Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Любинская средняя общеобразовательная школа № 3»
Любинского муниципального района Омской области
«Рассмотрено» Протокол №_____от «__»___201___г Руководитель МО _________/_________/ | «Согласовано» зам. директора по УВР МБОУ «Любинская СОШ № 3» _________/_________/ «____»___________201___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Любинская СОШ № 3» _____________/_________/ Приказ №___ от «__»__201___г. |
Рабочая программа
по предмету Обществознание
9 класс
на 2018 – 2019 учебный год
Учитель: I квалификационной категории
Кудашова Людмила Юрьевна
Количество часов: 34;
в неделю 1 часа.
Пояснительная записка.
Нормативно правовые документы, на основе которых разработана данная программа
Федеральный закон от 29.12.12 N273-ФЗ (ред.13.07.2015) 2Об образовании в Российской Федерации»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;
письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
стандарт второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы. М., «Просвещение», 2015 г.
Л.Н. Боголюбов. Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова, 5-9 классы, М., «Просвещение», 2015 г.
Учебного плана МБОУ «Любинская СОШ № 3»
Место учебного предмета «Обществознание» в базисном учебном общеобразовательном плане.
Базисный учебный план по программе - 1 час в неделю, 32 часа в год. Курс обществознания ориентирован на учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений «Общесвознание 9 кл» под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой М «Просвещение» 2016 г. Учебник составлен в соответствии с современным уровнем. Отбор материала, форма его подачи и язык изложения соответствует возрастным особенностям учащихся. Рабочая программа составлена с учетом регионального компонента и учебного плана образовательного учреждения. В соответствии с направлением школы реализуется школьный компонент. В целом программа и стандарты соответствуют учебнику.
Программа построена с учетом дифференцированного подхода – предусмотрен репродуктивный и продуктивный (повышенной трудности) уровень подготовки учащихся. При проведении итогового контроля даются тесты с разноуровневыми заданиями. В течение года идет подготовка к ОГЭ – отработка заданий части идентичных КИМам ОГЭ, заполнение бланков.
Результаты освоения учебного курса
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и
согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и фядушими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в Другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
подкрепление изученных положений конкретными примерами;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Содержание курса
Политика. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Право. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Календарно-тематическое планирование (обществознание 9 класс) |
№ п/п, № урока в теме | Тема урока | Дом. задание | Дата по плану | Дата фактич. |
1 | Введение в курс обществознания 9 класса | Записи в тетради | | |
Раздел 1. Политика (9 часов) |
2/1 | Политика и власть | П. 1, вопросы № 1-4, устно | | |
3/2 | Государство. | П. 2, выучить записи в тетради, вопросы № 1-5 устно | | |
4/3 | Политические режимы | П. 3, выучить записи в тетради | | |
5/4 | Правовое государство | П. 4, вопросы № 1-4, письменно | | |
6/5 | Гражданское общество и государство | П. 5, вопросы № 1-5, письменно | | |
7/6 | Участие граждан в политической жизни | П. 6, вопросы № 1-5, письменно | | |
8/7 | Политические партии и движения | П. 7, таблица, вопросы № 1-3, устно | | |
9/8 | Повторительно-обобщающий урок № 1 по теме «Политика» | Повторить записи в тетради, п. 1-7 | | |
10/9 | Зачёт № 1 по теме «Политика» | Повторить записи в тетради, п. 1-7 | | |
Раздел 2. Право (22 часа) |
11/1 | Право и его роль в жизни общества и государства | П. 8, вопросы № 1-4, устно | | |
12/2 | Правоотношения и субъекты права | П. 9, вопросы № 1-5, письменно | | |
13/3 | Правонарушения и субъекты права | П. 10, вопросы № 1-5, письменно | | |
14/4 | Правонарушения и юридическая ответственность | П. 11, таблица, вопросы № 1-4, устно | | |
15/5 | Правоохранительные органы | П. 12, схема, вопросы № 1-5, устно | | |
16/6 | Конституция Р.Ф. Основы конституционного строя Р.Ф. | П. 13, вопросы № 1-4 устно | | |
17/7 | Как решить проблему коррупции. Законодательная власть | П. 14, вопросы № 1-5, устно | | |
18/8 | Права и свободы человека и гражданина | П. 15, таблица, вопросы № 1-4, устно | | |
19/9 | Гражданские правоотношения | П. 16, схема в тетради, вопросы № 1-3, письменно | | |
20/10 | Право на труд. Трудовые правоотношения | П. 17, вопросы № 1-5, устно | | |
21/11 | Семейные правоотношения | П. 18, сообщения, вопросы № 1-4, письменно | | |
22/12 | Административные правоотношения | П. 19, вопросы № 1-4, устно | | |
23/13 | Уголовно-правовые правоотношения | П. 20, 21, сообщения, вопросы № 1-4, письменно | | |
24/14 | Самостоятельная работа № 1 по теме «Юридическая ответственность» | Повторить записи в тетради | | |
25/15 | Социальные права | П. 22, вопросы № 1-4, устно, таблица, примеры | | |
26/16 | Международно-правовая защита прав жертв международных конфликтов. | П. 23, сообщения, вопросы № 1-4, устно | | |
27/17 | Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребёнка | П. 24, вопросы № 1-4, устно, сообщения | | |
28/18 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | П. 25, вопросы № 1-5, письменно | | |
29/19 | Повторительно-обобщающий урок № 2 по теме «Право» | Повторить записи в тетради | | |
30/20 | Зачёт № 2 по теме «Право» | Повторить записи в тетради | | |
31/21 | Контрольная работа № 1 по теме «Политика» и «Право» с использованием КИМов ОГЭ | Повторить записи в тетради | | |
32/22 | Итоговое обобщение за курс 9 класса | Повторить записи в тетради | | |