муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 имени академика В.Ф. Уткина»
муниципального образования – городской округ город Касимов
(МБОУ «СШ №2»)
«Рассмотрено» Руководитель ШМО | «Согласовано» Заместитель директора по УР | «Утверждено» Директор школы |
______ /______________/ Протокол № от. | ______/Мартынова И.А./ | _________/Котова Е.А./ Приказ |
| | |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по предмету
Обществознание
7А, 7Б класс
на 2021 – 2022 учебный год
Учитель: Пискунова Е.А.
Количество часов по учебному плану: 34
Оглавление
Место учебного предмета в учебном плане ……………………………………………………… 3
Планируемые результаты изучения учебного предмета Обществознание, 6 класс …………… 3
Тематическое планирование……………………………………………………………………… .. 4
Учебно-тематический план ………………………………………………………………………… 6
Содержание учебного предмета …………………………………………………………………… 7
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности ………… 9
Поурочное планирование……………………………………………………………………………11
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса….13
Рабочая программа учебного курса обществознание для 7 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Данная рабочая программа составлена для изучения математики по учебнику: Обществознание учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов. и др. М.: Просвещение, 2020.
Уровень рабочей программы базовый
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. От 07 мая 2013 года) «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2021/2022 учебный год»
Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ «Средняя школа № 2»
Учебный план МБОУ «Средняя школа № 2» на 2021- 2022 учебный год.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение обществознания в 7 классах отводится 34 часа из расчета 1 ч в неделю. Предусмотрены контрольные работ. Из них: 2 тематических, 1 полугодовая и 1 итоговая.
Предмет, курс, дисциплина (модуль) | Учебный план | Количество часов в год | Количество часов в неделю |
Инвариантная часть | Вариативная часть |
Обществознание | 1 | 0 | 34 | 1 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета Обществознание
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
Эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Тематическое планирование по «Обществознанию»
для 7 А, Б классов
№ | Название раздела | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе | 12 |
3. | Глава 2. Человек в экономических отношениях | 13 |
4. | Глава 3. Человек и природа | 6 |
4 | Заключительные уроки | 2 |
| Всего: | 34 |
Содержание учебного предмета
Введение (1 час)
Тема 1. Вводный урок (1 час)
Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе (11 часов)
Тема 2. Что значит жить по правилам (1 час)
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры.
Тема 3-4. Права и обязанности граждан (2 часа)
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Тема 5-6. Почему важно соблюдать законы (2 часа)
Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Тема 7-8. Защита отечества (2 часа)
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга.
Тема 9. Для чего нужна дисциплина (1 час)
Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Тема 10. Виновен – отвечай (1 час)
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Тема 11. Кто стоит на страже закона (1 час)
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебные органы Российской Федерации. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 12. Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе» (1 час)
Глава 2. Человек в экономических отношениях (13 часов)
Тема 13-14. Экономика и ее основные участники (2 часа)
Экономика и её основные участники. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители.
Тема 15. Мастерство работника (1 час)
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Тема 16-17. Производство: затраты, выручка, прибыль (2 часа)
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Тема 18-19. Виды и формы бизнеса (2 часа)
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя.
Тема 20. Обмен, торговля, реклама (1 час)
Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике.
Тема 21. Деньги, их функции (1 час)
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег.
Тема 22-23. Экономика семьи (2 часа)
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
Тема 24-25. Практикум по теме : «Человек в экономических отношениях» (2 часа)
Глава 3. Человек и природа (5 часов)
Тема 26. Воздействие человека на природу (1 час)
Человек — часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды.
Тема 27. Охранять природу – значит охранять жизнь (1 час)
Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Тема 28. Закон на страже природы (1 час)
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Тема 29-30. Практикум по теме «Человек и природа» (2 часа)
Тема 31-32. Заключительные уроки (2 часа)
Резерв (3 часа)
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика |
1 | Вводный урок | 1 | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы |
2 | Что значит жить по правилам | 1 | Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни |
3–4 | Права и обязанности граждан | 2 | Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Называть права ребенка и характеризовать способы их защиты. Приводить примеры защиты прав ребенка и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних заданий всей группой выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. |
5-6 | Почему важно соблюдать законы | 2 | Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости |
7-8 | Защита Отечества | 2 | Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга |
9 | Для чего нужна дисциплина | 1 | Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать различные виды дисциплины. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательно и специальной дисциплины |
10 | Виновен – отвечай | 1 | Характеризовать ответственность за нарушение законов. Определять черты законопослушного поведения. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения. Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних. |
11-12 | Кто стоит на страже закона. | 2 | Называть правоохранительные органы Российского государства. Различать сферу деятельности полиции, правоохранительных органов. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов |
13 | Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе» | 1 | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников |
14-15 | Экономика и её основные участники | 2 | Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике. Приводить примеры их деятельности. Описывать различные формы организации хозяйственной жизни. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя |
16 | Мастерство работника | 1 | Описывать составляющие квалификации работника. Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы. Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда |
17-18 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 2 | Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда. Объяснять значение разделения труда в развитии производства. Различать общие, постоянные и переменные затраты производства. |
19-20 | Виды и формы бизнеса | 2 | Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны. Характеризовать особенности предпринимательской деятельности. Сравнивать формы организации бизнеса. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Выражать собственное отношение к бизнесу с морально- этических позиций |
21 | Обмен, торговля, реклама | 1 | Объяснять условия осуществления обмена в экономике. Характеризовать торговлю и ее формы как особый вид экономической деятельности. Раскрывать роль рекламы в развитии торговли. Выражать собственное отношение к рекламной информации. Оценивать свое поведение с точки зрения рационального покупателя |
22 | Деньги и их функции | 1 | Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег. |
23-24 | Экономика семьи | 2 | Раскрывать понятие «семейный бюджет». Приводить примеры различных источников доходов семьи. Различать обязательные и произвольные расходы. Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи и зависимости доходов |
25-26 | Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» | 2 | Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников |
27 | Человек- часть природы | 1 | Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества. Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам. Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли. Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы. Различать ответственное и безответственное отношение к природе. Определять собственное отношение к природе |
28 | Охранять природу – значит охранять жизнь | 1 | Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы. Характеризовать смысл экологической морали |
29 | Закон на страже природы | 1 | Характеризовать деятельность государства по охране природы. Называть наказания, установленные законом для тех кто наносит вред природе. Иллюстрировать примерами возможности общественных организации и граждан в сбережении природы |
30-31 | Практикум по теме «Человек и природа» | 2 | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников |
32 | «Человек в экономических отношениях» Защита проектов | 1 | сознательно организуют проектную деятельность на доступном уровне. |
33-34 | Итоговое повторение курса «Обществознание» | 2 | провести диагностику результатов обучения в 7 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 8 классе. |
Поурочное планирование по предмету «Обществознание», 7 класс
№ урока | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата проведения |
Введение (1 час) |
1 | Введение. | 1 | |
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе (12 часов) |
2 | Что значит жить по правилам | 1 | |
3-4 | Права и обязанности граждан | 2 | |
5-6 | Поему важно соблюдать законы | 2 | |
7-8 | Защита Отечества | 2 | |
9 | Для чего нужна дисциплина | 1 | |
10 | Виновен – отвечай | 1 | |
12 | Кто стоит на страже закона | 2 | |
13 | Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе» | 1 | |
Глава 2. Человек в экономических отношениях (13 часов) |
14-15 | Экономика и ее основные участники | 2 | |
16 | Мастерство работника | 1 | |
17-18 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 2 | |
19-20 | Виды и формы бизнеса | 2 | |
21 | Обмен, торговля, реклама | 1 | |
22 | Деньги, их функции | 1 | |
23-24 | Экономика семьи | 2 | |
25-26 | Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» | 2 | |
Глава 3. Человек и природа (6 часов) |
27-28 | Воздействие человека на природу | 2 | |
29 | Охранять природу – значит охранять жизнь | 1 | |
30 | Закон на страже природы | 1 | |
31-32 | Практикум по теме «Человек и природа» | 2 | |
33-34 | Заключительные уроки | 2 | |
Учебно-методическое и материально-технического обеспечение образовательного процесса
Учебно -методическое обеспечение
1.Обществознание: 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2020 г.
Список литературы.
Для учащихся:
1.Баранов П.А. Обществознание: Полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9 класс. – М.: АСТ: Астрель, 2016. – 282 с.
2.Лазебникова А.Ю. Обществознание. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания -М.:Издательства «Экзамен», 2017.- 143 с.
3.Никитин А.Ф. Большой школьный словарь: Обществознание, экономика, право / А.Ф. Никитин. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006. – 400 с.
4.Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь: около 800 терминов и понятий. – М.: Дрофа, 2008.- 224 с.
Для учителя:
1. Клименко А. В. Обществознание: учеб, пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А. В. Клименко, В. В. Румынина. - 5-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2005. - 507, [5] с.
2.Лазебникова А.Ю. Обществознание. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания -М.:Издательства «Экзамен», 2017.- 143 с.
3.Козюк М. Н. Основы государства и права России:Пособие для преподавателей (методические рекомендации, задания, тесты) / Издат-во «Учитель», Волгоград, 1999.-66с.
4. Котова О.А., Лискова Т.Е. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом.- Москва,2016
5.Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс.- М: Просвещение,2012
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:
Аппаратные средства:
ПК;
глобальная сеть;
мультимедиапроектор;
принтер;
сканер;
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти
Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства РФ.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным
наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных,
статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета —
обществознание.
http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в
школе (дистанционное обучение).