СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОДНКНР 7 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа курса ОДНКНР для 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОДНКНР 7 класс»

https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/11/23/kruzh_7_istoki.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сергачская средняя общеобразовательная школа № 3»



Утверждена приказом директора

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Сергачская средняя общеобразовательная

школа №3»

от 28 августа 2015 года №__



Дополнительная общеобразовательная программа

по курсу «Истоки» («Истоки дела и подвига»)






( возраст 12 -13 лет)

1 год обучения



2015-2016 уч.год.


Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу истоки для 7 класса разработана на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

  • программы «Истоки. Программа для среднего и старшего звеньев общеобразовательной школы (5-11 классы)» авт. А.В. Камкин, И. А. Кузьмин – «Истоковедение т.10» М.: ИД «Истоки», 2010;

  • учебного плана МБОУ «Сергачская СОШ № 3»;

Программа разработана с учетом:

  • санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ;

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий;


Цели изучения курса «Истоки»

«Истоки» — интегративный  учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно – нравственном опыте. В центре его – феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих  ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.

Главной целью курса «Истоки» является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду»  и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально — культурного опыта Отечества.

В плане личностного развития учащихся курс «Истоки» призван определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно – нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.

В плане социализации учащихся курс «Истоки» призван определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.

В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности курс «Истоки» призван привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), расширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.



Общая характеристика предмета

Программа «Истоки» представляет собой апробированную образовательно-воспитательную и дидактическую систему призванную формировать личность на основе духовно – нравственных и социокультурных российских традиций. Учебно-методический комплект, состоящий из программы с комментариями, учебных пособий, рабочих тетрадей и методических разработок, последовательно раскрывает смысл универсалий отечественной культуры. С 5-го класса открывается второй концентр «Истоков». Он начинается с осмысления устойчивых идеалов российской цивилизации (стремление к ладу, мерности, соборности, внутреннему преображению и др.), а затем идёт освоение традиций обустройства просторов Отечества, жизненных и годичных ритмов и циклов и т.д.

Авторы программы учебного курса сопоставляют достижения этнологии, культурной антропологии, культурологии, религиоведения, а также этики, эстетики и истории повседневности. Педагогическая основа курса во многом опирается на традиции русской педагогики, ведущей свое начало от школы К. Д. Ушинского. Вместе с тем, психолого-педагогическая и методическая концепция «Истоков» учитывает новейшие достижения психологии, современные педагогические технологии и методики. Образовательный  процесс направлен на становление личности при ее активном и осознанном собственном участии на основе устойчивой и целенаправленной мотивации.

Благодаря «Истокам» в образовательное пространство современной школы вносятся категории, ценности и идеалы отечественного образа жизни. Именно в «Истоках» универсалии российской цивилизации становятся предметом отдельного и специального осмысления, что существенно восполняет имеющийся пробел в школьном образовании и придаёт «Истокам» качество педагогической инновации. Всё это в полной мере соответствует провозглашённому в «национальной доктрине образования» курсу на повышение воспитательной миссии современной школы, а также стратегическим направлениям модернизации российского образования.

Ценностные ориентиры содержания

В основной школе открывается новый, второй концентр в познании социокультурных истоков: учащиеся приобщаются к главным категориям жизни Отечества.

В 7- м классе («Истоки дела и подвига») обучающиеся осознают истоки мастерства и предназначение дела (земледелие, ремесло, ратное дело, священство), а также смысл подвига в его традиционном прочтении.

Научная основа курса

Курс «Истоки» в своей основе имеет ряд фундаментальных наук, до сих пор практически не представленных в школьном современном образовании. Это:

а) отечественная и зарубежная культурология, раскрывающая феноменологию культуры, рассматривающая ее как «текст» и разрабатывающая методы раскрытия его смыслов;

б) отечественная и зарубежная этнология, анализирующая и описывающая материальную культуру, жизненный уклад и духовно – нравственные ценности разных народов;

в) социальная и культурная антропология, исследующая разнообразие связей человека с внешней средой, установки его внутреннего мира и социокультурные роли.

«Истоки»также обращаются к достижениям современной социо- и микроистории, религиоведения, экологии и географии культуры.

Теоретические и методологические достижения наук, положенных в основу курса «Истоки», подчинены его воспитательным и образовательным целям. В итоге сердцевину учебного содержания курса составили универсалии культуры – устойчивые идеалы, ценности и категории сознания и бытия, передаваемые из поколения в поколение и обеспечивающие устойчивость цивилизации и преемственность культуры.

В учебном курсе «Истоки» универсалии отечественной культуры условно можно разделить на несколько смысловых рядов (содержательных линий):

1)     универсалии духовного мира;

2)     универсалии нравственности;

3)     универсалии деятельности;

4)     универсалии социума;

5)     универсалии природно-культурного пространства.

Методология курса

Методологической основой преподавания учебного курса «Истоки» является социокультурный системный подход к истокам в образовании профессора РАЕН И. А. Кузьмина, что позволяет:

- объединить содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей;

- обеспечить естественное гармоничное духовно – нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру школу, семью и учащегося;

- развивать социокультурную основу во всех звеньях образования и, таким образом, обеспечить преемственность дошкольного образования, начальной, средней, профессиональной и высшей школы;

- использовать принципиально новый инструментарий образования и систему подготовки на основе активных форм обучения;

- развивать образование как открытую организационную систему, способную стать важным фактором как внутрирегионального, так и межрегионального единения.

Важно и то, что социокультурный подход направляет развитие на утверждение человека в обществе, создает условия для управления внутренними ресурсами человека, формирует социокультурный стержень всех участников образовательного  процесса, вырабатывает «социальный иммунитет», позволяющий защитить ребенка, подростка от негативных воздействий внешней среды.

Социокультурный подход позволяет образование школьников рассматривать как единую систему, как комплексную проблему, затрагивающую методологические, психологические, внутрипредметные и  другие аспекты.

Ключевым элементом социокультурного системного подхода являются активные формы обучения. Суть активных форм обучения состоит в организации учебного процесса таким образом, что практически все учащиеся, не зависимо от ведущего типа восприятия, оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала предполагает, что каждый вносит в него свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что не только позволяет получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокий уровень.

Задача духовно –нравственного развития, освоения социокультурных категорий и ценностей не может быть решена путём транслирования содержания учащимися. Для того, чтобы знания о нравственности стали действенными, необходимо создать условия для их прочувствованного восприятия.

В основе преподавания курса «Истоки» лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения (ресурсный круг, работа в паре, в четвёрке, метод номинальной группы, активный экзамен, проект).

Главными целями системы активных форм являются развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной  деятельностью, деятельностью группы, эффективного  взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и  группы результатов.

В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:

  • содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;

  • коммуникативный – развитие способности эффективного общения;

  • управленческий – развитие управленческих способностей;

  • психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;

  • социокультурный  — осознание смысла служения Отечеству.

Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности  и  управленческих умений, а также мотивации к обучению и приобретению социокультурного опыта.

Описание места курса «Истоки» в учебном плане

На изучение курса в 7 классе отводится 1 час при 35 недельной работе. За год на изучение предмета в 7классе отводится 35 часа.


  1. Требования к уровню подготовки учащихся,

осваивающих программу учебного курса

Учащиеся получат возможность для:

  • в образовательном отношении – освоения социокультурного и духовно – нравственного контекста ведущих видов человеческой деятельности;

  • в воспитательном отношении – мотивации выбора жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанную на понимании исторически сложившегося предназначения труда, служения и творчества;

  • в личностно – развивающем отношении – обогащении социального и нравственного опыта множеством смыслов и предназначений важнейших видов человеческой деятельности.





  1. Учебно-тематический план курса

Содержание учебного курса «Истоки» для 5-9 классов общеобразовательной школы подготовлено профессором Вологодского государственного педагогического университета А. В. Камкиным.


Наименование

разделов

Количество часов

Активные формы обучения (ресурсный круг)

Активные формы обучения (активное занятие)

Активные формы обучения (оценивающее занятие)

Активный экзамен

Введение

2

2

1



Крестьяне

5

1

3

1


Мастера - ремесленники

5

1

4

1


Купцы и предприниматели

5

1

4

1


Воинство и священство

11

4

6

2


Активный экзамен

4




2

Заключение

3

1





35

10

18

5

2


  1. Содержание учебного курса


Содержание учебного курса «Истоки» для 5-9 классов общеобразовательной школы подготовлено профессором Вологодского государственного педагогического университета А. В. Камкиным.

«Истоки дела и подвига»

Введение (2 часа)

Высокий смысл основных видов человеческой деятельности. Труд: земледелие - чтобы прокормить свою семью и Отечество; ремесло - чтобы обустроить жизнь; торговля и предпринимательство - чтобы доставить товары и произвести новые. Служение: воинское служение - чтобы защитить Отечество; священнослужение - чтобы освятить мир и защитить душу; управление и суд - чтобы обеспечивать порядок и справедливость. Творчество - чтобы просвещать людей и пробуждать в них добрые устремления. СО-словие - люди, живущие в согласии со СЛОВОМ, предназначением своего дела.

Крестьяне (5 часов)

Крестьянское сословие во все времена - опора и кормилец Отечества. Традиционные признаки российского крестьянина: собственное домохозяйство, наличие земельного надела, совместное с другими членами мира-общины пользование общими угодьями, наличие семьи и достаточной рабочей силы, преимущественно натуральный характер хозяйства.
Крестьянское дело - основное и дополнительное. Крестьянин- земледелец (пахарь, сеятель, косарь, жнец), крестьянин-охотник, грибник и т.п. Крестьянин и крестьянка.
Семейное, общественное и государственное служение крестьянина.
Великое Слово крестьянского дела. Многозначность смысла пахоты, боронования, сева, жатвы, обмолота и уборки урожая. Мифологическое и метафорическое прочтение основных дел хлебороба.

Единство человека и природы - главная особенность труда и жизни крестьянина. Человек и природа - творение Божие, между которыми нет противостояния, разрыва и отчуждения. Как в крестьянском деле живут Заповеди Божии. Духовный смысл крестьянского дела.

Что переменчиво, а что устойчиво в крестьянском деле. Традиции земледелия в современном сельскохозяйственном производстве.

Мастера-ремесленники (5 часов)


Старинные сообщества ремесленников. Концы, артели, слободы, цехи. Мастер, подмастерье и ученик. Ремесленные кооперативы. Важнейшие признаки ремесленника: собственная мастерская, небольшое число людей, работа на заказ или на продажу, признанное личное мастерство ремесленника.

Почему мануфактуры и фабрики не вытеснили ремесленников. Мастер-ремесленник и рабочий. Рука мастера «очеловечивает» производственный труд.
Смысл ремесла - преображение природных материалов. Глубокое знание материалов, секретов ремесла, творческое воображение мастера. Результат мастерство - каждая вещь единственная и неповторимая.

Жизненные уроки ремесла. Метафорический, образный смысл материалов (вода, дерево, камень, кожа, нить и пр.) и действий мастера (ударить, ковать, поднять руку, наклониться и пр.).

Мастера-храмостроители.
Ремесло как осознанное творческое действие, творение того, чего нет в окружающей природе.


Купцы и предприниматели (5 часов)


Купцы, гости и иные деловые люди. Гостиная и суконная сотни. Офени. Гильдии. Предприниматели. Роль купечества и предпринимательства в создании индустриального общества.
Предпринимательство производственное, коммерческое и финансовое. Деловые люди и управляющие (менеджеры). Риск, современное оборудование, надежные источники энергии, квалифицированные рабочие, устойчивый потребитель - основы успеха. Предприниматель соединяет природные ресурсы с производственными, финансовыми и трудовыми.
Искушение - жизненный спутник делового человека. Нравственное правило российского предпринимательства: богат не тот, кто много приобрел, а тот, кто много роздал.
Предприятия, торговые фирмы и банки - наше национальное достояние. Династии российских предпринимателей.

Правила чести российского предпринимательства.

Духовный смысл торговли и предпринимательства - слияние воедино Дара Божьего (природы) с земными делами (производство) ради создания того, что полезно и необходимо людям.




Воинство (5 часов)


Защищать свою землю - право и долг каждого народа. дружине. Народное ополчение. Казаки. Регулярное войско и мощный морской флот.

Солдаты, офицеры и генералы, матросы, офицеры и адмиралы.

Пехота (гренадеры, егеря, мушкетеры и др.), кавалерия (гусары, кирасиры, драгуны, уланы и др.), артиллерия, летчики, танкисты, пулеметчики, саперы, радисты, связисты, подводники, ракетчики.

Атрибуты воинства. Флаг как знак воинской чести. Типы флагов и их смысл. Воинский мундир. Погоны. Воинские чины и звания. Ордена и медали. Когда склоняют знамена и срывают погоны.

Воинские заповеди: служи по присяге, живи по уставу, воюй по приказу; отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала; залог воинского успеха - смелость и осторожность; в воинском деле нет мелочей; уважай неприятеля; умей предвидеть развитие событий; мгновение дает победу; формула победы: глазомер, быстрота, натиск; воин несет свою службу не для награды, а во имя Отечества.

Смысл и предназначение воинского служения: помогать, защищать, устрашать, атаковать, окружать, изгонять, охранять, разбивать. Воинское служение не в высоте чина и звания, а в служении Отечеству. Война освободительная, отечественная, народная, оборонительная ведется с гневом праведным, но не злобою. Воинское служение не должно посеять зло в сердце. Его правило - хвала подвигу, позор разбою.

Священство (5 часов)


Тысячелетнее служение священства Отечеству. Таинство рукоположения - начало служения. Смысл священства - служить Богу и ближнему. Евангельское понимание происхождения священства.

Священнослужители и церковнослужители. Диаконы, иереи, архиереи. Великое Слово священства: совершать богослужения и таинства, научать Вере, иметь попечение о душе своих духовных детей.

«Батюшки» и «матушки» - их совместное служение ближнему.

Монашество. Обеты целомудрия, нестяжания и послушания. Духовный и телесный подвиг монашества. Уход от мира и служение миру - феномен монашества.
Духовное сословие в истории и культуре Отечества. Образованность, открытость, наследственность - сословные признаки священства. Исторические испытания священства. Победа над

Священство как духовное воинство. Одеяния, иерархия, послушание, духовное оружие, предстоятельство - его признаки. Ряса, мантия, крест, панагия, риза и др. - символы предназначения и служения священства.

Священство - «соль» Церкви.

Активный экзамен (2 часа)

Заключение (3 часа)


Каждое праведное дело имеет свое предназначение. Каждое дело имеет свой образ, внутреннюю и внешнюю красоту, нравственные уроки и духовный смысл. Все дела человеческие дополняют друг друга.



Календарно - тематическое планирование по курсу «Истоки» в 7 классе


Камкин А.В.Истоки. Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Издательский дом «Истоки», 2010.

Количество часов в год – 35, в неделю – 1 ч.


урока

Содержание учебного материала

Дата по плану

Дата фактически

Введение

1.

Высокий смысл человеческой деятельности.



2.

Предназначение дела.




Крестьяне.



3.

Крестьянское сословие. Крестьянское дело.



4.

Какое слово скрыто в крестьянском деле?



5.

Духовные основы крестьянского дела.



6-7.

Что переменчиво, а что устойчиво в деле земледельца?




Мастера-ремесленники.



8.

Старинные сообщества ремесленников.



9.

Ремесленники и рабочие.



10.

Дело мастера боится.



11.

Жизненные уроки ремесла.



12.

Храмы – творение мастеров.




Купцы и предприниматели.



13.

Купцы, гости и иные деловые люди.



14.

Дело купца и предпринимателя.



15.

Наживать добро или творить зло?



16.

Деловые люди – в чём их Слово?



17.

Слово деловых людей.



18-19.

Высокий смысл труда.




Воинство и священство.



20.

От дружины до вооруженных сил.



21.

Атрибуты воинства.



22.

Воинские заповеди.



23.

В чём смысл воинского служения.



24.

Хвала подвигу, позор разбою.



25.

Священство: дар и служение.



26.

Священнослужители и церковнослужители.



27.

Монашество.



28.

Священство как сословие.



29.

Духовное воинство.



30.

Церковь – «и врата ада не одолеют её».



31-32.

Высокий смысл служения.



33-35.

Служение Отечеству – особое предназначение человека.







  1. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

За год предусмотрено 5 оценивающих активных занятий и 2 активных экзамена. Система оценивания каждого активного занятия и активного экзамена индивидуальна и представлена в методическом пособии «Истоки 7 класс. Активные формы обучения».


  1. Перечень учебно-методического обеспечения

Преподавание учебного курса в основной школе обеспечено следующим социокультурным учебно-методическим комплексом Преподавание учебного курса в основной школе обеспечено следующим социокультурным учебно-методическим комплексом:

  1. Камкин А. В., Кузьмин И. А. «Программа учебного курса «Истоки» (5-11 классы), (Истоковедение. Том 10, с.87-134, 2010).

  2. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).

  3. Голубцова Т. И., Красикова Н. Б. Истоки. Рабочая тетрадь для 7 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И. А. (Издательский дом «Истоки», 2011).

  4. «Истоки»-7. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 9, 2008, с.85-165).


Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: натуральные пособия; изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор). Благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/ ) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Истоки»


















11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!