Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Остроглядовская средняя общеобразовательная школа»
Стародубского муниципального района Брянской области
(МБОУ «Остроглядовская СОШ»)
243 240, Брянская область, Стародубский р-н, с. Остроглядово, улица Мацкевича, 12-а,
телефон: 8(48348) 2-20-75
E-mail: [email protected]
Сайт: http://str-ost.sch.b-edu.ru
Рассмотрено на заседании ШМО МБОУ «Остроглядовская СОШ» Протокол № 1 от 29. 08.2019г. | Согласовано Зам. директора МБОУ «Остроглядовская СОШ» по УВР ________/Мельников А. В./ 29. 08. 2019г. | Утверждаю Директор МБОУ «Остроглядовская СОШ» _____________/Горовая Т. В./ Приказ № 102 от 30. 08. 2019г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Окружающий мир»
учебный год: 2019 – 2020
класс: 2
срок реализации программы: 1 год
уровень: общеобразовательный
Учитель: Арсенова Е. В.
Остроглядово-2019
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1 .Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№ 1897.
2.3акон РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
3.Примерная программа Министерства образования и науки РФ по окружающему миру.
4. Авторская программа по окружающему миру А.А.Плешакова
5.Региональный учебный план для образовательных учреждений Брянской области, реализующих, программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2019-2020 учебный год.
6.Учебный план МБОУ «Остроглядовская СОШ» на 2019-2020 учебный год.
7. Положение о рабочей программе педагога в МБОУ «Остроглядовская СОШ».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
-формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
-осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
-формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место учебного предмета в учебном плане МБОУ «Остроглядовская СОШ»
На изучение данного предмета во 2 классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).
Для реализации программного содержания используются:
Плешаков А.А. Окружающий мир: Москва, «Просвещение» 2013. Учебник в 2-х ч.: 2 класс.
Плешаков А.А. Окружающий мир: Москва, «Просвещение» 2015. Рабочая тетрадь: 2 класс: В 2 ч.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- понимание причин успеха в учебе;
- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
чувства сопричастности и гордости за свою Родину и паров;
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- смысловому восприятию познавательного текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа и вещи, сделанные человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
Второклассник научится:
- понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- уважительно относится к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса:
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир является формирование следующих умений:
-знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье,
родственникам, любовь к родителям.
-оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
-освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).
-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.
-использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.
-выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.
-освоить роли ученика; формирование интереса к учению;
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
-развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
-проговаривать последовательность действий на уроке.
-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
-учиться работать по предложенному учителем плану.
-учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
-учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса..
-моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.
-уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи).
-слушать и понимать речь других.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Где мы живём? ( 4 ч.)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего посёлка. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Раздел 2. Природа. (20 ч.)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений
Отрицательное влияние людей на растения и животных сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых: неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека: знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Отработка приемов ухода за комнатными растениями.
Раздел 3. Жизнь города и села. (9 ч.)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, во дво- ре, подъезде. Домашний aдрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Раздел 4. Здоровье и безопасность. (10 ч.)
Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Раздел 5. Общение. (7ч.)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Раздел 6. Путешествия. (18 ч.)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
№ п/п | Тема урока | Кол-во час. | Дата |
| Раздел 1. «Где мы живём» | 4 | |
| Вводный инструктаж по т/б на уроках окружающего мира. Родная страна | 1 | |
| Город и село. Проект «Родной город» | 1 | |
| Природа и рукотворный мир | 1 | |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Где мы живём». | 1 | |
| Раздел 2. «Природа» | 20 | |
| Неживая и живая природа | 1 | |
| Явления природы | 1 | |
| Что такое погода | 1 | |
| Экскурсия «В гости к осени» | 1 | |
| Живая природа осенью. Перелётные птицы | 1 | |
| Звёздное небо | 1 | |
| Заглянем в кладовые Земли. | 1 | |
| Про воздух… | 1 | |
| Вода в жизни человека | 1 | |
| Какие бывают растения | 1 | |
| Какие бывают животные | 1 | |
| Невидимые нити | 1 | |
| Дикорастущие и культурные растения. | 1 | |
| Дикие и домашние животные | 1 | |
| Комнатные растения | 1 | |
| Животные живого уголка | 1 | |
| Про кошек и собак | 1 | |
| Красная книга | 1 | |
| Будь природе другом. Проект « Красная книга, или возьмём под защиту» | 1 | |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 | |
| Раздел 3. «Жизнь города и села» | 9 | |
| Что такое экономика? | 1 | |
| Из чего что сделано? | 1 | |
| Как построить дом? | 1 | |
. | Какой бывает транспорт? | 1 | |
| Культура и образование | 1 | |
| Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | |
| Экскурсия « В гости к зиме» | 1 | |
| В гости к зиме. | 1 | |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 1 | |
| Раздел 4. «Здоровье и безопасность» | 10 | |
| Строение тела человека | 1 | |
| Если хочешь быть здоров | 1 | |
| Берегись автомобиля! | 1 | |
| Домашние опасности | 1 | |
| Пожар! | 1 | |
| На водоёме и в лесу | 1 | |
| На водоёме и в лесу | 1 | |
| Опасные незнакомцы | 1 | |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Здоровье и безопасность» | 1 | |
| Обобщение по теме «Здоровье и безопасность» | 1 | |
| Раздел 5. «Общение» | 7 | |
| Наша дружная семья | 1 | |
| Проект «Родословная» | 1 | |
| В школе | 1 | |
| Правила вежливости | 1 | |
| Ты и твои друзья | 1 | |
| Мы – зрители и пассажиры | 1 | |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 1 | |
| Раздел 6. «Путешествия» | 18 | |
| Посмотри вокруг | 1 | |
| Ориентирование на местности по компасу | 1 | |
| Ориентирование на местности | 1 | |
| Формы земной поверхности | 1 | |
| Водные богатства | 1 | |
| Экскурсия «В гости к весне | 1 | |
| В гости к весне | 1 | |
| Россия на карте | 1 | |
| Как читать карту | 1 | |
| Проект «Города России» | 1 | |
| Путешествие по Москве | 1 | |
| Московский Кремль | 1 | |
| Город на Неве | 1 | |
| Путешествие по Оке. Краеведение | 1 | |
| Путешествие по планете. | 1 | |
| Путешествие по материкам. Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 | |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 | |
68 | Впереди лето | 1 | |