СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обучению грамоте УМК «Перспектива»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа в соответствии с ФГОС, КТП, Учебно-тематический план

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка ог»


Пояснительная записка

Обучение грамоте 1 класс

УМК «Перспектива»

  1. Роль и место дисциплины

Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребенка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.


  1. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего об­разования, Концепции духовно-нравственного развития и вос­питания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования.


  1. Цели и задачи

Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

— сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;

— обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;

— обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

— развить образное и логическое мышление у каждого ребенка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека

  1. Специфика программы

В новой системе обучения грамоте усвоение письменной речи впервые начинается с ее предыстории (жесты, рисунки, различные типы письменных знаков и др.), знакомства детей с культурно-историческим аспектом письменной речи, представленной в рисунках и играх, дается возможность обучать чтению и письму как настоящей письменной речи, а не только как техническим навыкам, о чем писал еще Л. С. Выготский.

Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей.

Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах.

Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию.

При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту.

Работа со словом в новой системе обучения отличается от общепринятых подходов. Слово рассматривается как двусторонняя единица языка, как сложный языковой знак, имеющий план содержания (значение) и план выражения (фонетическую и буквенную форму).

Осознать «устройство» слова помогают простейшие структурно-семантические модели слов, которые показывают взаимосвязь значения слова и его звучания.



Переход от звучащего слова к его графической форме обеспечивается через звукобуквенный анализ.

При освоении звукобуквенного письма используется современный вариант звукового аналитико-синтетического метода.

Новая система обучения грамоте базируется на трех основных принципах: коммуникативном, познавательном и семиотическом (знаковом).

  1. Основные содержательные линии

Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.

Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведе­ний, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знако­мятся с фонетическим составом слова, с делением слова на сло­ги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.


  1. Структура программы

Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание един­ства звукового состава слова и его значения. Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в зву­ковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонем­ных противопоставлений: твёрдых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различие согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буква­ми. Буквы ъ и ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обо­значение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и у е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквам и) и письма с помощью рисунков символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориента­ция на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу
ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в те­тради и на пространстве классной доски. Овладение начерта­нием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным по­черком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Освоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств:
пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изуче­ния, материала для анализа. Наблюдение над значением сло­ва. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза. ландыш), и слов с обозначающим значением (цветы, растения). Различие слова и предложения. Работа с предложением6 выделение слов, изменение их порядка.

Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами пра­вописания и их применение:

  • раздельное написание слов;

  • обозначение гласных после шипящих (чащау чущуу жиши)\

  • употребление ь для обозначения на письме мягкости со­гласных;

  • употребление ъ и ь как разделительных знаков;

  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

  • перенос слов по слогам без стечения согласных;

  • знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объ­единение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (пред­ложения) с помощью рисунков и схем. Составление из пред­ложений связного текста, его запись. Составление небольших рассказов повествовательного харак­тера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миро­любии и уважении к собеседнику.


  1. Требования к результатам

Личностные результаты

  1. Формирование основ российской гражданской идентич­ности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонациональ­ного российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.

  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения.

  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нор­мах.

  1. Развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

  2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

  1. Умение планировать, контролировать и оценивать учеб­ные действия в соответствии с поставленной задачей и услови­ями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учеб­ной деятельности, находить средства её осуществления.

  3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

  4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дея­тельности и способность конструктивно действовать даже в си­туациях неуспеха.

  5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

  6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

  7. Использование различных способов поиска (в справоч­ных источниках и открытом учебном информационном про­странстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами.

  8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различ­ных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответ­ствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

9. Овладение следующими логическими действиями:

  • сравнение;

  • анализ;

  • синтез;

  • классификация и обобщение по родовидовым признакам;

  • установление аналогий и причинно-следственных связей;

  • построение рассуждений;

  • отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение
активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

  1. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

  2. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учё­том интересов сторон и сотрудничества.

  3. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отра­жающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание зна­чения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

  3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представ­ляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

  4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

  5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лек­сических, грамматических) и правилах речевого этикета. Уме­ние ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успеш­ного решения коммуникативных задач.

  6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

  7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения по­знавательных, практических и коммуникативных задач.


  1. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля, самопроверки. В ходе прохождения программы учащиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).

Типы уроков:

ОНЗ – урок «открытия» нового знания

Р – урок рефлексии

ОК – урок обучающего контроля знаний

К- итоговый контроль знаний

  1. Объём и сроки обучения

В первом классе 115 ч (23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте, 92 ч обучение чтению.





Просмотр содержимого документа
«Учебно-тематический план азб»

Учебно-тематический план

Обучение грамоте –207 ч.


Тема

Кол-во часов

Вид контроля

Мир общения

4


Слово в общении

4


Помощники слова в общении. Общение без слов. Как понять животных. Разговаривают ли предметы? Слова и предметы.

10


Рисунки и предметы в общении

8


Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные

9


Звучание и значение слова

2


Слова и слоги. Ударение в слове

3


Слово и предложение

5


Гласные звуки и буквы

28


Согласные звуки и буквы

78


Буквы е, ё, ю, я

14


Буквы ь и ъ

12


Повторение — мать учения! Старинные азбуки и буквари

12


Про всё на свете (послебукварный период)

18





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!