Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ундинская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Рабочая программа Наименование учебного предмета_______Обществознание________________________________________________________________________________________________ Класс_________________7____________________________________________________________________________________________________ Уровень общего образования базовый Учитель ________Ушакова Анна Сергеевна_______________________________________________________________________________________ Срок реализации программы, учебный год_________2023-2024 учебный год____________________________________________________________ Количество часов по учебному плану всего 34 часа в год; в неделю 1 час Планирование составлено на основе Федерального закона «Об образовании в РФ», на основе требований Федерального государственного_______ образовательного стандарта основного общего образования второго поколения ____________________________________________________________ Учебник: 7 класс основной школы «Обществознание» авторы Л.Н.Боголюбов, Л.Ф Иванова, 2014 год_________________________________________ (название, автор, год издания, кем рекомендовано) Учебник__рекомендован Министерством образования и науки______________________ РФ_______________________________________________ (название, автор, год издания, кем рекомендовано) |
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Обществознание» для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа разработана на основе учебника для общеобразовательных учреждений. Обществознание. 7 класс. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2014.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
РАЗДЕЛ 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные:
любить и уважать Отечество, чувствовать гордость, ответственность и долг перед Родиной;
усвоит гуманистические и традиционные ценности многонационального российского общества;
ответственному отношению к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; сформировать личностное представление о целостности общества; осознать значимость и общность глобальных проблем человечества;
уважительному отношению к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; доброжелательности к людям, их мнениям, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
осваивать социальные нормы, правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участвовать в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развить моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанному и ответственному отношению к собственным поступкам;
правилам индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правилам поведения на транспорте и на дорогах;
основам обществоведческого сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
эмоционально-ценностному отношению к обществу, эстетическому восприятию через освоение исторического и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
основам самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планированию и регуляции своей деятельности; владению устной, письменной речью и монологической контекстной речью;
использовать информационно-коммуникационные технологии.
Метапредметные:
Регулятивные (учебно-организационные):
ставить учебные задачи;
вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями.
Познавательные (учебно-логические):
классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
систематизировать информацию;
структурировать информацию;
определять проблему и способы ее решения;
формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
владеть навыками анализа и синтеза.
Учебно-информационные:
поиск и отбор необходимых источников информации;
использование информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;
работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;
создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;
Коммуникативные:
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
уметь вести дискуссию, диалог;
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Предметные:
Обучающийся 7 класса к концу учебного года научится:
- характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значения в жизни общества как целостной системы;
- сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия, существенные признаки;
- описывать основные социальные объекты, человека как социально-деятельное существо, основные социальные роли;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и выдвигать аргументы по определённым проблемам;
- применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для совершенствования собственной познавательной деятельности, эффективного выполнения социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами, ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах;
- оценивать общественные изменения с точки зрения демократических и гуманистических ценностей;
- взаимодействовать с людьми разных убеждений, культурными ценностями и социальным положением;
- оценивать поведение людей с точки зрения нравственных и социальных норм, экономической рациональности; предвидеть возможные последствия определённых социальных действий;
- приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. (1 ч.)
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе (12 ч.)
Социальные нормы в правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Необходимость соблюдения законов Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества — долг и обязанность. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы РФ. Судебные органы РФ. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 2. Человек в экономических отношениях (12 ч.)
Основные участники экономики производители и потребители. Натуральное и товарное хозяйство.
Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя.
Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
Тема 3. Человек и природа (8 ч.)
Человек – часть природы. Значение природных ресурсов как основ жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Резерв: 1 часа
Итого: 34 часа
РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел/Тема | Кол-во часов | Д/З |
| Введение | 1 | Стр. 5-6 |
I. | Регулирование поведения людей в обществе (12 часов) | 12 | |
| Что значит жить по правилам | 1 | § 1 |
Права и обязанности граждан | 2 | § 2 |
Почему важно соблюдать законы | 2 | § 3 |
Защита Отечества | 2 | § 4 |
Для чего нужна дисциплина | 1 | § 5 |
Виновен - отвечай | 1 | § 6 |
Кто стоит на страже закона | 1 | § 7 |
Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе» | 1 | Стр. 64 |
Контрольная работа «Регулирование поведения людей в обществе» | 1 | |
II. | Человек в экономических отношениях (12 часов) | 12 | |
| Экономика и ее основные участники | 1 | § 8 |
Мастерство работника | 1 | § 9 |
Производство: затраты, выручка, прибыль | 2 | § 10 |
Виды и формы бизнеса | 2 | § 11 |
Обмен, торговля, реклама | 1 | § 12 |
Деньги, их функции | 2 | § 13 |
Экономика семьи | 1 | § 14 |
Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» | 1 | Стр. 119 |
Контрольная работа «Человек в экономических отношениях» | 1 | |
III. | Человек и природа (8 часов) | 8 | |
| Воздействие человека на природу | 2 | § 15 |
Охранять природу – значит охранять жизнь | 2 | § 16 |
Закон на страже природы | 1 | § 17 |
Практикум «Человек и природа» | 1 | Стр.150 |
Итоговая контрольная работа | 1 | |
| Повторение | 1 | |
Резерв: 1 часа
Итого: 34 часа
Количество практических работ – 3
Количество контрольных работ - 3