Учитель О.В. Петрова
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2014
5. Учебник: Обществознание. 7 класс / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова. – М.:Просвещение, 2017г..
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей: Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
Гражданские правоотношения. Нормы права. Конституционные обязанности гражданина
Ответственность за нарушение законов. Ответственность несовершеннолетних
Правоохранительные органы. Судебная система
Экономика и её роль в жизни общества. Основные участники экономики
Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата
Факторы производства. Новые технологии и их возможности
Виды бизнеса. Предприниматель. Этика предпринимателя
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Календарно-тематическое планирование. Обществознание. 7 класс. 30 часов |
№ урока | Раздел программы (блок) Тема урока | Основное содержание урока | Результаты освоения программы | Форма контроля | ЭОР | Домашнее задание | Дата |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
план | Факт (обоснование.) |
1 | Вводный урок | Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса. | Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся | мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества | Инд опрос, Фронтальный опрос | http://school-sector.relarn.ru/prava/ - Права и дети в Интернете. http://www.alleng.ru/edu/inform.htm - Энциклопедии, словари, справочники. | Записи в тетради | 2.09 | |
2 | Регулирование поведения людей в обществе | Социальные нормы и правила общественной жизни. | Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни. | | высказывать своё мнение; осознание своей ответственности за страну | | http://ombudsmanrf.org/ - Уполномоченный по правам человека в РФ | | 9.09 | |
3 | Что значит жить по правилам | Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры | Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни. умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; | приводить примеры индивидуальных и групповых привычек; объяснять, зачем в обществе существуют правила этикета; | высказывать своё мнение; осознание своей ответственности за страну | групповая работа. Составление памятки поведения в различных ситуациях | http://www.alleng.ru/edu/social.htm - ОР Интернета обществознание. | § 1, Правила Сетикета | 16.09 | |
4 | Права и обязанности граждан | Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних | Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Называть права ребёнка и характеризовать способы их защиты. Приводить примеры защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних | умении выполнять познавательные и практические задания в доступной социальной практике: выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; | ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; | Составить таблицу «Гражданские и политические права». Тест | https://www.google.ru/search?q – московская школа прав человека www.gimnazia22.ru/assets/files/.../deklaracia_prav.doc - Декларация прав школьника. | § 2, вопросы и задания | 23.09 | |
5-6 | Почему важно соблюдать законы | Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость | Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости | -уметь работать с текстом учебника; -умении выполнять познавательные и практические задания, | - мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; | Устный опрос, Работа с документами. | | § 3 вопросы и задания | 30.09, 07.10 | |
7-8 | Защита Отечества | Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга | Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга | - умении выполнять познавательные и практические задания; -использование элементов причинно-следственного анализа; | мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; | Работа в группах по карточкам. Разбор и анализ документов | http://edu.garant.ru/education/army/1/ - Защита Отечества – конституционная обязанность гражданина России | § 4 вопросы и задания | 14.10 21.10 | |
9 | Для чего нужна дисциплина | Дисциплина - необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание | Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать различные виды дисциплины. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины | умении выполнять познавательные и практические задания: - исследование несложных реальных связей и зависимостей; | умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); | Работа в группах по заданиям (анализ материалов) вопросы к параграфу | | §5 вопросы и задания | 11.11 | |
10 | Виновен — отвечай | Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних | Характеризовать ответственность за нарушение законов. Определять черты законопослушного поведения. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения. Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних | умении выполнять познавательные и практические задания: - исследование несложных реальных связей и зависимостей; -умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; | умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); | Составить словарик темы, схему «Виды правонарушений»,«Признаки преступления» | | §6 вопросы и задания | 18.11 | |
11 | Кто стоит на страже закона | Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебные органы Российской Федерации. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан | Называть правоохранительные органы Российского государства. Различать сферу деятельности полиции, правоохранительных органов. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов | способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности | заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; | Составить схему «Структура правоохранительных органов РФ» | http://kids.kremlin.ru/ - Президент России — гражданам школьного возраста. | §7 вопросы и задания | 25.11 | |
12 | Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе» | Повторение по теме: Регулирование поведения людей в обществе | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | подкрепление изученных положений конкретными примерами; оценку своих учебных достижений, | ценностные ориентиры, основанные на отношении к человеку, его правам и свободам | вопросы к параграфу | | § 1-7 повторить Вопросы на с.152 | 2.12 | |
13 | ПОУ Регулирование поведения людей в обществе | Повторение по теме: Регулирование поведения людей в обществе | Знать основные положения темы, уметь применить знания при работе с текстами | подкрепление изученных положений конкретными примерами; оценку своих учебных достижений, | поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; | к/ работа в тестовой форме | | Сообщения к теме Эконоика | 9.12 | |
| Человек в экономических отношениях (14 ч) | | | | | | | | | |
14-15 | Экономика и её основные участники | Экономика и её основные участники. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители | Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике. Приводить примеры их деятельности. Описывать различные формы организации хозяйственной жизни. | Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя | мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; | Тест, схему «Сферы экономики» вопросы к параграфу | http://www.businessvoc.ru/ - Бизнес-словарь. | § 8 вопросы | 16.1223.12 | |
16 | Мастерство работника | Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда | Описывать составляющие квалификации работника. Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы. Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда | определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; | мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; | Устный опрос, инд карточки и тесты | http://www.econ.msu.ru/departments/labor/conferences/cd772/ds977/ - журнал «Человек и труд». | § 9 вопросы и задания | 13.01 | |
17-18 | Производство, затраты, выручка, прибыль | Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя | Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда. Объяснять значение разделения труда в развитии производства. Различать общие, постоянные и переменные затраты производства | определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; | мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; | решить задачи на определение затрат, выручки прибыли | | § 10 вопросы и задания | 20.01 27.01 | |
19-20 | Виды и формы бизнеса | Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя | Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны. Характеризовать особенности предпринимательской деятельности. Сравнивать формы организации бизнеса. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций | умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; -умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; | заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; | Составить словарик темы, вопросы к параграфу | | §11 вопросы и задания | 03.02, 10.02 | |
21 | Обмен, торговля, реклама | Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике | Объяснять условия осуществления обмена в экономике. Характеризовать торговлю и её формы как особый вид экономической деятельности. Раскрывать роль рекламы в развитии торговли. Выражать собственное отношение к рекламной информации. | Оценивать своё поведение с точки зрения рационального покупателя; - исследование несложных реальных связей и зависимостей; | заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; | Моделировать заданную ситуацию, анализировать ее. вопросы к параграфу | | §12 подготовить рекламу товара | 17.02 | |
22 | Деньги, их функции | Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег | Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег | определение сущностных характеристик изучаемого объекта; | ценностные ориентиры, основанные на осознании своей ответственности за страну | Решить задачу вопросы к параграфу | | §12 вопросы 1-3 письменно | 02.03 | |
23-24 | Экономика семьи | 1.Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. 2.Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам | Раскрывать понятие «семейный бюджет». Приводить примеры различных источников доходов семьи. Различать обязательные и произвольные расходы. Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов | определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. | ценностные ориентиры, основанные на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; | Тестирование Творч задание -рассчитать семейный бюджет | | § 13 Вопросы Вопросы на с.152 | 16.0330.03 | |
25-26 | Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» | Повторение по теме «Человек в экономических отношениях» | Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | подкрепление изученных положений конкретными примерами; оценку своих учебных достижений, | заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; | Выполнение проблемных заданий вопросы к параграфу | http://www.detirossii.ru/12854.php - Гражданское общество - детям России | § 8-13 повторить | 6.04, 13.04 | |
27 | ПОУ Человек в экономических отношениях | Знать основные положения темы, уметь применить знания при работе с текстами | Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | подкрепление изученных положений конкретными примерами; оценку своих учебных достижений, | поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; | Тестовые задания, задач, понятийный Диктант вопросы к параграфу | | Сообщения по теме Человек и природа | 20.04 | |
| Человек и природа | | | | | | http://www.priroda.ru/ - Национальный портал «Природа России». | | | |
28 | Человек — часть природы | Человек — часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды | Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества. Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам. Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли. Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы. Различать ответственное и безответственное отношение к природе. | умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; | осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. | Индивидуальные творческие задания, сообщения вопросы к параграфу | http://www.ecolife.ru/ - Экология и жизнь. | § 15, вопросы и задания | 27.04 | |
29 | Охранять природу — значит охранять жизнь | Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали | Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы. Характеризовать смысл экологической моралли Определять собственное отношение к природе | способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности | ценностные ориентиры, основанные на осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. | Беседа, вопросы к параграфу | | §16 вопросы и задания | 18.05 | |
30 | Закон на страже природы | Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности | Характеризовать деятельность государства по охране природы. Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе. Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы | приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; | оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; | знание основных законов по охране природы | http://vsesochineniya.ru/obshhestvoznanie-zakon-na-strazhe-prirody.html | §17 вопросы и задания | 25.05 | |