СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 7 класс»

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание учебного предмета «Обществознание» в 7 - классах осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами: 

1.Закон РФ «Об образовании» ст. 32, п. 7. 

2. Федеральным государственным образовательным стандартом на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089. 

3. Положение «О структуре и порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов по ФГОС второго поколения». Приказ № 32 з от 01.09.12 г.

Рабочая программа основного общего образования по обществознанию 7 класса составлена на основе: «Программы общеобразовательных учреждений: Обществознание. 7 класс. - 5-е изд.– М.: Просвещение, 2017 г. , авторской программы Л.Н.Боголюбова-5-е издание. -М.: Просвещение, 2017 г.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю.



Общая характеристика программы

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.



Цели изучения обществознания в основной школе.

• воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

• формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

• овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

• формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.


Содержание учебного предмета.


Введение (1 час) Введение в предмет. Ознакомление с учебником и формами проведения занятий.

Глава I. Регулирование поведения людей в обществе (15 часов).

«Что значит жить по правилам?» (2 часа). Права и обязанности граждан. (2 часа). Почему важно соблюдать законы. (2 часа). Защита Отечества. (2 часа) Что такое дисциплина.(2 часа). Виновен - отвечай! (2 часа). Кто стоит на страже закона. (2 часа). Итоговое повторение по теме «Человек и закон» (1 час).

Глава II. Человек в экономических отношениях (15 часов).

Экономика и ее основные участники. (2 часа). Золотые руки работника (2 часа). Производство: затраты, выручка, прибыль (2 часа). Виды и формы бизнеса (2 часа). Обмен, торговля, реклама (2 часа). Деньги и их функции (2 часа). Экономика семьи (2 часа). Итоговое повторение по теме «Человек и экономика» (1 час).

Глава III. Человек и природа (3 часа).

Воздействие человека на природу. (1 час). Охранять природу- значит охранять жизнь. (1 час). Закон на страже природы. (1 час).

Итоговая работа по курсу обществознание (1 час).



Учебно-тематический план по обществознанию 7 класс – 35 часов, 1 час в неделю

Название темы

Количество часов

Введение

1

Глава I. Человек и закон

15

Глава II. Человек и экономика

15

Глава III. Человек и природа

3

Итоговая работа по курсу обществознание

1

Итого

35



Требования к уровню подготовки обучающихся.

В связи со спецификой предмета, некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками школьников. Тем не менее, показателями сформированности ряда компетенций у учащихся в результате изучения курса можно определить следующее:

Учащиеся должны

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включаявзаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей и свое собственное с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.



Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

    1. использование элементов причинно-следственного анализа;

    2. исследование несложных реальных связей и зависимостей;

    3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

    4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

    5. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

    6. объяснение изученных положений на конкретных примерах;

    7. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

    8. определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

Трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

Эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

Коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Боголюбов Л.Н. Программа курса «Обществознание» для 7 классов основной школы.

  2. Боголюбов Л.Н. Городецкая Н.И.Обществознание: человек, право, экономика. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение, 2017.

  3. Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики. М., 2012.

  4. Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015.

  5. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2012. Морозова С.А.

  6. Свиридов А.Н., Колпакова Н.В. Социальная компетентность учащихся и ее диагностика: практическое пособие. – Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2015. – 200с.

  7. Учебное электронное издание по курсу «Обществознание» по ред. Л.Н.Боголюбова.

Список литературы

  • Поздеев А.В. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс.- М: Просвещение,2015

  • Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 классы

  • Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. обществознание, 7 класс, М.: Просвещение, 2017.

  • Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012.

  • Кравченко А.И. «Тесты по обществознанию». - М.: Русское слово, 2011.

Интернет ресурсы ресурсы:

http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.

http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.

http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.

http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.

 http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).                                      http://www.lenta.ru   —   актуальные   новости   общественной жизни.                          

http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).      

http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.                                                      http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».

           http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике.  

http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов.                              

http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводныйкурс.                        

hup://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю.

http://www.mba-start.ru/ — Бизнес-образование без границ.                            

http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.                                                              

http://www.hpo.opg — Права человека в России.                                                                

http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.

http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.                        

http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт

http: //www.glossary.ru/ — Глоссарий по социальным наукам.                                                           http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.



































Календарно – тематическое планирование по обществознанию 7 класс

Название раздела и количество

часов

урока

Темы отдельных уроков

НРК

Характеристика деятельности

учащегося

Виды контроля

Ожидаемые

результаты


Дата проведения


Введение (1 час)

1

Что изучает курс «Обществознание».

Структура, особенности содержания

методического аппарата учебника


Познавательные: давать определения  понятиям.

Коммуникативные: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознания

Устный опрос

Получат первичные представления об исторической науке



Глава I. Регулирование поведения людей в обществе. (15 часов)

2-3

Что значит жить по правилам?

Знать свои права и свои обязанности, долг перед Родиной

Самостоятельно анализировать информацию. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды.

Урок-беседа

Уметь:уважать закон

  • определять справедливость закона

выявлять нарушения закона



4-5

Права и обязанности граждан




Уметь:выявлять механизм правовой защиты по Конституции



6-7

Почему важно соблюдать законы


Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера

Урок усвоения новых знаний


Научатся определять, почему человеческому обществу нужен порядок, каковы способы установления порядка в обществе, в чем смысл справедливости, почему свобода не


может быть безграничной.



8-9

Защита отечества


Участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели, ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно.

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.

Устный опрос

Научатся определять, почему нужна регулярная армия, в чем состоит обязательная подготовка к военной службе, отличия военной службы по призыву от службы по контракту, основные обязанности военнослужащих, как готовить себя к выполнению воинского долга.




10-11

Что такое дисциплина?


Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Регулятивные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Устный опрос

Научатся определять, что такое дисциплина, ее виды и ответственность за несоблюдение.



12-13

Виновен - отвечай!


Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном решении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Устный опрос, беседа

Научатся определять, кого называют законопослушным человеком, признаки противоправного поведения, особенности наказания несовершеннолетних



14-15

Кто стоит на страже закона


Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, допускают существование различных точек зрения.

Устный опрос, беседа

Научатся определять, какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов, какие органы называют правоохранительными, функции правоохранительных органов



16

Итоговое повторение по теме «Человек и закон»



Тест



Глава 2 Человек в экономических отношениях (15

часов)

17-18

Экономика и ее основные участники


Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.


Устный опрос

Научатся определять, как экономика служит людям, какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики, как взаимодействуют основные участники экономики.



19-20

Золотые руки работника


Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Устный опрос

Научатся определять, из чего складывается мастерство работника, чем определяется размер заработной платы.




21-22

Производство: затраты, выручка, прибыль


Познавательные: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебных задач.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности в группе, проявляют способность к взаимодействию.


Устный опрос, беседа

Научатся определять, какова роль разделения труда в развитии производства, что такое прибыль, виды затрат.



23-24

Виды и формы бизнеса

Особенности республиканского (районного) вида бизнеса

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.

Коммуникативные: распределяют функции и роли в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Устный опрос, беседа

научатся определять, в каких формах можно организовать бизнес, каковы виды бизнеса, роль бизнеса в экономике



25-26

Обмен, торговля, реклама

Республиканские СМИ

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование других.

Устный опрос, беседа

Научатся определять, как обмен решает задачи экономики, что необходимо для выгодного обмена, зачем люди и страны ведут торговлю, для чего нужна реклама товаров и услуг




27-28

Деньги и их функции


Познавательные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, родителей, товарищей.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Устный опрос, беседа

Научатся давать определение понятию «деньги», определять их функции



29-30

Экономика семьи


Познавательные: находят нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимают, применяют основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывают в соответствии с решаемой задачей.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.


Устный опрос, беседа

Научатся определять, что такое ресурсы семьи, составлять бюджет семьи



31

Итоговое повторение по теме «Человек и экономика»


Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, адекватно используют речевые средства.

Контрольная работа

научатся определять все термины и понятия раздела


Глава 3. Человек и природа (3 часа)

32

Воздействие человека на природу


Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, адекватно используют речевые средства.

Устный опрос, беседа

научатся определять термины и понятия человек, природа.



33

Охранять природу – значит охранять жизнь


Познавательные: расширить знания в области охраны природы; рассмотреть примеры и последствия безответственного отношения общества к природным ресурсам. 

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Устный опрос, беседа




34

Закон на страже природы


Познавательные: Воспитывать экологическую культуру и экологическую грамотность учащихся;

Систематизировать знания по охране природы различными общественными субъектами;

Коммуникативные: Использовать полученные знания в своей практической деятельности;

Оценивать жизненную значимость экологически грамотного поведения человека

Устный опрос, беседа



Итоговая работа по курсу обществознание(1ч)

35




Контрольная работа











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!