Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соттветствии с ФЗ № 273 на основе следующих документов: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования, Примерные программы поучебным предметам. Обществознание 5-9 классы. –2-е издание - М.: Просвещение, 2011 г. (стандарты второго поколения), Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы. Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.-М.: Просвещение, 2011., Годовой календарный учебный график, Образовательная программа лицея, Учебный план лицея.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:- Обществознание. 7класс: учеб. Для общеобразоват. организаций/[Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2017
Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.
Цели курса:
Содействие воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовнонравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и
критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе
Основными задачами курса являются: создание условий для социализации личности;
воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
формирование знаний и интеллектуальных умений;
воспитания уважения к семье и семейным традициям;
формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
воспитания уважения к трудовой деятельности.
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
навыки смыслового чтения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Требования к уровню подготовки учащихся
знать/понимать:
- Способы взаимодействия человека с другими людьми;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в
различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
-первичного анализа и использования социальной информации
Содержание учебного предмета
Раздел I. Регулирование поведение людей в обществе.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция, Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Раздел II. Человек в экономических отношениях
Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики — потребители, производители.Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Раздел III. Человек и природа.
Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
№ П/П | Тема урока | Виды учебной деятельности | Количество часов | Дата проведения | Примечания |
План | Факт |
1. | Введение. | Учебный диалог. | 1 | | | |
2 | Что значит жить по правилам | Учебный диалог. Чтение и смысловой анализ текста. Комментированное чтение. | 1 | | | |
3 | Практикум: «Учимся общаться в интернете» | Беседа. Работа с текстом учебника. Самостоятельная работа с источниками информации. | 1 | | | |
4 | Права и обязанности граждан | Учебный диалог. Комментированное чтение. Смысловой анализ текста учебника. | 1 | | | |
5. | Практикум: «Учимся пользоваться своими правами» | Учебный диалог. Работа с текстом учебника, иллюстрация прочитанногго, публичное представление результатов деятельности. | 1 | | | |
6. | Почему важно соблюдать законы | Беседа. Самостоятельная работа с источниками информации. Выступление с сообщениями. | 1 | | | |
7 | Практикум: «Учимся читать и уважать закон» | Решение познавательных и практических задач. | 1 | | | |
8 | Защита Отечества | Смысловой анализ текста учебника. Учебный диалог. Самостоятельная работа с источниками информации. | 1 | | | |
9 | Практикум: «Учимся быть мужественными» | Решение познавательных и практических задач. | 1 | | | |
10. | Для чего нужна дисциплина | Учебный диалог. Чтение и смысловой анализ текста. Самостоятельная работа с источниками информации. | 1 | | | |
11 | Практикум: «Учимся быть дисциплинированными» | Решение познавательных и практических задач. | 1 | | | |
12 | Виновен - отвечай | Смысловой анализ текста учебника. Учебный диалог. | 1 | | | |
13. | Практикум: «Учимся уважать закон» | Учебный диалог. Презентация проекта. | 1 | | | |
14 | Кто стоит на страже закона | Смысловой анализ текста учебника. Учебный диалог. Самостоятельное чтение текста учебника. Выступление с сообщениями. | 1 | | | |
15 | Практикум: «Учимся защищать свои права» | Работа с текстом учебника, иллюстрация прочитанного, публичное предьявление результатов деятельности. Учебная беседа. | 1 | | | |
16 | Повторительно – обобщающий урок по теме « Регулирование поведение людей в обществе» | Решение познавательных и практических задач. | 1 | | | |
17 | Экономика и ее основные участники | Учебный диалог. Презентация. | 1 | | | |
18. | Практикум: «Учимся принимать рациональные решения» | Учебный диалог. Чтение и анализ текста. | 1 | | | |
19 | Мастерство работника | Самостоятельное чтение текста учебника. Выступление с сообщениями. | 1 | | | |
20 | Практикум: «Учимся секретам профессионального успеха» | Публичное предьявление результатов деятельности. Учебный диалог. | 1 | | | |
21 | Производство: затраты, выручка, прибыль | Учебный диалог. Комментированное чтение. Смысловой анализ текста учебника. | 1 | | | |
22 | Практикум: «Учимся прогнозировать успешность своего дела» | Беседа. Работа с текстом учебника. Самостоятельная работа с источниками информации. | 1 | | | |
23 | Виды и формы бизнеса | Учебный диалог. Чтение и смысловой анализ текста. Комментированное чтение. | 1 | | | |
24 | Практикум: «Учимся создавать свой бизнес» | Публичное предьявление результатов деятельности. Учебный диалог. | 1 | | | |
25 | Обмен, торговля, реклама | Учебный диалог. Комментированное чтение. Смысловой анализ текста учебника. | 1 | | | |
26 | Практикум: «Учимся быть думающим покупателем» | Учебный диалог. Презентация проекта. | 1 | | | |
27 | Деньги, их функции | Работа с текстом учебника, иллюстрация прочитанного, публичное предьявление результатов деятельности. Учебная беседа. | 1 | | | |
28 | Экономика семьи | Учебный диалог. Презентация. | 1 | | | |
29 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Экономика» | Решение познавательных и практических задач. | 1 | | | |
30 | Воздействие человека на природу | Учебный диалог. Чтение и анализ текста. | 1 | | | |
31 | Охранять природу – значит охранять жизнь | Учебный диалог. Комментированное чтение. Смысловой анализ текста учебника. | 1 | | | |
32 | Закон на страже природы | Учебный диалог. Комментированное чтение. Смысловой анализ текста учебника. | 1 | | | |
34-35 | Практикум «Учимся беречь природу» | Публичное предьявление результатов деятельности. Учебный диалог. | 2 | | | |