МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 46 ИМЕНИ И.С. ПОЛБИНА»
ПРИНЯТО решением методического объединения учителей истории и общестознания Протокол № _______ от _____________г. | | СОГЛАСОВАНО | Заместитель директора по УВР | ___________/ (Шурыгина С.Е.) | «_____» ____________ 2022 г. | |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для основного общего образования
Срок освоения программы: 1 год ( 5 класс)
Составитель: Суворова Н.А.
Учитель истории и обществознания
2022
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
5 КЛАСС
Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом – Россия.
Россия – многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык – язык общения и язык возможностей. Русский язык – основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья – хранитель духовных ценностей.
Семья – базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда.
Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность – общество – культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек – творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи – часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина – часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта.
Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны – залог будущего России.
Россия – единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: воспритие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические/ моделирование);
- смысловое чтение;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
5 КЛАСС
Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
- Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;
- иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;
- понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом – Россия
- Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
- знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
- понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость.
Тема 3. Язык и история
- Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности;
- иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;
- понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;
- обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык – язык общения и язык возможностей
- Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;
- знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества;
- понимать, что русский язык – не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;
- иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры
- Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
- осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;
- уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.
Тема 6. Материальная культура
- Иметь представление об артефактах культуры;
- иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
- понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;
- понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.
Тема 7. Духовная культура
- Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
- знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
- понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;
- осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;
- знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.
Тема 8. Культура и религия
- Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;
- осознавать связь религии и морали;
- понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
- уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
Тема 9. Культура и образование
- Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;
- иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;
- понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
- приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека;
- понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)
- Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;
- выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;
- предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
- обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья – хранитель духовных ценностей
- Знать и понимать смысл термина «семья»;
- иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;
- осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;
- уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования;
- понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;
- осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль;
- понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи
- Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
- осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
- понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;
- обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
- Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;
- знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
- уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
- осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
- Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;
- уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
- знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
- понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
- Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
- понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
- осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;
- характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
- Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
- выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
- предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;
- обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность – общество – культура
- Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;
- уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры;
- понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества;
- знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек – творец культуры
- Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;
- осознавать и доказывать важность морально-нравственных ограничений в творчестве;
- обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека;
- доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
- знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
- Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;
- обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;
- понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
- Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;
- иметь представление о значении и функциях изучения истории;
- осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
- Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
- рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;
- обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур
- Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;
- понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
- знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
- Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа:
- осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
- Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
- называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;
- уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
- демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
- уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.
Тема 25. Праздники в культуре народов России
- Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;
- устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
- различать основные типы праздников;
- уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;
- анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
- понимать основной смысл семейных праздников:
- определять нравственный смысл праздников народов России;
- осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
- Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
- понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
- осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ;
- осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;
- устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры;
- иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России
- Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка;
- обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений;
- знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России
- Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;
- уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
- обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;
- знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России
- Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;
- понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
- воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
- знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
- оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
- Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;
- уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
- уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для пятиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
- понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
- Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;
- понимать, что такое культурная карта народов России;
- описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны – залог будущего России
- Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;
- понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Раздел 1. «Россия – наш общий дом» | 10 | |
1 | Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? | 1 | https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2320891?menuReferrer=catalogue |
2 | Наш дом – Россия | 1 | Видео «Народы России» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10759242?menuReferrer=catalogue Урок «Гражданин России» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2427856?menuReferrer=catalogue Видео «Гимн России» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9862512?menuReferrer=catalogue Видео «Моя страна. Моя Родина. Моя Россия» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9580240?menuReferrer=catalogue |
3 | Язык и история | 1 | Видео «Традиции народов России» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9263032?menuReferrer=catalogue Текст «Давным-давно люди на нашей планете говорили на одном языке» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1774274?menuReferrer=catalogue |
4 | Русский язык – язык общения и язык возможностей | 1 | Урок «В начале было слово» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9841647?menuReferrer=catalogue Видео «Русский язык – государственный» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7123715?menuReferrer=catalogue |
5 | Истоки родной культуры | 1 | Видео «Культура: понятие, формы и виды» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10569504?menuReferrer=catalogue Интерактивные задания «Российская культура» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material/common/FizikonModule/17298?menuReferrer=catalogue |
6 | Материальная культура | 1 | Видео «Культура: понятие, формы и виды « (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10569504?menuReferrer=catalogue |
7 | Духовная культура | 1 | Урок «Культура» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7523454?menuReferrer=catalogue Урок «Искусство как элемент духовной культуры» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7469423?menuReferrer=catalogue Тест «Духовная культура» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7246515?menuReferrer=catalogue |
8 | Культура и религия | 1 | Видео «Звон колоколов» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10432372?menuReferrer=catalogue Урок «Ислам в современной России» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7623330?menuReferrer=catalogue |
9 | Культура и образование | 1 | Урок «Образование» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/246175?menuReferrer=catalogue |
10 | 10. Многообразие культур России (практическое занятие) | 1 | Текст «Россия – одно из крупнейших многонациональных государств в мире» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1763047?menuReferrer=catalogue |
Раздел 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» | 6 | |
11 | Семья – хранитель духовных ценностей | 1 | Урок «Семья» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1082143?menuReferrer=catalogue Видео «Семейное счастье. Притча» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9404283?menuReferrer=catalogue Урок «Какие бывают семьи» (Internetурок) https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/5-klass/semya/kakie-byvayut-semi |
12 | Родина начинается с семьи | 1 | Видео «Истоки в жизни каждого человека» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9896483?menuReferrer=catalogue Урок «Семья – хранитель духовных ценностей. Часть 1. Роль семьи в жизни человека» (Internetурок) https://interneturok.ru/lesson/odnknr/5-klass/spisok-urokov/semya-hranitel-duhovnyh-tsennostey-chast-1-rol-semi-v-zhizni-cheloveka |
13 | Традиции семейного воспитания в России | 1 | Урок «Дом и семья в православии» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7624335?menuReferrer=catalogue Урок «Дом и семья в исламе» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10789384?menuReferrer=catalogue Урок «Христианская семья и её ценности. Портрет мамы» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1093354?menuReferrer=catalogue Урок «Семья – хранитель духовных ценностей. Часть 2. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме» (Internetурок) https://interneturok.ru/lesson/odnknr/5-klass/spisok-urokov/semya-hranitel-duhovnyh-tsennostey-chast-2-semeynye-tsennosti-v-pravoslavii-buddizme-islame-iudaizme |
14 | Образ семьи в культуре народов России | 1 | Отражение ценностей семьи в фольклоре русского народа» (Internetурок) https://interneturok.ru/lesson/odnknr/5-klass/spisok-urokov/semya-hranitel-duhovnyh-tsennostey-chast-3-otrazhenie-tsennostey-semi-v-folklore-russkogo-naroda Тест «Пословицы о семье» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/2177051?menuReferrer=catalogue Интерактивное задание «Сказочные семьи» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material/app/289457?menuReferrer=catalogue Интерактивное задание «Загадки о семье» https://uchebnik.mos.ru/material/app/126006?menuReferrer=catalogue |
15 | Труд в истории семьи | 1 | Урок «Семья – хранитель духовных ценностей. Часть 4. Семья – первый трудовой коллектив» (Internetурок) https://interneturok.ru/lesson/odnknr/5-klass/spisok-urokov/semya-hranitel-duhovnyh-tsennostey-chast-4-semya-pervyy-trudovoy-kollektiv Урок «Труд – основа жизни» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7118/start/255501/ Текст «Домострой» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/5230207?menuReferrer=catalogue Урок «Семейное хозяйство» (Internetурок) https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/5-klass/semya/semeynoe-hozyaystvo |
16 | Семья в современном мире (практическое занятие) | 1 | Урок «Семья и семейные отношения» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7122/start/255625/ Урок «Наша дружная семья. Проектное задание «Родословная» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5564/start/157330/ |
Раздел 4 . «Духовно-нравственное богатство личности» | 3 | |
17 | Личность – общество – культура | 1 | Урок «Человек и человечность» (Internetурок) https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/6-klass/dobrodeteli/chelovek-i-chelovechnost Видео «Гуманизм» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/6050149?menuReferrer=catalogue |
18 | Духовный мир человека. Человек – творец культуры | 1 | Урок «Труд и творчество» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/6819?menuReferrer=catalogue Видео «Творчество» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7123711?menuReferrer=catalogue Урок «Патриотизм» (Internetурок) https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/5-klass/rodina/patriotizm |
19 | Личность и духовно-нравственные ценности | 1 | Видео «Притча "Мальчик и морские звёзды"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10608418?menuReferrer=catalogue Урок «Порядочность» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2571704?menuReferrer=catalogue Видео «"Я твоя совесть"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10321699?menuReferrer=catalogue |
Раздел 5. «Культурное единство России» | 13 | |
20 | Историческая память как духовно-нравственная ценность | 1 | Видео «Память и мудрость Отечества» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9896512?menuReferrer=catalogue Видео «Всё живое имеет свои истоки» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9880862?menuReferrer=catalogue Видео «Откуда есть пошла земля русская» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9840859?menuReferrer=catalogue |
21 | Литература как язык культуры | 1 | Урок «Значение художественной литературы в жизни человека» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1149205?menuReferrer=catalogue |
22 | Взаимовлияние культур | 1 | Урок «К Дням исторического и культурного наследия» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/341245?menuReferrer=catalogue |
23 | Духовно-нравственные ценности российского народа | 1 | Видео «От героев былых времен» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9417933?menuReferrer=catalogue Видео «Письмо из 45-го» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9417847?menuReferrer=catalogue Видео «Дмитрий Донской» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10020148?menuReferrer=catalogue |
24 | Регионы России: культурное многообразие | 1 | Урок «Путешествие по России» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4593/start/160311/ |
25 | Праздники в культуре народов России | 1 | Видео «Быт и праздники русского народа» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10592491?menuReferrer=catalogue Видео «Сабантуй. Праздник плуга» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9935297?menuReferrer=catalogue Видео «Сагаалган. Праздник Белого месяца» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10612464?menuReferrer=catalogue Урок «Народный праздник. Масленица» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/3264?menuReferrer=catalogue |
26 | Памятники в культуре народов России | 1 | Видео «Крестьянские хоромы. По книге Е. Заручевской "Крестьянские хоромы"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10076165?menuReferrer=catalogue Видео «Московский Кремль» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9975691?menuReferrer=catalogue Видео «Кижи. Чудеса России» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7581709?menuReferrer=catalogue Видео «Музеи Московского Кремля» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9286535?menuReferrer=catalogue Урок «Архитектура и декор русской избы» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2573270?menuReferrer=catalogue |
27 | Музыкальная культура народов России | 1 | Видео «"Музыка духа". Русская духовная музыка» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10392804?menuReferrer=catalogue Урок «Разнообразие русских народных музыкальных инструментов (духовые, струнные, ударно-шумовые) (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1731351?menuReferrer=catalogue |
28 | Изобразительное искусство народов России | 1 | Видео «Хохлома как русский народный промысел» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9947901?menuReferrer=catalogue Видео «Деревенская жизнь. Истоки» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8358122?menuReferrer=catalogue |
29 | Фольклор и литература народов России | 1 | Урок «Фольклор и литература» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8936569?menuReferrer=catalogue Урок «Малые жанры фольклора – пословицы, поговорки, скороговорки» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/858466?menuReferrer=catalogue |
30 | Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) | 1 | Урок «Предметы народного быта» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2615619?menuReferrer=catalogue Урок «Культура и быт народов России» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1666027?menuReferrer=catalogue |
31 | Единство страны – залог будущего России | 1 | Видео «Как не любить мне эту землю» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9341107?menuReferrer=catalogue Видео «Что значит быть патриотом» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7123716?menuReferrer=catalogue |
32 | Резерв | 1 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
5а | 5б | 5в | 5а | 5б | 5в |
Раздел 1. «Россия – наш общий дом» | 10 | |
1 | Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? | 1 | | | | | | |
2 | Наш дом – Россия | 1 | | | | | | |
3 | Язык и история | 1 | | | | | | |
4 | Русский язык – язык общения и язык возможностей | 1 | | | | | | |
5 | Истоки родной культуры | 1 | | | | | | |
6 | Материальная культура | 1 | | | | | | |
7 | Духовная культура | 1 | | | | | | |
8 | Культура и религия | 1 | | | | | | |
9 | Культура и образование | 1 | | | | | | |
10 | 10. Многообразие культур России (практическое занятие) | 1 | | | | | | |
Раздел 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» | 6 | |
11 | Семья – хранитель духовных ценностей | 1 | | | | | | |
12 | Родина начинается с семьи | 1 | | | | | | |
13 | Традиции семейного воспитания в России | 1 | | | | | | |
14 | Образ семьи в культуре народов России | 1 | | | | | | |
15 | Труд в истории семьи | 1 | | | | | | |
16 | Семья в современном мире (практическое занятие) | 1 | | | | | | |
Раздел 4 . «Духовно-нравственное богатство личности» | 3 | |
17 | Личность – общество – культура | 1 | | | | | | |
18 | Духовный мир человека. Человек – творец культуры | 1 | | | | | | |
19 | Личность и духовно-нравственные ценности | 1 | | | | | | |
Раздел 5. «Культурное единство России» | 13 | |
20 | Историческая память как духовно-нравственная ценность | 1 | | | | | | |
21 | Литература как язык культуры | 1 | | | | | | |
22 | Взаимовлияние культур | 1 | | | | | | |
23 | Духовно-нравственные ценности российского народа | 1 | | | | | | |
24 | Регионы России: культурное многообразие | 1 | | | | | | |
25 | Праздники в культуре народов России | 1 | | | | | | |
26 | Памятники в культуре народов России | 1 | | | | | | |
27 | Музыкальная культура народов России | 1 | | | | | | |
28 | Изобразительное искусство народов России | 1 | | | | | | |
29 | Фольклор и литература народов России | 1 | | | | | | |
30 | Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) | 1 | | | | | | |
31 | Единство страны – залог будущего России | 1 | | | | | | |
32 | Резерв | 1 | | | | | | |
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
5 класс: основное общее образование (5-6 классы)
Количество часов 33. Срок реализации программы - 1 год.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.05.2021 года №287
3. Основная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом МБОУ «Средняя школа №46 имени И.С. Полбина» от 01.09. 2022г. № (пока не утверждена)
4. С учетом примерной рабочей программы основного общего образования предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» базовый уровень.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» представляет локальный нормативно-управленческий документ, включающий следующие разделы:
содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
тематическое планирование