СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему мире

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему мире»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти «Школа № 73»

(МБУ «Школа №73»)

ПРИНЯТО

педагогическим советом

Протокол № 1

от __________2020 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

МБУ «Школа № 73»

______________Т. Р. Грошева

Приказ №_____ от _______2020 г.











Рабочая программа

«Окружающий мир»

1-4 общеобразовательные классы

к УМК А.А. Плешакова









Авторы-составители Трофимова Е.В., учитель начальных классов

МБУ «Школа №73»













Тольятти

2020

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы, чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.



Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

      • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

      • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

      • строить сообщения в устной и письменной форме;

      • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

      • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

      • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

      • осуществлять синтез как составление целого из частей;

      • проводить сравнение, ситуацию и классификацию по заданным критериям;

      • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

      • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

      • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

      • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

      • устанавливать аналогии;

      • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

      • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

      • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

      • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

      • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

      • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

      • осуществлять сравнение, ситуацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

      • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.


Предметные результаты

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;

  • получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио‑ и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

  • примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Человек и природа

Выпускник научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

  • ·описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

  • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон

  • и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



II. Содержание учебного предмета


1 класс

66 часов


Введение (1ч)

Введение в предмет «Окружающий мир»

Что и кто? (17ч)

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая Родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растёт на подоконнике? Что растёт на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что умеет компьютер? На что похожа наша планета?

Как, откуда и куда? (12ч)

Как живёт семья? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лёд? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Где и когда? (10ч)

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придёт суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?

Почему и зачем? (18ч)

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идёт дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолёты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?

Повторение изученного в 1 классе (8ч)


2 класс

68 часов


Повторение изученного в 1 классе (3ч)

Где мы живем (5 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия. Что нас окружает?

Природа (18 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии. Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы. Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (8 ч)

Город, где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах. , Промышленные предприятия города. Строительство в городе.

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города. Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии. Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (10 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающегося пешеходов и пассажиров транспортных средств). Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности. не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа. Отработка правил перехода улицы.

Общение (5 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа. Отработка основных правил этикета.

Путешествия (11 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности. равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии. Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Практические работы. Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

Повторение изученного во 2 классе (8ч)


3 класс

68 часов


Повторение изученного во 2 классе (3ч)

Как устроен мир (6ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (меж­ду неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутрен­ний мир человека. Восприятие, память, мышление, вообра­жение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Эко­логия – наука о связях между живыми существами и окру­жающей их средой. Роль экологии в сохранении природно­го дома человечества. Воздействие людей на природу (отри­цательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия. Что нас окружает?

Эта удивительная природа (16 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для жи­вых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источни­ки загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо­мия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании поч­вы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непроду­манной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Ды­хание и питание растений. Размножение и развитие расте­ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насеко­мые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные жи­вотные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пира­мида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч­ных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (орга­низмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии. Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы. Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (9 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при неболь­ших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осан­ка. Значение физического труда и физкультуры для разви­тия скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витами­ны. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организ­ме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жиз­ни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы. Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (8 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Без­опасность при езде на велосипеде, автомобиле, в обществен­ном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении без­опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, инфор­мационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: бал­кон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на ули­це, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Пра­вила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загряз­ненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за­щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия. Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит экономика (11 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физи­ческий и умственный труд. Зависимость успеха труда от об­разования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономи­ке. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подзем­ных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электро­энергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш­ленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значе­ние. Построение безопасной экономики – одна из важней­ших задач общества в XXI веке.

Практические работы. Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (9 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримеча­тельности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, располо­жение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися па­мятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человече­ства – долг всего общества и каждого человека.

Повторение изученного в 3 классе (6ч)


4 класс

68 часов


Повторение изученного в 3 классе (4ч)

Земля и человечество (8 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небес­ные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – пла­нета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Зем­ли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изобра­жение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Историчес­кие источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Междуна­родное сотрудничество в области охраны окружающей сре­ды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в фор­ме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пус­тынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности при­роды каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходи­мость бережного отношения к природе в местах отдыха насе­ления. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходи­мости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия. Лес и человек.

Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны (11 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение по­верхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Во­доемы края, их значение в природе и жизни человека. Из­менение водоемов в результате деятельности человека. Ох­рана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свой­ства, практическое значение, места и способы добычи. Охра­на недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзо­листые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных со­обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при­родных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с при­родными условиями. Растениеводство в нашем крае, его от­расли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветовод­ство). Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицевод­ство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия. Поверхность нашего края.

Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Страницы всемирной истории (6 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, за­мок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения на­уки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие геогра­фические открытия. Новейшее время. Представление о ско­рости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осо­знание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия. Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.

Страницы истории Отечества (19 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные усло­вия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Ру­си. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна горо­дов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Нов­город. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нра­вы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Ру­си. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московс­кие князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение но­вой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Зем­лепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кресть­яне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освобо­дитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой вой­не. Николай Второй – последний император России. Рево­люции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура Рос­сии в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия. Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.

Современная Россия (6 ч)

Мы – граждане России. Конституция России – наш ос­новной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Феде­ральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Евро­пейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исто­рические места, знаменитые люди, памятники культуры в ре­гионах.

Повторение изученного в 1-4 классах (4ч)


III. Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы


п\п

Темы

Количество часов

Введение (1 ч)

1

Введение в предмет «Окружающий мир».

1

Что и кто? (17 ч)

2

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России?

1

3

Что мы знаем о Москве?

1

4

Проект «Моя малая Родина»

1

5

Что у нас над головой? Что у нас под ногами?

1

6

Что общего у разных растений?

1

7

Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе?

1

8

Что это за листья? Что такое хвоинки?

1

9

Кто такие насекомые?

1

10

Кто такие рыбы?

1

11

Кто такие птицы?

1

12

Кто такие звери?

1

13

Что окружает нас дома?

1

14

Что умеет компьютер?

1

15

Что вокруг нас может быть опасным?

1

16

На что похожа наша планета?

1

17

Контроль по разделу «Что и кто?»

1

18

Работа над ошибками в контроле по разделу «Что и кто?». Коррекция знаний, умений и навыков.

1

Как, откуда и куда? (12ч)

19

Как живет семья?

1

20

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1

21

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

22

Как путешествует письмо?

1

23

Куда текут реки?

1

24

Откуда берутся снег и лёд?

1

5

Как живут растения?

1

26

Как живут животные?

1

27

Как зимой помочь птицам?

1

28

Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

1

29

Контроль по разделу «Как, откуда и куда?»


30

Работа над ошибками в контроле по разделу «Как, откуда и куда?». Коррекция знаний, умений и навыков.


Где и когда? (10 ч)

31

Когда учиться интересно? Мой класс и моя школа.

1

32

Когда придёт суббота? Когда наступит лето?

1

33

Где живут белые медведи?

1

34

Где живут слоны?

1

35

Где зимуют птицы?

1

36

Когда появилась одежда?

1

37

Когда изобрели велосипед?

1

38

Когда мы станем взрослыми?

1

39

Контроль по разделу «Где и когда?»

1

40

Работа над ошибками в контроле по разделу «Где и когда?». Коррекция знаний, умений и навыков.

1

Почему и зачем? (18 ч.)

41

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Почему Луна бывает разной?

1

42

Почему идёт дождь и дует ветер?

1

4

Почему звенит звонок?

1

44

Почему радуга разноцветная?

1

45

Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы».

1

46

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

47

Зачем мы спим ночью?

1

48

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

49

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

50

Зачем нам телефон и телевизор?

1

51

Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда?

1

52

Зачем строят корабли? Зачем строят самолёты?

1

53

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности??

1

54

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности

1

55

Зачем люди осваивают космос?

1

56

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

57

Контроль по разделу «Почему и зачем?»

1

58

Работа над ошибками в контроле по разделам «Почему и зачем?» Коррекция знаний, умений и навыков


Повторение изученного в 1 классе (8ч)

59-64

Повторение изученного в 1 классе

6

65

Итоговый контроль по материалу, изученному в 1 классе.

1

66

Работа над ошибками в итоговом контроле и контроле по разделу «Почему и зачем?». Коррекция знаний, умений и навыков.

1


2 класс


п\п

Темы

Количество часов

Повторение изученного в 1 классе (3ч)

1-2

Повторение изученного в 1 классе.

2

3

Входной контроль по материалу, изученному в 1 классе.

1

Где мы живем (5 ч)

4

Родная страна.

1

5

Город и село.

1

6

Природа и рукотворный мир.

1

7

Контроль по разделу «Где мы живем».

1

8

Работа над ошибками во входном контроле по материалу, изученному в 1 классе, и контроле по разделу «Где мы живем». Коррекция знаний, умений и навыков.

1

Природа (18 ч)

9

Неживая и живая природа.

1

10

Явления природы.

1

11

Что такое погода.

1

12

В гости к осени.

1

13

Звёздное небо.

1

14

Заглянем в кладовые земли.

1

15

Воздух, его значение для растений, животных, человека.

1

16

Вода, её значение для растений, животных, человека.

1

17

Какие бывают растения.

1

18

Какие бывают животные.

1

19

Дикорастущие и культурные растения.

1

20

Дикие и домашние животные.

1

21

Комнатные растения.

1

22

Животные живого уголка.

1

23

Про кошек и собак.

1

24

Красная книга. Будь природе другом.

1

25

Контроль по разделу «Природа».

1

26

Работа над ошибками в контроле по разделу «Природа». Коррекция знаний, умений и навыков.

1

Жизнь города и села (8ч)

27

Что такое экономика.

1

28

Из чего что сделано.

1

29

Как построить дом.

1

30

Какой бывает транспорт.

1

31

Культура и образование.

1

32

Все профессии важны. Проект «Профессии».

1

33-34

В гости к зиме

2

Здоровье и безопасность (10 ч)

35

Строение тела человека.

1

36

Если хочешь быть здоров.

1

37

Берегись автомобиля!

1

38

Школа пешехода.

1

39

Домашние опасности.

1

40

Пожар.

1

41

На воде и в лесу.

1

42

Опасные незнакомцы.

1

43

Контроль по разделам «Жизнь города и села» и «Здоровье и безопасность».

1

44

Работа над ошибками в контроле по разделам «Жизнь города и села» и «Здоровье и безопасность». Коррекция знаний, умений и навыков.

1

Общение (5 ч)

45

Наша дружная семья.

1

46

В школе.

1

47

Правила вежливости.

1

48

Ты и твои друзья.

1

49

Мы – зрители и пассажиры.

1

Путешествие (11 ч)

50

Посмотри вокруг. Ориентирование на местности.

1

51

Формы земной поверхности.

1

52

Водные богатства.

1

53

В гости к весне

1

54

Россия на карте.

1

55

Московский Кремль. Город на Неве.

1

56

Путешествие по планете.

1

57

Путешествие по материкам.

1

58

Страны мира.

1

59

Контроль по разделам «Общение» и «Путешествия».

1

60

Работа над ошибками в контроле по разделам «Общение» и «Путешествия». Коррекция знаний, умений и навыков.

1

Повторение изученного во 2 классе (8ч)

61-66

Повторение изученного во 2 классе.

6

67

Итоговый контроль по материалу, изученному во 2 классе.

1

68

Работа над ошибками в контроле в итоговом контроле. Коррекция знаний, умений, навыков.

1


3 класс


п\п

Темы

Количество часов

Повторение изученного во 2 классе (3ч)

1-2

Повторение изученного во 2 классе.

2

3

Входной контроль по материалу, изученному во 2 классе.

1

Как устроен мир (6ч)

4

Природа. Ценность природы для людей.

1

5

Человек.

1

6

Общество.

1

7

Природа в опасности! Охрана природы.

1

8

Контроль по разделу «Как устроен мир».

1

9

Работа над ошибками в контроле во входном контроле по материалу, изученному во 2 классе, и по разделу «Как устроен мир». Коррекция знаний, умений и навыков.

1

Эта удивительная природа (16ч.)

10

Тела, вещества, частицы.

1

11

Разнообразие веществ. Воздух и его охрана.

1

12

Вода. Превращение и круговорот воды.

1

13

Берегите воду!

1

14

Что такое почва.

1

15

Разнообразие растений. Размножение и развитие растений.

1

16

Солнце, растения и мы с вами.

1

17

Охрана растений.

1

18

Разнообразие животных.

1

18

Кто что ест.

1

20

Наши проекты «Разнообразие родного края».

1

21

Размножение и развитие животных.

1

22

Охрана животных.

1

23

Царство грибов. Великий круговорот жизни.

1

24

Контроль по разделу ««Эта удивительная природа».

1

25

Работа над ошибками в контроле по разделу «Эта удивительная природа». Коррекция знаний, умений и навыков.

1

Мы и наше здоровье (9 ч)

26

Организм человека.

1

27

Органы чувств.

1

28

Надёжная защита организма.

1

29

Опора тела и движения.

1

30

Наше питание.

1

31

Наши проекты: «Школа кулинаров».

1

32

Дыхание и кровообращение.

1

33-34

Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

2

Наша безопасность (8 ч)

35

Огонь, вода и газ.

1

36

Чтобы путь был счастливым.

1

37

Дорожные знаки.

1

38

Опасные места.

1

39

Природа и наша безопасность.

1

40

Экологическая безопасность.

1

41

Контроль по разделам «Мы и наше здоровье» и «Наша безопасность».

1

42

Работа над ошибками в контроле по разделам «Мы и наше здоровье» и «Наша безопасность». Коррекция знаний, умений и навыков.

1

Чему учит экономика (11 ч)

43

Для чего нужна экономика.

1

44

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

45

Полезные ископаемые.

1

46

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства.

1

47

Какая бывает промышленность.

1

48

Что такое деньги. Заработная плата.

1

49

Государственный бюджет.

1

50

Семейный бюджет.

1

51

Безопасная экономика.

1

52

Контроль по разделу ««Чему учит экономика».

1

53

Работа над ошибками в контроле по разделу «Чему учит экономика». Коррекция знаний, умений и навыков.

1

Путешествие по городам и странам (9 ч)

54

Золотое кольцо России.

1

55

Наши ближайшие соседи.

1

56

На севере Европы.

1

57

Что такое Бенилюкс.

1

58

Страны Европы.

1

59-60

По знаменитым местам мира.

2

61

Контроль по разделу «Путешествие по городам и странам».

1

62

Работа над ошибками в контроле по разделу «Путешествие по городам и странам». Коррекция знаний, умений и навыков.

1

Повторение изученного в 3 классе (6ч)

63-66

Повторение изученного в 3 классе.

4

67

Итоговый контроль по материалу, изученному в 3 классе .

1

68

Работа над ошибками в итоговом контроле по материалу, изученному в 3 классе. Коррекция знаний, умений и навыков.

1


4 класс


п/п

Темы

Количество часов

Повторение изученного в 3 классе (4ч)

1-2

Повторение изученного в 3 классе.

2

3

Входной контроль по материалу, изученному в 3 классе.

1

4

Работа над ошибками во входном контроле по материалу, изученному в 3 классе. Коррекция знаний, умений и навыков.

1

Земля и человечество (6 ч)

5

Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы.

1

6

Звёздное небо – Великая книга Природы.

1

7

Мир глазами географа.

1

8

Мир глазами историка. Когда и где?

1

9

Мир глазами эколога.

1

10

Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга.

1

Природа России (10 ч)

11

Равнины и горы России.

1

12

Моря, озёра и реки России.

1

13

Природные зоны России.

1

14

Зона Арктических пустынь.

1

15

Тундра.

1

16

Леса России. Лес и человек.

1

17

Зона степей.

1

18

Пустыни. У Черного моря

1

19

Контроль по разделам «Земля и человечество» и «Природа России».

1

20

Работа над ошибками в контроле по разделам «Земля и человечество» и «Природа России». Коррекция знаний, умений и навыков .

1

Родной край – часть большой страны (11 ч)

21

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

1

22

Формы поверхности нашего края. Почвы нашего края.

1

23

Водные богатства нашего края.

1

24

Наши подземные богатства.

1

25-26

Природные сообщества нашего края (лес, луг, пресные водоемы)

2

27

Охрана природных сообществ в нашем крае.

1

28

Сельское хозяйство в нашем крае.

1

29

Животноводство в нашем крае.

1

30

Контроль по разделу «Родной край - часть большой страны».

1

31

Работа над ошибками контроле по разделу «Родной край - часть большой страны». Коррекция знаний, умений и навыков.

1

Страницы всемирной истории (4 ч)

32

Начало истории человечества. Мир древности: далёкий и близкий.

1

33

Средние века: время рыцарей и замков.

1

34

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

35

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

Страницы истории Отечества (20 ч)

36

Жизнь древних славян.

1

37-39

Во времена Древней Руси.

3

40-41

Наше Отечество в XIII-XV вв.

2

42-43

Наше Отечество в XVI-XVIII вв.

2

44-45

Страницы истории ХIХ-начала XX века.

2

46-48

Россия в XX веке. Великая Отечественная война и Великая Победа.

3

49

Наша страна в 1945-1991 гг.

1

50

Страна, открывшая путь в космос.

1

51

Преобразования в России в 90-х гг. XX в.

1

52-53

Прошлое родного края .

2

54

Контроль по разделам «Страницы всемирной истории» и «Страницы истории Отечества».

1

55

Работа над ошибками контроле по разделам «Страницы всемирной истории» и «Страницы истории Отечества». Коррекция знаний, умений и навыков.

1

Современная Россия (6 ч)

56

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон.

1

57

Государственное устройство России.

1

58

Славные символы России.

1

59

Многонациональный состав России.

1

60

Регионы России.

1

61

Контроль по разделу «Современная Россия».

1

Повторение изученного в 1-4 классах (7ч)

62-66

Повторение изученного в 1-4 классах.

5

67

Итоговый контроль по материалу, изученному в 1-4 классах.

1

68

Работа над ошибками в контроле по разделу «Современная Россия» и итоговом контроле по материалу, изученному в 1-4 классах. Коррекция знаний, умений и навыков.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!