1. Пояснительная записка:
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010 с изменениями;
Рабочая программа разработана на основе примерной программы ООО по обществознанию (базовый уровень) - М. "Просвещение" 2019 г. с учетом авторской программы:
Программы общеобразовательных учреждений по обществознанию к предметной линии учебников (Л.Н. Боголюбова) М.: Просвещение, 2019
Рабочая программа по обществознанию ориентирована на предметную линию учебников Л.Н. Боголюбова, М.: Просвещение.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
6 класс
Ученик научится:
1) описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
2) сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
3) объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
4) приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
5) оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
6) решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
7) осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
8) самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.)
Ученик получит возможность научиться:
1) понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
2) определять сущность общества как формы совместной деятельности людей;
3) выделять характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
4) определять содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
7 класс
Ученик научится:
1)использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
2)выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов;
3)распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
4)характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
5)различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
6)выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
7)на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях;
8)раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
9)различать отдельные виды социальных норм;
10)критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
11)раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
12)характеризовать специфику норм права;
13)раскрывать сущность процесса социализации личности
Ученик получит возможность научится:
1)наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
2)выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
3)использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
4)оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
5)оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
6)оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
7)аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
8)использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
8 класс
Ученик научится:
1)демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
2) распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
3) характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим;
4) оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
5) различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
6) выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
7) характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
8) на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
9) раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
10) конкретизировать примерами опасность международного терроризма
11) характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
12) описывать явления духовной культуры;
13) объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
14) оценивать роль образования в современном обществе;
15) различать уровни общего образования в России;
16) находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
17) описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
18) объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
19) учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
20) раскрывать роль религии в современном обществе;
21) характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры;
22) описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
23) объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
24) характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
25) выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
26) приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
27) описывать основные социальные роли подростка;
28) конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
29) характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
30) объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
31) характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; 32) раскрывать основные роли членов семьи;
33) характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
34) выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов.
35) выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
36) объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
37) различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников;
38) раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
39) раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
40) характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
41) характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;
42) анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
43) объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
44) анализировать структуру бюджета государства;
45) называть и конкретизировать примерами виды налогов;
46) характеризовать функции денег и их роль в экономике;
47) раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
48) анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
49) анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
50) формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
51) использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
52) раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
53) характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
54) использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
55) обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Ученик получит возможность научиться:
1) наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
2) выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
3) осознанно содействовать защите природы;
4) описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; - характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
5) критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
6) раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;- выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
7) выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;
8) выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
9) формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
10) использовать элементы причинно- следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
11) находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа;
12) грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
13) сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
9 класс
Ученик научится:
1) объяснять роль политики в жизни общества;
2)различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
3)давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
4)различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
5)раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
6)называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
7)характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни;
8)характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
9)объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
10)раскрывать достижения российского народа;
11)объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
12)называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
13)осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
14) характеризовать конституционные обязанности гражданина;
15)характеризовать систему российского законодательства;
16) раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
17) характеризовать гражданские правоотношения;
18) раскрывать смысл права на труд;
19)объяснять роль трудового договора;
20)разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
21)характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
22)характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
23)конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
24)характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
25)раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
26)анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
27)исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
28)находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Ученик получит возможность научиться:
1)осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
2)соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы;
3)аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
4)использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ;
5)на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
6)оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
7)осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
3. Содержание учебного предмета
6 класс
Название раздела, темы | Количество часов на изучение раздела, темы | Основное содержание по разделам, темам с указанием названия контрольных (тестовых), практических, лабораторных работ |
Тема 1. «Загадка человека» | 13 | Принадлежность двум мирам. Человек - личность. Отрочество – особая пора. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Потребности и способности человека. Когда возможности ограничены. Мир увлечений Практикум. «Человек». Учимся быть интересной личностью. |
Тема 2. «Человек и его деятельность» | 10 | Деятельность человека. Труд – основа жизни. Учение – деятельность школьника. Познание человеком мира и себя. Практикум. Учимся узнавать и оценивать себя. |
Тема 3. «Человек среди людей» | 9 | Отношения с окружающими. Общение. Человек в группе. Отношения со сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях. Семья и семейные отношения. Практикум. «Человек среди людей». |
Итого: | 32 часов | |
7 класс
Название раздела, темы | Количество часов на изучение раздела, темы | Основное содержание по разделам, темам с указанием названия контрольных (тестовых), практических, лабораторных работ |
Тема1. «Регулирование поведения людей в обществе» | 14 | Как устроена общественная жизнь. Что значит жить по правилам. Экономика и ее основные участники. Производственная деятельность человека. Обмен. Торговля. Реклама. Домашнее хозяйство. Бедность и богатство. Человек в обществе: труд и социальная лестница. Зачем людям государство. Почему важны законы. Культура и ее достижения. |
Тема 2. Человек в экономических отношениях» | 12 | Наша страна на карте мира. Государственные символы России. Конституция Российской Федерации. Гражданин России. Мы - многонациональный народ. Защита Отечества. |
Тема 3. «Человек и природа» | 7 | Что такое экологическая мораль. Охрана природы. Богатства природы. Природные ресурсы. Как человек воздействует на природу. |
Итого: | 33 часа | |
8 класс
Название раздела, темы | Количество часов на изучение раздела, темы | Основное содержание по разделам, темам с указанием названия контрольных (тестовых), практических, лабораторных работ |
Тема 1. «Личность и общество» | 7 | Что делает человека человеком? Человек, общество, природа. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Как стать личностью Практикум. «Как стать личностью». Кого считать личностью? |
Тема 2. «Сфера духовной культуры» | 6 | Сфера духовной жизни. Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор – это ответственность. Образование. Наука в современном обществе. Религия как одна из форм культуры. Практикум: «Учимся поступать морально». |
Тема 3. «Социальная сфера» | 5 | Социальная структура общества. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение Практикум. «Социальная сфера». Учимся жить в многонациональном обществе. |
Тема 4. «Экономика» | 14 | Экономика и ее роль в жизни общества. Главные вопросы экономики. Собственность. Рыночная экономика. Производство – основа экономики. Предпринимательская деятельность. Роль государства в экономике. Распределение доходов. Потребление. Инфляция и семейная экономика. Безработица и ее причины. Мировое хозяйство и международная торговля. Практикум. «Экономика». Учимся ориентироваться в основных экономических терминах и понятиях. |
Итого: | 32 часа | |
9 класс
Название раздела, темы | Количество часов на изучение раздела, темы | Основное содержание по разделам, темам с указанием названия контрольных (тестовых), практических, лабораторных работ |
Тема 1. Политика и власть | 10 | Государство. Политические режимы. Правовое государство. Гражданское общество и государство. Участие граждан в политической жизни. Политические партии и движения. Межгосударственные отношения. Практикум: «Учимся участвовать в жизни гражданского общества» |
Тема 2. «Гражданин и государство» | 10 | Основы конституционного строя РФ. Права и свободы человека и гражданина. Высшие органы государственной власти в РФ. Россия – федеративное государство. Судебная система РФ. Правоохранительные органы РФ. Практикум: «Роль права в жизни граждан». |
Тема 3. «Основы российского законодательства» | 12 | Роль права в жизни человека, общества и государства. Правоотношения и субъекты права. Правонарушения и юридическая ответственность. Гражданские правоотношения. Право на труд. Трудовые отношения. Семья под защитой закона. Административные правоотношения. Уголовно-правовые отношения. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Практикум. «Учимся устраиваться на работу». |
Итого: | 32 часа | |
4. Календарно-тематическое планирование
6 класс
Номера уроков | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме. | Домашнее задание | Дата проведения |
| факт | план |
Тема 1. Загадка человека - 13 часов, 1 час в неделю. |
1-2 | Вводный урок. Принадлежность двум мирам | 2 | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность», «личность», «социальные параметры личности». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности . | | 8.09 15.09 | |
3-4 | Человек - личность | 2 | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность», «личность», «социальные параметры личности». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности . | | 22.09 29.09 | |
5 | Отрочество – особая пора жизни. | 1 | Описывать основные черты отрочества как особого возраста перехода от детства к взрослости. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости. | | 6.10 | |
6 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | | 13.10 | |
7-8 | Потребности и способности человека | 2 | Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств | | 20.10 27.10 | |
9. | Когда возможности ограничены | 1 | Показывать на примерах влияние взаимопомощи в жизни. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни, несмотря на ограниченные возможности, умение взаимодействовать с людьми с разными возможностями. Примечание: тема уплотнена (с 2-х часов до 1 часа), т.к. изменён срок каникулярных дней в связи с ограничением в эпидемиологической ситуации COVID-19. Приказ ОУ №125 от 25.10.2021г. | | 17.11 | |
10-11 | Мир увлечений | 2 | Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни, несмотря на ограниченные возможности, умение взаимодействовать с людьми с разными возможностями. | | 24.11 1.12 | |
12. | Учимся быть интересной личностью. | 1 | Систематизировать знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности. Создать условия для отработки умений характеризовать сущность понятий «личность», «индивидуальность», «деятельность»; иллюстрировать конкретными примерами разнообразие видов деятельности человека, его потребности, внутренний мир и понимание жизненного успеха. Способствовать осознанию практической значимости изученного материала и возможности опоры на полученные знания и умения в собственной деятельности | | 8.12 | |
13 | Контрольная работа за 2 четверть | 1 | | | 15.12 | |
Тема 2. Человек и его деятельность - 10 часов, 1 час в неделю. |
14-15 | Деятельность человека | 2 | Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности | | 22.12 12.01. 2022г. | |
16-17 | Труд – основа жизни | 2 | Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. | | 19.01 26.01 | |
18-19 | Учение – деятельность школьника | 2 | Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. | | 2.02 | |
20-21 | Познание человеком мира и себя | 2 | Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами. Приводить примеры проявления различных способностей людей | | 9.02 16.02 | |
22 | Контрольная работа за 3 четверть | 1 | | | 2.03 | |
23. | Практикум. Учимся узнавать и оценивать себя | 1 | Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике. | | 9.03 16.03 | |
| Тема 3. Человек среди людей. (9ч), 1 час в неделю. | | | |
| Отношения с окружающими | | Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание | | | |
24-25. | 2 | | 30.03 6.04 | |
26-27. | Общение | 2 | Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться | | 13.04 20.04 | |
28. | Человек в группе. Отношения со сверстниками | 1 | Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлений лидерства | | 27.04 | |
29. | Контрольная работа за 4 четверть | | | | 4.05 | |
30. | Конфликты в межличностных отношениях | 1 | Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации | | 11.05 | |
| | | |
31 | Итоговая контрольная работа за год | 1 | | | 18.05 | |
32. | Семья и семейные отношения. | | Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи. | | 25.05 | |
ИТОГО: 32 часа |
Календарно-тематическое планирование.
7 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме. | Домашнее задание | Дата |
План | Факт |
1 | Введение | 1 | Урок изучения нового материала | Стр. 4-7 | 3.09 | |
Глава I. Регулирование поведения людей в обществе (13ч) 1 час в неделю |
2-3 | Что значит жить по правилам | 2 | Урок изучения нового материала | §1 | 10.09 17.09 | |
4-5 | Права и обязанности граждан | 2 | Комбинированный | §2 | 24.09 1.10 | |
6 | Почему важно соблюдать законы | 1 | Урок практикум | §3 | 8.10 | |
7 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | | | 15.10 | |
8 | Защита Отечества | 1 | Комбинированный | §4 | 22.10 | |
9 | Для чего нужна дисциплина | 1 | Комбинированный Примечание: тема уплотнена (с 2-х часов до 1 часа), т.к. изменён срок каникулярных дней в связи с ограничением в эпидемиологической ситуации COVID-19. Приказ ОУ №125 от 25.10.2021г. | §5 | 12.11 | |
10-11 | Виновен - отвечай | 2 | Комбинированный | §6 | 19.11 26.11 | |
12-13 | Кто стоит на страже закона | 2 | Проблемный урок | §1-7 | 3.12 10.12 | |
14 | Контрольная работа за 2 четверть | 1 | Урок контроля знаний | § | 17.12 | |
Глава II. Человек в экономических отношениях (13ч) 1 час в неделю |
15-16 | Экономика и её основные участники | 2 | Комбинированный | §8 | 24.12 | |
17 | Мастерство работника | 1 | Урок-практикум | §9 | 14.01. 2022г. | |
18-19 | Производство – затраты, выручка, прибыль | 2 | Комбинированный | §10 | 21.01 28.01 | |
20-21 | Виды и форме бизнеса | 2 | Проблемный урок | §11 | 4.02 11.02 | |
22-23 | Обмен, торговля, реклама | 2 | Комбинированный | §12 | 18.02 25.02 | |
24 | Контрольная работа за 3 четверть | 1 | Контроль знаний | | 4.03 | |
25 | Деньги и их функции | 1 | Урок-практикум | §13 | 11.03 | |
26 | Экономика семьи | 2 | Комбинированный | §14 | 1.04 8.04 | |
Глава III. Человек и природа (7 часов) |
27 | Воздействие человека на природу | 1 | Урок изучения нового материала | §15 | 15.04 | |
28 | Охранять природу – значит охранять жизнь. | 1 | Комбинированный | §16 | 22.04 | |
29 | Контрольная работа за 4 четверть | 1 | Комбинированный | §17 | 29.04 | |
30 | Обобщающий урок по теме «Человек и природа» | 1 | Комбиированный | §1-17 | 6.05 | |
31 | Годовая контрольная работа по курсу «Обществознание» 6 класс | 1 | Урок контроля знаний | | 13.05 | |
32-33 | Закон на страже природы | 2 | | | 20.05 27.05 | |
ИТОГО: 33 часа |
Календарно-тематическое планирование.
8 класс
Номера уроков | Наименование разделов и тем. | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме. | Домашнее задание | Дата проведения | |
факт | план | |
1. | Вводный урок. | Познакомиться с содержанием курса, требованиям к результатам обучения. Характеризовать систему организации работы на уроках и при подготовке домашнего задания. | | 6.09 | | |
Тема 1. «Личность и общество» (6ч), 1 час в неделю. | | | | |
2. | Что делает человека человеком? | Актуализировать значение понятий личность, индивид, индивидуальность, деятельность. Развивать умение сравнивать понятия, работать с таблицами и схемами. | | 13.09 | | |
3. | Человек, общество, природа. | Актуализировать значение понятий природа, экология. Умение составлять план, работать с причинно-следственными связями между явлениями, высказывать и доказывать свою точку зрения | | 20.09 | | |
4. | Общество как форма жизнедеятельности людей. | Сформировать представление о возникновении и стадиях развития общества, сущности и формах социальных норм. Умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, работать со схемами. | | 27.09 | | |
5. | Развитие общества. | Сформировать представление о понятиях: эволюция, революция, реформа, о глобальных проблемах человечества. Умение анализировать информацию, высказывать свою точку зрения, аргументировать свое мнение, устанавливать причинно-следственные связи, работать с планом | | 4.10 | | |
6. | Как стать личностью | Сформировать представление о понятии личность. Умение анализировать информацию, высказывать свою точку зрения, аргументировать свое мнение, устанавливать причинно-следственные связи, работать с планом | | 11.10 | | |
7. | Контрольная работа за 1 четверть | Обобщить знания по теме, повторить основные понятия и термины, высказывать свою точку зрения, работать в группах | | 18.10 | | |
Тема 2. «Сфера духовной культуры» (6 ч), 1 час в неделю. | | | | |
8. | Сфера духовной жизни | Актуализировать значение понятий мораль, нравственность, справедливость, гуманизм. Умение высказывать и подтверждать примерами свою точку зрения, выделять главное, умение понять точку зрения другого человека, работать в парах | | 25.10 | | |
9. | Мораль. Моральный выбор – это ответственность. Долг и совесть. | Актуализировать значение понятий мораль, нравственность, справедливость, гуманизм. Умение высказывать и подтверждать примерами свою точку зрения, выделять главное, умение понять точку зрения другого человека, работать в парах. Примечание: тема объединена, т.к. изменён срок каникулярных дней в связи с ограничением в эпидемиологической ситуации COVID-19. Приказ ОУ №125 от 25.10.2021г. | | 15.11 | | |
10. | Образование. | Актуализировать значение понятий познание, образование, представление о ступенях образования. Сформировать представление о современных тенденциях в развитии образования. | | 22.11 | | |
11. | Наука в современном обществе. | Актуализировать значение понятий религия, свобода совести, свобода вероисповедания, секта. Сформировать представление о роли религии, взаимосвязи религии и государства. Умение выделять главное, работать с планом, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи, различать факты и мнения. | | 29.11 | | |
12. | Религия как одна из форм культуры. | Умение обобщать, сравнивать, анализировать, выделять главное, работать с понятиями, таблицами и схемами, различать мнения и факты, анализировать статистические данные | | 6.12 | | |
13. | Контрольная работа за 2 четверть | Контроль полученных знаний | | 13.12 | | |
Тема 3. «Социальная сфера» (5 ч), 1 час в неделю. | | | | |
14. | Социальная структура общества. | Актуализировать значение понятий социальная сфера общества, социальная структура, социальная группа познакомить с понятиями иерархия, социальная мобильность, социальный статус. Умение составлять план, работать с таблицами и схемами, выделять главное, выделять причинно-следственные связи. | | 20.12 | | |
15. | Социальные статусы и роли. | | | 27.12 | | |
16. | Нации и межнациональные отношения. | | | 10.01. 2022г. | | |
17. | Отклоняющееся поведение | Сформировать представление о понятиях отклоняющееся, девиантное поведение, видах отклоняющегося поведения. Умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, выслушать и уважительно относится к мнению другого человека, осуществлять рефлексию своей деятельности | | 17.01 | | |
18. | Практикум. «Социальная сфера». Учимся жить в многонациональном обществе | | | 24.01 | | |
Тема 4. «Экономика» (14 ч), 1 час в неделю | | | | |
19. | Экономика и ее роль в жизни общества. | Актуализировать значение понятий экономика, потребности, ресурсы, сформировать представление о понятии и видах экономических благ. Умение выявлять причинно-следственные связи, выделять главное, анализировать текст, составлять план, высказывать и аргументировать свое мнение | | 31.01 | | |
20. | Контрольная работа за 3 четверть | Контроль полученных знаний. Индивидуальная работа. | | 5.02 | | |
21. | Главные вопросы экономики. | Актуализировать значение понятий экономика, потребности, ресурсы, сформировать представление о понятии и видах экономических благ. Умение выявлять причинно-следственные связи, выделять главное, анализировать текст, составлять план, высказывать и аргументировать свое мнение | | 14.02 | | |
22. | Собственность. | Сформировать представление о понятии и видах собственности, субъектах собственности, формах собственности и государственном регулировании права собственности; умение выделять главное, составлять план, работать с таблицами и схемами, анализировать текст, выявлять причинно-следственные связи | | 21.02 | | |
23. | Рыночная экономика. | Актуализировать знания о видах экономических систем, сформировать представление о рыночной экономике, ее признаках, особенностях и характерных чертах, спросе и предложении, рыночном регулировании экономических отношений. | | 28.02 | К.Р | |
24. | Производство – основа экономики. | Актуализировать знание понятий производство, факторы производства. Умение анализировать, выделять главное, работать с планом, выявлять причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы на основе статистических данных | | 14.03 | | |
25. | Предпринимательская деятельность. | Актуализировать знание понятий производство, факторы производства. Умение анализировать, выделять главное, работать с планом, выявлять причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы на основе статистических данных | | 28.03 | | |
26. | Роль государства в экономике. | Сформировать представление о понятиях налоги, государственный бюджет, видах налогов, влиянии государства на экономику, о способах вмешательства государства в экономику. Умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, различать факты и мнение, анализировать информацию | | 4.04 | | |
27. | Распределение доходов. Потребление. | Сформировать представление о понятиях налоги, государственный бюджет, видах налогов, влиянии государства на экономику, о способах вмешательства государства в экономику. Умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, различать факты и мнение, анализировать информацию | | 11.04 | | |
28. | Контрольная работа за 4 четверть | Контроль полученных знаний. Индивидуальная работа. | | 18.04 | | |
29. | Инфляция и семейная экономика. | Сформировать представление о номинальных и реальных доходах, формах сбережения граждан, видах банковских услуг, предоставляемых гражданам, инфляции. Умение анализировать и сравнивать информацию, проверять достоверность информации, высказывать и аргументировать свое мнение | | 25.04 | | |
30. | Итоговая контрольная работа за год по теме “Духовная, социальная и экономическая сферы общества” | Контроль полученных знаний за учебный год. Индивидуальная работа. | | 16.05 | | |
31. | Безработица и ее причины. | Сформировать представление о понятиях безработица и занятость, о причинах и видах безработицы, ее экономических и социальных последствиях, о государственном регулировании уровня безработицы. Умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, анализировать информацию, проверять достоверность информации, анализировать статистические данные | | 23.05 | | |
32. | Мировое хозяйство и международная торговля. | Сформировать представление о понятиях мировое хозяйство, внешняя торговля, о стратегиях внешнеторговой политики государств. Умение анализировать, сравнивать, высказывать и аргументировать свою точку зрения | | 30.05 | | |
ИТОГО: 32 часа | |
Календарно-тематическое планирование.
9 класс
Номера уроков | Наименование разделов и тем. | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме. | Домашнее задание | Дата проведения |
факт | план |
1. | Вводный урок. | Познакомиться с содержанием курса, требованиям к результатам обучения. Характеризовать систему организации работы на уроках и при подготовке домашнего задания. | | 3.09 | |
Тема 1. «Личность и общество» (10 ч), 1 час в неделю. | | | |
2. | Политика и власть | Знать, что такое политика, какую роль играет политика в жизни общества. Уметь называть главные особенности политической власти; осуществлять поиск социальной информации в различных источниках | | 10.09 | |
3. | Государство | Знать признаки и формы государства. Уметь называть различные точки зрения причин появления государства; сравнивать конституцию и абсолютную монархию | | 17.09 | |
4. | Политические режимы | Знать, что означает понятие «политический режим», основные виды политических режимов. Уметь сравнивать тоталитарный и авторитарный режимы; характеризовать развитие демократии в современном обществе | | 24.09 | |
5. | Правовое государство | Знать принципы правового государства. Уметь характеризовать ветви власти; объяснять смысл понятия «право выше власти»; осуществлять поиск социальной информации; работать со схемой | | 1.10 | |
6. | Гражданское общество и государство | Знать основные признаки гражданского общества. Уметь объяснять различия между государственным управлением и местным самоуправлением; работать с документом по заданному алгоритму | | 8.10 | |
7. | Контрольная работа за 1 четверть | Обобщить знания по теме, повторить основные понятия и термины, высказывать свою точку зрения, работать в группах | | 15.10 | |
8. | Участие граждан в политической жизни | Знать, при каких условиях человек может сознательно участвовать в политической жизни. Уметь оценивать значение принципов конституционного строя; формулировать на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы; применять правовые и социально-экономические знания в процессе решения познавательных и практических задач | | 22.10 | |
9. | Политические партии и движения. Межгосударственные отношения | Знать, что такое политические партии и общественные движения. Уметь анализировать текст, объяснять смыл понятий; объяснять, почему в обществе возникают общественно-политические движения; анализировать роль политических партий и общественных движений в современном мире. Примечание: темы объединены, т.к. изменён срок каникулярных дней в связи с ограничением в эпидемиологической ситуации COVID-19. Приказ ОУ №125 от 25.10.2021г. | | 12.11 | |
10. | Обобщающий урок по теме «Политика» | Знать основные положения главы «Политика». Умение работать с текстом, выделять основную мысль текста, составлять план, высказывать и аргументировать свою точку зрения, развивать уважительное отношение к мнению других. Осуществлять рефлексию своей деятельности | | 19.11 | |
Тема 2. «Гражданин и государство» (9 ч), 1 час в неделю. | | | |
11. | Основы конституционного строя РФ | Знать, почему конституция является законом высшей юридической силы; принципы правового государства. Уметь характеризовать исторические этапы развития конституции в России; анализировать основные принципы правового государства; на основе ранее изученного материала решать проблемные задачи | | 26.11 | |
12. | Права и свободы человека и гражданина: знакомство с темой | Знать особенности юридических норм (прав человека). Уметь характеризовать значимость права; анализировать правовые и юридические документы; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; определять значимость защиты прав человека; работать с документом по заданному алгоритму | | 3.12 | |
13. | Права и свободы человека и гражданина: закрепление информации | Знать особенности юридических норм (прав человека). Уметь характеризовать значимость права; анализировать правовые и юридические документы; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; определять значимость защиты прав человека; работать с документом по заданному алгоритму | | 10.12 | |
14. | Конрольная работа за 2 четверть | | | 17.12 | |
15. | Высшие органы государственной власти в РФ | Умение обобщать, сравнивать, анализировать, выделять главное, работать с понятиями, таблицами и схемами, различать мнения и факты, анализировать статистические данные | | 24.12 | |
16. | Россия – федеративное государство | Актуализировать значение понятий федерация, субъекты федерации. Умение составлять план, работать с таблицами и схемами, выделять главное, выделять причинно-следственные связи. | | 14.01. 2022г. | |
17. | Судебная система РФ | | | 21.01 | |
18. | Правоохранительные органы РФ | Знать, какие органы называются правоохранительными. Уметь определять принцип правосудия; анализировать действия правоохранитель- ных органов; решать проблемные задачи | | 28.01 | |
19. | Практикум по теме: «Роль права в жизни граждан» | Знать основное назначение права в обществе, что закон является нормативным актом высшей юридической силы. Уметь объяснять смысл основных понятий, выявлять существенные признаки понятия «право»; давать сравнительную характеристику позитивного и естественного права | | 4.02 | |
20. | Обобщение по теме: «Гражданин и государство» | Знать основные понятия главы «Право». Уметь анализировать, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; выполнять творческие задания | | 11.02 | |
Тема 3. «Основы российского законодательства» (13 ч), 1 час в неделю | | | |
21. | Роль права в жизни человека, общества и государства | Знать основное назначение права в обществе, что закон является нормативным актом высшей юридической силы. Уметь объяснять смысл основных понятий, выявлять существенные признаки понятия «право»; давать сравнительную характеристику позитивного и естественного права. Умение выявлять причинно-следственные связи, выделять главное, анализировать текст, составлять план, высказывать и аргументировать свое мнение | | 18.02 | |
22 | Правоотношения и субъекты права | Знать, что такое правоотношения, чем правоотношение отличается от других социальных отношений. | | 25.02 | |
23 | Контрольная работа за 3 четверть | Уметь характеризовать субъекты правоотношений; работать с правовыми документами по заданному алгоритму | | 4.03 | |
24. | Правонарушения и юридическая ответственность. | Знать признаки и виды правонарушений; виды юридической ответственности. Уметь решать практические задачи; определять виды юридической ответственности; работать с документами; на основе ранее изученного материала; решать проблемные задачи | | 11.03 | |
25. | Гражданские правоотношения | Знать суть гражданского права и особенности гражданских правоотношений. Уметь объяснять, в чем проявляется гражданская дееспособность несовершеннолетних; характеризовать виды гражданско-правовых договоров; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; приводить примеры поведенческих ситуаций | | 1.04 | |
26. | Право на труд. Трудовые отношения | Знать, какие права и обязанности включаются в трудовой договор, в чем значение дисциплины труда. Уметь анализировать документы, делать выводы; характеризовать трудовые правоотношения | | 8.04 | |
27. | Семья под защитой закона | Знать, каковы условия вступ- ления в брак и препятствия к его заключению, что такое брачный договор; что пони- мается под родительскими правами; какими правами и обязанностями обладает ребенок; в чем сущность, цели и принципы семейного права; в чем суть личных и имущественных правоот ношений супругов. Уметь анализировать права и обязанности супругов, родителей и детей, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять, нужна ли человеку семья; объяснять, почему семья является приоритетной формой воспитания детей; работать со схемой и правоведческими документами | | 15.04 | |
28. | Административные правоотношения | Знать, какую сферу общественных отношений регулирует административное право, в чем состоят важнейшие черты административных правоотношений. Уметь работать с документами; анализировать схему «Административное право»; делать выводы, высказывать собственные суждения | | 22.04 | |
29. | Уголовно-правовые отношения | Знать особенности уголовно-правовых отношений. Уметь определять, какие виды наказаний и ответственности несут несовершеннолетние правонарушители; работать с документами; анализировать схемы по теме правовых отношений | | 29.04 | |
30. | Правовое регулирование отношений в сфере образования | Знать, правомерно ли существование в России платных учебных заведений в наши дни; что дает образованность человеку для выполнения им его гражданских обязанностей. Уметь анализировать модернизацию современного образования; характеризовать основные принципы Конвенции о правах ребенка; работать с документами | | 6.05 | |
31 | Контрольная работа за 4 четверть | | | 13.04 | |
32. | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | Знать, что называют международным гуманитарным правом, кем и когда было принято МГП. Уметь называть особенности и значение международного гуманитарного права; работать с документами | | 20.04 | |
ИТОГО: 32 часа |