Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 14», а также на основе авторской программы: А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014г.
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 66 часов (33 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
В результате изучения окружающего мира ученик 1 класса научится:
называть планету, на которой живет, родную страну и ее столицу; регион, город, где живут учащиеся;
называть государственную символику России;
называть общие признаки живых организмов;
называть основные условия благополучной жизни растений и животных;
соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья;
соблюдать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе);
называть основные профессии людей и определять взаимопомощь людей разных профессий;
называть основные группы животных и растений;
соблюдать правила поведения в природе;
называть основные признаки каждого времени года;
называть основные помещения школы;
называть улицы, расположенные вблизи школы и дома;
называть основные учреждения культуры, быта;
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
пользоваться словами, указывающими направления и время;
наблюдать, делать умозаключения;
различать профессии людей;
различать растения и животных;
различать объекты природы;
различать части растения, отображать их на рисунке;
приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать сушу и воду на глобусе;
ориентироваться в помещениях школы;
различать знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
Ученик получит возможность научиться:
проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;
группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
сознательно выполнять правила экологического поведения;
высказать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены;
определить по внешнему виду названия различных растений;
измерить длину небольшого тела; времени по часам;
описать объект по 2-3 признакам; сравнивать однородные объекты (листья деревьев, горные породы), выявить «лишний» объект;
выявить во время экскурсии или обсуждения в классе экологические проблемы своей местности и рассказать о них, назвать некоторые пути их решения; сортировать мусор для его раздельного сбора;
по рисункам узнавать 3-5 животных и растений, приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу; высказывать оценивающие суждения о поведении человека в природе;
перечислить основные элементы режима дня и гигиенических норм;
назвать характер действий дорожной ситуации исходя из правил дорожного движения;
приводить примеры насекомых, рыб, зверей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс (66 ч)
Введение (1 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? (20ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (11ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (22 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п | Дата | Тема урока |
Раздел «Кто и что?» (20 часов) 1 ЧЕТВЕРТЬ |
1 | 04.09 | Задавайте вопросы! |
2 | 06.09 | Что такое Родина? |
3 | 11.09 | Что мы знаем о народах России? |
4 | 13.09 | Что мы знаем о Москве? |
5 | 16.09 | Проект «Моя малая Родина». |
6 | 20.09 | Что у нас над головой? |
7 | 25.09 | Что у нас под ногами? |
8 | 27.09 | Что общего у разных растений? |
9 | 02.10 | Что растёт на подоконнике? |
10 | 04.10 | Что растёт на клумбе? |
11 | 09.10 | Что это за листья? |
12 | 11.10 | Что такое хвоинки? |
13 | 16.10 | Кто такие насекомые? |
14 | 18.10 | Кто такие рыбы? |
15 | 23.10 | Кто такие птицы? |
16 | 25.10 | Кто такие звери? |
17 | 30.10 | Что окружает нас дома? |
18 | 01.11 | Что умеет компьютер? |
2 ЧЕТВЕРТЬ |
19 | 13.11 | Что вокруг нас может быть опасным? |
20 | 15.11 | На что похожа наша планета? |
21 | 20.11 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». |
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 часов) |
22 | 22.11 | Как живёт семья? Проект «Моя семья». |
23 | 27.11 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? |
24 | 29.11 | Откуда в наш дом приходит электричество? |
25 | 04.12 | Как путешествует письмо? |
26 | 06.12 | Куда текут реки? |
27 | 11.12 | Откуда берутся снег и лёд? |
28 | 13.12 | Как живут растения? |
29-30 | 18.12 | Как живут животные? Как зимой помочь птицам? |
31 | 20.12 | Откуда берётся и куда девается мусор? |
32 | 25.12 | Откуда в снежках грязь? |
33 | 27.12 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». |
Раздел «Где и когда?» (11 часов) 3 ЧЕТВЕРТЬ |
34 | | Когда учиться интересно? |
35 | | Проект «Мой класс и моя школа». |
36 | | Когда придёт суббота? |
37 | | Когда наступит лето? |
38 | | Где живут белые медведи? |
39 | | Где живут слоны? |
40 | | Где зимуют птицы? |
41 | | Когда появилась одежда? |
42 | | Когда изобрели велосипед? |
43 | | Когда мы станем взрослыми? |
44 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». |
Раздел «Почему и зачем?» (22 часа) |
45 | | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? |
46 | | Почему Луна бывает разной? |
47 | | Почему идёт дождь и дует ветер? |
48 | | Почему звенит звонок? |
49 | | Почему радуга разноцветная? |
50 | | Почему мы любим кошек и собак? |
51 | | Проект «Мои домашние питомцы». |
52 | | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? |
53 | | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? |
54 | | Зачем мы спим ночью? |
55 | | Почему нужно есть много овощей и фруктов? |
56 | | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? |
57 | | Зачем нам телефон и телевизор? |
58 | | Зачем нужны автомобили? |
59 | | Зачем нужны поезда? |
60 | | Зачем строят корабли? |
61 | | Зачем строят самолёты? |
62 | | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? |
63 | | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? |
64 | | Зачем люди осваивают космос? |
65 | | Почему мы часто слышим слово «экология»? |
66 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы». |