СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру "1-4 класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружаещему миру 1-4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру "1-4 класс"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Акуличи Клетнянского района

Брянской области



Выписка

из основной образовательной программы

начального общего образования






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 3030904)


учебного предмета «Окружающий мир»

для обучающихся 1-2 классов





Выписка верна В.М.Сычев

Директор школы

30.08.2023

Документ подписан

электронной подписью










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА


Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.

Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА


Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру;

  • формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;

  • развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;

  • проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;

  • освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;

  • обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;

  • становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.

Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • раскрытие роли человека в природе и обществе;

  • освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


1 КЛАСС

Человек и общество

Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте.

Режим труда и отдыха.

Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.

Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края.

Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.

Человек и природа

Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру.

Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.

Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.

Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.

Правила безопасной жизнедеятельности

Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила использования электронных средств, оснащенных экраном. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.

Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).

Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы;

  • приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного);

  • приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде.

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:

  • понимать, что информация может быть представлена в разной форме – текста, иллюстраций, видео, таблицы;

  • соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно от носиться к разным мнениям;

  • воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России;

  • соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному плану;

  • описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к природным явлениям;

  • сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.

Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов);

  • оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми, выполнять самооценку;

  • анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро- и газовыми приборами.

Совместная деятельность способствует формированию умений:

  • соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.


2 КЛАСС

Человек и общество

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия – многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края.

Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.

Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи.

Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей – главные правила взаимоотношений членов общества.

Человек и природа

Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.

Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.

Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.

Правила безопасной жизнедеятельности

Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках.

Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.

Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.

Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)

Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение);

  • определять на основе наблюдения состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное);

  • различатьсимволы РФ;

  • различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного);

  • группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах изученного);

  • различатьпрошлое, настоящее, будущее.

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:

  • различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально;

  • читать информацию, представленную в схеме, таблице;

  • используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;

  • соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  1. ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой:

  • понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край, регион);

  • понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество; заповедник);

  • понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация).

  1. описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы;

  2. создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес – природное сообщество» и др.);

  3. создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы);

  4. приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности);

  5. описывать современные события от имени их участника.

Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи;

  • контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи;

  • оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания.

Совместная деятельность способствует формированию умений:

  • строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе;

  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику;

  • проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело;

  • определять причины возможных конфликтов, выбирать (изпредложенных) способы их разрешения.


3 КЛАСС

Человек и общество

Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.

Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.

Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.

Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся.

Человек и природа

Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.

Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.

Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.

Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.

Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.

Правила безопасной жизнедеятельности

Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).

Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.

Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;

  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного;

  • определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;

  • моделировать цепи питания в природном сообществе;

  • различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:

  • понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;

  • находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;

  • читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;

  • находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа);

  • соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:

1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);

2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);

3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).

  • описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;

  • описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы;

  • приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;

  • называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;

  • описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).

Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя);

  • устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.

Совместная деятельностьспособствует формированию умений:

  • участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;

  • оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;

  • выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение;

  • самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.


4 КЛАСС

Человек и общество

Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.

Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.

История Отечества «Лента времени» и историческая карта.

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.

Человек и природа

Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3 объекта).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.

Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).

Правила безопасной жизнедеятельности

Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.

Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности.

Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.

Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;

  • конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

  • моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности);

  • соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;

  • классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:

  • использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов;

  • использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода);

  • делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;

  • характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;

  • создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек;

  • описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости, доброты, справедливости и др.;

  • составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);

  • составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;

  • создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного).

Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки;

  • контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости;

  • адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;

  • находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.

Совместная деятельность способствует формированию умений:

  • выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена большого коллектива;

  • ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;

  • анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотическоговоспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;

  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

  • проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственноговоспитания:

  • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;

  • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;

  • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетическоговоспитания:

  • понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);

  • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовоговоспитания:

  • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическоговоспитания:

  • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценностинаучногопознания:

  • осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;

  • проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия:

1) Базовыелогическиедействия:

  • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;

  • на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);

  • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

  • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

2) Базовыеисследовательскиедействия:

  • проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;

  • проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;

  • определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;

  • формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

  • моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

3) Работа с информацией:

  • использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;

  • находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;

  • находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;

  • читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);

  • соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия:

  • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

  • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;

  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;

  • использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

  • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;

  • находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;

  • готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:

1) Самоорганизация:

  • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

  • выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

2) Самоконтроль и самооценка:

  • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

  • находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;

  • корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);

  • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.

  • объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;

  • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместнаядеятельность:

  • понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);

  • коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;

  • ответственно выполнять свою часть работы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


1 КЛАСС

К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

  • называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;

  • воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;

  • приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;

  • различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);

  • описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки;

  • применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;

  • проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя;

  • использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;

  • оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах;

  • соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;

  • соблюдать правила использования электронных средств, оснащённых экраном;

  • соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;

  • соблюдать правила безопасного поведения пешехода;

  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;

  • с помощью взрослых (учителя, родители) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы.


2 КЛАСС

К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

  • находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;

  • узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;

  • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;

  • распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

  • приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края;

  • проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения;

  • приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека;

  • описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);

  • описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;

  • группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

  • ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу;

  • создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;

  • использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;

  • соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней;

  • соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро;

  • соблюдать режим дня и питания;

  • безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;

  • безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя (при необходимости).


3 КЛАСС

К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

  • различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;

  • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;

  • приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;

  • показывать на карте мира материки, изученные страны мира;

  • различать расходы и доходы семейного бюджета;

  • распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

  • проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;

  • группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;

  • сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;

  • использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;

  • использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;

  • фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;

  • создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);

  • соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;

  • соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания;

  • соблюдатьосновыпрофилактикизаболеваний;

  • соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;

  • соблюдать правила нравственного поведения на природе;

  • безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;

  • ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.


4 КЛАСС

К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

  • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России;

  • соблюдать правила нравственного поведения в социуме;

  • показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);

  • показывать на исторической карте места изученных исторических событий;

  • находить место изученных событий на «ленте времени»;

  • знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;

  • соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России;

  • рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;

  • проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;

  • распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

  • группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;

  • использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);

  • называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);

  • называть экологические проблемы и определять пути их решения;

  • создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;

  • использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;

  • соблюдать правила нравственного поведения на природе;

  • осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;

  • соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);

  • соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;

  • осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернете;

  • соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов.



2 КЛАСС

п/п


Наименованиеразделов и темпрограммы


Количествочасов

Электронные (цифровые) образовательныересурсы


Всего


Контрольныеработы


Практическиеработы


Раздел 1.Человек и общество

1.1

Нашародина - Россия

12



Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

1.2

Семья. Семейные ценности и традиции

2



Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

1.3

Правила культурного поведения в общественных местах

2

1


Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

Итогопоразделу

16


Раздел 2.Человек и природа

2.1

Методы познания природы. Земля и другие планеты, звезды и созвездия.

7



Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

2.2

Многообразиерастений

8



Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

2.3

Многообразиеживотных

11



Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

2.4

Красная книга России. Заповедники и природные парки

8

1


Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

Итогопоразделу

34


Раздел 3.Правилабезопаснойжизнедеятельности

3.1

Здоровыйобразжизнишкольника

4



Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

3.2

Безопасность в школе и общественном транспорте, безопасность в сети Интернет

8

1


Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

Итогопоразделу

12


Резервноевремя:

  1. Проверочная работа по разделу «Человек и общество»

  2. Проверочная работа по разделу «Человек и природа»

  3. Проверочная работа по разделу «Правила безопасности жизнедеятельности»







6

3



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

3

0


4 КЛАСС

п/п


Наименованиеразделов и темпрограммы


Количествочасов

Электронные (цифровые) образовательныересурсы


Всего


Контрольныеработы


Практическиеработы


Раздел 1.Человек и общество

1.1

Нашародина - РоссийскаяФедерация

10



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850

1.2

История Отечества. «Лента времени» и историческая карта

17



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850

1.3

Человек - творец культурных ценностей. Всемирное культурное наследие

6

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850

Итогопоразделу

33


Раздел 2.Человек и природа

2.1

Методы познания окружающей природы. Солнечная система

5



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850

2.2

Формы земной поверхности. Водоемы и их разнообразие

9



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850

2.3

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны

5



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850

2.4

Природные и культурные объекты Всемирного наследия. Экологическиепроблемы

5

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850

Итогопоразделу

24


Раздел 3.Правилабезопаснойжизнедеятельности

3.1

Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850

3.2

Безопасность в городе. Безопасность в сети Интернет

4

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850

Итогопоразделу

5


Резервноевремя





6

4



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

4

0


2 КЛАСС

п/п


Темаурока


Количествочасов

Датаизучения


Электронныецифровыеобразовательныересурсы


Всего


Контрольныеработы


Практическиеработы


По пллану

По факту

1

Наша Родина ‒ Россия, Российская Федерация

1



6.09.2023

6.09.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


2

НародыРоссии. Роднаястрана

1



8.09.2023

8.09.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


3

Родной край, его природные достопримечательности. Город и село

1



13.09.2023

13.09.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


4

Значимые события истории родного края. Исторические памятники, старинные постройки. Природа и предметы, созданные человеком

1



15.09.2023

15.09.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


5

Заповедники России (Остров Врангеля, Большой Арктический заповедник). Охранаприроды

1



20.09.2023

20.09.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


6

ЗаповедникиРоссии

1



22.09.2023

22.09.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


7

ЗаповедникиРоссии. Охранаприроды

1



27.09.2023

27.09.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


8

Народы Поволжья и других территорий РФ: традиции, обычаи, праздники. Роднойкрай, город (село)

1



29.09.2023

29.09.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


9

Резервный урок. Тематическая проверочная работа по разделу "Где мы живём?"

1

1


4.10.2023

4.10.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


10

Связи в природе: зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Неживая и живаяприрода. Явленияприроды

1



6.10.2023



6.10.2023



https://uchi.ru/teachers/migration


11

Годовой ход изменений в жизни животных. Жизнь животных осенью и зимой. Явленияприроды

1



13.10.2023

13.10.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


12

Зачем человек трудится? Ценность труда и трудолюбия. Профессии. Всепрофессииважны

1



18.10.2023

18.10.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


13

Зависимость жизни растений от состояния неживой природы. Жизнь растений осенью и зимой. Невидимыенитиприроды

1



20.10.2023

20.10.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


14

Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание

1



25.10.2023

25.10.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


15

Звёздное небо: звёзды и созвездия. Солнечная система: планеты (название, расположение от Солнца, краткая характеристика)

1



27.10.2023

27.10.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


16

Как человек познаёт окружающую природу? Особенности разных методов познания окружающего мира

1



8.11.2023

8.11.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


17

Земля - живая планета Солнечной системы

1



10.11.2023

10.11.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


18

Почему на Земле есть жизнь? Условия жизни на Земле. Водные богатства Земли

1



15.11.2023

15.11.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


19

Деревья, кустарники, травы родного края (узнавание, называние, краткое описание). Какиебываютрастения

1



17.11.2023

17.11.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


20

Деревья лиственные и хвойные. Сравнение лиственных и хвойных деревьев: общее и различия

1



22.11.2023

22.11.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


21

Многообразие животных родного края и разных территорий России. Какиебываютживотные

1



24.11.2023

24.11.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


22

Мир животных: насекомые. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание

1



29.11.2023

29.11.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


23

Мир животных: рыбы. Особенности внешнего вида, условия жизни, передвижения, питания: узнавание, называние, описание

1



1.12.2023

1.12.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


24

Зависимость жизни растений от состояния неживой природы. Жизнь растений весной и летом. Невидимыенити. Впередилето

1



6.12.2023

6.12.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


25

Растения дикорастущие и культурные: общее и различия

1



8.12.2023

8.12.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


26

Мир животных: земноводные и пресмыкающиеся. Особенности внешнего вида, условия жизни, передвижения, питания: узнавание, называние, описание

1



13.12.2023

13.12.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


27

Многообразие растений по месту обитания, внешнему виду. Сравнение растений разных климатических условий. Комнатныерастения

1



15.12.2023

15.12.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


28

Многообразие животных. Дикие и домашние животные

1



20.12.2023

20.12.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


29

Мир животных: звери (млекопитающие). Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание

1



22.12.2023

22.12.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


30

Отдельные представители растений Красной книги России (включая представителей растительного мира региона): узнавание, называние и описание

1



27.12.2023

27.12.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


31

Отдельные представители животных Красной книги России (включая представителей животного мира региона): узнавание, называние и описание

1



29.12.2023

29.12.2023

https://uchi.ru/teachers/migration


32

Красная книга России. Её значение в сохранении и охране редких растений и животных

1



10.01.2024

10.01.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


33

Какие задачи решают сотрудники заповедника. Правила поведения на территории заповедника

1



12.01.2024

12.01.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


34

Заповедники: значение для охраны природы

1



17.01.2024

17.01.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


35

Резервный урок. Тематическая проверочная работа по разделу "Человек и природа"

1

1


19.01.2024

19.01.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


36

Мир профессий жителей нашего региона

1



24.01.2024

24.01.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


37

Резервный урок. Из чего что сделано

1



26.01.2024

26.01.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


38

Наш регион, какой он? Культура родного края. Родной край, его культурные достопримечательности

1



31.01.2024

31.01.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


39

Здоровый образ жизни. Режим дня: чередование сна, учебных занятий, двигательной активности. Еслихочешьбытьздоров

1



2.02.2024

2.02.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


40

Рациональное питание: количество приёмов пищи и рацион питания. Витамины и здоровьеребёнка

1


1

7.02.2024

7.02.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


41

Правила безопасности в школе: маршрут до школы, поведение на занятиях, переменах, при приеме пищи; на пришкольной территории

1



9.02.2024

9.02.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


42

Правила безопасного поведения в быту. Безопасное пользование электроприборами, газовой плитой. Безопасность при разогреве пищи. Номера телефонов экстренной помощи. Домашние опасности

1



14.02.2024

14.02.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


43

Физическая культура, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья

1



16.02.2024

16.02.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


44

Безопасное поведение на прогулках: правила поведения на игровых площадках; езда на велосипедах (санках, самокатах) и качелях. Наводе и в лесу. Опасныенезнакомцы

1



20.02.2024

20.02.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


45

Правила культурного поведения в общественных местах. Чтотакоеэтикет

1



22.02.2024

22.02.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


46

Подробнее о лесныхопасностях

1



28.02.2024

28.02.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


47

Семейные ценности и традиции. Труд, досуг, занятия членов семьи. Нашадружнаясемья

1



1.03.2024

1.03.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


48

Главные правила взаимоотношений членов общества: доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению

1



5.03.2024

5.03.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


49

Безопасное пользование Интернетом. Ты и твои друзья

1



7.03.2024

7.03.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


50

Правила поведения при пользовании компьютером: посадка, время отдыха, обязательность отдыха и другие

1



13.03.2024

13.03.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


51

Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта. Мы — пассажиры

1



15.03.2024

15.03.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


52

Знаки безопасности на общественном транспорте

1



20.03.2024

20.03.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


53

Правила безопасного поведения пассажира метро. Знакибезопасности в метро

1



22.03.2024

22.03.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


54

Родословная. Родословное древо, история семьи. Предшествующие поколения

1



3.04.2024

3.04.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


55

Модели Земли - глобус, карта, план. Практическаяработа

1


1

5.04.2024

5.04.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


56

Карта мира. Материки и океаны. Практическаяработа

1


1

10.04.2024

10.04.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


57

Ориентирование на местности по местным природным признакам и с использованием компаса. Практическаяработа

1


1

12.04.2024

12.04.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


58

Резервный урок. Формы земной поверхности

1



17.04.2024

17.04.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


59

Животные и их потомство. Размножение животных. Стадииразвитиянасекомого, земноводных

1



19.04.2024

19.04.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


60

Москва ‒ столица России. Герб Москвы

1



24.04.2024

24.04.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


61

Достопримечательности Москвы: Большой театр, МГУ, Московский цирк, Театр кукол имени С.В. Образцова. ПутешествиепоМоскве

1



26.04.2024

26.04.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


62

Строительство Московского Кремля. Московский Кремль и Красная площадь

1



30.04.2024

30.04.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


63

Санкт-Петербург ‒ северная столица. Достопримечательности города

1



2.05.2024

2.05.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


64

Кустарники нашего края: узнавание, название, краткое описание

1



8.05.2024

8.05.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


65

Травы нашего края: многообразие. Внешний вид, условия жизни (называние, краткое описание)

1



15.05.2024

15.05.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


66

Годовой ход изменений в жизни животных. Жизнь животных весной и летом. Явленияприроды. В гости к весне. Впередилето

1



17.05.2024

17.05.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


67

Резервный урок. Древние кремлёвские города: Нижний Новгород, Псков, Смоленск. ГородаРоссии

1



22.05.2024

22.05.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


68

Резервный урок. Тематическая проверочная работа по итогам 2 класса

1

1


24.05.2024

24.05.2024

https://uchi.ru/teachers/migration


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

3

4








4 КЛАСС

п/п


Темаурока


Количествочасов

Датаизучения


Электронныецифровыеобразовательныересурсы


Всего


Контрольныеработы


Практические

работы


По плану

Фактически

1

Как человек изучает окружающую природу?

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

2

Солнце - звезда

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c

3

Планеты Солнечной системы. Луна – спутник Земли

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414eca

4

Смена дня и ночи на Земле как результат вращения планеты вокруг своей оси (практические работы с моделями и схемами)

1


1



Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

5

Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены сезонов (практические работы с моделями и схемами). Общаяхарактеристикавремёнгода

1


1



Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

6

Историческое время. Что такое «лента времени»?

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2

7

Экологические проблемы взаимодействия человека и природы

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415118

8

ВсемирноекультурноенаследиеРоссии

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415b9a

9

Природные и культурные объекты Всемирного наследия в России

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841580c

10

Природные и культурные объекты Всемирного наследия за рубежом

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

11

Знакомство с Международной Красной книгой

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415636

12

Всемирноекультурноенаследие

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

13

Охранаисторико-культурногонаследия

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2

14

О вредных для здоровья привычках

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415da2

15

Правила цифровой грамотности при использовании Интернет

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415f50

16

Планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры населённого пункта

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416306

17

Правила поведения в общественных местах: зонах отдыха, учреждениях культуры и торговых центрах

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84164be

18

Безопасное поведение при езде на велосипеде и самокате. Дорожныезнаки

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416180

19

Равнины России: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская (название, общая характеристика, нахождение на карте)

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416996

20

Горные системы России: Урал, Кавказ, Алтай (краткая характеристика, главные вершины, место нахождения на карте)

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416b58

21

Водоёмы Земли, их разнообразие. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, болото. Примерыводоёмов в России

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416cfc

22

Рекакакводныйпоток

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416fae

23

Крупнейшие реки России: название, нахождение на карте

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

24

Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Связи в природнойзоне

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417b34

25

Характеристика природных зон России: тундра. Связи в природнойзоне

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417d1e

26

Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природнойзоне

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417f08

27

Характеристика природных зон России: смешанный лес. Связи в природнойзоне

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84181ce

28

Характеристика природных зон России: степь и полупустыня. Связи в природнойзоне

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84185ac

29

Формы земной поверхности (на примере родного края)

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417526

30

Водоёмы и реки родного края

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

31

Использование рек и водоёмов человеком (хозяйственная деятельность, отдых). Охранарек и водоёмов

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

32

Защита и охрана природных богатств (воздуха, воды, полезных ископаемых, флоры и фауны)

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

33

Искусственные водоёмы: водохранилища, пруды (общая характеристика)

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

34

Проверочная работа по теме "Формы земной поверхности и водоёмы"

1

1




Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

35

Обобщающий урок. Проверочная работа по теме "Природные зоны"

1

1




Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

36

Человек - творецкультурныхценностей

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

37

Труд и быт людей в разные исторические времена

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

38

Резервныйурок. Новоевремя

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

39

Обобщающий урок. Новейшее время: история продолжается сегодня

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

40

Государство Русь. Страницы общественной и культурной жизни

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

41

Города России. Древние города России. Страницыистории

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

42

Государство Русь. Человек - защитник своего Отечества

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

43

Московское государство. Страницы общественной и культурной жизни в Московском государстве

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

44

Образование и культура в Московском государстве

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

45

Страницы истории Российской империи. Пётр I

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b284

46

Страницы Российской империи. Преобразования в культуре, науке, быту

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

47

Образование в Российскойимперии

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

48

Развитие культуры в Российской империи Российская империя: развитие культуры XVIII века (архитектура, живопись, театр)

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

49

«Золотой век» русской культуры. Великие поэты и писатели, композиторы и художники XIX века

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

50

Первая Отечественная война: 1812 год. Защита Родины от французских завоевателей

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

51

Страницы истории России ХХ века

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

52

Великая Отечественная война 1941-1945 гг: как все начиналось…

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

53

Великая Отечественная война 1941-1945 гг: главные сражения

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

54

Всё для фронта – всё для победы

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

55

ВзятиеБерлина. ПарадПобеды

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dac0

56

Мы живём в Российской Федерации

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d188

57

Государственное устройство РФ (общее представление). Конституция РФ. Президент РФ. Политико-административная карта России

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

58

Родной край. Знаменитые люди родного края

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

59

Взаимоотношения людей в обществе: доброта и гуманизм, справедливость и уважение

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

60

Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Праваребёнка

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d336

61

ГосударственныепраздникиРоссии

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dc50

62

Праздник в жизни общества и человека

1





Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d8ea

63

Праздники и памятные даты своего региона

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

64

Малая Родина гражданина России. Достопримечательности родного края

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

65

Наша малая Родина: главный город

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

66

Города России. Города-герои. Страницы истории

1





Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

67

Обобщение знаний. Проверочная работа по теме "История Отечества"

1

1




Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

68

Обобщение знаний. Проверочная работа по итогам обучения в 4 классе

1

1




Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

https://uchi.ru/teachers/lk/main

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

4

2






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌• Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»‌​

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ К УЧЕБНИКУ - ПЛЕШАКОВА А.А.

  2. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ С ПОУРОЧНЫМИ РАЗРАБОТКАМИ.

КЛАСС : УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТ. ОРГАНИЗАЦИЙ / [А. А. ПЛЕШАКОВ, М. Ю. НОВИЦКАЯ, Н. М. БЕЛЯНКОВА И ДР.]. — 3-Е ИЗД., ДОП. — М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru/subject/43/1/

1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»:  http://nsc.1september.ru/urok

2.Электронная версия журнала «Начальная школа» : http://nsc.1september.ru/index.php

3.Социальная сеть работников образования:  http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru

5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com

6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net

7.Учитель портал: http://www.uchportal.ru

8.Видеоуроки по основным предметам школьной программы

 http://school-collection.edu.ru/

 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

 Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире / http://smallgames.ws/11730-mir-prirody-poznavatelnye-materialy-ob.html.

.Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова. : http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26995.


Сайт для детей  http://eorhelp.ru/synopsis




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!