СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Обучение грамоте УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  примерной программы по литературному чтению и авторской программы Л.Ф.Климановой и М.В.Бойкиной (УМК «Перспектива»).

рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Обучение грамоте УМК "Перспектива"»

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и авторской программы Л.Ф.Климановой и М.В.Бойкиной (УМК «Перспектива»).

рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.


Курс рассчитан на 540 ч. В 1 классе на изучение обучение грамоте ( чтение)- 92 часа и литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю), во 2—4 классах — по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Цели обучения:

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Основные задачи:

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,

- формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения

- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Планируемые результаты

Содержание курса литературное чтение обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Метапредметные результаты

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;

– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к оценке своей учебной деятельности;

– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

– установка на здоровый образ жизни;

– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;

– устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; – положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– е. обобщать, т. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии;

– владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; – задавать вопросы;

– контролировать действия партнёра; – использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться:

– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

– с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности

Предметные результаты

Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой.

У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости. Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.

К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.

Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Выпускники научатся

- вести диалог в различных коммуникативных ситуациях;

- соблюдая правила речевого этикета;

- участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;

- составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях);

- устно передавать содержание текста по плану;

- составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;

- декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения.

Они получат возможность научиться:

- выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы. Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы. Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;

- воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;

- понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения,

- поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором;

- этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения;

- определять основные события и устанавливать их последовательность;

- озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;

- находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде;

- задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;

- объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

- для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;

- озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; -

- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

- для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

- использовать различные формы интерпретации содержания текстов: для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; с

- оставлять характеристику персонажа;

- интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности;

- устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; - для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

- различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно- популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

- высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

– осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

- вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу. Выпускник получит возможность научиться:

– работать с тематическим каталогом;

- работать с детской периодикой;

- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

– распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

- отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

- различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

- находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет). Выпускник получит возможность научиться:

– воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста. Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;

- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

-составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

- создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

- создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

- работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).


Содержание курса

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст.

Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное).

Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли, структуры текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении.

Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения (с помощью учителя) с использование художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев; понимание главной мысли произведения.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (обор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок). Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России.

Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России. Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру. Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности.

Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека. Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана. Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-­популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации).

Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей.

Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению (учебному, научно-познавательному, художественному) с опорой на текст и личный опыт.

Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение).

Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу сначала, что скажу затем и чем закончу своё высказывание); отбор и использование выразительных речевых средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками.

Книги художественные, научно-популярные,фантастические, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре и зле, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где приводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений (с помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, сказочные герои, выразительные средства, построение (композиция).

Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; драматизация; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).

Тематическое планирование

1 класс

Обучение грамоте (чтение)

Подготовительный этап Давайте знакомиться! Мир общения (16 ч)


Давайте знакомиться! Мы теперь ученики. Культура общения.

Мои люби­мые книж­ки. Слова речевого этикета и их роль в общении..

Слова- названия конкретных предметов и слова с обозначающим значением.

Помощники в общении: жесты, мимика, интонация. Культура общения. В мире природы. Понимаешь ли ты язык животных?

Как понять животных? Разговаривают ли предметы. Слова и предметы.

Предыстория письменной речи. Путешествие по городу. Знаки охраны природы.

Как найти дорогу? Дорожные знаки.

Общение с использо­ванием меток и предметов, ис­пользова­нием рисунков и условных обозначений.

Мир полон звуков. Звуки в природе.

Как звучат слова?

Гласные и соглас­ные звуки

Твердые и мягкие согласные. Узнай сказ­ки Вн. чт. Сказки за­рубежных писателей

Упражне­ния в зву­ковом ана­лизе слов, значение слова.

Слова и слоги. Ударение в слове.

Слово и предложе­ние. Повторение. Речь


Букварный период «Страна АБВГДейка» (60ч)

Звук [ a]. Буква Аа.

Звук [o]. Буква Оо.

Звук [у]. Буква Уу.

Закрепление изученного о гласных звуках

Звук [и]. Буква Ии Вн. чт.. Литератур­ные сказки (авторские)

Звук [ы]. Буква ы

Звук [э]. Буква Ээ

«Узелки на память». Повторение изученных букв

Звуки [м], [м'], буква Мм Вн. чт. Литератур­ные сказки

Звуки [с], [с'], буква Сс

Звуки [Н], [н'].

Звуки [л], [л']. Буква Лл

Повторение букв М, С, Н, Л Чтение предложений. Игры со словами

Звуки [т], [т']. Буква Тт

Звуки [к], [к']. Буква Тт

Узелки на память. Упражнения в чтении.

Звуки [р], [р5]. Буква Рр

Звуки [в], [в']. Буква Вв

Звуки [п], [п']. Буква Пп

Звуки [г], [г'].

Буква Гг

Сравнение звуков [г], [к]

Закрепле­ние изу­ченных букв Упражнения в чтении Рассказы о животных.

Буква Ее в начале слова и по­сле глас­ных (реше­ние учебной задачи)

Буква Её в начале слова и по­сле глас­ных

Обозначение мягкости согласных буквами е,.Ё. Чтение слов с буквами е, Ё

Чтение слов с изученными буквами.

«Узелки на память». Повторение изученных букв.

Звуки [б].

[б']. Буква Бб

Парные звуки [б] и[п],[б'] и [п']

Звуки [з], [з']. Буква Зз

Парные звуки [з] и[с],[з'] и [с']

Закрепле­ние изу­ченных букв.

Звуки [д], [д']. Буква Дд

Сравнение звуков [д - т], [д'-т'] Внекласс­ное чтение. Сказки о зиме

Звук [ж], буква Жж

Упражне­ние в чте­нии. Мои первые книжки.

«Узелки на память». Загадки слов. Сказки

Буква Я я в начале слова и после гласных.

Буква я по­сле соглас­ных Внекласс­ное чтение. Рассказы о дружбе

Звуки [х], [х']. Буква Хх

Мягкий знак- показатель мягкости согласных

Звук [й']. Буква Йй Внекласс­ное чтение. Стихи о природе

Буква Юю. «Читалочка»

Буква ю после со­гласных

Звук Ш.,Правописание слов с буквосочетанием жи-ши

Звук ч, правописание слов с буквосочетаниями ча-чу

Звук [щ']. Буква Щ,щ

Чтение текстов о хлебе. Наблюдения над словами

Звук [ц], Буква Ц, ц Внекласс­ное чтение. Сказки

Звуки [ф], [ф']. Буква Фф Парные согласные звуки в-ф

Раздели­тельный ь

Раздели­тельный ъ

Узелки на память. Упражнения в чтении.

Повторение - мать

Учения. Слово- знак. Значение слова.

Звучность и выразительность русской речи

По страницам старинных азбук.

Читаем сами. Народная пословица.

Обращение Л.Н. Толстого к учащимся Яснополянской школы.

Алфавит. Рассказы и басни К.Ушинского и Л.Толстого

Повторение- мать учения.


Послебукварный период «Про все на свете» ( 16ч)

Про все на свете. Азбука «АБВГДейка».

Об одном и том же по-разному

Умеет ли разговари­вать при­рода?

Стихи и рассказы о природе.

Что, где, когда и почему?

Удиви­тельное рядом

Как обща­ются люди?

Сравни и подумай

Сочиняй, придумы­вай, рас­сказывай

Книга природы. Сравни и подумай.

Час потехи Внекласс­ное чтение. Юмористи­ческие сти­хи и расска­зы для детей

Большие и маленькие секреты

Волшебство слова. Считалки, загадки, сказки.

Волшебст­во Внекласс­ное чтение Рассказы о Родине

Доброе се­мя - доб­рые всходы


Литературное чтение (40ч)

Книги –мои друзья (4)

Вводный урок. Знакомство с учебником.

Книги – мои друзья. С. Маршак «Новому читателю»

С. Михалков «Как бы жили мы без книг?»

Мои любимые писатели. Маленькие и большие секреты страны Литературии.


Радуга- дуга (5ч )

Песенки разных народов.

Загадки. Пословица – мудрость народная

Мы идет в библиотеку. Произведения устного народного творчества.

Наш театр. Английская народная песенка «Перчатки»

Маленькие и большие секреты страны Литературии


Здравствуй, сказка! (6ч)

Узнай сказку.

Жили- были буквы. Г. Юдин «Почему «А» первая» Сравнение сказок.

Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух» Л. Пантелеев «Две лягушки»

И. Гамазкова «Живая азбука» Татарская народная сказка «Три дочери», «Два лентяя»

Лень до добра не доведет. Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха»

Маленькие и большие секреты страны Литературии.


Люблю все живое (6ч)

Люблю все жи­вое. В. Лунин «Ни­кого не оби­жай». Е. Благинина «Котенок». И. Токмакова «Лягушки»

«Разговоры, разговоры, разговоры…» И. Токмакова «Разговор синицы и дятла». В. Бианки

«Разговор птиц в конце лета»

«Мы в ответе за тех, кого приручили» Пивоварова «Всех угости­ла». С. Михал­ков «Зяблик»

Общение с миром природы. Л. Толстой «Обходиться добром со вся­ким», «Не му­чить животных»

Обходиться добром со всяким. С. Маршак. «В зоопарке» Б. Житков «Ве­чер» Ю. Тувим «За­гадки о живот­ных»

Маленькие и большие секреты страны Литературии.


Хорошие соседи, счастливые друзья! (7ч)

Когда мои друзья со мной. С. Михалков «Песенка дру­зей».

Е. Пермяк «Са­мое страшное»; В. Осеева «Хо­рошее»; Э. Шим «Брат и младшая сестра»

Доброе слово лучше мягкого пирога. Э. Шим «Брат и младшая сестра»

Е. Благинина «Паровоз, паровоз...», «Пришла ко мне подружка...». В. Лунин «Мне туфельки мама...».

Наш театр. М. Пляцковский «Солнышко на память», Ю. Мориц «Это да! Это нет!»

Л. Толстой «Не лениться», «Косточка»

Маленькие и большие секреты страны Литературии.


Край родной, навек любимый!(10ч)

П. Воронько «Лучше нет родного края.»

Стихотворения русских поэтов о родной природе.

Родина любимая, что мать родимая.

Выразительное чтение. Сравнение произведений литературы и живописи.

Стихотво­рения русских поэтов о родной природе Стихотворения А. Пушкина,

А. Плещеева о зиме.

Родина лю­бимая - что мать родимая Внекласс­ное чте­ние. Рассказы и стихи о Родине

А. Ми­тяева «За что люблю маму» В. Берестова, «Стихи для папы»

Интергрированная контрольная работа. (итоговая)

Е. Пермяк «Пер­вая рыбка», И. Косяков «Все она»

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения

Сто фантазий (2ч)

Р. Сеф «Совершенно не понятно», В. Маяковский «Тучкины штучки»

Учусь сочинять сам. И Пивоварова «Я палочкой волшебной тихонько проведу»


2 класс

Любите книгу (10 часов)

Любите книгу. Рассказы о любимых книгах

Для чего нужны книги? Ю.Энтин «Слово про слово».

Пословицы о книгах . В Боков Книга – учитель.

Для чего нужны книги? Г. Ладонщиков

Когда появились первые книги? Книги из далёкого прошлого.

Рукописные книги Древней Руси.

Кто и как писал первые книги на Руси? Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой..»

Идём в библиотеку. Как работать с энциклопедией?

Что такое иллюстрация? Как создаются иллюстрации? Художники-иллюстраторы.

Художники-иллюстраторы.

Сокровища мудрости. Что я знаю о книгах? Какие пословицы о книгах я знаю?


Краски осени ( 13 часов)

Выразительные средства для описания осени? А. Пушкин.

Осень в произведениях писателей и художников С.Аксаков

Краски осени. А. Майков «Осень», С. Есенин. «Закружилась листва золотая».

Краски осени. И .Токмакова,  А.Плещеев «Осень наступила»

 Народные пословицы, поговорки и приметы.

Осенние загадки

Осень в лесу. Н.Сладков «Сентябрь»

Мы идём в библиотеку.

Какие произведения об осени можно прочитать?

Семейное чтение

О чём пишет С. Образцов в произведении «Стеклянный пруд»?

Наш театр.

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Любимые произведения об осени. Что пишут об осени мои любимые писатели?

Любимые стихотворения об осени. Что пишут об осени мои любимые поэты?


Мир народной сказки ( 16 часов)

Сказка. Какие бывают сказки.

Узнай сказку. Какие народные сказки я знаю?

Чему учит сказка? Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

Чему учит сказка? Корякская сказка «Хитрая лиса»

Чему учит сказка? Русская сказка «Зимовье»

Чему учит сказка? Русская сказка « У страха глаза велики»

Чему учит сказка? Белорусская сказка « Пых»

Мы идём в библиотеку. Какие народные сказки я хотел бы прочитать?

Чему учит народная сказка? Какие приёмы использованы при создании хантыйской народной сказки «Идэ» ?

Чему учит народная сказка? «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Чему учит народная сказка? Нанайская сказка «Айога».

Чему учит народная сказка? Ненецкая сказка «Кукушка».

Наш театр. Как сыграть свою роль, чтобы передать главный смысл реплик героя?

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Мир народной сказки. Что я знаю о народной сказке?

Чему учат мои любимые сказки? Моя сказка. Могу ли я сочинить сказку?


Весёлый хоровод (10 часов)

Весёлый хоровод Музей народного творчества.

Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

Авторские перевёртыши и весёлые стихи. Э.Успенский «Память»

Авторские перевёртыши и весёлые стихи.Ю. Мориц «Хохотальная путаница»

Мы идём в библиотеку. Книги с произведениями устного народного творчества

Странички из энциклопедии. Дымковская игрушка. Гжель.

Весёлые стихи. Д.Хармс «Весёлый старичок». «Небывальщина»

Юмористический эффект в произведении К. Чуковского «Путаница»?

Наш театр. Как правильно декламировать весёлые стихи?

Маленькие и большие секреты страны Литературии.



Мы- друзья (10 часов)

Мы – друзья. Пословицы и поговорки разных народов о дружбе.

Мы – друзья. М. Пляцковский «Настоящий верный друг»

Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.В Орлов «Мы»

Мы – друзья. Н.Носов «На горке»

Н.Носов «На горке» Характеристика главного героя.

Мы идём в библиотеку. Какие книги о дружбе я хотел бы прочитать?

О чём рассказывается в произведении С. Михалкова «Как друзья познаются»?

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Что нового я узнаю о дружбе на примере Чебурашки и крокодила Гены?

О чём рассказывается в произведении А.Гайдара «Чук и Гек»?

Наш театр. Как выразительно читать басни? И Крылов «Стрекоза и Муравей»

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Литературные приёмы, использованные в произведениях о дружбе



Здравствуй, матушка-зима! (10 часов)

Готовимся к празднику.

Здравствуй, матушка Зима!

Русские поэты – о зиме. А.С. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…»

Русские поэты – о зиме. Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою»

Тема зимы в стихотворениях С.Есенина «Поёт зима, аукает…»;«Берёза» Праздник Рождество Христово С.Чёрный «Рождественское». Ф.Фофанов«Ещё те звёзды»

Тема зимы в произведениях поэтов. К.Бальмонт «К зиме», С Маршак «Декабрь».

Тема зимы в произведениях поэтов. А.Барто «Дело было в январе»,.

Загадки зимы. Средства художественной выразительности.

Праздник начинается, конкурс предлагается. Как я могу выразить своё отношение к зиме?



Чудеса случаются (17 ч)

Мои любимые писатели А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Первичное чтение

А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Составление плана.

А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» Характеристика героев.

Много захочешь – последнее потеряешь. А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки.» Особенности присказки.

О чём рассказывает сказка Д.Н. Мамина-Сибиряка « Сказка про храброго зайца-длинные уши,косые глаза, короткий хвост»?

Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса» Кто такие Братец Лис и Братец Кролик?

Описание волшебства в сказке Э. Распе «Чудесный олень»?

Главная мысль сказки Э.Распе «Оттаявшие звуки»

Мы идём в библиотеку. Какие волшебные сказки я хотел бы прочитать?

Мы идём в библиотеку. Волшебство в сказках Г.-Х. Андерсена

Мои любимые писатели. Творчество К.И.Чуковского.

К.Чуковский«Я начинаю любить Бибигона» Главная мысль произведения.

Герои и их поступки в разных произведениях. Бибигон и барон Мюнхаузен.

Особенность сказок Л.Толстого. Л. Толстой «Два брата»

Наш театр. Какую роль я мог бы сыграть в спектакле «Краденое солнце»?

Моя волшебная сказка. Могу ли я сочинить волшебную сказку?

Маленькие и большие секреты страны Литературии.


«Весна, Весна! И всё ей радо!» (11 часов)

Весна, весна! И всё ей радо! Русские писатели и поэты – о весне.

Ф.Тютчев «Зима недаром злится»

Какая тема объединяет стихотворения И.Никитина и А.Плещеева «Весна»

Картины весны в произведениях А.Фета «Весной» и А.Барто «Апрель»

Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о весне

Мы идём в библиотеку.

Выразительные средства использованные авторами для описания весны? И.Токмакова «Весна».Саша Чёрный«Зелёные стихи».

Чувства и мысли передаваемые А.Майковым в произведении «Христос воскрес»?

Наш театр. С.Маршак «Двенадцать месяцев».Чтение по ролям.

Наш театр. С.Маршак «Двенадцать месяцев».Инсценирование

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Могу ли я сочинить стихотворение о весне.


Мои самые близкие и дорогие (8 часов)

Мои самые близкие и дорогие. Что я испытываю, когда читаю о семье? Поэты и писатели – о семье. Р. Рождественский, Ю. «На земле хороших людей немало»

Что я испытываю, когда читаю о семье? Ю.Энтин «Песня о маме».Б.Заходер «С папой мы давно решили»

Нет лучше дружка, чем родная матушка. А.Барто «Перед сном» Лад и согласие – первое счастье. Дж. Родари «Кто командует?»

Мы идём в библиотеку. Какие книги о семье я хотел бы прочитать?

Если был бы девчонкой…Э.Успенский «Разгром» Поэты и писатели – о семье. Б.Заходер «Никто»

Что пишет Л. Толстой о семье? «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек»

Наш театр. Чтение по ролям. Инсценировка .Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»

Маленькие и большие секреты страны Литературии.


Люблю всё живое (16 )

Люблю всё живое. Описание животного мира. Саша Чёрный«Жеребёнок»

Мы в ответе за тех, кого приручили.С.Михалков «Мой щенок»

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идёт». Г.Снегирёв «Отважный пингвинёнок»

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идёт».М.Пришвин «Ребята и утята».

М.Пришвин «Ребята и утята». Деление текста на смысловые части. Пересказ.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идёт».Е Чарушин «Страшный рассказ»

Нелегко снимать зверей. Н Рубцов «Про зайца». Из энциклопедии «Заяц»

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Мы идём в библиотеку. Книги о животных.

Мои любимые писатели.В.В.Бианки

Знакомство с жанром «сказки-несказки». В.Бианки«Хитрый лис и умная уточка».

Знакомство с произведениями Н.Сладкова. Н.Сладков «Сосулькина вода».«Весенний звон».«Лисица и ёж».

Спешите делать добро. В Сухомлинский «Почему плачет синичка?»

Поэты и писатели – о животных. Г. Снегирёв»Куда улетают птицы на зиму?»

Наш театр. Знакомство со сказкой В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок»

Наш театр. В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок».Чтение по ролям.

Как с юмором рассказать о животном? Шутки-минутки.

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Как написать отзыв о прочитанном произведении

А.Барто «Думают ли звери?»


Жизнь дана на добрые дела (15ч)

Жизнь дана на добрые дела С.Баруздин«Стихи о человеке и его добрых делах»

Жизнь дана на добрые дела Л.Яхнин«Пятое время года», «Силачи»

Кто добро творит, того жизнь благословит В.Осеева «Просто старушка»

Кто добро творит, того жизнь благословит Э. Шим «Не смей»

Сказано -не доказано, надо сделать. А.Гайдар «Совесть»

Хвастливое слово гнило. Е. Григорьева «Во мне сидят два голоса…»

«Кто скоро помог, тот дважды помог» В.Осеева «Три товарища»

«Кто скоро помог, тот дважды помог» И. Пивоваров «Сочинение»

Составление рассказа на тему «Как я помогал маме»

Н.Носов «Затейники». Первичное чтение.

Н.Носов «Затейники». Деление на части, составление плана рассказа

Н.Носов «Фантазёры» .Первичное чтение.

Н.Носов «Фантазёры». Составление плана, подготовка к пересказу.

Интегрированная контрольная работа

Семейное чтение И. Крылов «Лебедь, щука и рак».

Наш театр.С Михалков «Не стоит благодарности».

Маленькие и большие секреты страны. Литературии. Юмористические произведения

Н. Носова


3 класс

Вводный урок. (1ч)

Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника.

Книги – мои друзья (4ч)

Основные понятия раздела.Наставления детям Владимира Мономаха.

Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров.

Первая азбука Ивана Фёдорова. Наставления Библии.

Проект. Мы идём в музей книги.


Жизнь дана на добрые дела (17 ч)

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела. Работа с выставкой книг.

Пословицы разных народов о человеке и его делах.

В.И.Даль. Пословицы и поговорки русского народа.

Н.Носов «Огурцы». Смысл поступка.

Н.Носов «Огурцы». Характеристика героя.

Создание рассказа по аналогии на тему: «Что такое добро».

М. Зощенко «Не надо врать».Смысл поступка.

М. Зощенко «Не надо врать». Пересказ.

Л. Каминский. «Сочинение». Анализ рассказа.

Составление отзыва на книгу. Обсуждение отзыва в группе

М. Зощенко «через тридцать лет». Поступок героя.

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача.

Семейное чтение. Притчи.

В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано…». Анализ рассказа.

Наш театр. В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано…».Инсценирование.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа.


Волшебная сказка (15 ч)

Вводный урок раздела. Сказка – ложь, да в ней намёк… Какие бывают сказки.

Русская сказка. «Иван – царевич и серый волк».Особенности волшебной сказки.

Русская сказка. «Иван – царевич и серый волк».Характеристика героя.

В.Васнецов. Иван – царевич на Сером волке. Рассказ по картине.

Русская сказка «летучий корабль».Особенности волшебной сказки.

Русская сказка «летучий корабль».Характеристика героев сказки.

Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог.

Самостоятельное чтение. Русская сказа «Морозко». Характеристика героев сказки.

Русская сказа «Морозко».Пересказ.

Семейное чтение. Русская сказка «Белая уточка». Смысл сказки.

Русская сказка «Белая уточка». Пересказ.

Русская сказка «по щучьему велению». Смысл сказки.

Наш театр. Русская сказка «по щучьему велению». Чтение по ролям. Подготовка реквизита, костюмов.

Наш театр. Русская сказка «по щучьему велению». Инсценирование.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа


Люби всё живое (20 ч)

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела. Мы в ответе за тех, кого приручили.

Сравнение художественной и научно- познавательной литературы.

К. Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста.

К. Паустовский «Барсучий нос». Персказ. Текст из энциклопедии. Барсук.

В.Берестов «Кошкин щенок». Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение.

Б. Заходер «Вредный кот». Смысл названия стихотворения.

В.Бианки «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке.

Создание текста по аналогии. «Как Муравьишке бабочка помогла добраться домой».

О. Полонский «Муравьиное царство». Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ

Тим Собакин «Песни бегемотов». Постановка вопросов к тексту стихотворения.

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов.

Самостоятельное чтение. Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка». Герой художественного текста. Его особенности.

Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка». Пересказ.

Семейное чтение. Н.Носов «Карасик». Смысл поступка героя.

Н.Носов «Карасик». Характеристика героев произведения.

М. Горький «Воробьишко». Чтение по ролям. Подготовка театральных билетов.

Наш театр. М. Горький «Воробьишко».Инсценирование.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Отзыв на книгу о природе.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа.


Картины русской природы (12 ч)

Вводный урок раздела. Средства художественной выразительности.

И.Шишкин «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине.

Н. Некрасов «Славная осень».Средства художественной выразительности: сравнение.

М. Пришвин «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа.

Ф. Тютчев «Листья». Контраст как средство создания образа.

А. Фет «Осень». Настроение стихотворения.

И. Бунин «Первый снег». В. Поленов «Ранний снег».Сравнение произведений литературы и живописи.

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «Снежинка». Средства художественной выразительности для создания образа снежинки.

Семейное чтение. К. Паустовский «В саду уже поселилась осень…». Краски осени

Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов «Парк», А. Саврасов «Зима»

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Великие русские писатели (30ч)

Великие русские писатели. Вводный урок по содержанию раздела.

Великие русские писатели. В. Берестов об А. Пушкине. Краткий пересказ.

А.С. Пушкин «Зимнее утро». Картины зимней природы. Настроение стихотворения.

И. Грабарь «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи.

А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера.

Ю. Клевер «Закат солнца зимой». Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведения литературы и произведения живописи.

В.Пушкин «Опрятней модного паркета…», П. Брейгель «Зимний пейзаж». Сравнение произведения литературы и произведения живописи.

В. Суриков «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Сравнение с народной сказкой.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Нравственный смысл литературной сказки.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».Особенности сюжета. Структура сказочного текста.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».Характеристика героев произведения.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».Особенности языка литературной сказки.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи.

Урок работы с книгой. Сказки А. С. Пушкина.

И. Я. Билибин – иллюстратор сказок А.С. Пушкина.

И. А. Крылов Басни. Викторина по басням И.А. Крылова.

И. А. Крылов. «Слон и Моська». Особенности структуры басни.

И. А. Крылов «Чиж и голубь». Особенности структуры басни.

Великие русские писатели. «Л. Н. Толстой». Краткий пересказ статьи.

Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета.

Л. Н. Толстой «Лебеди». Составление плана.

Л. Н. Толстой «Акула». Смысл названия. Составление плана.

Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, И. А. Крылов.

Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой «Волга и Вазуза». Особенности жанра.

Л.Н. Толстой «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра.

И. А. Крылов. «Квартет». Мораль басни. Чтение по ролям.

Наш театр. И. А. Крылов. «Квартет». Инсценирование.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие?

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа.


Литературная сказка (19 ч)

Литературная сказка. Структура сказки. Основные понятия раздела.

В. Даль «Девочка Снегурочка».Сравнение с народной сказкой.

В. Даль «Девочка Снегурочка». Особенности литературной сказки.

В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко».

В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев.

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Чтение и анализ сказки.

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Герои произведения.

Переводная литература для детей. Выставка книг.

Переводная литература для детей. Б. Заходер «Вини - Пух» (предисловие). Особенности переводной литературы.

Р. Киплинг «Маугли». Особенности переводной литературы.

Р. Киплинг «Маугли». Герои произведения.

Дж. Родари «Волшебный барабан». Особенности переводной литературы.

Дж. Родари «Волшебный барабан».Сочинение возможного конца сказки.

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.

Самостоятельное чтение. Тим Собакин «Лунная сказка»

Семейное чтение. Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе».

С. Михалков «Упрямый козлёнок». Анализ произведения.

Наш театр. С. Михалков «Упрямый козлёнок». Инсценирование.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа


Картины родной природы (18 ч)

Картины родной природы в произведениях поэтов и художников. Вводный урок раздела.

Б. Заходер Что такое стихи. Особенности поэтического жанра.

И. Соколов – Микитов «Март в лесу». Лирическая зарисовка.

Устное сочинение на тему: «Мелодии весеннего леса».

Приём контраста в изображении зимы и весны. А. Майков «Весна», Е. Волков «В конце зимы». Сравнение произведений живописи и литературы.

С. Есенин «Сыплет черёмуха…». В. Борисов – Мусатов «Весна». Сравнение произведений живописи и литературы.

С. Есенин «С добрым утром!».Выразительное чтение стихотворения.

Ф. Тютчев « Весенняя гроза». Приём звукописи как средство создания образа.

А. Васнецов «После дождя», И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства.

О. Высотская «Одуванчик», З. Александрова «Одуванчик». Сравнение образов.

М. Пришвин «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического текстов.

А. Толстой «Колокольчики мои, цветики степные…». Авторское отношение к изображаемому.

Саша Чёрный «Летом», А. Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений живописи и литературы.

Ф. Тютчев «В небе тают облака»,А. Саврасов «Сосновый бор на берегу реки». Сравнение произведений живописи и литературы.

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

Самостоятельное чтение. Г. Юдин «Поэты».

Я Аким «Как я написал первое стихотворение». Очерковая литература.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Портфель достижений


4 класс

Вводный урок (1 ч)

Введение. Знакомство с учебником. Вводный урок по содержанию раздела. Высказывания известных людей о книге.


Книга в мировой культуре (9 ч)

Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом.

Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни»

«Повесть временных лет». Летописец Нестор

М. Горький «О книгах». Рассказ о своей домашней библиотеке.

Пересказ текста «Удивительная находка»

Экскурсия в библиотеку. История книги. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах.

Проверочная работа. Проверка техники чтения.


Истоки литературного творчества (20 ч)

Вводный урок по содержанию раздела. Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов.

Библия - главная священная книга христиан.

Притча о сеятеле (из Нового завета). Смысл притчи.

Милосердный самаритянин (из Нового завета). Смысл притчи.

Былины. Особенности былинных текстов. Былина «Исцеление Ильи Муромца»

«Ильины три поездочки». Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.

Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок»

Особенности славянского мифа

Мифы Древней Греции. Деревянный конь.

Мы идем в библиотеку.

Мифы. Легенды. Предания.

Самостоятельное чтение.

Сказки о животных

Тайская народная сказка «Болтливая птичка»

Немецкая народная сказка «Три бабочки»

Притча «Царь и кузнец», «Шрамы на сердце»

Наш театр. Подготовка сценария.

Обобщающий урок – игра «Летописи, былины, сказания, жития» Проверочная работа

Внеклассное чтение. Урок – дискуссия по теме «Былины». Контрольная работа.


О Родине, о подвигах, о славе (15 ч)

Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы о Родине

К. Ушинский «Наше Отечество». В. Песков «Отечество». Сравнение текстов о Родине

Н. Языков «Мой друг!..». А. Рылов «Пейзаж с рекой». С. Романовский «Русь»

Александр Невский. В. Серов «Ледовое побоище». Н. Кончаловская «Слово о побоище Ледовом»

Дмитрий Донской. Куликовская битва. Историческая песня. Ф. Глинка «Солдатская песнь». Р. Рождественский «Реквием»

А. Приставкин «Портрет отца. В Костецкий» «Возвращение»

Е. Благинина «Папе на фронт». А. Лактионов «Письмо с фронта». Сравнение произведений.

Мы идем в библиотеку. Историческая литература для детей.

С. Фурин «Чтобы солнышко светило». В Орлов «Разноцветная планета»

Ф. Семяновский «Фронтовое детство». Фотография – источник информации

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа.

Творческий проект на тему «Нам не нужна война»

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»


Жить по совести, любя друг друга (16 ч)

Вводный урок по содержанию раздела. А. Толстой «Детство Никиты». Смысл рассказа

А. Толстой «Детство Никиты». Герои рассказа

И. Суриков «Детство». Сравнение поэтического и прозаического текстов.

А. Гайдар «Тимур и его команда». Смысл повести

А. Гайдар «Тимур и его команда». Создание текста по аналогии

М. Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа

И. Пивоварова «Смеялись мы – хи – хи…». Соотнесение содержания текста с пословицей

Н. Носов «Дневник Коли Синицына»

Мы идем в библиотеку. Книги о сверстниках, о школе

Н. Носов «метро»

В. Драгунский «…бы». Смысл рассказа

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа

Литературная сказка ( 26 ч)

Вводный урок по содержанию раздела. Собиратели народных сказок.

Братья Гримм - собиратели немецких народных сказок. Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»

Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.

Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Герои сказки

Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. Сказки Ш. Перро. Ш. Перро «Мальчик - с - пальчик» Герои сказки

Ш. Перро «Мальчик - с - пальчик». Особенности зарубежного сюжета.

Ш. Перро «Спящая красавица». Представление книги

Сказки Г. – Х. Андерсена. Создание выставки книг

Г. – Х. Андерсен «Дикие лебеди». Сравнение с русской литературной сказкой

Г. – Х. Андерсен «Дикие лебеди». Герои сказки. Отзыв о книге Г. – Х. Андерсена «Дикие лебеди»

Г. – Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Смысл сказки

Г. – Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Судьба героев сказки

Г. – Х. Андерсен «Чайник». Смысл сказки. Создание сказки по аналогии

Мы идем в библиотеку. «По дорогам сказки»

И. Токмакова «Сказочка о счастье»

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои сказки. Особенности литературной сказки.

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Ш. Перро «Красавица и чудовище». Сравнение сказок

Наш театр. Э. Хогарт «Мафин печет пирог». Обобщающий урок – игра «Крестики - нолики»

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Составление каталога Проверочная работа


Великие русские писатели (36ч)

Вводный урок по содержанию раздела. А. С. Пушкин. Стихотворения и сказки

К. Паустовский «Сказки А. С. Пушкина». Подготовка сообщения на основе статьи. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А. С. Пушкина»

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Герои произведения. Составление плана

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Волшебные предметы и помощники в сказке. В. А. Жуковский «Спящая царевна». Сравнение сказок

А. С. Пушкин «Осень». Е. Волков «Октябрь». Сравнение произведений литературы и живописи

А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» Средства художественной выразительности для создания образа весны. Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…». А. Куинджи «Ранняя весна»

И. И. Козлов «Вечерний звон». И. Левитан «Вечерний звон». Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон».

М. Ю. Лермонтов «Рождение стихов». Подготовка сообщения о М. Ю. Лермонтове

М. Ю. Лермонтов «Горные вершины». Поэтический перевод стихотворения Гете В. Я. Брюсова. Сравнение текстов

М. Ю. Лермонтов «Тифлис», «Дары Терека». Сравнение произведений литературы и живописи

М. Ю. Лермонтов «Крестовая гора», «Утес». Сравнение произведений литературы и живописи

М. Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

М. Ю. Лермонтов «Бородино». Особенности художественного и исторического текстов

Подготовка сообщения о Л. Н. Толстом. Л. Н. Толстой «Maman» (из повести «Детство»). Герои произведения

Л. Н. Толстой «Ивины». Герои рассказа

И. С. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины

И. С. Никитин «Когда закат прощальными лучами…». И. Левитан «Тишина»

И. А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…», «Ещё и холоден и сыр…»

Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом

Проект «Мы идем в музей. Подготовка к экскурсии»

Л. Н. Толстой «Был русский князь Олег…»

Басни Л. Н. Толстого. Специфические особенности басни как жанра

Л. Н. Толстой «Петя Ростов». Пересказ

Проверка техники чтения

Наш театр. И. А. Крылов «Ворона и лисица». Инсценирование

Контрольная работа


Литература как искусство слова (5 ч)

Обобщение по курсу литературного чтения Урок – отчет «Путешествие по страницам любимых книг»

Урок – игра «Литературные тайны»

Резервные- 4 часа




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!