Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Асановская средняя общеобразовательная школа имени Т.К. Борисова»
Рассмотрена
Руководитель ШМО
_______/__________
Протокол №_____от
«__» __________20__г
Принята
на заседании
педагогического совета
протокол №____от
«__» __________20__г
«Утверждаю»
Директор МКОУ
«АСОШ
им. Т.К. Борисова»
_________Крылова Т. Ф.
Приказ №_________от
«__» __________20__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
10 класс
Составитель:
Моисеева Антонида
Николаевна,
Квалификационная категория:
I категория
2021-2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Обществознание» для 10 класса разработана на основе:
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.
Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень).
Авторской программы «Обществознание. Рабочая программа. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 10-11 классы»/ А. Ю. Лазебникова, Н. И. Городецкая, Е. Л. Рутковская . – М.: «Просвещение», 2019 г.
Основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ «АСОШ им. Т.К. Борисова»;
Учебного плана среднего общего образования МКОУ «АСОШ им. Т.К. Борисова» на 2021-2022 учебный год.
Программа ориентирована на использование следующего учебника:
«Обществознание. 10 класс». Л.Н.Боголюбов и др.; под редакцией Л.Н.Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой. – М.: «Просвещение», 2020 г.
Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 (ред. от 18.05.2020)
Цель рабочей программы: обеспечение преемственности по отношению к содержанию учебного предмета «Обществознание» на уровне основного и среднего общего образования путем углубленного изучения ранее изученных объектов, раскрытия ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне, введения нового содержания, расширения понятийного аппарата, что позволит овладеть относительно завершенной системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном мире.
Задачами реализации программы учебного предмета «Обществознания» на уровне среднего общего образования являются:
– формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
– формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
– овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
– овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
– формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
– формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
– овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Предмет «Обществознание» изучается в 10 классе в качестве обязательного предмета в общем объеме 68 часов (при 34 неделях учебного года)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
-метапредметными результатами являются:
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– Выделять черты социальной сущности человека;
– определять роль духовных ценностей в обществе;
– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
– различать виды искусства;
– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
– выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
– выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
– раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
– выявлять особенности научного познания;
– различать абсолютную и относительную истины;
– иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
– выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.
– Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
– приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
– формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
– Выделять критерии социальной стратификации;
– анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
– выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
– выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
– конкретизировать примерами виды социальных норм;
– характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
– различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
– определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
– различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
– выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
– характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
– характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
– характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
– высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
– формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
– осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
– оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.
– Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
– выделять основные элементы системы права;
– выстраивать иерархию нормативных актов;
– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
– различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
– раскрывать содержание гражданских правоотношений;
– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
– различать организационно-правовые формы предприятий;
– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
– оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
– характеризовать основные методы научного познания;
– выявлять особенности социального познания;
– различать типы мировоззрений;
– объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
– выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.
– Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
– выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
– систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
– Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;
– анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
– выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
– толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
– находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
– выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
– выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
– анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
– Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
– перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
– характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
– ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
– применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
– характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Базовый уровень
Человек. Человек в системе общественных отношений
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль. Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Социальные отношения
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Сроки |
1. | Введение. | 1 ч. | 04.09 |
Человек и общество (17 ч.) |
2. | Что такое общество. | 1 ч. | 08.09 |
3-4. | Общество как сложная система. | 2 ч. | 11.09, 15.09 |
5-6. | Динамика общественного развития. | 2 ч. | 18.09,22.09 |
7. | Социальная сущность человека. | 1 ч. | 25.09 |
8-9. | Деятельность – способ существования людей. | 2 ч. | 29.09, 02.10 |
10-12. | Познавательная деятельность. | 3 ч. | 06.10, 09.10,13.10 |
13. | Свобода и необходимость в деятельности человека. | 1 ч. | 16.10 |
14-15. | Современное общество. | 2 ч. | 20.10, 23.10 |
16. | Глобальная угроза международного терроризма. | 1 ч. | 27.10 |
17. | Контрольно-обобщающий урок по теме «Человек и общество» (КИМ №1) | 1 ч. | 30.10 |
18 | Анализ контрольной работы по теме «Человек и общество» | 1 ч. | 10.11 |
Общество как мир культуры (8 ч.) |
19. | Духовная культура личности и общества. | 1 ч. | 13.11 |
20. | Мораль. | 1 ч. | 17.11 |
21. | Наука и образование. | 1 ч. | 20.11 |
22. | Религия и религиозные организации. | 1 ч. | 24.11 |
23. | Искусство. | 1 ч. | 27.11 |
24. | Массовая культура. | 1 ч. | 01.12 |
25. | Контрольно-обобщающий урок по теме «Общество как мир культуры» (КИМ №2) | 1 ч. | 04.12 |
26. | Анализ контрольной работы по теме «Общество как мир культуры» | 1 ч. | 08.12 |
Правовое регулирование общественных отношений (38 ч.) |
27-28. | Современный подход к пониманию права. | 2 ч. | 11.12, 15.12 |
29-30. | Право в системе социальных норм. | 2 ч. | 18.12, 22.12 |
31-32. | Источники права. | 2 ч. | 25.12, 29.12 |
33-35. | Правоотношения. Правомерное поведение. | 3 ч. | 12.01, 15.01, 19.01 |
36-37. | Гражданин Российской Федерации. | 2 ч. | 22.01,26.01 |
38-40. | Гражданское право. | 3 ч. | 29.01,02.02,05.02 |
41-42. | Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | 2 ч. | 09.02, 12.02 |
43-45. | Правовые основы предпринимательской деятельности. | 3 ч. | 16.02,19.02,26.02 |
46-48. | Правовое регулирование занятости и трудоустройства. | 3 ч. | 02.03,05.03,09.03 |
49-51. | Семейное право. | 3 ч. | 12.03, 16.03,19.03 |
52-54. | Экологическое право. | 3 ч. | 23.03, 26.03,06.04 |
55-57. | Процессуальные отрасли права. | 3 ч. | 09.04,13.04,16.04 |
58-60 | Международная защита прав человека. | 3 ч. | 20.04, 23.04, 27.04 |
61. | Правовые основы антитеррористической политики России. | 1 ч. | 30.04 |
62. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Правовое регулирование общественных отношений» | 1 ч. | 04.05 |
63. | Контрольно-обобщающий урок по теме «Правовое регулирование общественных отношений» (КИМ №3) | 1 ч. | 07.05 |
64. | Анализ контрольной работы по теме «Правовое регулирование общественных отношений» | 1 ч. | 11.05 |
| Заключение. (4 ч.) | | |
65-66. | Человек в XXI веке. | 2 ч. | 14.05, 18.05 |
67-68. | Итоговое обобщение по курсу «Обществознание» | 2 ч. | 21.05, 25.05 |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материально-техническое обеспечение:
1. Компьютер/Ноутбук
2. Проектор
3. Экран
4. Интерактивная доска.
Учебно-методическое обеспечение:
1. «Обществознание. 10 класс». Л.Н.Боголюбов и др.; под редакцией Л.Н.Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой. – М.: «Просвещение», 2020 г.
2. Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс. Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Ю.И. Аверьянов – М.: «Просвещение», 2017 г.
3. Обществознание. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 10-11 классы. А. Ю. Лазебникова, Н. И. Городецкая, Е. Л. Рутковская . – М.: «Просвещение», 2019 г.
Дополнительная литература для учителя и обучающихся.
1.Обществознание. Справочник в схемах и таблицах. А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина, – М.: «Эксмо», 2015 г.
2. Обществознание. 100 самых важных тем. Г.Г. Дедурин. - Москва: Эксмо, 2014 г.
3. Обществознание в таблицах. 10-11 классы. Справочные материалы. П.А. Баранов. – М., АСТ Астрель, 2012 г.
4. - Конституция РФ, Федеральные законы РФ: Гражданский кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ.
Интернет-ресурсы
http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки;
http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;
http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);
http://www.probaege.edu.ru – Портал Единый экзамен;
http://www.school.edu.ru - Федеральный российский общеобразовательный портал
http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»
http://www.proshkolu.ru/ - школьный интернет-портал, предметные клубы учителей.
http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://ru.wikipedia.org/wiki - свободная энциклопедия
http://his.1september.ru/urok/index.php - Сайт "Я иду на урок истории и обществознания" создан на основе материалов журнала "История" издательского дома "Первое сентября"
http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»
КОНТРОРЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Приложение №1
Контрольная работа по теме «Человек и общество»
1. Запишите слово, пропущенное в таблице:
ТИП ОБЩЕСТВА | ОСНОВА ПРОИЗВОДСТВА |
... | Земля и ручной труд |
Индустриальное | Промышленное производство |
Постиндустриальное | Знания, информация |
2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представ-ленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
социальная революция | экономическая реформа | общественный прогресс |
социальная динамика | коренные преобразования | |
3. Ниже приведён ряд терминов. Всё они, за исключением двух, характеризуют традиционное общество. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) коллективизм | 2) секуляризация | 3) традиционализм |
4) сословия | 5) стабильность структуры | 6) промышленный переворот |
4. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) Духовные потребности человека связаны с его биологической сущностью.
2) Индивид — единичный представитель человечества.
3) К социальным потребностям относят потребности в пище, воде, воздухе и др.
4) Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.
5) Личность — совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.
5. Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества.
ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ | СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
А) государство Б) религия В) образование Г) производство Д) семья | 1) экономика 2) политика 3) духовная культура 4) социальные отношения |
6. Найдите в приведенном списке черты, присущие процессу модернизации. Запишите цифры, под которыми они указаны:
1) осуществление промышленного переворота
2) господство государства над обществом и общества над личностью
3) невысокий уровень социальной мобильности 4) формирование рыночного хозяйства
5) формирование гражданского общества
7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) постиндустриальное общество | 2) отношение | 3) традиционное общество |
4) эволюция | 5) революция | 6) подъем |
7) прогресс | 8) регресс | 9) простая форма |
8. Определение «форма совместной жизни и деятельности людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимодействия в целях удовлетворения потребностей; характеризуется устойчивостью, целостностью, динамизмом, наличием особых социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей» относится» …
1. к понятию «государство» 2. к понятию «общество» 3. к понятию «цивилизация»
9. Верны ли следующие суждения?
А. Начиная с определенного уровня развития производства общество избавляется от прямой зависимости от климатических факторов. Б. Влияние природных условий на жизнь общества является решающим и всегда будет таковым оставаться.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба ответа 4. Оба ответа не верны
10. Что из перечисленного можно отнести к противоречиям общественного прогресса?
1. Развитие производства ведет к появлению, как средств созидания, так и средств разрушения.
2. Развитие производства ведет к изменению социального статуса рабочего.
3. Развитие научных знаний приводит к изменению представлений человека о мире.
11. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в разных сферах жизни общества, называются ….
1. Социальным взаимодействием 2. Социальной системой 3. Общественными отношениями
12. Развитие общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию, называется ….
1. общественный прогресс 2.исторический процесс 3. Реформа 4. революция
13. Для цивилизационного подхода к общественному развитию характерно …
1. Утверждение о восхождении человечества по ступеням общественно-экономических формаций
2. Признание обусловленности всех явлений жизни общества ростом производства
3. Утверждение об отсутствии взаимовлияния культур отдельных народов
4. Изучение в первую очередь своеобразия пути, пройденного отдельными народами.
14. Представление о развитии общества как о движении по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла характерно для …
1. Философов эпохи просвещения 2. Приверженцев мировых религий
3. Представителей теории локальных цивилизаций 4. Античных философов
15. Соотношение сфер общественной жизни характеризуется …
1. Определяющей ролью социальной сферы 2. Господством экономической сферы
3. Независимостью сфер общественной жизни 4. Сложными взаимосвязями и взаимовлиянием всех сфер
16. Распределите нижеприведенные признаки в три группы:
А – признаки доиндустриального общества, Б – признаки индустриального общества,
В – признаки постиндустриального общества:
1. Основа производства – земля, сельскохозяйственный труд
2. Развитие крупной машинной промышленности 3. Преобладание ручного труда
4. Средняя продолжительность жизни 40-50 лет 5. Основа производства – знания, информация
6. Широкое применение машинной техники 7. Неграмотность большинства населения
8. Основной вид экспорта – средства производства 9. Основной вид экспорта – сырьё
10. Основной вид экспорта – интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения)
11. Средняя продолжительность жизни до 70 лет
12. Ведущую роль играет сфера услуг, наука, образование
13. Средняя продолжительность жизни свыше 70 лет 14. Непрерывное образование граждан
15. Решается задача преодоления неграмотности населения
17.Понятие «общество» не включает в себя положение …
1. Часть материального мира 2. Система 3. Природная среда обитания 4. Формы объединения людей
18. Решающую роль в развитии общества, согласно формационной теории развития общества, играют
1. Экономические отношения 3. Отдельные исторические личности
2. Духовные отношения 4. Все предыдущие суждения неверны
19. Цивилизация – это
1. социальная и культурная общность людей, которая опирается на единую систему основных духовных ценностей
2. социальная и культурная общность людей, которая опирается на обособление человека от природы
3. социальная и культурная общность людей, которая опирается на удовлетворение социальных потребностей человека
4. все суждения неверны
20. В формационной теории не употребляется термин
1. Базис 2. Надстройка 3. Способ производства 4. Культурно-исторический тип
21. Прочитайте текст и выполните задание.
Сфера материального производства является важнейшей (первой) всеобщей сферой жизнедеятельности общества как системы. Но как воплощение чувственно- практической деятельности людей она тесно связана со сферой теоретической деятельности (вторая всеобщая сфера), которая поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию. Это знание, разумеется, может приобретать самую разную форму — существовать в виде науки, магии, традиции, астрологии. В любом случае общество постоянно собирает информацию о внешней по отношению к нему среде, делая это профессией для определенного круга лиц — жрецов, деятелей церкви, ученых.
Третью всеобщую сферу жизни общества составляет деятельность людей по ценностному освоению действительности. Этим занимается, прежде всего, философия, искусство, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности. Любая осознанная, целенаправленная человеческая деятельность может достичь положительного результата для жизни общества, индивидуальной жизни, если человек имеет ценностные представления, которые будут вовлечены в его целенаправленную деятельность.
Помимо трех выделенных всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе, которые соответствуют трем сферам освоения ими внешней действительности, необходимо указать на существование еще одной всеобщей сферы — управления общественными процессами, то есть управления обществом как целостной саморазвивающейся системой. С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом. (...) И наконец, последняя всеобщая сфера жизнедеятельности людей — это собственно социальная сфера. Она в известной мере противостоит первым трем сферам и сфере управления обществом. В социальной сфере происходит потребление общественным человеком того, что создается в производственной сфере — в материальном производстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе с тем является и производством, воспроизводством человека как природного, социального и духовного существа.
Если бы все люди занимали абсолютно одинаковое положение с точки зрения их доступа к общественному богатству, то воспроизводство человека представляло бы собой в значительной мере управленческую, технологическую, но не политическую проблему. В реальной же жизни положение людей в обществе по способам присвоения (или освоения) накопленных обществом богатств сильно разнится между собой. Существование богатых и бедных, стариков и детей, одаренных природой и обойденных ею делает картину социального положения людей и социальных отношений чрезвычайно запутанной. Но в правильном и своевременном решении социальных проблем — ключ к нормальному функционированию и развитию общества как системы.
...Понимание специфики всеобщих сфер, и тем более их количества, может быть различным. Но главное здесь в другом. Обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливо или несправедливо устроенного и понимание того, что необходимо сделать для устранения существующей несправедливости,
(И.Т. Фролов)
Задание: Какие сферы жизнедеятельности людей в обществе называет автор?
22. Объясните, что имел ввиду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (В ответе приведите три суждения-объяснения)
Ответы на контрольную работу «Человек и общество»:
1. ТРАДИЦИОННОЕ – 1 балл
2. СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА – 1 балл
3. 26 – 1 балл
4. 245 – 2 балл
5. 23314 – 2 балла
6. 145 – 2 балл
7. 798261 – 2 балла
8. 2 – 1 балл
9. 1 – 1 балл
10. 1 – 1 балл
11. 3 – 1 балл
12. 1 – 1 балл
13. 4 – 1 балл
14. 3 – 1 балл
15. 4 – 1 балл
16. 13479 268111415 5101213 – 3 балла
17. 3 – 1 балл
18. 1 – 1 балл
19. 1 – 1 балл
20. 4 – 1 балл
21.Пояснения – 2 балла
- сфера материального производства
- сфера теоретической деятельности
- сфера деятельности людей по ценностному освоению действительности
- сфера управления общественными процессами
- социальная сфера
22. Пояснение – 2 балла
Правильный ответ должен содержать три суждения-объяснения.
Примеры.
1. Человек является биосоциальным существом и его формирование как личности возможно только в обществе людей.
2. Человек обладает мышлением, членораздельной речью, но получить и развить эти навыки он может только в обществе.
3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, творя "вторую природу" - культуру, но создание и познание культуры невозможно без участия других людей.
Могут быть приведены другие суждения-объяснения.
Оценка:
100-90% - «5» - 27-30 баллов
89-71% - «4» - 21-26 баллов
69-50% - «3» - 15-20 баллов
Менее 40% - «2» - менее 16 баллов
Приложение №2
Контрольная работа по теме «Общество как мир культуры»
Вариант 1
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Религия | Проявление мировоззренческих установок, переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное |
... | Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире |
2.Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Информационная | Позволяет накапливать и передавать социальный опыт от поколения к поколению |
... | Позволяет людям вступать в общение друг с другом |
3.Запишите слово, пропущенное в схеме.
4.Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
знания | мировоззрение | ценности |
установки | убеждения | |
5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) архитектура | 2) живопись | 3) театр | 4) кино |
5) мораль | 6) религия | 7) музыка | |
6.Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) высокая содержательная сложность | 2) демократизм |
3) ориентация на узкий круг ценителей | 4) широкая рекламная кампания |
5) соответствие изысканным вкусам | 6) безграничное самовыражение автора |
7.Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) авторство часто не определено | 2) носит преимущественно коммерческий характер |
3) не требует специальной подготовки для своего восприятия | 4) появилась раньше других форм культуры |
5) рассчитана на узкий круг ценителей | |
8.Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, произведения которой он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК | ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ |
А) образность Б) логическая целостность В) художественный язык Г) чувственно-эмоциональное отражение мира Д) обоснованность | 1) наука 2) искусство |
Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ | ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ |
А) показ многосерийного телевизионного фильма Б) проведение фестиваля фольклорных коллективов В) празднование масленицы Г) завершение экспедиции по записи обрядовых песен Д) концерт эстрадной музыки | 1) народная 2) массовая |
Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)
1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства.
2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным.
3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития.
4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития.
5) Все более очевидной становится ее социальная функция.
6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых.
11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что ___________ (А) всегда дают абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои ___________ (Б) на основе неоспоримых ___________ (В) и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность ___________ (Г) или ___________ (Д) назад. Однако состояние современной науки, так же как и ___________ (Е) наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) факты | 2) ошибка | 3) психика |
4) выводы | 5) науки | 6) контакты |
7) возврат | 8) личность | 9) история |
Прочитайте текст и выполните задания
Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределённо. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определённом ареале...
Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.
Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...
Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искажённой. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.
Приведите на основе текста любые три значения термина «культура».
Как, по мнению автора, связаны культура и деятельность? Покажите эту связь, обратившись к любым двум явлениям культуры, указанным в тексте.
Вариант 2
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИДЫ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
... | Ориентация на запросы широкого круга потребителей, коммерческий характер |
Элитарная | Принципиальная закрытость, духовный аристократизм |
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Области (сферы) духовной культуры | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
... | Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни |
Образование | Целенаправленный процесс обучения и воспитания |
Запишите слово, пропущенное в таблице в именительном падеже.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА | СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ |
Потребности в воспроизводстве рода | Институт семьи и брака |
Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения | Институт ... |
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
вера | догматы | заповеди | храмы |
религия | обряды | паства | |
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к высшим моральным ценностям. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) добро | 2) смысл жизни | 3) деньги |
4) свобода | 5) собственность | 6) счастье |
Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) установлены государством 2) выражаются в общественном мнении
3) обязательны для исполнения 4) регулируют общественные отношения с позиций добра и зла
5) дают большой простор для толкования 6) поддерживаются силой государственного принуждения
Найдите в приведённом ниже списке основные признаки мировых религий. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) большое число последователей во всем мире 2) основа религиозной жизни отдельных наций
3) проповедуют равенство всех людей 4) стремятся согласовать жизнь с религиозными нормами
5) вера в достоверность и истинность явлений, принимаемых без доказательств
6) носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств
Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ | ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ |
A) премьера телесериала Б) конкурс фольклорных коллективов B) празднование дня Ивана Купалы Г) скандал с участием поп-звезды Д) переиздание детектива-бестселлера | 1) массовая 2) народная |
Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ |
A) формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства Б) воспроизводство профессиональных кадров B) развитие умений, способностей, интересов Г) освоение научных знаний, приобретение опыта и навыков Д) трансляция и распространение культуры в обществе | 1) социальные 2) личностные |
Р. и М. являются прихожанами лютеранской церкви в г. Стокгольме. Они познакомились на службе, создали семью. Если у них в семье происходят какие-то размолвки, неприятности, они первым делом идут за советом к пастору. Они убеждены, что их толкование Святого Писания является единственно верным.
Выберите в приведенном ниже функции религии, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) мировоззренческая 2) компенсаторная 3) коммуникативная 4) эстетическая 5) хозяйственная
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы.
Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ___________ (А), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ___________ (Б).
Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций. Мировые религии, т. е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, ___________ (В), ___________ (Г).
Все религии можно также объединить в две большие группы ___________ (Д), т. е. признающие
существование единого Бога и ___________ (Е), признающие множество богов».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) монотеизм | 2) политеизм | 3) древность |
4) ислам | 5) культ | 6) буддизм |
7) индуизм | 8) суеверие | 9) конфуцианство |
Прочитайте текст и выполните задания
Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределённо. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определённом ареале...
Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.
Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...
Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искажённой. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.
1.Приведите на основе текста любые три значения термина «культура».
2.Как, по мнению автора, связаны культура и деятельность? Покажите эту связь, обратившись к любым двум явлениям культуры, указанным в тексте.
Ответы
№ п/п | 1 вариант | 2 вариант | 12 задание |
| наука | массовая | 1) под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, - но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: - Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Могут быть приведены и иные варианты, не искажающие смысла. 2) Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Могут быть приведены следующие явления: - Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. - культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. |
| коммуникативная | мораль |
| институты | образование |
| мировоззрение | религия |
| 56 | 35 |
| 1356 | 245 |
| 134 | 136 |
| 21221 | 12211 |
| 21112 | 11221 |
| 3456 | 123 |
11. | 541279 | 384612 |
Критерии оценивания: Задания 1-5 – оцениваются в 1 балл Задания 6-11 – в 2 балла Задание 12: 1-2 б, 2- 3 б. Максимальный балл:22 балла 22-20 – оценка «5» 19-16 – оценка «4» 15-10 – оценка «3» Менее 10 – оценка «2» |
Приложение №3
Контрольная работа по теме «Правовое регулирование общественных отношений»
1.Нормы семейного права применяются:
1) если необходимо определить размеры алиментов
2) если нарушены правила поведения в общественных местах
3) в случае забастовки шахтёров 4) в случае обмена жилой площади
2. Гражданской дееспособности гражданин может быть лишён:
1) местной администрацией 2)районным отделом внутренних дел
3)судом 4)психоневрологическим диспансером
3.Верны ли следующие суждения о праве?
А. Право — это совокупность всех правовых явлений, то есть правовая система.Б. Право — это система правовых (юридических) норм.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4.Установите соответствие между видами проступков и их примерами.
ПРИМЕРЫ ПРОСТУПКОВ
А) неисполнение договора аренды Б) несоблюдение правил дорожного движения В) оскорбление чести и достоинства человека Г) нарушение правил внутреннего трудового распорядка
Д) нарушение авторского права
ВИДЫ ПРОСТУПКОВ
1) административный 2) гражданско-правовой 3)дисциплинарный
5. Брачный договор не может
1)устанавливать права и обязанности супругов по взаимному содержанию
2)регулировать личные неимущественные отношения между супругами
3)устанавливать способы участия супругов в доходах друг друга
4)определять имущество, которое должно быть передано каждому из супругов при расторжении брака
6.Органом защиты прав человека, учреждённым Советом Европы, является
1)Комитет по правам человека 2)Европейский суд по правам человека
3)Экономический и социальный совет 4)Международный уголовный суд
7. Верны ли следующие суждения о трудовом договоре?
А. Трудовой договор может заключаться в устной форме.
Б. Расторжение трудового договора означает прекращение трудовых правоотношений.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
8.Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы
Лица, способствующие проведению уголовного процесса
Лицо Характеристика
Понятой Незаинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем,
следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также следствия, хода и результатов следственного действия
... Лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для
расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний
9. Гражданин Р. перед Новым годом срубил в лесу три ёлки, за что был задержан государственными лесными инспекторами. Выберите из приведённого ниже списка позиции, связанные с правовой оценкой данной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)дисциплинарная ответственность 2)гражданское право 3) штраф
4) административное право 5) преступление 6) проступок
10. Верны ли следующие суждения об уголовном процессе?
А. Главная задача уголовного процесса состоит в деятельности по расследованию и разрешению уголовных дел. Б. Уголовный процесс охватывает только судебное разбирательство.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Право собственности владение, ... ,распоряжение
12.Каждый гражданин РФ обладает активным избирательным правом
1) с 14 лет 2) С 16 лет 3) с 18 лет 4) с 20 лет
13.К административным правонарушениям относится
1) дезертирство 2) жестокое обращение с животными 3) мелкое хищение 4) мошенничество
14. Верны ли следующие суждения о личных правах и обязанностях супругов в РФ?
А. В РФ каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии.
Б. В РФ каждый из супругов не свободен в выборе мест пребывания и жительства.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
15. Установите соответствие между видами права и его отраслями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТРАСЛИ ПРАВА ВИДЫ ПРАВА
А) финансовое право 1) публичное
Б) трудовое право 2) частное
В) семейное право
Г) административное право
Д) уголовное право
16. Установите соответствие между видами нормативных правовых актов и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ВИДЫ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
А) Указ Президента РФ 1) законы
Б) локальный нормативный акт 2) подзаконные акты
В) Семейный кодекс РФ
Г) постановление Правительства РФ
Д) Уголовный кодекс РФ
17.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1)Обязывающая правовая норма ; 2) подотрасль права; 3) правовая норма локального действия; 4) отрасль права; 5) институт права.
18.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Судебное следствие; 2) прения сторон; 3) судебное разбирательство; 4) последнее слово подсудимого; 5) вынесение приговора.
19. Увольнение работника по инициативе администрации происходит в следующем случае
1) поступление работника в ВУЗ
2) сокращение численности работников
3) призыв работника на военную службу
4) вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к лишению свободы
20.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«По форме конституция — это всегда (А) государства, принимаемый___ (Б) (или специальной конституционной ассамблеей, или непосредственно голосованием народа). Конституция стоит на первом месте в___-(В) страны и содержит исходные начала национальной системы___(Г). Главные вопросы её
содержания — о власти, формах___(Д), положении личности, устройстве государства. Конституционные____(Е) являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на её территории иностранцев».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов: 1)норма 2) право 3) собственность 4) отрасль 5) документ 6) парламент
7) правосознание 8) законодательство 9) институт
Прочитайте текст и выполните задания
«Общество не может обойтись без социального регулирования, в системе которого праву принадлежит ведущая роль. Право — часть социального контроля, оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся на государственное обеспечение. Право как социальный институт — это способ регулирования поведения людей, мера их свободы, находящая своё выражение в системе общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством, регулирующих действия, поведение и отношения людей (их групп, государственных и общественных органов, организаций и учреждений) и обеспеченных государственным принуждением или его угрозой.
Общеобязательная системно-нормативная природа и сущность права предопределяют его первостепенную роль в социальном управлении общественной жизнью, где объектами и одновременно субъектами такого управления выступают как отдельные люди и их группы, так и социальные институты и организации. С тех пор как возникла политическая организация общества, именно праву принадлежит важнейшая роль в удержании людей от антисоциального поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во благо цивилизованного общества. Данное положение объективно отражает место и роль права в историческом развитии человечества и, понятно, не направлено ни на то, чтобы искусственно принизить значение морали и религии, обычаев и традиций в социальном контроле, ни на то, чтобы признавать любое право всегда и при всех условиях воплощением гуманизма и цивилизованности.
Спору нет — «закон» и «право» — тесно взаимосвязанные и взаимопроникающие понятия, которые неправомерно разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять» (Э. В. Тадевосян. Социология права как специфическая отрасль социологии )
21. Опираясь на текст, раскройте сущность права. Какие признаки отличают его от других социальных институтов?
22. Какова роль права, по мнению автора, в историческом развитии человечества? Объясните, чем данная роль обусловлена.
Ответы.
1 1; 2 3; 3 3; 4 21232; 5 2; 6 2; 7 2; 8 Свидетель; 9 346; 10 1; 11 Пользование; 12 3; 13 3; 14 1; 15 12211;
16 22121; 17 4; 18 3; 19 2; 20 568231; 21 Право — часть социального контроля, оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся на государственное обеспечение. К признакам, отличающим право от других социальных институтов, можно отнести следующие: право регулирует поведение людей; право находит своё выражение в системе общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; право обеспечивается государственным принуждением или его угрозой; 22. По мнению автора, роль права в историческом развитии человечества заключается в удержании людей от антисоциального поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во благо общества. Данная роль обусловлена общеобязательной системно-нормативной природой и сущностью права
Критерии оценивания: Задания 1-3, 5-8, 10-14, 17-19 – оцениваются в 1 балл,
Задания 4, 9,15,16, 20-22 – в 2 балла.
Максимальный балл: 29
29- 26 – оценка «5» 25-21 – оценка «4» 20-14 – оценка «3» Менее 14 – оценка «2»
Приложение №4
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Влияние межнациональных отношений на развитие российской государственности.
Влияние национальных и религиозных традиций на образ жизни.
Герб, гимн, флаг – как символы объединения общества (на примере символики России).
Государственная власть в истории России.
Доблесть и честь русского воинства.
Информационное общество и эволюция человеческих потребностей.
История появления Конституции РФ.
Конфессии в России.
Международный терроризм – глобальная проблема современности.
Мое здоровье принадлежит только мне.
Мои права. Мои обязанности. (Изучая Конституцию РФ).
Органы местного самоуправления в моём регионе.
Основные направления политики государства в области культуры.
Основные направления социальной политики российского государства.
Подростковая преступность.
Самые вредные достижения цивилизации.
Социальная сеть как основа современной социальной структуры.
Ценности здорового образа жизни в молодежной среде.
Этнические и религиозные особенности в формировании здорового образа жизни.
«Решение социальных проблем: возможности района».
Интересы нового поколения.
Проблемы молодёжи в современном обществе.
Религиозные организации и объединения в РФ.
Право человека на благоприятную окружающую среду.
«Конвенция о правах ребенка» на защите детства.
Меры государства по борьбе с безработицей.
Нации и межнациональные отношения.
Гражданин – свобода и ответственность.
Права несовершеннолетних.
Права ребенка в семье.