети природы. Взаимоотношения членов семьи. с.46-47; р/т с.26-27 |
| | | В школе. Мы – дети природы. Дети – помощники родителей. с.48-51; р/т с.28-33 |
| | | Правила вежливости. Мы – дети природы. Игры и игрушки детей Югры. с.52-55; р/т с.34-35 |
| | | Ты и твои друзья. с.56-59; р/т с.36-40 |
| | | Мы – зрители и пассажиры с.60-63; р/т с.41 |
| | | Проверочная работа № 5 по разделу «Общение» |
Раздел «Путешествия» (18 ч.) |
| | | Посмотри вокруг. Мы – дети природы. Сказки, легенды, мифы Югры. с.70-73; р/т с.43-45 |
| | | Ориентирование на местности. Практическая работа № 9«Учимся ориентироваться по компасу». с.74-75; р/т с.45-46 |
IV четверть (05.04.2021г. – 31.05.2021г.) |
| | | Ориентирование по местным признакам. Мы – дети природы. Сказки о животных. с.76-77; р/т с.47-48 |
| | | Формы земной поверхности. Мы – дети природы. Волшебные сказки. с.78-81; р/т с.49-50 |
| | | Водные богатства. Мы – дети природы. Бытовые сказки. с.82-85; р/т с.51-53 |
| | | Экскурсия. В гости к весне. Мы – дети природы. Экскурсия в этнографический музей. с.86-89; р/т с.54-58 |
| | | Россия на карте. Практическая работа № 10 «Учимся читать карту». с.90-95; р/т с.59-61 |
| | | Проект «Города России». с.96-97; р/т с.62-63 |
| | | Путешествие по Москве. Мы – дети природы. Малые фольклорные жанры. Загадки. с.98-101; р/т с.64-66 |
| | | Московский Кремль. Мы – дети природы. Малые фольклорные жанры. Пословицы. Поговорки. с.102-107; р/т с.67-70 |
| | | Город на Неве. Мы – дети природы. Малые фольклорные жанры. Пословицы. Поговорки. с.108-113; р/т с.70-72 |
| | | Путешествие по планете. Мы – дети природы. Традиции и обычаи народа Югры в творчестве писателей. с.114-117; р/т с.73-75 |
| | | Путешествие по материкам. с.118-123; р/т с.76-78 |
| | | Страны мира. Проект «Страны мира» с.124-129; р/т с.79-83 |
| | | Итоговая диагностическая работа. |
| | | Проверочная работа № 6 по разделу «Путешествия». |
| | | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». |
| | | Впереди лето. Мы – дети природы. Экскурсия в библиотеку. с.130-133; р/т с.84.85 |