СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 7-8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа расчитана на 2 года 7-8 класс по ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 7-8 класс»




Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «СОШ №69»






ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета МОАУ «СОШ №69» Протокол №12 от 30.082018 г. Обсуждено на методическом объединении учителей

СОГЛАСОВАНО

ЗД по УВР

_________________

/ /



Рабочая программа

Предмет: обществознание

Класс: 7 -8

Всего часов: 35 часов в 7 классе

35 часов в 8 классе

Количество часов в неделю: 1









УТВЕРЖДАЮ

Директор МОАУ«СОШ №69»

________________________

/Журавлева С.В /




















Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 7-8 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897), ООП ООО МОАУ «СОШ №69».

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

 развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

 воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; при-верженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

 освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

 формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.




2. Планируемые результаты.

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.


Человек. Деятельность человека

Выпускник научится:

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

  • характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

  • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

  • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

  • приводить примеры основных видов деятельности человека;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

  • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

  • оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

  • моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество

Выпускник научится:

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

  • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

  • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

  • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

  • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

  • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

  • конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Выпускник получит возможность научиться:

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;

  • осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы

Выпускник научится:

  • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

  • различать отдельные виды социальных норм;

  • характеризовать основные нормы морали;

  • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

  • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

  • характеризовать специфику норм права;

  • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

  • раскрывать сущность процесса социализации личности;

  • объяснять причины отклоняющегося поведения;

  • описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

  • оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

  • описывать явления духовной культуры;

  • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

  • оценивать роль образования в современном обществе;

  • различать уровни общего образования в России;

  • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

  • описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

  • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

  • раскрывать роль религии в современном обществе;

  • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

  • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

  • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

  • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера

Выпускник научится:

  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

  • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

  • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

  • выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

  • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

  • описывать основные социальные роли подростка;

  • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

  • характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

  • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

  • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

  • раскрывать основные роли членов семьи;

  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

  • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

  • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

  • находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Экономика

Выпускник научится:

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;

  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;

  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.


Личностные результаты

1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты.

1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8)смысловое чтение;

9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью




3. Содержание учебного курса 5-9 класс


Человек. Деятельность человека - 5-8 класс

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.

Общество - 5-8 класс

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.

Социальные нормы - 7-9 класс

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры- 8 класс

Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.

Социальная сфера жизни общества - 8 класс

Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.

Гражданин и государство - 7,9 класс

Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

Экономика 7-8 класс

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство ‑ основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности.Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

п./п.

Темы

Количество часов

1

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы.

1

2

Входная контрольная работа

1

3

Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России.

1

4

Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации.

1

5

Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.

1

6

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.

1

7

Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

1

8

Права ребенка и их защита.

1

9

Право, его роль в жизни человека, общества и государства.

1

10

Правоохранительные органы.

1

11

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги.

1

12

Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

1

13

Производство ‑ основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление.

1

14

Каким должен быть современный работник. Выбор профессии.

1

15

Заработная плата и стимулирование труда.

1

16

Контрольная работа за 1 полугодие

1

17

Издержки, выручка, прибыль.

1

18

Собственность. Предпринимательская деятельность.

1

19

Торговля и ее формы. Реклама

1

20

Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия.

1

21

Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи.

1

22

Взаимосвязь общества и природы.

1

23

Глобальные проблемы современности.

1

24

Экологический кризис и пути его разрешения.

1

25

Экологический кризис и пути его разрешения.

1

26

Охрана природы. Главные правила экологической морали

1

27

Охрана природы. Главные правила экологической морали

1

28

Защита проектов «Сбережем природу»

1

29

Защита проектов «Сбережем природу»

1

30

Повторение по теме «Человек и природа»

1

31

Повторение по теме «Экономическая сфера общества»

1

32

Итоговая контрольная работа

1

33

Итоговое обобщение

1

34-35

Итоговое обобщение

2


Итого

35


8 класс

п./п.

Темы

Количество часов

1

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя.

1

2

Входная контрольная работа

1

3

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы.

1

4

Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ.

1

5

Развитие общества. Общественный прогресс. Современное российское общество, особенности его развития.

1

6

Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

1

7

Индивид, индивидуальность, личность. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте

1

8

Культура, ее многообразие и основные формы.

1

9

Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор.

1

10

Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть.

1

11

Роль морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность.

1

12

Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование

1

13

Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России.

1

14

Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести.

1

15

Контрольная работа за 1 полугодие

1

16

Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.

1

17

Социальная структура общества. Социальные общности и группы.


18

Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность.


19

Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство.


20

Социальный конфликт.


21

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.


22

Социальная политика Российского государства.


23

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества.

1

24

Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Типы экономических систем.

1

25

Собственность. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль.

1

26

Рынок и рыночный механизм. Виды рынков. Рынок капиталов.

1

27

Рынок труда. Безработица.

1

28

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.

1

29

Экономические функции домохозяйства. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция и ее последствия..

1

30

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг.

1

32

Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Защита от финансовых махинаций.

1

33

Итоговая контрольная работа

1

34-35

Итоговое обобщение

2


Итого:

35

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечение

1

Литература для учителя

1.1

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)

1.2

Примерная программа основного общего образования по обществознанию (8 апреля 2015 г. № 1/15)

1.3

Обществознание: Рабочие программы. Предметная линия Л.Н.Боголюбова: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ М.: Просвещение, 2011.

2

Литература для ученика

2.1

Обществознание: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/Л.Н.Боголюбов. М.:Просвещение, 2017.

Обществознание: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/Л.Н.Боголюбов. М.:Просвещение, 2018.

3

Технические средства обучения

3.1

Компьютер (ноутбук)

3.2

Мультимедийный проектор

3.3

Экран

4

Электронные образовательные ресурсы

4.1

Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru)

5

Оборудование

5.1

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

5.2

Стол учительский со стулом

5.3

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий












Оценочные материалы

7 класс

Кодификатор контрольных работ по обществознанию.

1. Содержание работы определено на основе нормативных документов:

а) ФГОС основного общего образования (приказ министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897)

б) Кодификатор элементов содержания и требований (умений), составленных на основе Обязательного минимума содержания основной образовательной программы и Требований к уровню подготовки выпускников основной и средней школы

в) Спецификация контрольно измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по обществознанию

3. Характеристика структуры и содержания работы

Часть работы

Тип заданий

Число заданий

Максимальный первичный балл

% от максимального первичного балла для каждой части

1

Часть 1

С выбором ответа

16

16

50%

2

Часть 2

С кратким ответом

3

6

18,75%

3

Часть 3

С развёрнутым ответом

5

10

31,25%


Итого:


24

32

100%

4. Распределение заданий по содержанию и уровням сложности (Б – базовый, П – повышенный)

Наименование раздела

(по кодификатору)

Контролируемый элемент по кодификатору

Уровень сложности

Проверяемые умения и виды деятельности по спецификации

Максимальный балл за выполнение задания

А1

6. Право

6.4

Б

1

1

А2


6.5

Б

2

1

А3


6.9

Б

1

1

А4


6.17

Б

3

1

А5


6.17

Б

2

1

А6

2. Экономика

3.1

Б

2

1

А7


3.4

Б

3

1

А8


3.5

Б

2

1

А9


3.7

Б

2

1

А10.


3.9

Б

3

1

А11.

1. Человек и природа

1.2

Б

2

1

А12.


1.2

Б

3

1

А13.


1.2

Б

3

1

А14.


1.2

Б

3

1

А15.


1.2

П

4

1

В1.

3. Экономика

3.7

П

7

1

В2.

3. Экономика

3.7

П

7

1 - 2

В3.

3. Экономика

3.7.

П

7

1 - 2

В4.

3. Экономика

3.12

П

9

1 - 2

С1.

6. Право

6.10

П

6,7

1 - 2

С2.

6. Право

6.10

П

6,8

1 - 2

С3.

6. Право

6.10

П

6,8

1 - 2

С4.

6. Право

6.10

В

6,11

1 - 2

С5.

6. Право

6.10

П

6,3

1 - 2






32

5. Время выполнения работы - 40 минут.

6. Дополнительные материалы и оборудование – не требуется

7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом:

Максимальный возможный балл по каждой части работы

Часть 1

Правильно выполненное задание оценивается 1 баллом

15 баллов

Часть 2

Правильно выполненные задание В1 оценивается

1 баллом,

задания В2, В3, В4 оцениваются по следующему принципу:

2 балла – нет ошибок

1 балл – допущена одна ошибка

0 баллов – допущены две и более ошибок

7 баллов

Часть 3

Правильно выполненные задания С1 – С5 оцениваются по следующему принципу:

2 балла – нет ошибок

1 балл – допущена одна ошибка

0 баллов – допущены две и более ошибок

10 баллов

Максимальный балл за правильное выполнение всей работы - 32 балла


Шкала перевода баллов в оценку

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0-12

13-19

20-26

27-32































Входная контрольная работа

Вариант 1

А1. Совокупность качеств человека, которые он приобретает в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми:

1) индивид 3) личность

2) индивидуальность 4) инстинкт

А2. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Потребность понять и узнать самого себя способствует развитию самопознания.

Б. Ложная или заниженная самооценка сдерживает развитие способностей.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А3. К видам деятельности человека относится:

1) сон 3) учеба

2) прием пищи 4) отдых

А4. Общение с друзьями является для человека

1) биологической потребностью 3) интеллектуальной потребностью

2) духовной потребностью 4) социальной потребностью

А5. Верны ли суждения о труде?

А. Труд позволяет человеку ощущать радость от применения своих способностей.

Б. Выбор профессии зависит от интересов и склонностей человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А6. Для деловых межличностных отношений характерно

1) обязательное соблюдение формальностей

2) дружеское расположение

3) незнакомство с собеседниками

Разнообразие форм и видов общения

А7. Для лидера социальной группы характерны такие качества, как

1) скромность и незаметность 3) высокомерие и гордость

2) стеснительность 4) собранность и организованность

А8. К средствам общения можно отнести

1) сознание 3) мышление

2) речь 4) мировоззрение

А9. Такой способ решения конфликтов, как сотрудничество, связан с

1) поиском решения, которое примирило бы обе стороны конфликта без ущерба для каждой стороны

2) поиском уступок с каждой стороны

3) односторонними уступками

4) отказом от поиска обоюдовыгодного решения конфликта

А10. Золотое правило морали гласит

1) ко всем людям относись как к самому себе 3) живи для себя

2) дели людей на друзей и врагов 4) выучи все правила поведения

А11. Верны ли суждения о чувстве страха?

А. Чтобы научиться преодолевать страх, важно понимать его причину.

Б. Чувство страха знакомо как человеку, так и животному.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Часть 2

В1. Установите соответствие между описанием потребностей и их видами.

ОПИСАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) стремление к общению с 1) социальные

друзьями 2) духовные

Б) любовь к чтению 3) биологические

В) желание носить теплую одежду

Г) желание сделать карьеру

Д) потребность во вкусной пище

В2. Все термины, приведенные ниже, за исключением двух, связаны с понятием «работа». Укажите термины, не связанные с этим понятием.

1) кропотливость 2) творческий подход 3) лень 4) усердие 5) уныние

В3. Дополните схему.

Межличностные отношения


… Личные

В4. Найдите в приведенном списке примеры проявления человеком смелости.

1. Школьник отказался от сигареты, предложенной старшим.

2. Подросток грубо ответил на замечания мамы.

3. Ученик помог младшему пройти мимо большой собаки.

4.Солдат поднялся в атаку.

5. Ученик обманул родителей, чтобы избежать наказания


С1. Что такое деятельность? Приведите три примера разнообразной трудовой деятельности.


Вариант 2

А1. Вершиной человеческих качеств психологи называют

1) деятельность 3) общение

2) индивидуальность 4) личность

А2. Верны ли суждения о познании мира?

А. Познать окружающий мир можно, не осуществляя деятельности.

Б. Получить знания об окружающем мире можно только с помощью телевизионных передач.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А3. Что отличает деятельность человека от поведения животных?

1) осознанность действий 3) подчинение инстинктам

2) достижение результата 4) забота о потомстве

А4. К биологическим потребностям человека относится потребность в

1) труде 3) отдыхе

2) общении 4) познании

А5. Верны ли следующие суждения о жизненном успехе?

А. Жизненный успех зависит от здоровья, способностей и умений человека.

Б. Каждый человек по-своему представляет путь к жизненному успеху.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А6. Межличностные отношения – это

1) особые связи человека с окружающими людьми

2) контакты человека с домашними любимцами

3) работа со справочной системой Яндекс

4) монолог артиста, произнесенный на сцене.

А7. Совокупность правил поведения, принятых в данной социальной группе, -это

1) законы государства 3) нормы религии

2) групповые нормы 4) общечеловеческие ценности

А8. Столкновение нескольких участников общения, каждый из которых отстаивает свою позицию,- это

1) общение 3) диалог

2) коммуникация 4) конфликт

А9. Найдите в предполагаемом списке понятие, которое не относится к средствам разрешения конфликта, и запишите его номер.

1) сотрудничество 2) агрессия 3) компромисс 4) приспособление

А10. На чем должно быть основано правило жизни, которым нужно руководствоваться человеку?

1) на жалости 3) на взаимности

2) на упрямстве 4) на силе

А11. Верны ли следующие суждения о смелости?

А. Смелость противостоит трусости.

Б. Смелыми не рождаются, а становятся.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

2 часть.

В1. Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. Цель

Б. Действие

В. Результат

1. Процесс осуществления деятельности

2. То, к чему стремятся.

3. Конечный итог, следствие, завершающее собой какие–нибудь явления, развитие чего-нибудь

В2. Установите соответствие между примерами социальных групп и их видами.

ПРИМЕРЫ ГРУПП ВИДЫ ГРУПП

А) семья 1) формальная

Б) учебный класс 2) неформальная

В) парламент

Г) группа друзей

Д) политическая партия

В3. Заполните пропуск в предложении.

Для того чтобы стать личностью необходимы потребности в общении и труде. Это _____ потребности.

В4. Найдите в приведенном списке понятия, связанные с совестью человека.

1. Нравственность 3. Приспособление 5. Внутренний контроль

2. Мораль 4. Угодничество

С1. Что такое потребность? Составьте два предложения, содержащие информацию о потребностях человека.














Промежуточная контрольная работа

Вариант 1

1. Наука об ограниченных возможностях и безгранич­ных потребностях человека:

1) философия 2) обществознание 3) экономика 4) история

2. Завод выпустил партию новых легковых автомобилей. Какое проявление экономики приведено?

1) производство 2) распределение 3) обмен 4) реклама

3. Верны ли суждения о натуральном хозяйстве:

а) нату­ральное хозяйство существовало только в Средние века;

б) натуральное хозяйство существует при низкой произ­водительности труда?

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. Кто рискует ради получения прибыли?

1) предприниматель 2) потребитель 3) акционер 4) рантье

5. Верны ли суждения о мастере своего дела:

а) его характеризуют отточенность движений, спокойствие, уве­ренность, отсутствие ненужных жестов;

б) ма­стера своего дела характеризуют гордость за свои изделия, уважение окружающих?

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Верны ли суждения о заработной плате:

а) заработная плата — трудовое денежное вознаграждение;

б) заработная плата определяется временем, количеством и качеством затраченного труда?

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. Что поддается контролю со стороны производителя?
1) прибыль 2) доход 3) постоянные затраты 4) переменные затраты

8. Верны ли суждения о переменных затратах:

а) к пере­менным затратам относятся расходы на транспорт, сырье, сдельную оплату труда;

б) переменные затраты независи­мы от изменения объема производства?

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9. Количество продукции, произведенное за определен­ное время:

1) экономика 2) производительность труда

3) стоимость 4) затраты производства

10. Верны ли суждения о меценатах:

а) меценат — это бизнесмен, оказывающий помощь учреждениям культу­ры,

образования, здравоохранения;

б) меценатами назы­вают людей, занимающихся благотворительностью?

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

11. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за ис­ключением одного, соответствуют понятию «виды биз­неса». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1) финансовая деятельность 2) страхование 3) торговля

4) акционерное общество 5) посредничество

12. Что из перечисленного является заработной платой?

  1. пособие по безработице 4) расчет за месяц работы

  2. проценты по ценным бумагам 5) вознаграждение за сделанную работу

  3. проценты от стоимости заказа 6) студенческая стипендия

13.Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями.

А) акция 1) превышение доходов от продажи то­варов или услуг над затратами на их производство и реализацию

Б)бюджет 2) специальные знания, умения, на­выки, полученные работником для практической деятельности

В)прибыль 3) ценная бумага, закрепляющая пра­ва ее владельца на получение части прибыли в виде дивидендов и на участие в управлении

Г)капитал 4) план доходов и расходов на опреде­ленный период

Д) квалификация 5) имущество, способное приносить доход

14. Установите соответствие:

А) производство                         1. Пошив обуви;

Б) распределение                       2. Использование освещения в быту;
В) обмен                                      3. Закупка книг для      библиотеки;
Г) потребление                           4. План расходов семьи на месяц;       

                                                      5. Завтрак в школьной столовой; 

15. Кого в экономике называют потребителем? Составьте два предложения, содержащие информацию о потребителе.



Вариант 2

1. К основным проявлениям экономики не относится:

1) производство 2) распределение 3) обмен 4) реклама

2. Дирекция завода приняла решение 10 новых легковых автомобилей подарить ветеранам. Какое прояв­ление экономики приведено?

1) производство 2) распределение 3) обмен 4)реклама

3. Верны ли суждения о товарном хозяйстве:

а) товар­ное хозяйство господствует при рыночной экономике;

б) товарное хозяйство обеспечивает рынок товарами, услугами?

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. Стремление извлечь из покупки максимальную пользу:

1) предпринимательство 3) рациональное решение

2) покупка в кредит 4) эмоциональный мотив

5. Верны ли суждения о высококвалифицированном труде:

а) высококвалифицированный труд — спец. знания, умения, навыки, опыт;

б) высококвалифициро­ванный труд — высокая заработная плата, нормированный рабочий день, отсутствие ответственности?

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Верны ли суждения о заработной плате:

а) ее платят за то, что человек приходит на работу;

б) заработную плату получают только за качественно выполненную работу?

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. Что является основными вопросами экономики?

1) что, куда, кем 2) что, сколько, какого качества

3) где, когда, сколько 4) что, где, когда

8. Верны ли суждения о постоянных затратах:

а) вели­чина постоянных затрат зависит от объема выпущенной продукции;

б) величина постоянных затрат поддается контролю производителя?

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9. Конвейер - это пример:

1) повышения творческой активности работников

2) разделения труда

3)безотходного метода производства

4) возможности увеличения капитала

10. Верно ли, что:

а) индивидуальное предприятие, то­варищество, акционерное общество — основные формы организации бизнеса;

б) индивидуальное предприятие, товарищество, акционерное общество — различные спосо­бы организации предприятий, собственности на исполь­зуемые ресурсы?

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

11. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за ис­ключением одного, соответствуют понятию «постоянные затраты». Укажите термин, относящийся к другому по­нятию.

1) аренда 2) заработная плата управляющего аппарата 3) заработная плата наемных рабочих 4) постоянный процент за пользование кредитом 5) абонентская плата за телефон

12. Что из перечисленного является примером предпринимательской деятельности?

1) покупка телевизора в магазине

2) покупка и продажа акций на фондовой бирже

3)коллекционирование марок и значков

4) ремонт автомобиля перед поездкой на отдых

5)продажа овощей, выращенных на даче

6) посредничество при найме жилья

13. Установите соответствие между терминами и их определениями.

1. бартер

а) особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров

2. деньги

Б) целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духов­ных благ, направленных на удовле­творение потребностей

3.номинал

B) экономическая деятельность, направленная на получение дохода, прибыли

4. труд

Г) натуральный обмен одного товара на другой

5. бизнес

Д) нарицательная стоимость, обозна­ченная на ценных бумагах, монетах

14. Соотнесите термин и определение:

А) Процесс создания разл. видов  экономического продукта.          1. Торговля

Б) Эконом. деятельность,  направленная на получение прибыли.   2. Бартер

В) Натур. обмен одной вещи на другую без помощи денег.  3. Производство 

Г) Обмен товарами и услугами  путем купли продажи.   4. Бизнес

15. Кого в экономике называют производителем? Составьте два предложения, содержащие информацию о производителе.













Итоговая контрольная работа

1 вариант.

1. Как называется земная оболочка, охваченная жизнью:

1) литосферы 2) ноосфера 3) биосфера 4) атмосфера

2. Что из перечисленного способно улучшить экологическую обстановку:

1) строительство новых городов 2) создание заповедников

3) строительство ГЭС 4) освоение Крайнего Севера

3. Что относится к естественному природному загрязнению:

1) сжигание топлива 2) вырубка лесов 3) извержение вулканов 4) канализационные стоки

4. В каком году был принят закон РФ «Об охране окружающей среды»:

1) 1993 год 2) 1999 год 3) 2001 год 4) 2009 год

5. Верны ли следующие суждения об экологической проблеме?

А. Экологическая проблема – это проблема отдельно взятого государства.

Б. Экологическая проблема – это глобальная проблема, её решение возможно только совместными силами всех стран мира.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны

6. Наука о взаимодействии человека с природой:

1) ботаника 2) биология 3) зоология 4) экология

7. Человек, который охотится, ловит рыбу там, где запрещено.

1) браконьер 2) охотник 3) рыболов 4) крестьянин

8. Верны ли следующие суждения о взаимодействии человека и природы?

А. Переход от присваивающего хозяйства к производящему усилил влияние человека на природу.

Б. Человек начал активно вторгаться в жизнь природы, не всегда задумываясь о последствиях своего вмешательства

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны

9. Великий русский учёный, академик, основоположник многих наук о Земле:

1) Н.А. Некрасов 2) А. Швейцер 3) В.И. Докучаев 4) В.И. Вернадский

10. Территория, на которой охраняются уникальные объекты природы:

1) национальный парк 2) заповедник 3) биосферный заповедник 4) парк культуры и отдыха

11. В перечне загрязнений выберите те, которые появились в результате деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) облако вулканического пепла

2) свалка промышленных отходов

3) смог в центре населённого пункта

4) упавший на землю фрагмент метеорита

5) нефтяное пятно в Средиземном море





Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Для эстетически развитого и нравственно воспитанного человека важно не только уметь видеть, чувствовать красоту цветка, ветки, животного, но и оберегать эту красоту.Увидеть  и  не  испытать  соблазна  сорвать  красивый  лесной  цветок  могут  два совершенно  непохожих  друг  на  друга  человека:  равнодушный  к  красоте,  эстетически неразвитый  человек  и,  наоборот,  тонкая  натура,  открытая  всякой  красоте  в  природе.  Первый не притронется, потому что не заметит, не оценит, второй потому что слишком  заметит, слишком оценит и пощадит. Сорвать цветок (а заодно и все другие на опушке) может  как  раз  тот,  кто  по - своему  духовному   развитию  находится  как  бы  посередине между  этими  двумя  типами  людей.  Этот «промежуточный»  субъект  уже  не  настолько неразвит, чтобы слепо пройти мимо красоты, но и не настолько воспитан, чтобы оставить красоту нетронутой ради нее самой и всех других путников. 
 Потребители  красоты  из  общения  с  природой  выносят  не  впечатления,  мысли, чувства, открытия, а вещественные доказательства своего пребывания на лоне природы. Подлинная  культура  предполагает  другой  способ  обладания  красотой:  она  хранится в душе, становится духовной ценностью человеческой личности, а не срывается, не уносится с собой, не укладывается в рюкзак, в багажник, в горсть или в охапку. 
 Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее, носить в сердце это и есть высшее проявление культуры человека. 
  Однако  эстетическое  отношение  к  природе  не  должно  быть  пассивным. Отправляясь  на  природу,  надо  быть  не  только  потребителями  ее  красоты  и  даров,  но  и  активными помощниками в сохранении и умножении этой красоты. Увидели родничок, укрепите  начавшийся  размыв,  заметили  рану  на  березе – залечите её. Развесьте зимой кормушки для птиц, подумайте о подкормке животных.

12. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте их.

13. Какие типы людей описываются в тексте?

14. В чём автор видит проявление подлинной культуры?

15. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите примеры потребительского и культурного отношения к природе.



2 вариант.

1. Как называется твёрдая оболочка Земли:

1) литосферы 2) ноосфера 3) биосфера 4) атмосфера

2. Городской воздух, загрязнённый промышленными отходами – это:

1) дым 2) смог 3) туман 4) ресурс

3. Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле регулируются:

1) законом РФ «Об охране окружающей среды»

2) документами фонда Дикой природы

3) декларациями экологических обществ

4) постановлениями прокуратуры

4. К исчерпаемым природным ресурсам относят:

1) воду 2) воздух 3) газ 4) солнечную радиацию

5. Верны ли следующие суждения о взаимодействии человека и природы?

А. Влияние человека на природу может быть только положительным.

Б. Важнейшая обязанность гражданина – сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны

6. Природные запасы, которые используются человеком:

1) хозяйство 2) природа 3) ресурсы 4) продукты

7. Определённая деятельность людей, нацеленная на сохранение, разумное использование, воспроизводство природных ресурсов.

1) скотоводство 2) земледелие 3) собирательство 4) охрана природы

8. Верны ли следующие суждения о взаимодействии человека и природы?

А. Охота и собирательство – первые занятия древнего человека – были экологически вредными.

Б. Учёные выделяют две причины загрязнения атмосферы: естественное природное загрязнение и загрязнение созданное деятельностью самого человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны

9. Профессор Петербургского университета, естествоиспытатель, занимался проблемой ухудшения российских чернозёмов:

1) Н.А. Некрасов 2) А. Швейцер 3) В.И. Докучаев 4) В.И. Вернадский

10. Заповедники, в которых ведутся научные исследования по единой международной программе:

1) территориальный заповедник 2) национальный заповедник

3) биосферный заповедник 4) естественный заповедник

11. В перечне загрязнений выберите те, которые появились в результате природных явлений и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) облако вулканического пепла

2) свалка промышленных отходов

3) смог в центре населённого пункта

4) упавший на землю фрагмент метеорита

5) нефтяное пятно в Средиземном море

Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Природа обычно рассматривается как объект хозяйственной деятельности человека, но в действительности она в значительной степени формирует и духовную сферу человека. Человек, как биологический объект, не может существовать вне природы.

Отношения природы и человека – это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях.

Обе культуры – плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с ее много-миллионнолетним существованием – сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но все, же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие. Казалось бы, оно должно было оставлять обе части равными, проходить где-то посередине. Но нет, равновесие всюду свое и всюду на какой-то своей, особой основе, со своею осью. На севере в России было больше «природы», а чем дальше на юг и ближе к степи, тем больше «человека».

12. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

13. Найдите в тексте и выпишите черты сходства мира природы и мира человека.

14. Приведите три примера влияния природы на образ жизни и культуру человека.

15. Объясните, почему человеческая природа не может существовать в отрыве от природы.



20 – 18 баллов – «5»

17 – 13 баллов - «4»

12 – 8 баллов – «3»

менее 8 баллов – «2»







8 класс

Кодификатор контрольных работ по обществознанию в 8 классе


1. Назначение работы – определение уровня подготовки обучающихся 8 классов по обществознанию.

2. Содержание работы определяется на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Обществознание (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

2. Кодификатор элементов содержания и требований (умений), составленный на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной и средней школы.

3. Характеристика структуры и содержания работы

Работа по обществознанию состоит из 3-х частей:

часть 1 (А1– А10) содержит задания с выбором ответа базового уровня сложности;

часть 2 (В1–4) содержит задания с кратким ответом повышенного уровня сложности.

часть3 (С1-С4) содержит задания по предложенному тексту.

Таблица 1. Распределение заданий по частям работы


Части работы

Число заданий

Максимальный балл

Тип заданий

1

Часть 1

10

10

Задания с выбором ответа базового уровня сложности

2

Часть 2

4

7

Задания с кратким ответом повышенного уровня сложности

3

Часть 3

4

8

Задания по предложенному тексту

Итого 18 25

4. Время выполнения работы – 45 минут (без учёта времени, отведенного на инструктаж )

5. Дополнительные материалы и оборудование – нет

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания первой части работы, — 10 баллов.

За верное выполнение задания В1, В3, В4 2 части работы обучающийся получает 2 балла. . За неточный или неполный ответ выставляется 1 балл. За верное выполнение задания В2 2 части работы обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания второй части работы, — 7 баллов.

За верное выполнение каждого задания 3 части работы обучающийся получает 2 балла. За неточный или неполный ответ выставляется 1 балл За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания первой части работы, — 8 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы, — 25 балла















Входная контрольная работа.

Вариант 1

А1. Полная уголовная ответственность наступает:

а) с 14 лет б) с 15 лет в) с 16 лет г) с 18 лет

А2. К гражданским (личным) правам НЕ относится:

а) право на жизнь б) право избирать в) свобода слова г) неприкосновенность жилья

А3. Самый авторитетный член группы – это

а) выдающийся человек б) лидер в) президент

А4. Верны ли суждения об обществе?

А. общество-это все человечество в прошлом, настоящем и будущем.

Б. Общество-это совокупность людей, объединенных для совместного выполнения какой-либо деятельности.

1.верно А 2.верно Б 3.оба варианта верны 4. Оба суждения неверны

А5. С какого возраста можно устроиться летом на подработку без разрешения родителей?

а) с 14 б) с 16 в) с 17 г) с 18

А6. Что из перечисленного не является характерной чертой подросткового периода?

а) стремление к независимости б) полное послушание в) агрессивность

А7. Что в списке обязанностей вам кажется лишним?

а) защищать Отечество б) сохранять памятники истории и культуры в) участие в выборах г) соблюдать законы

В1. Установить соответствие (одно лишнее)

А.Политическая сфера

Б.Социальная сфера

В.Духовная сфера

Г.Экономическая сфера

1.посещение музея

2.выборы

3.кондитерская фабрика

4.посещение больницы

5.право на свободу

В2. Основной закон государства – это..

В3. Установите соответствие

А. Малая группа

Б. Большая группа

1.нация

2.школьный класс

3.семья

4.сословие




Вариант 2

А1.К духовной сфере общества НЕ относится:

а) искусство б)наука в) банк г) религия

А2. К какому виду межличностных отношений принадлежат отношения между продавцом и покупателем?

а) деловые б) личные

А3. Верны ли суждения об обществе?

А. общество-это все человечество в прошлом, настоящем и будущем.

Б. Общество-это совокупность людей, объединенных для совместного выполнения какой-либо деятельности.

1.верно А 2.верно Б 3.оба варианта верны

А4.Ложное сообщение о теракте относится к:

а) административной ответственности

б) уголовной ответственности

А5. С какого возраста и при каких условиях можно подрабатывать летом по закону РФ?

а) с 14 лет без разрешения родителей

б) с 14 лет с разрешения родителей

в) с 16 лет без разрешения родителей

А6. Что в списке обязанностей вам кажется лишним?

а) платить налоги б) сохранять природу

в) защищать государство г) совершать самосуд

А7. Особо опасный для окружающих поступок человека, наказание за который записано в Уголовном кодексе -

а) преступление б) наказание в) проступок

В1. Установить соответствие

А.Личность

Б.Индивид

В.индивидуальность

1.отдельновзятый представитель всего человеческого рода

2.неповторимое своеобразие человека

3.социально и духовно развитый человек

В2.Принадлежность человека к определённому государству – это..

В3. Установите соответствие:

А. Малая группа

Б. Большая группа

1.сословие крестьян

2.россияне

3.экипаж самолета

4.семья












Полугодовая контрольная работа

Вариант 1.

1. К биологическим потребностям человека относятся потребности в:

А) самореализации; Б) самосохранении; В) самопознании; Г) самообразовании

2. Личность — это:

а) любой представитель человеческого рода;   б) результат социального становления человека; в) совокупность социальных и биологических характеристик человека;г) любой талантливый человек

3. Существуют различные понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику в значении «хозяйство»:

А) законы функционирования рынка информационных услуг; Б) увеличение производства мыла; В) расчет изменения спроса на моющие средства; Г) прогноз развития добывающей промышленности

4. К экономической сфере относится:

1) потребление материальных благ;2) создание политических партий; 3) получение образования;  4) организация местного самоуправления.

 5. Мастер К. по результатам работы за год получил от фирмы крупную денежную премию. Этот пример иллюстрирует отношения в сфере:

1) производства; 2) обмена; 3) распределения   4) потребления.

6. Место, где покупатели и продавцы обмениваются товарами и услугами, в экономике называется …:

1) базар; 2) рынок;    3) ярмарка;  4) магазин

7. К основным факторам (ресурсам) производства относится: А) капитал; Б) торговля; В) цена; Г) спрос

8. Допишите в схеме «Структура экономики» недостающие звенья:

Экономика

?

?

Потребление

Обмен







9. Установите соответствие ситуацией на рынке и ее последствием.

               

СИТУАЦИЯ                                                    ПОСЛЕДСТВИЯ

       А) Спрос растет, а предложение падает        1) Цены остаются неизменными

       Б) Спрос падает, а предложение растет         2) Цены падают

       В) Спрос и предложение остаются                 3) Цены возрастают

            неизменным  


10. Верны ли следующие суждения об инфляции?

А) Инфляция представляет собой не обоснованный повышением качества, рост цен на товары и услуги

Б) Инфляция связана с наличием в стране избыточного объема денежной массы – «лишних» денег, не обеспеченных товарами и услугами.

Варианты ответа:

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны



Вариант 2.

1. К социальным потребностям относится потребность человека в:

А) общении; Б) отдыхе; В) питании; Г) красоте

2. В отличие от индивида личность:

а) способна к рациональному мышлению;  б) обладает чувственным познанием; в) способна нести ответственность за свои поступки;   г) может изменять окружающий мир

3.Существуют различные значения понятия «экономика». Что относится к экономике как «науке»:

А) производство косметических средств; Б) прогнозирование изменений спроса на энергоносители; В) продажа объектов недвижимости; Г) постепенное обесценивание денег

4.«Рационально вести хозяйство» означает …:

1) правильно расходовать ресурсы и получать наибольшую прибыль; 2) экономить средства; 3) копить материальные средства.

5. Гражданин Ф., покупая в магазине комплект мебели, расплатились кредитной картой. В данном случае деньги выступают как:

1) мера стоимости;   2) мировые деньги;    3) средство накопления;   4) средство обращения.

6. Рынок регулирует отношения в сфере: 1) производства;   2) потребления;   3) распределения;    4) обмена

7.   От чего зависит спрос и предложение: а) от товара; б) от цены; в) от покупателя; г) от продавца

8. Допишите в схеме недостающие звенья:


Ресурсы экономики

?

земля капитал ? информация


9. Установите соответствие


ФУНКЦИИ ДЕНЕГ

ПРИМЕРЫ

А) Мера стоимости

1. В магазине продаются те­левизоры на любой вкус: ма­ленькие за 6 тыс. рублей и большие плазменные за 25 тыс. руб.

Б) Средство обращения

2. Гражданка М. купила на рынке все необходимые продукты для приготовления своего фирменного плова, заплатив за них 300 рублей.

В) Средство платежа.

3. Семье Петровых за пять лет удалось скопить необходимую сумму и купить дачу недалеко от города

Г) Средство накопления.

4. Фирма купила у гражда­нина Г. машину, переведя на его счет в банке необходи­мую сумму денег.


10. Верны ли следующие суждения о цене?

А. Цена зависит от спроса, но не зависит от предложения.

Б. На более редкие товары устанавливаются более высокие цены.

1. Верно А

2.Верно Б

3.Оба суждения верны

4. Оба суждения неверны





Итоговая контрольная работа

Вариант 1.

1.Выберите признаки традиционного общества: Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) равенства людей перед законом

2) господство натурального хозяйства

3) наука - ядро культуры

4) низкая эффективность производства

5) деление людей на замкнутые группы

6) промышленность - ведущая отрасль экономики

2.Что можно отнести к материальной культуре? Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) учебник обществознания для 8 класса

2) Зимний дворец в Санкт-Петербурге

3) Интернет

4) выведенные в результате селекции новые сорта растений

5) законы генетики

6) джазовая музыка

3.Сопоставьте термины и определения. Имейте в виду, что среди определений одно - лишнее. Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

А. представления о должном отношении человека к обществу, другим людям, себе

Б. то, что полезно людям

В. совокупность людских нравов, практическое поведение людей

Г. система норм и правил поведения, принятых в обществе и основанных на представлении о добре и долге

Д. значимость, которую предмет или явление имеет для человека

1.мораль

2.нравственность

3. моральные нормы

4. ценность

4. Вставьте пропущенное слово.

В системе образования Российской Федерации выделяют три основные части: основное, _________________ и дополнительное.

5.Какое определение не соответствует термину "экономика"?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) сфера общественной жизни, которая связана с производством, обменом и потреблением благ, необходимых человеку и обществу

2) бережливость в расходовании чего-либо

3) наука, изучающая способы эффективного использования ограниченных ресурсов для максимального удовлетворения потребностей

4) народное хозяйство страны, региона

6. Запишите понятие, соответствующее определению.

--------------------------- - это ситуация, когда при имеющихся ресурсах производится максимально возможное количество какого-либо товара в том числе за счёт сокращения производства других необходимых продуктов.

7. Соотнесите правоотношения собственности и их характеристики.

А. право и возможность собственника поступать со своими вещами любым желаемым способом

Б. возможность применять вещь по её назначению, присваивать её полезные свойства

В. использование или распоряжение имуществом в соответствии с законом

Г. фактическое обладание вещью, возможность воздействовать на неё

1. ответственность

2. владение

3. пользование

4. распоряжение

8.Степень изменения величины спроса на товар в зависимости от изменения цены на него называется:

1) инфляцией

2) эластичностью спроса

3) законом спроса

4) законом предложения

9. Положительные экономические и социальные последствия конкуренции:

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) усиливает социально-экономическую напряжённость в обществе

2) приводит к разорению многих производителей

3) заставляет производителей улучшать качество товаров и услуг

4) способствует улучшению организации производства

5) ведёт к снижению цен

10. Установлено, что жители города N используют сливки как обязательное дополнение к кофе, а чай является для них заменителем кофе. Если цены на кофе возрастут, то можно ожидать, что:

1) возрастут цены на сливки и чай

2) цена чая возрастёт, а цена сливок упадёт

3) цена сливок возрастёт, а цена чая упадёт

4) упадут цены на сливки и чай

11. Главным признаком рыночной экономики является (один вариант ответа)

1) отсутствие дефицита товаров

2) наличие инфляции

3) экономическая свобода производителя

4) высокое качество продукции

12. Какой термин соответствует определению? Процесс создания жизненных благ для удовлетворения потребностей людей – это--------------------------------------

13. Какие признаки характерны для товарного хозяйства? несколько вариантов ответа

1) продукты изготавливаются для удовлетворения собственных потребностей

2) количество и набор производимых продуктов долгое время не меняется

3) специализация производителе на выработке одного или нескольких продуктов

4) характерно для современного общества

5) преобладает при низком уровне развития техники и технологии

6) продукты изготавливаются для обмена, продажи

14. Вставьте пропущенное слово Когда расходы бюджета превышают доходы, мы говорим о его _____________.

15. Какие методы государственного регулирования можно отнести к косвенным? Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) регулирование денежного обращения в стране

2) выдача предпринимателем лицензий на право заниматься той или иной деятельностью

3) размещение государственного заказа на предприятии

4) финансирование подготовки квалифицированных работников

5) введение новой системы подоходного налогообложения

16. Какие налоги можно отнести к прямым? Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) налог на прибыль

2) налог на доходы граждан

3) налог на недвижимость

4) таможенная пошлина

5) акцизный налог

6) налог на добавленную стоимость

17. Что из перечисленного можно отнести к первичным доходам? Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) стипендия

2) зарплата

3) страховые выплаты

4) пенсия

18. Разделение общества на бедных и богатых - имущественное_______________.

19. Вставьте пропущенное слово. Количество товаров и услуг, которое может приобрести семья на полученную зарплату - это ___________ доход.

20. Что из перечисленного можно отнести к производственному потреблению? Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) пшеница твёрдых сортов, выращенная агропредприятием

2) макароны

3) шерстяная ткань, купленная швейным ателье

4) ткацкий станок, купленный текстильной фабрикой

5) мука из пшеницы твёрдых сортов

6) костюм из шерстяной ткани

21. Средний уровень цен в стране вырос в 3 раза. Сосчитайте, каковы темпы инфляции в этой стране..

22. Верно ли следующее суждение?

Если номинальные доходы населения выросли, то и реальные доходы увеличились. Выберите один из 2 вариантов ответа:

1) Да 2) Нет

23. Соотнесите принципы кредитования и их характеристики.

А. требование залога или поручительства со стороны других лиц

Б. определение даты возврата кредита

В. определение процентной ставки по кредиту

Г. банковский кредит не является субсидией

1. возвратность

2. срочность

3. платность

4.гарантированность

24. Какую функцию банка выполняет только Центральный банк страны? Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) кредитование предприятий и граждан

2) эмиссия денег

3) обмен валют разных стран друг на друга

4) хранение ценностей

25. Наталье, Елене, Николаю и Ивану по 23 года. Наталья активно искала работу весь прошлый год, но не смогла её найти, отчаялась и прекратила поиски. Елена воспитывает ребёнка, является домохозяйкой. Николай не работает и состоит на учёте в Службе занятости. Иван учится на дневном отделении университета.

Кто из четверых считается безработным?

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Наталья, Николай и Иван

2) только Наталья 3) Наталья и Николай

4) все четверо 5) только Николай

26. Вставьте пропущенное слова (слова), соблюдая грамматические нормы.

Мужчин в возрасте от 16 до 59 лет и женщин от 16 до 54 лет в России относят к __________________ населению.



Итоговая контрольная работа по обществознанию

Вариант 2.

1.Выберите черты, характеризующие постиндустриальное общество: Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) распространение ресурсосберегающих технологий

2) переход от ручного труда к машинному

3) возрастание роли информации

4) развитие экономики услуг

5) превращение промышленности в главную отрасль экономики

6) развитие сельского хозяйства как основной отрасли экономики

2.Что можно отнести к духовной культуре? Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) идеи марксизма

2) конвейер на автомобильном заводе

3) празднование Нового года

4) кинофильм "Звёздные войны"

5) компьютер

6) храм Христа Спасителя

3.Сопоставьте термины и определения. Имейте в виду, что среди определений одно - лишнее. Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

А. способность критически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм

Б. возможность и способность делать сознательный выбор и нести ответственность за последствия своих поступков

В. состояние человека, связанное с чувством глубокой моральной удовлетворённости, полноты бытия

Г. то, что полезно людям

Д. внутренняя глубокая убеждённость в необходимости выполнения своих обязанностей, того или иного поведения

1.долг

2.счастье

3. добро

4.ответственность

5.совесть

4. Сколько классов необходимо закончить для получения общего основного образования?

5. Что из перечисленного не относится к факторам производства?Выберите один вариант ответа:

1) труд

2) предпринимательство

3) рабочая сила

4) земля

5) капитал

6) информация

6. Запишите понятие, соответствующее определению.

----------------- ----------------- - действующая в стране совокупность принципов, правил, норм, которые определяют экономические отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления продукции.

7. Соотнесите правоотношения собственности и их характеристики.

А. фактическое обладание вещью, возможность воздействовать на неё

Б. право и возможность собственника поступать со своими вещами любым желаемым способом

В. возможность применять вещь по её назначению, присваивать её полезные свойства

Г. использование или распоряжение имуществом в соответствии с законом

1. ответственность

2. владение

3. пользование

4. распоряжение

8.Признаком рынка не является:Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) нерегулируемый спрос

2) свободное ценообразование

3) нерегулируемое предложение

4) регулируемая цена

9. Укажите последовательность действия рыночного механизма Укажите порядок следования всех 5 вариантов ответа, поменяв их местами:

уменьшение выручки у продавца

снижение цены

увеличение предложения

избыток продукции

большой урожай картофеля

10. Цена товара возрастёт, если спрос: Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) уменьшится, а предложение возрастёт

2) останется неизменным, а предложение сократится

3) останется неизменным, и предложение останется неизменным

4) уменьшится, а предложение останется неизменным

11. В рыночной экономике, в отличие от командной, производителя характеризует: Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) стремление повышать свою квалификацию

2) экономическая самостоятельность

3) соблюдение экономического законодательства

4) экономное ведение дела

12. Какой термин соответствует определению?

Количество товаров и услуг, произведённых на единицу израсходованных производственных ресурсов – это ------------------------------.

13. Восстановите последовательность исторического процесса разделения труда. Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа, поменяв их местами:

1.отделение ремесла от сельского хозяйства

2.выделение торговли и купечества

3.углубление специализации производства

4.разделение труда между земледельцами и скотоводами

14. Какие налоги можно отнести к косвенным? Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) налог на прибыль

2) налог на доходы граждан

3) налог на недвижимость

4) таможенная пошлина

5) акцизный налог

6) налог на добавленную стоимость

15. Какие методы государственного регулирования можно отнести к прямым? Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) создание государственных предприятий в ключевых отраслях экономики

2) определение минимальной оплаты труда

3) введение таможенных пошлин на некоторые виды импортируемых товаров

4) принятие законов, регулирующих хозяйственную деятельность

5) деятельность налоговой системы

6) финансирование научных исследований

16. Вставьте пропущенное слово, соблюдая грамматические нормы. Когда доходы бюджета превышают расходы, мы говорим о его _____________.

17. Семью относят к бедным, если: Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) она не имеет собственного жилья

2) в ней более трёх неработающих членов

3) 50% семейного бюджета расходуется на оплату продуктов питания

4) доходы на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума

18. В Российской Федерации ставка подоходного налога составляет ______ %.

19. Вставьте пропущенное слово.

Сумма денег, полученная за определённый промежуток времени - это _____________ доход.

20. Что из перечисленного можно отнести к личному потреблению? Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) пшеница твёрдых сортов, выращенная агропредприятием

2) макароны

3) шерстяная ткань, купленная швейным ателье

4) ткацкий станок, купленный текстильной фабрикой

5) мука из пшеницы твёрдых сортов

6) костюм из шерстяной ткани

21. Зарплата в стране выросла за год на 32%. Реальные доходы людей увеличились при этом на 10%. Подсчитайте, на сколько процентов выросли цены в стране за этот год?

22. Верно ли следующее суждение?

Увеличение денежных доходов граждан при сохранении прежнего уровня производства в стране.

Выберите один из 2 вариантов ответа:

1) Да 2) Нет

23. Соотнесите принципы кредитования и их характеристики.

А. банковский кредит не является субсидией

Б. определение даты возврата кредита

В. требование залога или поручительства со стороны других лиц

Г. определение процентной ставки по кредиту

1. возвратность

2. срочность

3. платность

4.гарантированность

24. Плата за пользование банковским кредитом непосредственно не зависит от: Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) нормы обязательного банковского резерва

2) величины взятой в кредит суммы

3) срока пользования кредитом

4) процента по кредиту, установленного договором

5) цели получения кредита

25. Сергей только что окончил среднюю школу. Он хотел бы устроиться на работу. Газеты пестрят объявлениями с предложениями о работе, но Сергею отказывают в приёме, так как у него нет какого-либо опыта работы и квалификации. О каком виде безработицы в данном случае идёт речь?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) фрикционной 2) циклической 3) структурной

4) Сергея нельзя считать безработным

26. Людей в возрасте от 15 до 72 лет, тех, кто имеет, желает и потенциально может иметь самостоятельный источник средств существования, в России относят к ________________________ населению.






.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!