Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лашманская основная общеобразовательная школа
имени академика В.А. Канайкина
Утверждено: директор Н.И. Седова Приказ № от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
6 класс
Количество часов: 34 часа
Учитель географии и обществознания
I квалификационной категории
Куликова Марина Юрьевна
Программа разработана на основе авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителя общеобразовательных организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.], - М.: Просвещение, 2014
2018 г.
Пояснительная записка
I. Нормативная база преподавания предмета:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2017-2018 учебный год;
Программа, на основе которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителя общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.], - М.: Просвещение, 2014, соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Обществознание». 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л. Ф. М.: Издательство «Просвещение», 2012.
II. Содержание учебного предмета.
Введение (1 час)
Тема 1. «Человек в социальном измерении» (12 часов)
Человек — личность. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она?
Человек познает мир. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.
Учимся узнавать и оценивать себя.
Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека — по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна...
Учимся правильно организовывать свои занятия.
На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких — залог успеха. Выбор жизненного пути.
Тема 2. Человек среди людей (10 часов)
Межличностные отношения. Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру, цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное решение конфликта. Как победить обиду и устранить конфликт.
Тема 3. Нравственные основы жизни (8 часов)
Человек славен добрыми делами. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро
Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет».
Учимся быть терпимыми.
Человек и человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам.
Обобщающее повторение (3 часа)
III. Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Человек в социальном измерении | 12 |
3 | Человек среди людей | 10 |
4 | Нравственные основы жизни | 8 |
5 | Обобщающее повторение | 3 |
| Итого | 34 |
IV. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями ФГОС изучение обществознания в 6 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов:
Планируемые результаты обучения
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую
(из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
подкрепление изученных положений конкретными примерами;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению к исторически сложившегося государственного единства, на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
V. Учебно–методический комплекс.
1. Учебник «Обществознание». 6 класс. Под редакцией Л.Н.Боголюбова. М.: Просвещение, 2012.
2. Методические рекомендации по курсу «Обществознание» 6 класс. Под редакцией Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2016.
3. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь по курсу «Обществознание». 6 класс. М.: Просвещение, 2011.
4. Авторская программа под редакцией Л.Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителя общеобразовательных организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.], - М.: Просвещение, 2014.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
___________________________
«____»____________20 года
Рязанская область Касимовский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лашманская основная общеобразовательная школа имени академика В.А. Канайкина
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по обществознанию
Класс: 6
Учитель: М.Ю. Куликова
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителя общеобразовательных организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.], - М.: Просвещение, 2014
№ урока | Дата | Тема раздела, урока | Примечание |
п/п | в теме | по плану | по факту |
Введение (1 ч) |
1 | 1 | .09 | | Введение. Как работать с учебником. | |
Тема 1: Человек в социальном измерении. (12 ч) | |
2 | 1 | .09 | | Человек – личность. | § 1 с. 8–14 |
3 | 2 | .09 | | Сильная личность – какая она? | § 1 с. 15–17 |
4 | 3 | .09 | | Человек познает мир. | § 2 с. 17–20 |
5 | 4 | .10 | | Познай самого себя. | § 2 с. 20–26 |
6 | 5 | .10 | | Человек и его деятельность. | § 3 с. 26–28 |
7 | 6 | .10 | | Основные формы деятельности человека. | § 3 с. 28–33 |
8 | 7 | .10 | | Потребности человека. | § 4 с. 33–36 |
9 | 8 | .11 | | Мир мыслей и чувств. | § 4 с. 36–40 |
10 | 9 | .11 | | На пути к жизненному успеху. | § 5 с. 40–42 |
11 | 10 | .11 | | Готовимся выбирать профессию. | § 5 с. 42–48 |
12 | 11 | .11 | | Практикум по теме «Человек в социальном измерении». | Стр. 48 |
13 | 12 | .12 | | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Человек в социальном измерении». | Повт. § 1–5 |
Тема 2: Человек среди людей. (10 ч) | |
14 | 1 | .12 | | Межличностные отношения. | § 6 с. 50–52 |
15 | 2 | .12 | | Виды межличностных отношений. | § 6 с. 52–58 |
16 | 3 | .12 | | Человек в группе. | § 7 с. 58–61 |
17 | 4 | .01 | | Что можно, чего нельзя и что за это бывает. | § 7 с. 61–66 |
18 | 5 | .01 | | Общение. | § 8 с. 67–71 |
19 | 6 | .01 | | Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. | § 8 с. 71–75 |
20 | 7 | .01 | | Конфликты в межличностных отношениях. | § 9 с. 76–83 |
21 | 8 | .02 | | Учимся вести себя в ситуации конфликта. | § 9 с. 83–84 |
22 | 9 | .02 | | Практикум по теме «Человек среди людей». | Стр. 84 |
23 | 10 | .02 | | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Человек среди людей». | Повт. § 6–9 |
Тема 3: Нравственные основы жизни. (8 ч) | |
24 | 1 | .02 | | Человек славен добрыми делами. | § 10 с. 86–88 |
25 | 2 | .03 | | Золотое правило нравственности. | § 10 с. 88–92 |
26 | 3 | .03 | | Будь смелым. | § 11 с. 92–98 |
27 | 4 | .03 | | Учимся побеждать страх. | § 11 с. 99 |
28 | 5 | .04 | | Человек и человечность. | § 12 с. 100–102 |
29 | 6 | .04 | | Прояви внимание к старикам. | § 12 с. 102–104 |
30 | 7 | .04 | | Практикум по теме «Нравственные основы жизни». | Стр. 104-105 |
31 | 8 | .04 | | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Нравственные основы жизни». | Повт. § 10–12 |
Обобщающее повторение (3 ч) | |
32 | 1 | .05 | | Обобщающее повторение по теме: «Человек в социальном измерении». | Повт. § 1–5 |
33 | 2 | .05 | | Обобщающее повторение по теме: «Человек среди людей». | Повт. § 6–9 |
34 | 3 | .05 | | Обобщающее повторение по теме: «Нравственные основы жизни». | |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания школьного
методического объединения
учителей гуманитарного цикла
от ___________ 20 года №
____________________
руководитель ШМО Т.С. Ткачёва
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ Т.Л. Алькина
__________________ 20 года
6